Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания

Курсовая работа

Заикание — это одно из распространенных системных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание, ограничивая коммуникативные возможности ребенка, нередко искажает его психическое развитие, тем самым, препятствуя формированию многих личностных характеристик, затрудняет его социальную адаптацию (И.Ю.Абелева, Л.З.Арутюнян-Андронова, К.-П.Беккер, Л.И.Белякова, Н.И.Жинкин, С.С.Ляпидевский, Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, И.А.Сикорский, Н.П.Тяпугин, В.М.Шкловский и др.).

У всех заикающихся имеются трудности в процессе оформления развернутого связного речевого высказывания, наблюдаются нарушения связности текста, синтаксически и логически незавершенные фразы, продолжительные речевые паузы и обилие эмболофразий, совпадающие с поиском нужного слова [И.К.Абелева, Г.И.Ангушев, Л.И.Белякова, Э.Р.Саитбаева, В.Матанова и др.].

Заикание до последнего времени остается актуальной проблемой

коррекционной педагогики, клинической психологии, психиатрии и, несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, остается недостаточно разработанной, что естественно не

может не сказаться отрицательно на эффективности существующих коррекционных приемов и методик. В настоящее время имеется ряд работ, посвященных системному комплексному подходу к решению проблемы заикания с учетом психомоторной и мыслительной деятельности и других компонентов речевого общения [Л.З.Арутюнян-Андронова, Н.А.Власова, Ю.Б.Некрасова, Г.Д.Неткачев, В.И.Селиверстов]. Авторы данных исследований четко определяют структуру дефекта, диагностику, критерии и пути коррекционного воздействия. Другие работы выполнены преимущественно в «поперечном срезе», то есть исследования касались отдельных возрастных групп заикающихся [Н.М.Асатиани, В.В.Ашкинадзе, Л.И.Белякова и др.].

Изучение содержания коррекционной работы по преодолению заикания показывает, что комплексное решение рассматриваемых вопросов не возможно без «продольного сравнительно-возрастного изучения» механизмов дизонтогенеза всех компонентов общения: речи, мышления, деятельности, личности. В частности, это касается механизмов общения, участвующих в патогенезе заикания [В.В.Ковалев, Г.Е.Сухарева, К.Х.Ушаков, О.Н.Усанова, Ю.С.Шевченко] и первосигнальных, моторных актов по Л.С.Выготскому, которые, в индивидуальном развитии начинаются с подчинения ребенком своих моторных реакций, словесно сформулированным требованиям окружающих. Само невербальное поведение человека можно определить как внешне фиксируемые признаки моторики, прямо не связанные с контекстом поведения [M.Argyle, R.Hinde]. В работах А.К.Байбурина, V.Grant, A.H.Esser, VJohst показано, что формирование иерархически сложноорганизованной системы невербального поведения идет от элементарных к более сложным системам (поза, мимика, жест, интонация) под влиянием воспитания, преемственности, национального окружения, физических факторов среды, мотивации.

15 стр., 7197 слов

Логопедические технологии формирования интонационной стороны ...

... В настоящее время сфера выразительности речи в изучении заикания остается недостаточно разработанной. Экспериментальных данных о мелодике и темпе ... а также экспрессий и эмоций [6]. Л.З. Андронова указывает, что интонация - звуковая форма высказывания, система ... активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и ...

Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт межчеловеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различного характера взаимодействующие коллективы.

Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условием достижения игровой цели. На основе именно такого подхода к ее использованию строится методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

Не изучены условия оптимального использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания, которые оказывают огромное влияние на совершенствование речевой деятельности и психического развития ребенка. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что накопление сведений о вербальных средствах общения и их значении в психических процессах, их взаимосвязи в онтогенезе детей с заиканием способствует совершенствованию диагностики, уточнению представлений о специфике системы коррекции речевой патологии. Это позволяет наполнить актуальным содержанием программный материал по развитию и исправлению речи, что улучшает качество логопедической работы с детьми данной категории.

Актуальность этих вопросов и их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили нам определить тему исследования: «Использование игры в логопедической работе с заикающимися дошкольниками».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной системы комплексной коррекционной работы с заикающимися дошкольниками при помощи использования игры – как ведущей деятельности на данном возрастном этапе.

4 стр., 1646 слов

Заикание у детей дошкольного возраста

... что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период ... степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство ... центральной нервной системы ребенка. У некоторой части заикающихся в работе головного мозга ... характера. 5. Генетический фактор. По-видимому, по наследству передается определенная слабость ...

Объект исследования — заикающиеся дети дошкольного возраста.

Предмет исследования — процесс формирования вербальных средств общения.

В основу исследования была положена гипотеза: если в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками оптимально использовать игры и игровые приемы, то можно максимально улучшить состояние вербальных средств общения данной категории детей.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

— выполнить теоретический анализ исследования по устранению заикания при помощи игры и игровых приемов коррекции;

— выявить особенности развития и взаимодействия вербальных средств общения у заикающихся дошкольников;

— выявить ведущие патогенные факторы, влияющие на развитие и динамику личностных механизмов при заикании;

  • разработать и апробировать систему коррекционных мероприятий с заикающимися дошкольниками.

Теоретико- методологической базой

— Учение Л.С.Выготского о компенсаторных возможностях детского организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нем, о зонах актуального и ближайшего развития;

— концепция комплексного и целостного подхода к изучению аномального ребенка (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);

— концептуальные идеи о роли помощи взрослого в раскрытии потенциальных возможностей ребенка, его «обучаемости» (Т.В.Егорова, А.Я.Иванова, Н.Ю.Борякова, М.С.Певзнер, В.И.Лубовский);

— концепция деятельностного подхода в развитии личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Г.И.Железовская, Л.Н.Леонтьев, Г.И.Щукина).

Методы исследования были подобраны с учетом специфики предмета и объекта изучения, соответствовали гипотезе, цели и задачам работы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования;

— психолого-лингвистическая диагностика параметров развития невербально-вербальных средств общения;

— психолого-педагогическое исследование мотивационной готовности заикающихся к коррекционным занятиям;

  • исследование готовности родителей к участию в коррекционной работе;
  • количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость, Экспериментальная база исследования:, Этапы исследования.

На первом, предварительном этапе (2007 — 2008гг.), нами было изучено состояние проблемы в теории и практике специального образования, в междисциплинарном контексте, разработаны отдельные фрагменты и процедуры системы обследования речи детей с нарушением темпо-ритмического оформления речи судорожного характера, определена программа дальнейшего исследования.

22 стр., 10632 слов

Исследование конфликтности личности

... 5. Сотрудничество 2. Исследование конфликтности личности Актуальность исследования В наше время одна из основных проблем взаимоотношений между людьми заключается в повышенной конфликтности у детей и взрослых. Это ... или Розенцвейга) 3) По поведению в конфликте: Стратегии поведения в конфликте Томаса 3. Описание исследования, результаты Определение ведущего полушария мозга Оборудование: карточки со ...

На втором, основном этапе (2008 -2009гг), были обозначены и уточнены предмет, объект, задачи исследования, проведена разноплановая опытно-экспериментальная работа на базе специального логопедического детского сада № 8 города Тараза. по апробированию и отработке коррекционно-диагностических методик по развитию речи у детей с заиканием дошкольного возраста, был собран материал по проблеме исследования.

На третьем, заключительном этапе (2009 г), осуществлена обработка полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, в том числе, с использованием статистических методов и компьютерных технологий, корректировка коррекционно-диагностических методик по формированию вербальных и невербальных средств общения у детей с заиканием дошкольного возраста, адаптация в среде специалистов-дефектологов вышеназванных коррекционно-диагностических методик.

Структура и объем дипломной работы.

1 Теоретические основы использования игровой деятельности дошкольников при коррекции заикания

1.1 Проявления заикания у детей дошкольного возраста

Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его рассматривают в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это не редко приводит к ее деформации.

Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений, проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми. У одних заикающихся общественные отношения нарушены в силу развившегося заикания, у других – даже не сформированы. Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии личности заикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном то замедленном, то ускоренном развитии отдельных сторон личности. Поэтому следует говорить о заикании как сложном симптомокомплексе дизонтогенеза.

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевых нарушений. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились.

Легкая степень