Курсовая работа конвенция о правах ребенка

Курсовая работа

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и тре­бований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осоз­нание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными ин­ститутами — все это называется процессом правовой социализа­ции. Человек не рождается гражданином, он им становится в ре­зультате длительного взаимодействия с окружающей средой.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые эле­менты правовой культуры. Он включается в правоподобную дея­тельность, приобретает навыки и усваивает стандарты норматив­но-оценочного поведения, получает первые юридические представ­ления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и при­митивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения дея­тельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания.

^

Общая стратегия законодательных актов заложена в Консти­туции Российской Федерации, где записано, что семья, материнст­во и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормаль­ного развития, воспитания и образования детей. Конституция обя­зывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется об­щее бесплатное образование. Это соответствует международно-правовым актам в сфере защиты прав человека и, в частности, Конвенции о правах ребенка (1989) 5.

С соответствии с международными правовыми актами о материн­стве и детстве, ратифицированными Россией, впервые разработана федеральная программа «Дети России» (1993).

Позже она получила статус президентской, что определило ее приоритетное значение. Основное направление программы — профилактика социального не­благополучия детей. В состав программы «Дети России» входит ряд целевых программ. Вот названия не­которых из них: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Безопасное материнство», «Одаренные дети», «Развитие ин­дустрии детского питания», «Планирование семьи» и др. 5.

4 стр., 1973 слов

Правовые основы и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

... Основы права», «Право социального обеспечения», «Социальная работа». Общие теоретические положения могут оказаться полезными для студентов при написании различных исследовательских работ, которые связаны с проблемами правового регулирования социального обслуживания ... и ответственность в области социального обслуживания пожилых людей и инвалидов не только в плане перспектив развития, но и в целях ...

В декабре 1995 г. в России введен в действие «Семейный кодекс Российской Федерации», в котором принципы семейного законода­тельства согласованы с основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка. Кодекс представляет собой результат масштабной работы по созданию новых прогрессивных правовых норм регулирования внутрисемейных отношений, которые должны составить важнейшую часть законодательства о семье. Впервые в ныне действующем Семейном ко­дексе ребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Основной принцип отече­ственного законодательства — приоритет семейного воспитания де­тей, защита их прав и интересов. Кодекс построен на принципе ува­жения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери. Это значит, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто не имеет преимуществ друг перед другом. Для обо­их родителей введен принцип общей и одинаковой ответственности за воспитание и развитие ребенка. При расторжении брака роди­тельские права и обязанности сохраняются. Материальное содержа­ние детей до их совершеннолетия (а нетрудоспособных и далее) — мо­ральный долг родителей, необходимая предпосылка иных родитель­ских прав и обязанностей 1.

Обеспечение интересов детей является предметом особой заботы родителей. Способы воспитания детей в соответствии с законода­тельством должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. В кодексе определены основания для лишения и ограничения родительских прав отцов и матерей (уклонение от ма­териального содержания и воспитания детей, жестокое обращение с ними, антиобщественное поведение, тяжелые психические заболева­ния родителей, их аморальное влияние на детей)

Специальная глава Семейного кодекса РФ «Права несовершен­нолетних детей» устанавливает, согласно требованиям Конвенции о правах ребенка, право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совмест­ное с ними проживание, за исключением случаев, когда это проти­воречит его интересам. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Определены права ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, на защиту его интере­сов в случае ненадлежащего с ним обращения. Расторжение брака родителей, признание его недействительности или раздельное про­живание родителей не влияют на права ребенка 1.

В Семейном кодексе особо записаны права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанав­ливает процедурное выявление и устройство таких детей, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей — при­емную семью. Сохранены и другие формы устройства детей, ос­тавшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечи­тельский надзор, воспитание в интернатном учреждении (дом ре­бенка, детский дом, школа-интернат) 2.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Правовые вопросы образования детей, в том числе образования в семье, отражены в Законе РФ «Об образовании» (1992).

5 стр., 2239 слов

Правовое регулирование и формы воспитания детей, оставшихся без родителей

... 2 ст. 145 Семейного Ко­декса). Опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекуны являются представителями подопеч­ных в силу закона и совершают от их ... определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, учитывая его мнение и желание. Опекун с учетом мнения ре­бенка имеет право выбора образовательного учреж­дения и формы обучения. Он ...

В Законе закреплено право семьи выбирать форму образо­вания для своих детей. Образование в семье признано одной из форм получения всех ступеней начального, основного или общего образования. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по до­говору родителей со школой 1.

Уважение прав ребенка на свободу совести и религии и уваже­ние прав родителей руководить ребенком в осуществлении им это­го права определены федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997).

Запрещается вовлечение мало­летних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей (лиц, их заме­няющих).

Отдельные нормы, регулирующие различные стороны жизне­деятельности детей, содержатся во многих законода­тельных отраслевых актах: в законах о труде, об охране здоровья, о пенсиях и пособиях, в Жилищном, Гражданском и иных, даже Уго­ловном, кодексах РФ. Такая разобщенность правовых и матери­альных проблем детей приводит к упущениям в сфере их защиты и поддержки 3.

^

Конвенция отлат. Conventio — договор, соглашение

Конвенция — договор экономического характера, соглашение фирм, организаций, стран по урегулированию проблем распределения заказов, производства, сбыта и т.д.

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года. К десятой годовщине принятия Конвенции (ноябрь 1999 года) она была ратифицирована всеми странами мира, кроме двух — Сомали и США. Принятие Конвенции стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Конвенция — это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Эти обязательства могут быть прямыми, например, предоставление возможности для образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, либо косвенными, когда они позволяют родителям, другим членам семьи или опекунам выполнять обязанности воспитателей и защитников 4.

Конвенция ставит ребенка на центральное место в доме, в общине и в обществе и исходит из того, что реализовывать основные права ребенка необходимо в комплексе, не отделяя одно «более важное» на первый взгляд право от других.

Конвенция охватывает широкую гамму прав человека. Традиционно права классифицировались как гражданские и политические, с одной стороны, и экономические, социальные и культурные, с другой. Весь смысл Конвенции — подчеркнуть, что все права взаимно дополняют друг друга, обеспечивая то, что ЮНИСЕФ называет «выживанием и развитием» детей. Было сочтено полезным сгруппировать всю гамму прав, охватываемых Конвенцией, в три категории: обеспечение, защита и участие. Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и кончая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в решениях, касающихся их жизни, и на участие в жизни общины. Конвенция базируется на четырех общих принципах:

5 стр., 2225 слов

Родители и дети: права и обязанности

... потенциал развития. Для наглядности составим таблицу из отмеченных ключевых моментов. РОДИТЕЛИ Права Обязанности 1. Произвести детей. 2. Создать среду. 3. Выбрать метод воспитания. 4. Задать ... родители реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить. Соответственно праву ...

  • предотвращение дискриминации;

  • наилучшие интересы ребенка;

  • право на жизнь, выживание и развитие

  • участие детей в принятии решений, информирование детей об их правах.

Очень важно подчеркнуть, что конвенция подразумевает, что ребенком является человек, не достигший 18 лет (статья 1).

Часто взрослые подростков воспринимают как не совсем детей. Конечно, подросток заявляет свою взрослость, отстаивает свое право принимать самостоятельные решения. Очень важно дать возможность подростку учиться принимать решения и нести за них ответственность, уважать его самостоятельность. Юридически подросток остается ребенком, он нуждается в защите своих прав со стороны родителей и государства. Часто именно подростки оказываются очень незащищенными в области социальных, духовных прав, права на здоровье 2.

Конвенция является революционным по своей сути документом. Она определила основные права детей, обязала государства, ее подписавшие, обеспечить законодательную гарантию прав детей. Конвенция, таким образом, не является документом прямого действия, на нее сложно ссылаться в суде. Однако именно она показывает, к чему стремятся люди планеты в защите детей.

Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права 2.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И это актуально для нашего государства, в котором проживает более 32 миллионов детей.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

  • признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;

  • приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Конвенция констатирует, что свобода, необходимая ребенку для развития своих моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня медицинского обслуживания, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и предоставления этого в приоритетном порядке всегда, независимо от состояния развития государства 2.

Конвенция — это документ высокого социально-нравственною значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на примате общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении лискримииации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях 5.

13 стр., 6272 слов

Интеллектуальная деятельность и права на ее результаты

... интеллектуальной деятельности и охарактеризовать интеллектуальную собственность как ее непосредственный результат. Данная цель решается посредством следующих задач: исследовать нормативное закрепление интеллектуальной собственности; охарактеризовать понятие интеллектуальной собственности как результата интеллектуальной деятельности: ... прав по сравнению со Всемирной конвенцией, и к Конвенции ...

В Конвенции нет статей основных и второстепенных, каждая статья – главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты. Для более глубокого осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп:

1) личные (гражданские) права детей:

  • неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6);

  • на регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу (ст. 7);

  • на сохранение своей индивидуальности (ст. 8);

  • на поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними (ст. 9—10);

  • на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12);

  • на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16);

  • на защиту от всех форм физического и психологическою насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения (ст. 19, 33, 34, 35. 37);

  • на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, пи пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37);

  • на защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15-летнего возраста, в прямых боевых действиях;

  • ребенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40);

2) социальные права ребенка:

  • на особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст. 20);
  • на пользование нартболее совершенными услугами системы здравоохранения средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24);
  • на полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст.

23);

10 стр., 4915 слов

Теория государства и права. Правовой статус личности

... механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность. Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, ...

  • на пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26);
  • на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовною, нравственного и социального развития (ст.

27).

в) политические права;

  • на свободу мысли, совести и религии (ст. 14);
  • на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний;
  • на знание своих прав, изложенных в конвенции.

г) права ребенка на образование и культуру;

  • на свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13);
  • на доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников (ст. 17);
  • на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28);
  • на пользование культурой, исповедание своей религии и исполнение ее обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст.

30);

  • на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31).

д) права детей на защиту в экстремальной ситуации.

Права и обязанности ребенка с рождения:

  • родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. На имя ребенка может быть открыт счет в банке. Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли;
  • трехлетний гражданин вправе посещать детский сад;
  • шестилетний гражданин вправе посещать школу;
  • самостоятельно заключать мелкие оптовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения;
  • восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения;
  • десятилетний гражданин имеет право давать свое согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;
  • согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;
  • выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
  • вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства 2.

Каждые пять лет государства-участники готовят доклад о шагах по внедрению Конвенции в местное законодательство. Доклады оцениваются и обобщаются Комитетом по правам ребенка, который состоит из 10 независимых, избираемых на 4 года экспертов. Именно Комитет определяет, есть ли в странах прогресс с внедрением Конвенции и что нужно делать в интересах детей, живущих в каждой стране.

4 стр., 1920 слов

Гарантии прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации

... гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности. ... Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и ... гаранта прав и свобод человека и гражданина. Как уже отмечалось выше, суд не охраняет право. ...

И Декларация Объединенных Наций по правам ребенка 1959 года, и Конвенция о правах ребенка 1989 года подчеркивают всемирную обеспокоенность здоровьем и благополучием детей. Дети имеют право расти в атмосфере, наиболее благоприятной для здоровья. Правительства ответственны за внедрение соответствующей политики. Для того чтобы все дети могли достичь по возможности наивысшего уровня здоровья и пользоваться наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, в статье 24 предусмотрены практические шаги, которые должны предпринять страны после подписания и ратификации Конвенции. В частности, страны обязуются сокращать детскую смертность, развивать первичную медико-санитарную помощь, бороться с болезнями и недостаточной массой тела, обеспечивать дородовый и послеродовой уход, распространять информацию, касающуюся здоровья, и развивать профилактические службы.

Такое понимания базового права ребенка на здоровье включает в себя программы вакцинации, доступа детей к современному медицинскому оборудованию и обслуживанию, программы по пропаганде грудного вскармливания и многое другое 5.

Мы воспринимаем обыденно и привычно связку таких понятий, как здоровье и врач. Несмотря на то, что в системе лечебных учреждений производится также и профилактика, врач все-таки имеет прямое отношение не к здоровью, а к болезни, ее лечению. От чего зависит здоровье человека в первую очередь? Медики определяют несколько главных факторов: наследственность, качество медицинского обслуживания, образ жизни, факторы внешней среды. Качество и своевременность медицинского обслуживания обеспечивает около 10 – 15 % реального здоровья человека, столько же зависит от наследственности. Факторы внешней среды (качество воздуха, питьевой воды, пищи) – важные. Однако заметно, что в одних и тех же условиях некоторые люди часто болеют, а другие редко. Оказывается, решающим фактором здоровья человека является образ жизни (он обеспечивает до 60 % здоровья).

Под ним мы понимаем и режим, и характер питания, и занятия физкультурой, и водные процедуры, и, что очень важно, отсутствие потребления таких вредных веществ как алкоголь, табак, наркотики. Образ жизни, казалось бы, легче всего поменять, ведь он зависит только от нас. Но из года в год повторяется установившаяся ежедневная практика жизни. И становится очевидным, что за здоровье человека отвечает не врач, а сам человек. А на образ жизни ребенка больше всего влияют его родители 5.

Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств 4.

Заключение

Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копи­рует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориен­тации. При положительном эмоциональном отношении к родите­лям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содер­жание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлени­ям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимают­ся и те нравственно-правовые ценности, носителем которых явля­ется тот или иной человек (мать, отец, учитель).

6 стр., 2927 слов

Социальные аспекты здоровья и здоровый образ жизни

... детей, проживающих на загрязненных территориях около 400 6. Заключение. Большая часть населения не задумывается о социальной природе происхождения тех или иных заболеваний. Социум осведомлен о здоровом образе жизни, ... аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности. Решение вопросов здоровья ...

Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.

При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-пра­вовых ценностей, носителями которых они являются. В последую­щем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравст­венным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.

В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-пра­вовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедли­вости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают «разби­раться» в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к од­ним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчи­няться независимо от того, нравится это им или нет.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/konventsiya-o-pravah-rebenka/

1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

2. Права ребенка. Основные международные документы. — М.: Политическое издательство Россия, 2002

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — 3-е изд. — М.: Школа – Пресс, 2000 — 512с.

4. Шерстобитов А.Ю. Правовая психология. – Калининград: АУЛ- Пресс, 2003. – 487 с.

5. Я имею право. Пособие для классного руководителя. – М.: Просвещение, 2008. – 276 с.

23 стр., 11171 слов

Педагогический такт учителя

... в конкретной ситуации. Целью нашего исследования является педагогический такт учителя как необходимое качество педагога для достижения высокого ... представления, чувства, переживания. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же ... в огне действенной любви к детям. Сердечность, безоговорочная любовь к детям были самыми примечательными чертами известного ...