Психологический анализ коммуникативной компетентности личности

Курсовая работа

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности человека. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как общественного человека, невозможен без общения. Одновременно общение есть необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу, таким образом можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна без общения.

Так или иначе, но по существу невозможно исследовать развитие и функционирование человеческого общества, взаимоотношения личности и общества, не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя его конкретных форм и функций. Параллельно с проблемой общения в психологии проходит проблема коммуникативной компетентности, которая будет рассмотрена в данной работе.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые: Е.В. Руденский, А.А. Леонтьев, О.И. Даниленко, Л.Л. Коломинский и др.

Коммуникативные способности формируются и развиваются в процессе общения и взаимодействия человека друг с другом. Специальных программ общения не существует, или каких либо методик, курсов и тому подобное. А жаль, ведь многие люди не умеют общаться. В связи с этим в науке наблюдаются тенденции рассмотрения проблемы коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность — сложное понятие, которое нужно изучать детально, чтобы понять его структуру.

Сегодня, в условиях понижения общей культуры общества и общего повышения уровня конфликтогенности и других его проблем, тему коммуникативной компетентности можно считать довольно актуальной. Особенно актуальной в рамках школьного обучения. В раннем детстве формируются навыки общения, в младших классах они дополняются и закрепляются, а в старших классах обретают стабильность.

У некоторых людей в нашем обществе вообще отсутствует коммуникативная компетентность. Нет, общаться то они умеют, но это общение нельзя сопоставить с понятием коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность, по мнению Н.Н.Обозова*, в своей основе может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных взаимоотношений и условий социальной среды. Коммуникативную компетентность нельзя считать константной личностной характеристикой и представлять ее как замкнутый индивидуальный опыт. Коммуникативная компетентность возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в ее развитии и поливариативном изменении.

3 стр., 1277 слов

Приёмы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров

... общении”. Глава 1. Исследование проблемы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров. 1.1.Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми ... работы выделить основные психологические средства, позволяющие обеспечить эффективность общения. Предметом, Объектом -, Цель работы ... разные приемы самоподачи ...

Объектом данной исследовательской работы является коммуникативная характеристика процесса общения.

Предмет : коммуникативная компетентность личности.

Цель : Проанализировать понятие коммуникативная компетентность личности и дать характеристику ее структуры и основных компонентов.

Для того чтобы достичь цели, необходимо решить следующие задачи :

1) Проанализировать понятие общение и основные подходы к его изучению.

Обозов Н.Н. — психолог-практик, совместно с другими учеными занимался разработкой проблемы коммуникативной компетентности.

2) Определить понятие, структуру и значение коммуникативной компетентности личности.

3) Выявить факторы развития коммуникативной компетентности личности и пути ее формирования.

4) Подобрать диагностические методики для оценки коммуникативной компетентности.

Методологическую основу исследования составляют:

  • принцип единства сознания и деятельности (А.А.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)
  • принцип системного анализа основных категорий психологии (Б.Ф.

Ломов, Л.С. Выготский и др.)

— основные концептуальные подходы к изучению проблемы общения и коммуникативной компетентности (Е.В. Руденский, А.А.Леонтьев, Л.А. Венгер и т.д.)

Глава 1. Теоретико-методологический анализ категории общения в психологии

1.1 Общая характеристика понятия общение

Человек живет и действует не в одиночку. Он член общества и постоянно общается с другими людьми. Общение — один из основных видов деятельности, свойственных человеку.

Деятельность общения осуществляется в прямой форме, когда мы обмениваемся мыслями и чувствами с другими людьми, устанавливаем с ними определенные взаимоотношения. Но она может осуществляться и в косвенной, завуалированной форме: совершая действия с вещами, человек влияет на людей. Так, старательно выполняя домашнее задание, учащийся приобретает авторитет в группе или получает одобрение со стороны преподавателя.

Общение — важная сторона и условие успешного выполнения деятельности даже в том случае, когда смысл деятельности состоит не в общении, а в приобретении знаний или получении определенного практического результата. Мы делим между собой работу, помогаем друг другу при возникновении затруднений, сообща оцениваем достигнутое.

В общении участвуют те же психические явления, что и в любой другой деятельности, но здесь они принимают особую форму. Это — представления о людях, понимание их действий и намерений, чувства, связывающие нас с другими людьми и вызываемые их поступками.

Только в общении с другими людьми, в обществе, возможно, приобрести человеческую психику. Науке известно несколько случаев, когда дети, имея нормальный мозг и сохранные органы чувств, вырастали вне общения с другими людьми. Один из таких случаев произошел в начале нашего века в Индии. Рид Сингх нашел в норе волчицы двух девочек восьми и полутора лет, которых потом назвали Камалой и Амалой. Они, по-видимому, долго воспитывались волчицей и обнаруживали все волчьи повадки: бегали на четвереньках, огрызались, выли по ночам. Попав к людям, младшая девочка скоро умерла, а старшая прожила девять лет, но за это время так и не сумела как следует овладеть речью (выучила всего около 40 слов) и научилась выполнять только простейшие бытовые действия. Другие случаи с детьми, выросшими среди животных, сходны с этим. У детей, живущих среди животных, конечно, развиваются психические явления, но свойственные не людям, а тем животным, среди которых они растут.

9 стр., 4181 слов

"Речевой этикет и культура общения делового человека"

... речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события. национального речевого этикета Речевой этикет современности В современном мире, и тем более в городской культуре постиндустриального и информационного общества, понятие культуры речевого общения ... организациях, в коллективах заводов и фабрик. Речевой этикет в деловом общении Рост интереса к иностранному ...

Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера, есть общение.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

вербальное

Наконец, в игровой деятельности взаимодействие играющих происходит на вербальном уровне, когда они договариваются о распределении ролей, а затем на аффективном уровне, когда они изображают эмоциональные и личностные особенности ролевых героев.

Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планирование, осуществление и контроль.

Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека.

Общение может обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован. Здесь общение выступает для человека как исключительная ценность.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов:

  • коммуникативное (обмен информацией между участниками совместной деятельности)
  • интерактивное (обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками)
  • перцептивное (восприятие общающимися друг друга)

Общение может быть вербальным и невербальным. Может быть личностным, интимно-личностным, деловым и т.п. Таким образом, общение имеет ряд различных характеристик, которые можно рассматривать до бесконечности, что было бы лишним для данной исследовательской работы. Поэтому сегодня мы затронем одну из самых важных сторон общения — коммуникативную.

1.2 Характеристика основных подходов к анализу понятие общения

Категория «общение» является базовой для социально психологической теории. Есть множество подходов к обоснованию этого положения. Нас же интересует категория «общение» в плане показа общения как источника и основы социальной психики. С этих позиций рассмотрим общение только на базе сложившихся в отечественной литературе подходов.

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями.

Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

6 стр., 2901 слов

Роль общения в жизни человека

... и поделиться своим. Общение в жизни человека отличает его от других биологических существ на этой планете. Зачем нужно общение? Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, ...

Общение — сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

Анализируя научную литературу, Л. П. Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения:

1)информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой);

7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение». Так, А. С. Золотнякова понимала общение как социально — и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение она видела как процесс передачи нормативных ценностей.

Вместе с тем она подавала «общение» как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для нее общение было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.

А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

Психологи определяют общение как «атрибут деятельности и как не детерминированное деятельностью свободное общение».

Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» рассматривают общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение как процесс взаимодействия гораздо шире: «общение внутри групп межгрупповое, в коллективе — межколлективное». Но «только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом» реализуется потребность личности в общении.

2 стр., 884 слов

Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе ...

... в свободной музыкальной деятельности. Это активизирует детей, вовлекает в творческий процесс даже робких и неуверенных в себе, формирует коммуникативные навыки общения, а мне дает возможность направлять и корректировать ... навыков – путь к выразительному исполнению, развитию слуха и голоса. Поэтому, знакомя детей с новой песней, стараюсь вызвать к ней интерес, исполняю ее выразительно. При ...

А. А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».

Позицию А. А. Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В. Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».

Точка зрения А. А. Леонтьева на «общение как вид деятельности» и на «общение как взаимодействие», которые, в свою очередь, рассматриваются как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Л. И. Анцыферовой и Л. С. Выготского, еще в 30-е годы пришедшего к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение.

Проблему общения исследовали и философы. Так, Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта». В.С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками». «С философской точки зрения, — пишет В. М. Соковин, — общение — это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».

Из выше сказанного нами следует, что из этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик интерес ученых к феномену общения.

Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главные:

  • общение — вид самостоятельной человеческой деятельности;

общение — атрибут других видов человеческой деятельности

общение — взаимодействие субъектов.

Глава 2. Коммуникативная компетентность личности

2.1 Общая характеристика коммуникативной стороны общения

Коммуникация — это процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя определенное воздействие, передает то или иное сообщение с помощью определенного кода. Получатель, чтобы понять это сообщение, должен его декодировать.

Именно это делаете вы, читая эти строки. В данный момент вы выступаете в роли получателей. Авторы же являются отправителями. Их цель — рассказать вам о том, что такое коммуникация и о ее теории. Наш и ваш код — это соответствующий язык. Сообщение представлено в форме письменного текста.

8 стр., 3804 слов

Вербальное общение

... с другим, далеко не однородно. Это может быть еловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность (например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но это ... устно-речевые средства коммуникаций; в) изучить письменно-речевую коммуникацию. Глава 1. Вербальная коммуникация 1.1. Общение: понятие, виды Общение — это прежде всего коммуникация, т. е специфический обмен ...

Когда профессор читает лекцию, он является отправителем, а студенты — получателями. Его цель — раскрыть ту или иную тему. Для этого он пользуется данным языком и другими сигналами, такими, например, как запись на доске лабораторного эксперимента.

А) «Составные части» коммуникации.

В некоторых случаях в роли отправителя выступает один человек, в роли получателя — несколько. Например, учитель и ученики.

Бывает и наоборот: например, группа школьников посылает открытку своему больному однокласснику.

Бывает и так, что и отправитель и получатель являются либо индивидами (например, учитель обращается к ученику), либо группами (например, группа школьников беседует с группой преподавателей).

Б) Цели отправителя могут быть самыми разнообразными:

  • сообщить информацию,
  • объяснить,
  • дать приказ или указание,
  • отчитать получателя, сделать ему внушение,