Классификация и типология преступников

Курсовая работа

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных

криминологических проблем является вопрос о личности преступника.

Криминологи, разрабатывая другие проблемы (преступности, ее причин и

профилактики), т.е. глобальные, не смогут не признать того, что

действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми.

Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди,

гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве

правонарушителей подозреваются, становятся объектами

оперативно-розыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и

ресоциализируются. С ними имеет дело жертва и негласный сотрудник,

сотрудники правоохранительных органов государства, представители

общественных объединений и религиозных организаций

Ученые, при разработке нашей проблемы пользуются всем комплексом

криминологической методологии, в т.ч. и специальной (типологии или

изучение отдельного преступника).

“Лозунгом” ученых до середины ХХ века

было выражение Листа: “Не преступление, а преступник, не понятие, а

человек”. И хотя с тех пор прошло много лет, вопрос о том, кто является

преступником остался. И что лукавить, чем “дальше” и “глубже”

исследования, тем этот вопрос больше…

Каково наше представление о преступнике ? Конечно могут быть несколько

противоположных образов, но у большинства из нас обязательно это будет

мужчина, 20-40 лет, со специфическими чертами лица и фигурой, короткой

стрижкой, наколками, своеобразным поведением, жаргоном, одеждой, с

общественным статусом “одинокого загнанного волка” и т.д. А теперь

давайте ответим себе на вопрос, почему: не женщина; не образ

заботливого “мужа-отца”; не в костюме с белой рубашкой и галстуком ?

Единого мнения нет и его не будет никогда, однако основное положение,

согласно которому преступники отличаются от не преступников свойствами

личности, несмотря на критику, является наиболее устойчивым. Это и будем

считать точкой отсчета…

Что же такое личность преступника?

2. Понятие личности преступника.

С точки зрения русского языка слово “личность” определяется, как

“человек,… носитель каких-нибудь свойств…” или “совокупность

свойств, присущих данному человеку, составляющих его

6 стр., 2994 слов

МАКРПОЭКОНОМИКА ВОПРОСЫ. 1. Понятие исследовательской парадигмы. ...

... трудовой стоимости Понятие «полезности» не принималось, в том числе, у нас в стране. Хотя полезность — ведущая категория экономики.Развитие парадигмы в экономике всегда зависело от успехов в других областях ... развитие. «человек — цель, а не средство» в достижении экономических результатов. вначале человек, потом его дело; человек — это двигатель, а не заменяемая деталь; человек — это личность со ...

индивидуальность…”, “отдельный человек в обществе, индивидуум…”

Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного человека.

Слово “преступник” означает того, “кто совершил уголовное

преступление”(в единственном значении) или “человек, который совершает

или совершил преступление”. Синонимами этого слова являются

“уголовник”(разг.); правонарушитель (юрид.); злоумышленник, вор, тать

(устар.); варнак (устар., прост.); злодей, лиходей (устар.)

И так, “личность преступника” можно представить, как “совокупность

свойств, присущих, совершающему или совершившему преступление, человеку,

составляющих его индивидуальность”.

Криминологи изучают эту совокупность свойств для того чтобы на их основе

определить детерминанты совершения конкретного преступления, которые, в

свою очередь, могут быть использованы в процессе расследования и

рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик

индивидуальной профилактики. Однако на основе изучения личности

конкретного преступника невозможно определить причины совершения не

только всех преступлений, но и определенной их группы. Например, причин

совершения квартирных краж. Именно поэтому, криминологи в процессе

научных исследований и обобщений правоприменительной практики изучают

личность преступника на групповом уровне, а также как своего рода

совокупный “субъект преступности” в целом, т.е. используя типологию.

При таком подходе изучаются категории и типы преступников, выделяемые по

сходству как совершаемых преступлений, так и содержания личностных

свойств субъектов деяний. Более конкретно эти аспекты мы рассмотрим

далее.

Таким образом, личность преступника в криминологии изучается на трех

уровнях:

  • индивидуальном;
  • групповом;
  • общем.

Если обобщить приведенные три уровня изучения личности преступника, то,

на этой основе, можно сформулировать криминологическое понятие личности

преступника в широком смысле. Можно предложить свой вариант

криминологического понимания “личности преступника”(в широком смысле),

как системы характеристик, используемых для изучения личности человека,

совершившего преступление и определения причин совершения преступлений”.

Общепринятыми постулатами отечественная криминология, при рассмотрении

личность преступника, считает то, что:

1. Совокупность интегрированных в ней социально-значимых свойств,

образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий

с другими людьми. Этот аспект личности позволяет рассматривать личность

преступника как:

  • члена общества;
  • члена социальных групп или иных общностей;
  • носителя социально-типичных черт.

2. Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый

7 стр., 3415 слов

Криминологическая характеристика личности преступника

... в совершении преступления. Криминологическая характеристика такой личности тоже неразрывно связана с преступлением, которое она совершила. Но криминологов больше интересует генезис личности преступника, ... характеристики. Социально-демографические признаки личности преступника включают пол, возраст, образование, место рождения и проживания, гражданство и другие сведения демографического ...

индивид как личность — это продукт не только существующих отношений, но

также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим

объективным признакам общественное положение будучи по-разному

воспринято и оценено личностью, побуждает его к совершенно различным

действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и

сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим

обязанностям, различным общностям, группам и т.д. зависит,

следовательно, как от внешних, так и внутренних, личностных

обстоятельств. Здесь важно отметить постоянное взаимодействие

социологического и психологического, каждое из которых нельзя ни

умалять, ни преувеличивать.

3. Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных

преступлений, в том числе и неосторожных.

4. Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная

индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения

лицам, совершившим преступление.

5. Личность преступника отличается от законопослушной

личности своей общественной опасностью. Однако общественная опасность

личности гражданина не предполагает фатальности преступного поведения.

Это качество либо реализуется, либо не реализуется в его деятельности,

что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств,

способных препятствовать такому поведению.

6. Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой

основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается

субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет

временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного

судом, и до отбытия уголовного наказания. Но чью же личность мы будем

изучать.. Так, например, “личность преступника, обвиняемого,

подсудимого, осужденного” определяется в соответствии с нормами

уголовно-процессуального законодательства, хотя и речь будет идти об

одном и том же лице. Надо помнить, что эти понятия схожи (для

обывателя), но не для нас и тем более не тождественны. В научной

литературе предлагается ряд названий, интересующих нас, но к ним можно

придираться с точки зрения русского языка или ряда норм права. Некоторые

из них я приведу:

  • а) “предкриминогенная”(речь идет об этапе криминализации личности);

б) “адиминистративно- антисоциальная”

в) “личность, представляющая общественную опасность”;

  • г) девиантная личность; личность с отклоняющимся (девиантным)

поведением; и пр.

Очень часто употребляющийся термин “лица, склонные к совершению

преступлений” противоречит принципу презумпции невиновности и поэтому

считается неудачным. Конечно мы будем его употреблять в речи, но не

станем этого делать в официальных отчетах и справках.

3 стр., 1383 слов

Личность: особенности направленности личности

... с другими людьми. Цель исследования. Исследование особенностей в направленности личности у молодежи в возрасте от 18 ... направленности личности людей, которые окружают нас, узнать их цели и те или иные склонности. Значимость работы ... – с другой [1]. Личность как объект психологического изучения – это система внутренних, социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека ...

Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают

другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный

процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие

двойную природу и происхождение: юридическая психология,

исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная

статистика и пр.

В заключении мне бы хотелось обратить внимание на то, что для психологии

главное в личности преступника — ее природа и сущность, источники, пути,

формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, те особенности,

которые во взаимодействии со средой или пред преступной ситуацией

порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что

может объяснить совершение преступления. Результаты такого изучения

являются основой для разработки профилактики преступлений.

3. Структура личности преступника .

При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что

прежде всего она представляет собой совокупность ее социально-значимых

свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими

людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и

общения. Этот аспект личности наиболее важен для психологии, поскольку

он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп

или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Психологический анализ личности предполагает максимальный учет

индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных

свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения,

включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе

не означает психологизации или биологизации причин совершения

преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и

биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием

социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как

известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности.

Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и

биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию

этой причины.

С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд

подструктур:

  • одна из них включает в себя такие социально-демографические признаки,

как социальное происхождение и положение, семейное и должностное

положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также

уровень материальной обеспеченности;

  • уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень,

знания, умения и навыки;

  • в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и

стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности,

наклонности, привычки;

  • четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;
  • пятая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст,

состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (причем

20 стр., 9792 слов

Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным ...

... является: "Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы". Объект исследования: социально-профилактическая работа с детьми девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы Предмет исследования: формы и методы социальной – профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях ...

имеются социальные проявления этих признаков).

Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры,

поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно.

Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и

взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со

сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность

преступника.

Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника.

В частности, известна следующая схема, включающая:

  • социально-демографические и уголовно-правовые признаки;
  • социальные проявления в различных сферах общественной жизни;
  • нравственные свойства;
  • психические особенности.

Надо заметить, что любая такая схема не будет содержать в себе

каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника,

ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием

каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием,

направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы

говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов,

потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения

конкретного преступления. Поэтому психологию особенно интересуют

нравственные качества, ценностные ориентации и так далее. Это, конечно,

не означает игнорирования других подструктур. Напротив, надо знать и

учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на

индивидуальное поведение.

Направленность личности представляет собой характеризующее данного

человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к

действительности, влияющее на его деятельность. Направленность — ведущий

элемент в психологической структуре личности. Она оказывает

определяющее влияние на другие ее элементы — объем знаний, характер

проявления биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки).

Направленность имеет решающее значение для определения социального типа

личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается

определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими

психологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор

лицом соответствующего варианта преступного поведения.

В предупредительной работе многие из названных черт личности преступника

должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к

нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Однако часто бывает

так, что изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры

к повышению его профессионального уровня, овладению новыми

специальностями, упрочению материальной обеспеченности, лечению

соматических заболеваний и психических расстройств.

Одной из коренных проблем изучения личности преступника является

проблема соотношения социального и биологического. Она имеет

принципиальное практическое и правовое значение. От ее решения во многом

8 стр., 3953 слов

Криминалистические основы изучения личности преступника

... психологические особенности, привычки, способы деятельности лиц, участвующих в уголовном процессе». Таким образом, в данном определении четко просматривается необходимость изучения не только следов преступления, но личности преступника. ... значимой информации о личности преступника в структуре криминалистической характеристики; - В ходе написания курсовой работы применялись общенаучный метод ...

зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений

борьбы с ней. Оценка роли биологических факторов часто представляет

собой тот рубеж, который разделяет многие теории.

Отечественные психологи исходили и исходят из того, что преступность,

как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный

характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования

биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия,

способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины.

Некоторые ученые в подтверждение того, что биологические факторы могут

сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность

к такому поведению биологически детерминирована и может передаваться по

наследству, приводят данные о том, что в общей массе преступников немало

лиц с расстройствами психической деятельности.

Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно

совершающих насильственные преступления, высок удельный вес людей,

имеющих психические аномалии в рамках вменяемости. Он достигает 30 %.

Положения психологии, психофизиологии, психиатрии, некоторые

криминологические данные дают основание считать, что ослабление или

искажение психической деятельности любого происхождения способствует

возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность,

агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых

процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных

механизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности,

приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами

деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения

противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни.

Значимость указанных факторов возрастает в современных условиях,

характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества

эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации.

Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной

совершения преступлений.

Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не

составляют большинства.

Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко

не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в

его противоправном поведении.

В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама

аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то

воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые

породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии

могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому

противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего

это поведение в целом.

5 стр., 2053 слов

Личность преступника и особенности формирования девиантного поведения

... поведению. Изучение личности преступника “лица, склонные к совершению преступлений” противоречит принципу презумпции невиновности Различные аспекты личности преступника ... факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к такому поведению ... как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок удельный вес ...

Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии,

олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной

нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек

совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного

поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие

того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять

субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь

путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если,

конечно, они имеются вовсе не представляют мотивов преступного

поведения, хотя и могут влиять на них.

Как установлено, психопатии, например, являются одним из факторов,

способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время

давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие другие

обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а

социальный облик лица, сформированный обществом.

Психологами предпринимались попытки выявить значение биологических

факторов в личности преступника путем изучения близнецов. Это изучение

ориентируется на единое генетическое начало, а именно на сходство

(идентичность) генотипа, и направлено на выяснение степени совпадения

иных, в том числе криминологических признаков. Значение близнецового

метода состоит в том, что однояйцовые близнецы имеют идентичный генотип.

Они рождаются в виде двух мальчиков или двух девочек. Сравнивая таких

близнецов и оценивая величину внутрипарной корреляции (соответствия),

можно установить, какие их особенности детерминированы генотипом и какие

  • воздействием среды. Сопоставление данных различных исследований

показывает частоту преступности второго близнеца, если первый был

преступником, при этом, как оказалось, частота преступного поведения

однояйцовых близнецов в два раза выше, чем у двуяйцовых. Однако это не

может служить доказательством биологического происхождения преступлений.

Преступное поведение лиц, обладающих сходным генотипом, может

объясняться как сходной средой формирования личности, так и сходными

психофизиологическими особенностями изученных лиц. К тому же

однояйцовых близнецов среди населения очень немного, а среди

преступников, практически единицы, что не позволяет сделать какие-либо

однозначные выводы.

В плане соотношения биологического и социального внимание криминологов

привлекали лица, обладающие хромосомными аномалиями, т.е. отклонениями

от нормального строения и количества хромосом в наследственных (половых)

клетках. Хромосомные аномалии встречаются примерно у 0,4% новорожденных.

Криминологическое значение хромосомных аномалий обычно приписывается

двум из них, связанным с наличием у мужчин добавочной 47-й хромосомы

типа “Х” или типа “У”. В 60-х годах было высказано мнение о том, что

именно эти типы хромосомных аномалий могут быть связаны с преступным

поведением. Однако и в этой области не добыто достоверных данных.

7 стр., 3138 слов

Структура личности преступника

... Понятие, структура личности преступника Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, ... и личности. В науке уголовного права под личностью преступника понимается вменяемое лицо, ... поведение различных исследований личности правонарушителей. социально-демографической Социально-демографическая подсистема Например, по мнению авторов учебников по криминологии, среди преступников ...

Несовершенство методик исследования, малое число наблюдений в каждом из

них — все это привело к тому, что различия в оценках разных ученых

степени распространенности лишней хромосомы среди преступников достигают

двадцати кратных размеров. По существу, исследования хромосомных

аномалий установили известную связь этих аномалий не столько с

преступностью, сколько с психическими заболеваниями: среди обследованных

значительное большинство составили именно лица с такими заболеваниями

(аномалиями).

Поскольку речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно

говорить лишь на личностном, психологическом уровне. Личность, ее

психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит

взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их

соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной

проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать

действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое

поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют.

Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств

зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь надо имеем в виду

именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений,

социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.

4. Основные черты психологической характеристики личности преступника

Изучение и учет психологических особенностей личности позволяет

установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы,

влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо

осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области,

но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания,

по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные

направления предупредительной работы.

Выборочные психологические исследования, статистические данные

свидетельствуют о том, что:

  • среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;
  • возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о

криминогенной активности и особенностях преступного поведения

представителей различных возрастных групп. Психологией давно

установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления

агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц

старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с

точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во

многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов,

образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях.

Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до

70-75 %).

В этой группе наибольшая криминальная активность характерна

для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют 18-24-, 14-17-летние, и,

затем, 30-40 летние. Наблюдаемая тенденция роста преступности

несовершеннолетних (практически на 10-14% каждый год !), требует не

17 стр., 8106 слов

Коррекция девиантного поведения подростков

... понятие девиантного поведения подростков в условиях школы; 2. Провести исследовательскую работу на примере школы; 3. Выделить основные факторы коррекции девиантного поведения подростков в условиях ... М.А. Ковальчук. Проблема девиантного поведения в педагогике рассматривается, основным способом, в отношении подросткового и молодежного возрастных этапов формирования, в большей степени, чем ...

только моральной, но и специальной правовой подготовки. Необходимо также

помнить, что многие из этой категории правонарушителей имеют психические

аномалии (как наследственные (психопатия, слабоумие в форме дебильности

и пр.), так и носящие приобретенный характер (алкоголизм, наркомания,

травмы центральной нервной системы и пр.).

Преступления, совершаемые

несовершеннолетними и лицами до 24 лет чаще всего совершаются кражи,

хулиганские действия, грабежи, изнасилования и угоны автотранспорта;

  • семейное положение и особенно воспитание оказывает влияние на

формирование личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм,

как: фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные

бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие

в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или

наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызывать особое