Классификация и характеристика эмоций и чувств

Эмоциональный искусственный интеллект, помимо очевидной связи с машинным обучением и нейронными сетями, имеет прямое отношение к психологии и в частности к науке об эмоциях. В этой области сегодня остро стоят несколько вызовов. Один из них — формирование точной и полноценной классификации эмоциональных состояний, от которой в том числе напрямую зависит процесс аннотирования — сопоставления наблюдаемых выражений лица и других невербальных сигналов с определенными эмоциями и аффективными состояниями.

Классификация эмоций

Сегодня широко используются три подхода к категоризации эмоциональных данных: дискретная и многомерная модели, а также гибридная, объединяющая два первых типа.

Дискретный

подход основан на категоризации эмоций, которую мы обнаруживаем в естественном языке. Каждая эмоция связана с семантическим полем — конкретным значением или набором значений, которые мы приписываем некоторому эмоциональному состоянию. Теория базовых эмоций — один из самых известных примеров дискретного подхода.

Первое упоминание на нечто похожее на то, что подразумевается под базовыми

, или первичными, эмоциями, можно найти в ранних философских текстах, например, греческого или китайского наследний. Платон в знаменитом труде “Республика” относил эмоции к основным составляющим человеческого разума. В функциональной теории эмоций Аристотеля разум, эмоции и добродетели взаимосвязаны, и эмоциональная жизнь каждого здорового человека всегда (или почти всегда) согласована с разумом и добродетелями, осознает он это или нет. В китайском конфуцианстве мы находим от четырех до семи «Цин» — эмоций естественных для любого человека.

В XX веке тема оказалась в фокусе научного интереса, и ряд авторов, в том числе Пол Экман, автор наиболее распространенной теории базовых эмоций, предложили собственное видение количества таких эмоций. Экман предположил, что базовые эмоции должны быть универсальными, в том смысле, что их проявление одинаково для всех культур. В разных теориях мы можем найти от 6 до 22 эмоций (Ekman, Parrot, Frijda, Plutchik, Tomkins, Matsumoto — подробности см. у Cambria et al., 2012).

131 стр., 65475 слов

Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость подростков

... На протяжении всей истории развития психологии эмоций неоднократно предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с определенными состояниями и показать различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные ... работы подводят к пониманию сущности эмоций ... поведения, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций ...

Существование базовых эмоций на сегодняшний день остается спорным вопросом (см., например, Barret & Вагер, 2006; или Crivelli & Fridlund, 2018).

Ряд исследований показал связь базовых эмоций с активностью отдельных структур мозга (например, Murphy et al., 2003, и Phan et al., 2002), хотя в других работах такая корреляция не подтверждается (см. Barrett & Wage, 2006).

Интересно, что некоторые исследования восприятия эмоций в изолированных этнических группах не поддерживают гипотезу межкультурной универсальности эмоций. Одним из примеров являются тробрианцы из Папуа-Новой Гвинеи (см. Crivelli & Fridlund, 2020, и Gendron et al., в печати).

В эксперименте представителям племени показали фотографию лица, выражающего страх, однако тробрианцы воспринимали это выражение как сигнал об угрозе.

Атлас эмоций, предложенный Полом Экманом: atlasofemotions.org. Первоначальная версия 1999 года также включала “удивление”.

Сегодня многие решения в области эмоциональных вычислений основаны на дискретных моделях и включают в себя только базовые эмоции, чаще всего в соответствии с теорией Экмана (например, решения компании Affectiva, пионера эмоционального ИИ).

Это означает, что автоматические системы обучаются распознавать довольно ограниченное количество аффективных состояний, хотя в жизни мы постоянно переживаем большое количество эмоций, включая сложные смешанные эмоции, а в межличностном общении пользуемся многочисленными социальными сигналами (например, жестами).

многомерный

— представляет эмоции в координатном многомерном пространстве. Поскольку это пространство является неразрывным, существуют эмоции, имеющие одну и ту же природу, но различающиеся по ряду параметров. В аффективной науке эти параметры (или измерения) чаще всего выражены валентностью (valence) и активацией (arousal), например, в датасете RECOLA авторства Ringeval et al. Также часто используется и интенсивность (intensity) эмоций. Таким образом, печаль можно рассматривать как менее интенсивную версию горя и более выраженную задумчивость, в то же время больше похожую на отвращение, чем, например, на доверие. Количество измерений может варьироваться в зависимости от модели. В колесе эмоций Плутчика всего 2 измерения (сходство (similarity) и интенсивность), в то время как Фонтейн постулирует 4 измерения (валентность, потенция (potency), активация, непредсказуемость (unpredictability).

Любая эмоция в таком пространстве будет обладать рядом характеристик, измеряющихся величиной, с которой она присутствует в определенном измерении.

Гибридные

модели объединяют как дискретные, так и многомерные подходы. Хорошим примером гибридной модели являются «Песочные часы эмоций», предложенные Камбрией, Ливингстоном, Хуссейном (Cambria et al., 2012).

4 стр., 1964 слов

Особенности эмоциональной сферы подростков

... искусств. К высшим проявлениям эмоций многие авторы также относят страсть – встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Страсть – это сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированного вокруг ... разнообразными. Вторичные эмоции значительно разнообразнее, чем первичные. Чувства человека всегда предметны. Поэтому чаще всего они классифицируются в зависимости от той предметной сферы, к ...

Каждое аффективное измерение характеризуется шестью уровнями силы, с которой выражены эмоции. Эти уровни также обозначаются как набор из 24 эмоций. Таким образом, любая эмоция может рассматриваться как фиксированное состояние и как часть континуума, связанная с другими эмоциями нелинейными отношениями.

Мир психологии

Эмоции (в переводе — волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.

Свойства эмоций:

  1. Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

  2. Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).

  3. Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства (высшие эмоции) – особые психологические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

  1. Моральные (нравственно-этические).

  2. Интеллектуальные, практические.

Психологические теории эмоций

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

13 стр., 6329 слов

Функции и виды эмоций у человека

... эмоций в жизни человека 2. Рассмотреть функции эмоций 3. Изучить виды эмоций 4. Разработать рекомендации по управлению эмоциями Объектом исследования являются эмоции. Предметом исследования эмоциональные состояния человека. Гипотеза исследования эмоции ... удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения ...

  1. «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.
  2. «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
  3. Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис).

П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

  1. Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
  2. Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
  3. Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).

  4. Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.

    Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге).

    Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.

  5. Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.
  6. Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».
  7. Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Психофизиологические механизмы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. возбуждаю, волную).

7 стр., 3413 слов

Свойства и виды эмоций и чувств

... Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуаль­ных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма за­метны. Эмоции и чувства—личностные образования. Они характери­зуют человека ... определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же существует. Она выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение ...

Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

1 стр., 429 слов

Мои чувства и эмоции в течение дня

... Дети бросились ко мне, как только увидели. Испытала много положительных эмоции: радость, любовь, нежность, счастье. Затем я встретила коллегу, с которой ... сделать мне приятное. Перед сном мы просматривали фото-книгу меня переполняли эмоции: любовь, нежность эйфория, наслаждение, единство, влюбленность и восторг. Эта книга ... мы пережили этот день снова. Это были самые сильные эмоции за весь день.

И те и другие могут быть положительными и отрицательными.

Эмоции в эмоциональных вычислениях

Итак, почему классификация эмоций имеет такое важное значение для эмоциональных вычислений? В начале статьи мы сделали акцент на том, что классификация эмоций и тот подход, которого мы придерживаемся, напрямую влияют на процесс аннотирования — разметки аудиовизуального эмоционально окрашенного контента. Чтобы обучить нейронную сеть распознавать эмоции, необходим набор данных. Но разметка этого набора полностью зависит от нас, людей, и от того, какие эмоций мы ассоциируем, например, с конкретным выражением лица.

Сегодня распространены несколько инструментов для аннотирования. Это ANNEMO (Ringeval et al.), используемый для многомерных моделей, ANVIL (Kipp) и ELAN (Институт психолингвистики Макса Планка), используемые для дискретных систем. В ANNEMO аннотирование доступно по 2 аффективным измерениям: активация и валентность, значения которой варьируются от -1 до +1. Таким образом, любому эмоциональному состоянию могут быть присвоены значения, характеризующие его интенсивность и позитивность/негативность. Социальные измерения также можно оценивать по 7-балльной шкале в 5 измерениях: согласие (agreement), доминирование (dominance), заинтересованность (engagement), проявление (performance) и взаимопонимание (rapport).

ANVIL и ELAN позволяют использовать собственные фильтры для разметки аудиовизуального эмоционального контента. Фильтры, или маркеры, могут быть представлены словами, предложениями, комментариями или любым другим текстом, имеющим отношение к описанию аффективного состояния. Эти маркеры имеют статический характер и не могут быть выражены величиной.

Выбор подхода и системы аннотирования зависит от целей. Многомерные модели позволяют избежать известной проблемы, когда некоторые слова существуют в каких-то языках, в то время как в других может не быть слов для описания этих эмоций. Это делает процесс аннотирования контекстуально- и культурно-зависимым. Тем не менее дискретные модели — полезный инструмент для категоризации эмоций, поскольку объективно оценивать изменение величин как валентность или активация, сложно, а разные аннотаторы будут давать разные оценки выраженности этих величин.

Бонус: робототехника

Кстати, классификация эмоций широко используется не только в сфере распознавания эмоций, но и для их синтеза. К примеру, в робототехнике. Эмоциональный спектр, доступный роботу, может быть интегрирован в многомерное пространство эмоций. Affect system — система эмоциональных состояний, между которыми может переключаться, вероятно, самый милый робот в индустрии ИИ — Kismet разработки МТИ (MIT), основан именно на многомерном подходе. Каждое измерение эмоционального пространства (активация, валентность и состояние (stance), то есть готовность к общению) сопоставляется с набором лицевых экспрессий. Как только будет достигнута необходимая величина, робот будет переключаться на следующую эмоцию.

12 стр., 5851 слов

Человек и его потребности

... и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии -- наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей -- основа основ. В его ...

Видео: Как работает робот Kismet

Ссылки

  • Barrett, L. F. & Wager, T. D. (2006).

    The structure of emotion evidence from neuroimaging studies. Current Directions in Psychological Science, 15 (2), 79–83. doi: 10.1111/j.0963–7214.2006.00411.x

  • Cambria, E., Livingstone, A., Hussain, A. (2012) The Hourglass of Emotions. Cognitive Behavioural Systems,144–157.
  • Chew, A. (2009).

    Aristotle’s Functional Theory of the Emotions. Organon F 16 (2009), №1, 5–37.

  • Crivelli, C., & Fridlund, A. J. (2018).

    Facial Displays Are Tools for Social Influence. Trends in Cognitive Sciences, 22(5), 388–399. doi.org/10.1016/j.tics.2018.02.006

  • Ekman, P. (1999).

    Basic Emotions. In T. Dalgleish and M. Power (Eds.).

    Handbook of Cognition and Emotion. Sussex, U.K.: John Wiley & Sons, Ltd.

  • Fu Ching-Sheue (2012).

    What are emotions in Chinese Confucianism? www.researchgate.net/publication/267228910_What_are_emotions_in_Chinese_Confucianism?

  • Gendron, M., Crivelli, C., & Barrett, L.F. (in press).

    Universality reconsidered: Diversity in making meaning of facial expressions. Current Directions in Psychological Science.

  • Harmon-Jones, E., Harmon-Jones, C., Summerell, E. (2017) On the Importance of Both Dimensional and Discrete Models of Emotion. Behav Sci (Basel).

    Sep 29;7(4)

  • Murphy, F.C., Nimmo-Smith, I., & Lawrence, A.D. (2003).

    Functional neuroanatomy of emotion: A meta-analysis. Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 3, 207–233.

  • Phan, K.L., Wager, T.D., Taylor, S.F., & Liberzon, I. (2002).

    Functional neuroanatomy of emotion: A meta-analysis of emotion activation studies in PET and fMRI. Neuroimage, 16, 331–348.

  • Plutchik, R. (2001) The Nature of Emotions. American Scientist 89(4):344
  • Ringeval, F., Sonderegger, A., Sauer, J., & Lalanne, D. RECOLA & ANNEMO: diuf.unifr.ch/diva/recola/annemo.html
  • Kipp, M. ANVIL: www.anvil-software.org
  • Max Planck Institute for Psycholinguistics. ELAN: tla.mpi.nl/tools/tla-tools/elan
  • Emotion, Stanford Encyclopedia of Philosophy: plato.stanford.edu/entries/emotion

Общая характеристика эмоций и чувств материал по психологии на тему

Общая характеристика эмоций и чувств

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно актуальной. Теоретический и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания.Любое психическое явление осуществляет две основные функции – отражения и регуляции, — эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, — ощущения, восприятие, память, мышление и др.

Совершенно очевидно, что успешное продвижение в изучении проблемы эмоций возможно лишь при совместном усилии различных направлений психологической науки.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции сопровождают человека на протяжении всей жизни. Эмоции, утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Многие эмоциональные состояния присущи человеку с рождения: новорожденный способен испытывать страх при сильном звуке, неудовольствие при ограничении движений и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание и поглаживание. Постепенно из этих «зародышей» вырастает все богатство эмоций человека.

6 стр., 2832 слов

Эмоции» 1. ТЕМА: Проект проведения семинара (практического занятия) ...

... эмоций: Радость Удивление Печаль Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд Интерес Вина Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, ... живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в ...

В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, которые отвечают представлениям о приличии, скромности и воспитанности. Люди способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, печаль, страх, отвращение, удивление.

Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Задачи:

1) Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных процессов.

2) Дать общую характеристику эмоциональным процессам.

Цель данной работы – изучение общей характеристики эмоциональных процессов.

Объектом является эмоциональная сфера, предмет – эмоциональные процессы, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния, страсти.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельных сущности: ум, воля и чувства или эмоции.

Эмоции всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания.

Психология недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют разные мнения. Некоторые утверждают, что эмоции не связаны с поведением. Согласно другим- эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции в процессе эволюции человека.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое организует и направляет восприятие, мышление и действия. Каждый аспект данного определения важен для понимания природы эмоций. Эмоция мобилизирует энергию. Эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло.

Как подчеркнули многие исследователи эмоций (например, Вилюнас, Крюгер, Рубинштейн и др.), они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Эмоции – это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности. А также субъективное состояние, возникающее в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой. В эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга и т.д. Например, радующийся человек жестикулирует, дети прыгают и хлопают в ладоши, смеются. Если радость дает ощущение легкости, то в горе возникает ощущение тяжести, чем напряженнее человек, тем меньше его способность к наслаждению и ощущению счастья. Печаль парализует человека. Возникает чувство усталости, двигается он медленно. Наиболее точный сигнал изменения эмоционального состояния – это частота пульса.

10 стр., 4840 слов

Роль эмоций в регуляции деятельности

... следующие задачи: 1)дать определение эмоций; 2)выяснить специфику эмоциональных процессов; 3)определить особенности протекания эмоциональных процессов при регуляции деятельности. Объект исследования - регуляция деятельности человека, предмет исследования - эмоциональные процессы при регуляции деятельности. Основной метол исследования ...

Эмоции можно охарактеризовать несколькими признаками. Во-первых, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п.

Термин «Эмоция» (от лат. emovere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. То есть эмоции – это переживаемое человеком отношение к миру и к самому себе.

Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции.

Исследователи доказали, что многочисленные физиологические изменения в организме сопровождают всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

В 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти нет.

Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, которые сопровождают различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У.Джемс и К.Ланге.

Джемс следующим образом резюмирует свою теорию: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание человеком этого возбуждения — есть эмоция. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, лишенным колорита и эмоциональной «теплоты».

Теория Джемса-Ланге правильно отмечала существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера. Без вегетативных реакций нет эмоций. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и их компонентом. Теория Джемса-Ланге ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям. Современная физиология показала, что эмоции не сводимы к одним лишь периферическим реакциям.

Динамику эмоциональных процессов рассмотрел С.Шехтер. Он показал, что память и мотивация человека вносят немалый вклад в эмоциональные процессы. Концепция эмоций, предложенная С.Шехтером, получила название когнитивно-физиологической .

Согласно этой теории на эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

Согласно П.В.Симонову, эмоции связаны с потребностями. Но характер эмоций зависит от того, имеет ли человек достаточной информации о средствах удовлетворения этой потребности. Если информации мало и человек не знает как удовлетворить потребность — эмоция отрицательная.

Итак, подводя итог, следует отметить то, что теории помогают объяснить поступки человека, его действия в различных ситуациях. Эмоции во многом зависят от образа жизни человека. Человек (если он психически здоров) стремится получать как можно больше положительных эмоций и как можно меньше – отрицательных.

Важным нерешенным вопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных процессов. Эмоции представляют собой системные явления. Выделение системных качеств, их объективизация позволит построить непротиворечивую классификацию эмоций.

Додонов Б.И. предлагает свой особый подход к решению этого вопроса. Объектом внимания являются эмоции, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности. Классификации Б.И.Додонова подлежат эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве «ценных» переживаний.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи и покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

4. Праксические эмоции – это переживания, которые вызваны деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее.

5. Пугнические эмоции. Эмоции происходящие от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции. Под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

7. Гностические эмоции. Эти эмоции мы связываем с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы в новом и неизвестном отыскать знакомое, привычное и понятное.

8. Эстетические эмоции. В вопросе о природе и составе эстетических переживаний до настоящего времени остается много неясного. Выделяют два основных взгляда на эту проблему. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов». Соответствие это отражается в чувстве красоты.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

Такова классификация эмоций по Б.И.Додонову.

В.К.Вилюнас выделяет две группы эмоциональных явлений: 1) ведущие эмоциональные явления, 2) производные эмоциональные явления. Ведущие эмоциональные явления побуждают к деятельности и отвечают за общую ее направленность. Они релевантны деятельности в целом. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни. Производные эмоциональные явления – это явления, возникающие уже при наличии ведущего побуждения, то есть в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.

Деление эмоций по их субъективному переживанию. Здесь выделяют две категории: эмоции положительные, которые связанны с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие нас удовольствие, и эмоции отрицательные, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и доставляющие неудовольствие.

Все эмоции можно классифицировать по их содержанию. При этом выделяют простые и сложные эмоции. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность. К более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство и т.д.

Наконец, выделяют следующие эмоциональные процессы: чувственный тон, настроение, аффект, собственно эмоции, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства. Эту классификацию предложил Е.И.Рогов.

Эмоциональные состояния имеют у человека свою историю и свое развитие. При этом происходит изменение их функций и их дифференциация, так что они образуют существенно разные уровни и классы. Это аффекты, которые возникают внезапно и невольно; далее, это собственно эмоции – состояния преимущественно ситуационные, с ними связаны предметные чувства, то есть устойчивые, «кристаллизованные» в предмете эмоциональные переживания, наконец, это настроения – очень важные по своей «личностной» функции субъективные явления. Эти классы эмоциональных состояний вступают между собой в сложные отношения.

Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) эмоции, которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).

И.Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: сенсуальные и интеллектуальные. Аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

А.Бэн выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В.Вундт считал, что число эмоций больше 50000.

Л.В.Куликов делит эмоции на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт; тензионные (эмоции напряжения) – гнев, страх, тревога; и самооценочные – печаль, вина, растерянность.

Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Теории же эмоций помогают объяснить поступки человека в разных ситуациях. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков человека.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении, радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребностей в движении.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми, вследствие формирования собственного «Я» возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями. Но от этого не становятся менее значимыми, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения и собственно эмоции и чувства.

Аффекты почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. По В.Витвицкому, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев и т.п. А.Н.Леонтьев писал, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.

Аффект как разновидность эмоций характеризуется:

1) быстрым возникновением;

2) очень большой интенсивностью переживания;

3) кратковременностью;

4) бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным.

6) диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем.

Аффективные проявления положительных эмоций – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, а аффективные проявления отрицательных эмоций – это ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил и равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.

Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

Однако такое понимание аффекта не согласуется с использованием термина «аффект» для обозначения любых эмоциональных реакций, что характерно для западной психологии.

Согласно С.Л.Рубинштейну, аффект – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками – потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

Аффект возникает как реакция на уже произошедшее событие, является как бы сдвинутым к его концу. Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе – все этого переживается как бы после того, что уже случилось.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект говорит об очень большой силе переживания.

Различают два вида аффекта:

1) Патологический. Является следствием психического заболевания, протекает при отсутствии сознания

2) Физиологический. Возникает у нормального человека. Протекает физиологический аффект при сохранном сознании.

Выделяют два типа патологического аффекта:

1) голотимный

2) кататимный.

Аффект, обознчаемый как голотимный – это «беспредметное» эмоциональное явление, которое возникает в результате физиологических событий.

Феноменологически кататимный аффект представляет собой эмоциональное явление, связанное со значимыми областями существования человека, с его ценностями и мотивами. Структурно этот аффект сходен с нормальной эмоцией. Кататимный аффект неразряжаем.

В генетическом плане голотимный аффект связан с расстройствами на биологическом уровне.

Правильное понимание аффектов имеет большое значение для педагогики и для практики судебной психиатрии. Нарушения психической деятельности при аффектах показывают, насколько внутренне и взаимно обусловлены все психические процессы.

Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации.

Слово «стресс» имеет разное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Как отмечает Ю.Г.Чирков, стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость – в неопределенности, расплывчатости границ.

Г.Селье полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Потом первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Имеется точка зрения, что слово «стресс» произошло от латинского «затягивать».

Г.Селье трактует понятие «стресс» по-разному. Если в его первых работах под стрессом понимались совокупность всех неспецифичных изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных сил организма, то в более поздних работах под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, то есть произошло упрощение этого феномена и понятия.

Первым попытался разграничить физиологической и психологическое понимание стресса Г.Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной.

На финальной стадии разработки своего умения Г.Селье говорит о двух видах стресса – дистресс, который связан с отрицательными эмоциональными реакциями, эустресс, связанный с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу понятий вошли все физиологические явления, включая и сон.

То есть стресс (от англ. слова stress – напряжение) – эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, то есть в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания – обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы – требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, то есть стресс.

Стресс дезорганизует деятельность человека и нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

В настоящее время в зависимости от результатов стресса ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается в желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).

В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

Г.Селье выделил в развитии стресса три этапа. Первый этап – реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. Второй этап – этап стабилизации, на котором все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия и даже смерть.

Таким образом, аффект и стресс – это эмоциональные процессы, которые отличаются друг от друга специфичной для них формой протекания. Но в эмоциональной сфере человека выделяют также и такие эмоциональные процессы, как настроение и собственно эмоции и чувства.

Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным и почти что мистическим.

В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций.

По Л.С.Рубинштейну «Настроение – не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато – многообразно и по большей части расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Рубинштейн подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний, личностно.

Настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:

1) слабой интенсивностью;

2) значительной длительностью- настроение может длиться часами, а то и днями;

3) подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями.

4) влиянии на активность человека; непостоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

Говоря о видах настроения, можно сказать, что оно может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим).

В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, то есть повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, оптимизмом.

Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория, которая характеризуется беспечностью, безмятежностью, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам жизни.

То есть настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое и т.д.

Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека.

Эмоции представляют собой длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер. Это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Само выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка». Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты, первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я». вторые – как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например, аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.

Собственно эмоции – это длительное эмоциональное состояние, которое возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Чувства носят личностный характер. В них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности.

Чувства отражают отношение человека к объектам и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.

Чувства тесно связаны с потребностями личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность. То есть чувства порождаются двумя причинами. С одной стороны, потребностями человека, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Чувства характеризуются направленностью. Одинаковые чувства могут иметь разную направленность.

Эмоции – это элементарные переживания, которые возникают у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

Одни исследователи утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.