Актуальность темы: Инновационные социальные технологии определяются основным средством выхода из кризисного состояния
Во-первых, отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям.
Во-вторых, социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью. В связи с этим появилась необходимость стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия.
В-третьих, разработка теоретических основ и практических механизмов общественно-государственного регулирования, новых средств и методов решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей становятся приоритетными направлениями социальной политики всякого государства.
Под инновацией (от латинского — нововведение) – в широком смысле этого слова понимается новый способ что-либо делать, что влечёт за собой социальные изменения в обществе. Инновационная деятельность – деятельность по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению рутинных компонентов в традиционной деятельности.
В XXI веке стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-
Целью настоящей работы является — разработка теоретической основы инновационные технологий в социальной работе и реализация её на практике. В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть, понятие инновации, социальной технологии и их признаки;
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ...
... определяется тем, что инновации в образовательном процессе, их качество становится, с одной стороны, проявлением уровня квалификации, компетенции учителей, результатом их инновационной деятельности, а с ... культуры педагога [4]. В исследуемом аспекте особый интерес вызывает труды Н.В. Софроновой, которая разработала блочно-модульную структуру деятельности учителя в технологии применения ...
2. Определить, сущность социальных технологий;
3. Выявить, типологизацию технологий и квазитехнологию;
4. Узнать, инновационные технологии в экономике.
Объект — инновационные технологии
Предмет — инновационные технологии в социальной работе
Глава 1. Понятие и сущность социальных технологий 1.1.Понятие инновации, социальной технологии. Их признаки
Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации
Давайте разберемся в понятиях конкретнее.
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и / или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. При этом:
- под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.);
- под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим
заданием и согласованное техническим предложением;
— – под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.
Теперь попробуем объединить эти понятия.
Инновационные социальные технологии –
– процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны:
- радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
- модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2. По объекту применения:
Одиночество пожилых людей как социальная проблема
... проблемы людей пожилого возраста. Изучение особенностей социальной ситуации одиночества в которой проживает пожилой человек. Анализ опыта практической социальной работы с пожилыми бенефициариями. Изучить основные направления, формы и методы социальной работы с одинокими людьми пожилого возраста ...
- продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
- технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
- процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
- комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
3. По масштабам применения:
- отраслевые;
- межотраслевые;
- региональные;
- в рамках предприятия (фирмы).
4. По причинам возникновения:
- реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
- стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
5. По эффективности:
- экономическая;
- социальная;
- экологическая;
- интегральная.
Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, т.н. конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.
В таком случае в структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно выделить две взаимодополняющие друг друга, синхронно осуществляемые деятельности:
- инновационную диагностику
– социологическое изучение нововведений, целью которых является распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучения динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования.
Использование инновационных образовательных технологий в процессе ...
... Инновационные образовательные технологии в образовании 1.1. Педагогические технологии и их роль в преподавании психологии Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии ... 1) [13]. 2.1. Инновационные методы в преподавании психологии Говоря об инновациях прежде всего имеют в ... визуализация. Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, ...
Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализ
Таким образом, инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных
Инновационная диагностика происходит в три этапа:
1) до реализации нововведения (фиксация всех возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе инновационного процесса; полученная информация в данном случае носит в значительной мере политически и идеологически окрашенный характер),
2) во время его осуществления конструктивное переосмысление знания позволяет проводить оперативную доработку, проектировку реализации нововведения с учетом конкретных ситуационных особенностей),
3) после него (через сопоставление целей и полученных результатов нововведения с определенными признаками, характеризующими среду его освоения), и включает в себя: диагностику среды нововведения и диагностику собственно процесса его осуществления.
Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой
В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.
Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и