«Инклюзивное образование: организация работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательной организации»

Разработка урока математики 5 класс (ФГОС), Тема: «Координаты. Шкалы.»

Место работы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» города Миасса Челябинской области

Должность

учитель математики

Базовый учебник

Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 29-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015. – 280 с. : ил.

Цель урока:

Задачи:

1 . Образовательные : познакомить учащихся с понятием шкала, сформировать понятие координатного луча, научить строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам;

2 . Развивающие : развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3. Воспитательные

Тип урока:

Формы работы учащихся:, Деятельность учащихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • работают с текстом учебника;
  • отвечают на вопросы;
  • решают самостоятельно задачи;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлектируют.

Техническое оборудование:

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, инструктаж по работе. На столах у детей сигнальные карточки.

II .Актуализация знани й

Устные упражнения

1. «Математическая разминка».

  1. Выразите в сантиметрах: 2м 50см = …; 2м 5см =…; 4дм 8см = …; 460мм = …

  2. Выразите в метрах: 1км 600м = …;1км 40 м = …; 1км 5 м = …; 3850дм = …

2. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного:

  • а) через любые две точки проходит единственная прямая;
  • б) в одном сантиметре 10 дециметров;
  • в) прямая не имеет концов;
  • г) точка разбивает прямую на два луча;

д) Устные упражнения 1 лучи АМ и AN – дополнительные лучи.

е) в одном центнере 1000 кг.

3. Класс делится на две команды. К доске приглашается с учебником по 1 человеку от каждой команды.

Кому присвоить звание «Лучший счетчик»? Нужно устно сосчитать и записать на доске только ответ.

№ 126 (а, в) № 126 (б, г)

III . Постановка цели урока

Проблемная ситуация

Учитель демонстрирует несколько приборов с делениями (линейка, термометр, весы, рулетка и т.д.)

  • Что общего у всех этих приборов?

(ввести понятие «цена деления»)

  • Определите, чему равна «цена деления» на каждом приборе.
  • Все эти деления образуют шкалу.

Тема урока: Шкалы

  • А теперь выполните задание: начертите луч. Начало луча назовите О. Укажите стрелочкой направление луча. Отложите от точки О отрезок длиной 1 см, 2см, 3см, 4см, 5см, 6см…

Вычислите и расположите ответы в порядке убывания: 42:3∙5 «О»; 68:4∙3 «Д»; 18∙3:27 «Т»; 14∙6:7 «Н»; 72:6∙2 «И»; 96:24:4 «А»; 48:3∙4 «Р»; 80:16∙13 «О»; 76:19∙18 «К»; 15∙6:18 «А».

  • Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Координатный луч.

Определение координатного луча.

Постройте в тетради координатный луч с единичным отрезком 1 клеточка.

На своем луче проставьте буквы, соответствующие числам данного ключа, и прочитайте получившееся слово.

21

9

27

3

0

24

15

12

6

18

а

р

а

о

к

т

и

д

о

н

Итак, появляется новое понятие – «координата».

Открытие нового:

  • Проверим значение слова «координата» по толковому словарю.
  • Вернемся к заданию: определить и записать координаты точек А, В, С, Д.

В математике строгие правила, есть свои условные обозначения. Посмотрите, как записывается координата точки А. В скобках, рядом с обозначением точки – А(4).

  • Координатой точки А называется число, которое показывает расстояние от начала луча до точки А.

Что показывает число в скобках? (Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А).

Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число–под ним.

Учащиеся отвечают на вопрос, Он еще называется координатным

IV .Применение знаний:

1.На доске начерчен луч с началом в точке О.

Беседа по вопросам: Является ли этот луч координатным лучом? ( Нет .) Почему? (Не выбран единичный отрезок .) Как обозначается единичный отрезок? Почему он так называется? Как понимать запись: В(3)? Как называется число 3? Сколько точек В(3) можно отметить на координатном луче? (Одну. )

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания

2. № 118 (а), 119, 121 (устно).

V .Физкультминутка . (Проекция видеоролика с музыкой. Дети повторяют)

VI .Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок.

Выполняется самостоятельная работа на два варианта.

Вариант I

Вариант II

1. Напишите координаты точек D, Е, Т и К, отмеченных на координатном луче.

Учащиеся отвечают на вопрос 1

2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(8), К(12), Р(1), М(9), N(6), S(3).

1. Напишите координаты точек М, N, С и Р, отмеченных на координатном луче.

Учащиеся отвечают на вопрос 2

2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(6), В(5), С(3), D(10), Е(2), F(1).

3. Выразите в граммах:

5 кг 750 г; 2 кг 60 г

5 кг 200 г; 1 кг 5 г

Выразите в килограммах:

3 т 180 кг; 4 ц 3 кг

3 т 60 кг; 8 ц 70 кг

Выразите в килограммах и граммах:

4370 г; 1030 г

6840 г; 3090 г

Выразите в тоннах и центнерах:

853 ц; 205 ц

556 кг; 4350 кг.

По окончании выполнения работы осуществляется взаимопроверка. Дети сдают карточки с результатами работы учителю

VII . Подводятся итоги работы класса в целом.

Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? – Оцените работу класса на уроке.

Учащиеся высказывают свои мнения. Учащиеся сдают карточки самооценивания.

VII.

Дается комментарий к домашнему заданию

Домашнее задание: п. 4, повторить п. 3, № 138, 141, 143.

Дополнительное задание: Двумя прямыми линиями разделить треугольник на два треугольника, четырехугольник и пятиугольник.

Характеристика класса:

В 5 классе 20 человек. Трое учащихся испытывают трудности в освоении знаний по математике. Им тяжело воспринимать и запоминать информацию на уроке, часто отвлекаются. Внимание рассеянное. База знаний из начальной школы низкая. Дети плохо читают, не могут пересказать прочитанный текст. У двоих есть проблемы с поведением, но, поскольку нет заключения ПМПК, можно предположить, что это ребята с расстройствами нервного характера, гиперактивные. Третий ученик, наоборот, старается вести себя так, чтобы его не замечали. В начальных классах проводилась работа с участием психолога, детям предлагалось нарисовать себя. Проблемные дети, гиперактивные, изобразили себя маленькими, поместили в угол листа, портреты не отличались детальностью. Ребенок, старающийся вести себя незаметно, наоборот, «заполнил собой» весь лист и выглядел взрослым человеком в строгом костюме, портретное сходство тоже было заметно. Скорее всего это ученик, запущенный педагогически. В семье он тоже не находит сочувствия, родители сами говорят, что им некогда заняться ребенком.

В начальной школе велась разъяснительная работа с родителями, советовали показать детей узким специалистам. В школе нет логопеда, психолога. В пятом классе эта работа продолжается, удалось договориться только с родителями одного ученика. Заключений ПМПК у них нет, родители не соглашаются.

Так как трудности в обучении есть, применяются методы работы, направленные на эффективное усвоение знаний, включающие повторение, детализацию информации, подачу одного материала разными способами, наглядными, живыми, когда ребенок не боится и смело выходит к доске.

При подборе содержания занятий для учащихся учитывается, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускается излишнее упрощение материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

В классе используется дифференцированный подход. В классе есть отдельные парты, рассчитанные на одного ученика, и они расположены близко к доске, к учителю, поэтому их работу на уроке можно контролировать, не отрываясь от всего класса.

Увеличивается степень самостоятельности учащихся. Роль мотивации в успешном обучении детей трудно переоценить. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Для улучшения деятельности учащихся используются следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).

Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

5. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

6. Активные методы рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

При оценивании работ троим ребятам, о которых речь шла выше, достаточно выполнить 2 задания из 4 -5, рассчитанных на обычных детей.

Информацию они воспринимают на базовом уровне, т.е. могут воспроизвести. Корректировка в виде дополнительных занятий идет перед уроком или после урока.

Самоанализ урока: В целом можно сказать, что Иван, Матвей и Артем усвоили материал на оценку «3». Это оценка для учения, т.е. учащийся может стремиться к лучшему результату и у него есть такая возможность и способности. Все применяемые методы облегчают понимание темы. Ребята отвечали на разные вопросы, формулировали понятия правильно. Графические работы выполнили не очень аккуратно, но точки на луче поставили верно, понятие «единичный отрезок» у них сформировано.