Игра как средство воспитания дошкольнив

Курсовая работа

В отечественной психологии детская игра исследовалась М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Е.А. Аркиным, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.П. Усовой и др. М.Я. Басов подчеркивал, что главная особенность игры — ее процессуальность, вызванная свободой ребенка во взаимоотношениях со средой — содержание и целенаправленность составляют лишь внешнюю форму игрового процесса, но не его внутреннюю сущность. П.П. Блонский считал игру основным видом активности ребенка, в которой тот воспроизводит и творчески комбинирует явления окружающей жизни.

Цель работы – рассмотреть игру, как средство воспитания ребенка.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

— определить понятие и сущность игры;

— дать характеристику игровой деятельности;

— выявить условия организации игры и игровой деятельности детей;

— изучить игру как средство воспитания.

Глава 1. Сущность понятия «игра», «игровая деятельность».

    1. Философское понятие, происхождение и сущность игры.

В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игра изучается в психологами, философами, этнографами, культурологами, педагогами, спортсменами и другие деятелями, но все они по-разному трактуют феномен игры. Начало разработки теории игры связывается с именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера, В. Вундта. Попытку систематического изучения детской игры предпринял в конце XIX в. К. Гроос, считавший, что биологический смысл игры — в предупражнении инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование (теория «предупражнения»).

10 стр., 4762 слов

Воспитание детей со сложными сенсорными нарушениями

... Если нервничает мать во время кормления, то обязательно нервничает и ребенок. Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на ... лечения или операции, нужна система специальных занятий, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным зрением. Специалисты по обучению детей с нарушением зрения и слуха подскажут, как лучше использовать в ...

Ф. Бойтендайк отмечал, что в основе игры лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения — к освобождению, слиянию, повторению- играют только с такими предметами (образами), которые сами играют с играющими. К. Бюлер считал игру деятельностью, совершаемой для получения «функционального удовольствия», В. Штерн — «зарей серьезного инстинкта», З. Фрейд — средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка, Э. Эриксон — средством компенсации ребенком неудач, фрустраций, разрешения внутренних конфликтов, К. Коффка — проявлением качественно своеобразного мира ребенка, не пересекающегося со структурами взрослого мира (при таком понимании игра не служит целям усвоения социальных норм или подготовки к взрослой жизни).

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности .

Л.С. Выготский определял игру ведущим типом деятельности дошкольника. У трехлетнего ребенка игра возникает как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых обобщенных аффектов. Центральный момент игры — мнимая ситуация: «то, что незаметно для ребенка существует в жизни, в игре становится правилом поведения». Всякая ситуация содержит в скрытом виде правила, всякая игра с правилами содержит в скрытом виде мнимую ситуацию. Развитие от мнимой ситуации и скрытых правил к игре с

явными правилами и скрытой мнимой ситуацией составляет эволюцию игры. Осознанная мнимость определяет двойной план сознания ребенка: он начинает действовать со значениями, а не с вещами, но действует с ними, как с вещами, и лишь в школьном возрасте начинает осознавать их как значения.

Д.Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности, складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры являются отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другому в соответствии с взятой на себя ролью. Появление сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

28 стр., 13713 слов

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего ...

... объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден ... использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - ...

Вплоть до Фребеля педагогика игнорировала игру как воспитательное средство. В настоящее время разные формы игр — ролевые, инновационные, деловые, организационно-деятельностные и т. п. — используются в учебном процессе детского сада, школы, вуза, учреждений повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также как средство организации исследований и решения задач управления производством, экономическими и социальными процессами.

    1. Характеристика игровой деятельности.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя, дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом, следуя определённым правилам. Сколько усилий над собой добровольно совершает ребёнок в игре.

Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственных действий ребенка. Он должен быть готовым к любой неожиданной ситуации, которую тут же надо правильно решить, он должен уметь действовать с заместителем отсутствующего предмета в соответствии с игровым названием. Предмет заместитель становится опорой для мышления: на основе оперирования с этим предметом ребенок учиться мыслить о реальном предмете. Развитие мышления в том и состоит, что ребенок постепенно перестает действовать с предметом непосредственно в наглядно воспринимаемой ситуации, а научается мыслить о предметах и действовать с ними в игровом плане. Таким образом, игра подготавливает ребенка к мышлению в плане представлений.

6 стр., 2994 слов

Предметные игры детей раннего возраста

... деятельностью. Предметный мир, окружающий ребенка, – мебель, одежда, посуда, игрушки – это предметы, которые имеют определенное назначение в жизни людей. Значение вещей и постигает ребенок в раннем детстве непосредственно через предметные игры. ...

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений по поводу игры ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей.

Именно игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция при исполнении роли – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с неким личным опытом, с неким образом, который он воспроизводит и вторит одновременно. В ролевой игре заложены большие возможности для развития рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности человека к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека .

Продуктивность запоминания в

Тем не менее, как отмечает Д.Б. Эльконин, исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития. Это нельзя сделать и по соображениям чисто педагогического характера, и фактически так как там, где из-за несовершенства организации жизни детей в дошкольных учреждениях у детей не останется времени для самостоятельной ролевой игры, они играют дома, компенсируя этим недостатки организации жизни в детском саду.

Большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.

Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Еще одна воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что они служат

Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном и в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.

17 стр., 8171 слов

Роль игры в развитии умственной деятельности дошкольников

... игровой деятельности на умственное развитие дошкольников. Это позволило сформулировать цель исследования: изучение влияния игры на умственное развитие дошкольников. Также определены задачи: Изучить современную педагогическую теорию игры и взгляды на ее роль в умственном развитии детей. ...

Иногда элементы игры полезно вносить в само учение, общение и. труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 5-7-летнего возраста в старших группах детского сада и в начальных классах школы в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр.

Эмоциональные воспитательные воздействия

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний .

Глава 2. Игра как средство воспитания и всестороннего развития ребенка.

2.1 Условия организации игры и игровой деятельности детей

Одним из эффективных приемов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Такие игры следует проводить не менее трех раз в неделю во второй половине дня. Воспитатель фиксирует в календарном плане цель и сюжет игры, имена ее участников.

Педагог должен знать, какие сюжеты целесообразно подбирать для игр воспитанников. Необходимо, чтобы сюжеты были простыми, доступными пониманию ребенка, чтобы они отражали близкие и знакомые детям явления окружающей жизни: приготовление пищи, уборку помещения, стирку, лечение в поликлинике, поездку на транспорте и т. п.

В игре могут быть предусмотрены две-три активные роли. Например, сюжет игры «Поездка на поезде» включает две активные роли — машиниста и взрослого пассажира — и пассивную роль ребенка (куклы).

Пассажиров может быть несколько, но содержание роли — одинаковым для всех.

Темы для игр воспитатель может брать из известных детям сказок и литературных произведений («Волк и семеро козлят», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского и др.), а также придумывать сам, используя реальные факты и события («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели»).

Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.

Эффективным приемом является также игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Однако не следует при этом превращать показ игровых действий в специальное занятие. Например, воспитатель говорит как бы сам себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!» Обращается к кукле: «Как тебя зовут? Лена? Давай, ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Берет куклу на руки, ходит с нею по комнате. «А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя, Леночка, ты кушать хочешь? Пойду сварю обед». Изображает приготовление обеда и т. д.

6 стр., 2602 слов

Психологическое здоровье ребенка

... Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье ... совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального ... психологического здоровья детей посвящены труды В. И. Дубровиной, В. В. Давыдова, О. В. ...

Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям. Закончив игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто хочет, так же поиграет. У нас много кукол, мишек, котят». Не надо настаивать, чтобы дети сразу же проявляли активность и самостоятельность.

Описанный методический прием позволяет детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять ее и перенести в самостоятельную деятельность. При этом малыши расширяют сюжет, предложенный воспитателем, за счет новых игрушек и новых действий. Так дети переходят к активному игровому поведению. Стремление ребенка не просто передвинуть и переставить предмет, но и воспроизвести определенную эмоциональную атмосферу, свидетельствует о понимании им смысла игры. Постепенно у малыша формируется соответствующее отношение к тому, что он делает. Это позволяет ему самому развивать сюжет, вносить в него увиденное и услышанное. Игра становится разнообразной и интересной. Ребенок переходит от деятельности по готовому сюжету к деятельности по собственному замыслу.

В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Педагог помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.

Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. Так, если воспитатель лечил Буратино, то и дети тоже лечат Буратино. В подобных случаях, подключаясь к детской самостоятельной деятельности, педагог обращает внимание воспитанников на другие игрушки, например приходит на прием к врачу с больным мишкой, зайцем.

В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них. Хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров (лучше деревянные), коляски для кукол и др.

Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами. Нецелесообразно располагать далеко друг от друга кукольную комнату и кухню, строительный материал и автомобили. На первых порах игровую обстановку для детей создает воспитатель, затем он заменяет полную организацию обстановки частичной, например «забывает» положить на стол ложку или поставить тарелку и предлагает малышам самостоятельно подобрать нужный предмет. Со временем таких «забытых» вещей становится все больше. Вначале следует подсказывать детям, какой игрушки недостает и где ее можно взять.

При организации игр в младших группах одной из важнейших программных задач является воспитание у ребенка умения играть вместе со сверстниками. На данном возрастном этапе существуют два вида игр: игра «рядом» и простейшие формы совместной игры, основанные главным образом на интересе малышей к действиям сверстников с игрушками, а также на личных симпатиях. В процессе игры педагог приучает воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки. Чтобы предотвратить возникновение отрицательных форм взаимоотношений, педагог должен быть предельно внимательным к совместным играм детей, активно направлять и регулировать взаимоотношения воспитанников, которые на этой возрастной ступени еще только начинают складываться.

22 стр., 10804 слов

Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста ...

... гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в ... как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, ...

Неумение ребенка объяснить свои действия товарищу по игре, договориться с ним часто приводит к конфликтам, которые малыши не в состоянии самостоятельно разрешить. Поэтому в первое время нужно, чтобы воспитатель участвовал в совместных играх малышей. Педагог подсказывает детям, как надо договориться, как вместе играть одной игрушкой, как распределить роли, поощряет хорошие поступки и осуждает плохие.

Программа ставит перед воспитателями задачу обучения детей на специальных занятиях элементарным способам конструирования. С этой целью важно побуждать малышей использовать в самостоятельных играх умения и знания, полученные на занятиях, для создания несложных построек (гаража, домика для кукол, моста и т. п.), стимулировать развитие сюжетно-ролевых игр.

Руководя конструктивной деятельностью воспитанников, педагогу следует помнить о том, что она должна быть связана с сюжетно-ролевой игрой. Например, по совету воспитателя двое-трое детей строят из кубиков домик для собачки, затем он подсказывает несложный сюжет игры.

Развивая у малышей умение создавать игровую обстановку, воспитатель должен использовать крупный строительный материал (в данной группе он пополняется брусками и пластинами).

Располагать наборы крупного строительного материала лучше вблизи уголка для сюжетно-ролевых игр. Нужно также иметь мелкий настольный строительный материал. Целесообразно, чтобы детали наборов были одного цвета (лучше, если они будут выполнены из неокрашенного дерева), так как при этом рельефнее выступает форма постройки. Столы с мелкими кубиками и кирпичиками лучше располагать отдельно от других игровых уголков. Как правило, дети играют с мелкими наборами по одному или по двое. Такого рода деятельность дает ребенку возможность побыть одному, отдохнуть от сверстников.

Воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши подолгу не засиживались за столами. Но переводить ребенка от. игр с мелким строительным материалом к другой, более подвижной деятельности, нужно осторожно, не вызывая отрицательных эмоций. При этом уместны игровые приемы.

Игры с песком и водой.

автомашин, забор для садика и т. п. Можно ввести несложный сюжет. Например, шофер нагружает песок в самосвал, отвозит его на площадку и строит домик для маленькой куклы.

В жаркое время года рекомендуется организовывать игры с водой на участке. В этих целях используются небьющиеся сосуды (тазы, детские ванны, надувные резиновые бассейны).

5 стр., 2369 слов

«Игра как форма обучения дошкольников»

... формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. 1.1 Игра как форма обучения детей содержит два начала : познавательное и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и ...

Их ставят на землю или укрепляют на высоте 40—60 см. Для игр с водой малышам дают полиэтиленовые, целлулоидные, резиновые игрушки, а также пластмассовую, посуду, чтобы дети могли купать кукол, пускать рыбок, кораблики, набирать и выливать воду.

Дидактические игры.

Приведем в пример последовательность обучения детей действиям с пирамидкой. Во второй младшей группе ребенку дают для игры пирамидки из шести — десяти колец. Чтобы правильно их собирать, малыш должен овладеть двумя способами действий: а) по правилу; б) по образцу. Очень важна последовательность обучения. Действия по образцу («Собери такую же пирамидку») требуют от ребенка сложных умений: надо выбирать определенное по величине и цвету кольцо и соотносить его с образцом, определять соответствие, устанавливать очередность. Если же у малыша вначале воспитывают умение действовать по правилу: «Из колец, которые здесь есть, надо прежде нанизывать на стержень самое большое, затем опять выбирать самое большое из оставшихся», то, овладев нужными навыками, ребенок на втором этапе обучения легко справляется и с деятельностью по образцу.

Усвоение под руководством взрослого различных способов действий с дидактическими игрушками обеспечивает ребенку самостоятельность в игре. Важно, чтобы игрушки, с которыми дети научились действовать, были в группе постоянно и малыши могли брать их сами. Дидактические игрушки Необходимо менять по мере утраты у детей интереса к ним.

Театрализованные игры. Нередко в играх младших дошкольников присутствуют сюжеты знакомых им сказок, рассказов, песенок, потешек, прибауток, литературные персонажи. При этом ребенок либо непосредственно действует от лица персонажа, либо использует игрушку, предмет. В этом плане игровые действия детей близки к художественно-образному отражению впечатлений, т. е. к театрализации. Задача педагога — формировать у воспитанников умение выразительно имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), выполнять их развернуто (например, по указанию мамы-козы ребенок-козленок может взять у нее корзинку с овощами и раздать своим братцам и сестричкам).

С помощью таких конкретных действий дети постепенно приучаются к общению между собой от лица героев сказок (рассказов), осознанному, произвольному воспроизведению литературного сюжета.

Воспитатель должен подробно раскрывать перед детьми игровую обстановку, настраивать их на правильный тон, направлять ход игры. Так, участвуя в игре по сказке «Волк и семеро козлят», педагог подсказывает последовательность событий, помогает воспитанникам войти в роль — почувствовать себя беззащитными козлятами, настраивает детей на эмоциональное восприятие образов.

В сюжетно-ролевой игре с элементами театрализации особенно важно использовать игровые атрибуты. Они помогают ребенку лучше почувствовать игровую обстановку, возбуждают интерес к происходящему. Образными игрушками можно стимулировать игровые действия детей в соответствии с известными им сюжетами. Например, воспитатель дает малышу игрушку, изображающую бычка, ставит ее на дощечку с наклоном и, декламируя стихотворение «Бычок» А. Барто, ведет по доске. Последующие короткие импровизации на этот несложный сюжет помогут приблизить детей к простейшему театрализованному действию.

Музыкально-дидактические игры.

С помощью музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов проводятся игры на различение тембра («Угадай, на чем играют»), динамики («Тихие и громкие звоночки»).

16 стр., 7654 слов

По теории и методике воспитания «Роль игры в воспитании личности»

... природный материал – удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры. После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар ... только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности. Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее ...

Музыкально-дидактические игры разучиваются на музыкальных занятиях. Педагог сразу обращает внимание воспитанников на контрастность звучания, выделяет его, дает возможность внимательно прислушаться, различить, сопоставить и воспроизвести заданное. Затем игра переносится во внеучебную деятельность.

Подвижные игры.

Для самостоятельной двигательной игровой деятельности малышей рекомендуются игры с предметами: каталками, вожжами, мячами, обручами, воротцами. Эти игры используют для развития навыков как индивидуальной, так и элементарной совместной игры. Например, педагог дает двум детям мяч и подсказывает, как нужно катать его от одного к другому.

Первые подвижные игры детей носят подражательный характер. Они связаны с какими-нибудь знакомыми для малышей образами, например курицы и цыплят в игре «Наседка и цыплята». Эта игра состоит из одного-двух подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки «ко-ко-ко!» они бегут к матери и садятся вокруг.

В такого рода играх есть два заслуживающих внимания момента: 1) все участники должны действовать одновременно друг с другом и выполнять одинаковые действия; 2) по сигналу (он выступает в роли правила) следует производить смену действий. Эти моменты являются подготовительными к действиям по правилам.

В первом полугодии воспитатель, организуя с детьми подвижные игры, вводит правило непосредственно во время игры: «Вы все мои птички. Я ваша мама. Маленькие птички летают, веселятся. Птичка-мама хлопнула крыльями — все маленькие птенчики подлетают ко мне. Ну, полетели, полетели! Хлоп! Я уже хлопнула — все летят ко мне. Вот какие хорошие у меня птенчики, все прилетели!»

В подвижных играх желательно использовать атрибуты, позволяющие выделить роли, которые выполняют дети и педагог.

Подвижные игры с правилами в младшей группе организует и проводит педагог во время физкультурных занятий, а также ежедневно на утренней и вечерней прогулках. Не обязательно на прогулке проводить игру со всеми детьми одновременно. Лучше привлекать к участию в подвижных играх разные подгруппы попеременно.

2.2 Игра как средство воспитания

Как мы уже выяснили, игра занимает существенное место в нравственном развитии дошкольников. Задача педагога, поддерживая хорошие игры, способствовать воспитанию у каждого ребенка в разных видах игр нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи и др.; волевых качеств: настойчивости, целеустремленности; нравственных чувств: любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, любви к Родине и уважения к людям труда, восхищения защитниками Родины — воинами Советской Армии. Решению этих задач содействует обогащение содержания игр и правильное руководство ими.

Разумеется, воспитание нравственных волевых качеств, высших нравственных чувств в практике проведения игр в детском саду тесно сплетено и разделение их условно.

Естественно также, что нравственное воспитание средствами игры может быть эффективным лишь при самом внимательном отношении педагогов группы к решению задач нравственного воспитания во всем педагогическом процессе.

Руководство игрой в целях нравственного воспитания предполагает непременно формирование взаимоотношений детей как в связи с сюжетом игры, так и в связи с отношениями их как товарищей по игре. Очень важно уже с первых дней пребывания детей в подготовительной группе продолжить работу, начатую на прежних ступенях дошкольного возраста, добиваясь более высокого уровня взаимоотношений. Воспитатель продолжает учить детей играть не только небольшими группками, но и в большом коллективе, так как коллективные игры имеют ряд преимуществ: позволяют включить большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями, что так важно для нравственного развития.

В подготовительной группе руководство игрой направлено на развитие самодеятельных игр детей, инициативы, умения устанавливать дружеские -взаимоотношения, разрешать конфликты, считаться с желанием товарищей, реализовать игровые замыслы.

Если в младших дошкольных группах, руководя игрой и детскими взаимоотношениями, воспитатель широко применял приемы прямого руководства (совместная игра педагога с ребенком или группой детей, предложение темы, подбор необходимых игрушек, активное участие в распределении ролей и т. д.), то в старших группах, не отказываясь от этих приемов, педагог широко использует метод влияния на развитие игры через детский формирующийся коллектив. Это становится возможным и целесообразным вследствие больших изменений в общем развитии ребенка, а также опыта совместной игры.

В первые же дни прихода детей в подготовительную группу необходимо уделить внимание воспитанию у них умения самостоятельно намечать тему игры, ее основной ход, справедливо распределять роли, играть дружно, согласованно, добиваясь реализации совместно намеченного замысла. Этому способствуют игры-драматизации. Такие игры помогают объединить значительную группу детей, удовлетворить их стремление к общению. Личные симпатии и влечения детей друг к другу при этом всегда должны приниматься во внимание.

Детям вновь перечитывают знакомые сказки: «Колобок», «У солнышка в гостях», «Теремок», которые они могут легко драматизировать сами.

Чтобы повысить интерес детей к разыгрыванию сказок, можно ввести новый элемент. Например, сказку «Теремок» разыгрывать под музыку, и дети воспринимают ее по-новому, с удовольствием поют и двигаются, исполняя роли зверушек. Воспитатель предоставляет детям возможность самостоятельно распределить роли, договориться о последовательности протекания игры. После драматизации дети могут лепить на тему сказки.

Для того чтобы игра-драматизация больше способствовала воспитанию коллективизма, дружеских взаимоотношений, полезно подсказать детям мотив игры (покажем сказку малышам), создать перспективу завтрашней радости (игра может длиться несколько дней, и роли исполняют то одни, то другие дети), организовать ситуацию, при которой необходима взаимопомощь (вместе сделать шапочки для зверей, подготовить сцену, нарисовать пригласительные билеты для малышей и т. д.).

Беседуя потом с детьми, слушая, как они показывают друг другу театр, помогают строить, воспитатель вместе с ними радуется тому, как хорошо у них все получилось.

Для разных детей в зависимости от того, как они умеют вести себя в играх по отношению к другим, воспитатель подбирает разные задания. Спокойных, доброжелательных детей нужно стремиться сдружить с детьми, проявляющими эгоизм.

Формируя такие общественные качества, как ответственность за других детей, желание помочь им, научить чему-то, воспитатель включает в играющую группу отдельных детей, проявляющих склонность к поэзии, желание драматизировать сказки. Можно вызвать у ребят дух здорового соревнования. «Если Лена научится хорошо показывать сказку в настольном театре Олегу и Кате, я разрешу ей на прогулке, так же как Светлане,— говорит воспитатель,— пойти к малышам и показать им театр». Или: «Через три дня мы посмотрим, кто скорее научил наших новеньких строить теремок — Миша или Алеша».

Разговор по поводу полученного задания имеет цель возбудить у старших детей чувство ответственности, коллективизма, элементарное чувство долга.

Подвижные игры широко используются не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках.

Кроме того, в процессе создания построек дети учатся согласовывать свои действия, подчиняться разумному руководству своих сверстников, а дети-руководители упражняются в умении быть тактичными, целеустремленными организаторами.

Дети шести-семи лет жадно тянутся к грамоте, любят счет, стихи, сказки, музыкальные и физкультурные занятия. Естественно возникающей и характерной для детей старшего возраста является игра в «школу». В этой игре можно объединять детей в небольшие играющие коллективы, воспитывать справедливые отношения, помогать усваивать некоторые моральные нормы; поощрять организаторские способности (в роли учительницы) у каждого ребенка; углублять интересы к деятельности, связанной с личными наклонностями (познавательные, художественные), упрочивать формы вежливого обращения.

Если дети после экскурсии в школу и проведения беседы не начали играть, надо помочь им спланировать игру. «Дети, хотите поиграть в «школу»? — спрашивает воспитатель.— Подумайте, как будете играть, кто будет учительницей, кто будет нянечкой в школе, кто будет бабушкой, дедушкой, учениками, какие предметы вы хотите сделать для этой игры».

Опираясь на желание детей иметь на уроках в школе необходимые пособия, воспитатель показывает, как изготовить дидактический материал (карточки для счета, геометрические фигуры и др.).

Лепка для игры — это новая увлекательная перспектива деятельности. Дети лепят шарики, грибочки, зверушек, которые они потом окрашивают и используют для проведения занятий по счету.

Игра в «школу» — игра групповая. Воспитатель советует, как лучше объединиться, чтобы в группе играющих наряду с более инициативными детьми были и робкие, застенчивые.

Следует обращать внимание на то, как дети выполняют правила, выражающие содержание игры, и не допускать, чтобы правила потеряли свой смысл. Так, например, одна из самых известных игр — «Палочка-выручалочка» протекает порой так, что задача выручить куда-то пропадает. Дети считаются (кто будет водить), водящий закрывает глаза, после слов «Я иду искать» ищет детей и «застукивает» их. Правило выручи товарища не выполняется. А ведь именно оно придает игре особый интерес, так как доставляет ребенку радостные эмоции, переживаемые им, когда удается выручить товарища, проявить изобретательность, ловкость. Конечно, эта выручка не может быть полностью приравнена к жизненной, но все же она является результатом реальных усилий и вызывает хорошие нравственные чувства.

Отбирая подвижные игры, воспитатель может усиливать нравственные задачи, а иногда и включать их специально, создавая новый вариант игры.

Например, в игре «Не намочи ног» воспитатель ставит цель дать детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

1- й вариант игры.

Когда дети подходят примерно к середине болота, создается ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе добраться до берега. Дети сами ищут выход из создавшегося положения.

2-й вариант.

Подобного рода игры создают объективные условия для активизации нравственного опыта ребенка.

Сюжетно-ролевые и строительные игры по своей специфике благоприятны для воспитания нравственных качеств ребенка.

Воспитатель учит создавать простые постройки и развертывать вокруг них интересные игры. Так, например, сюжет повести С. Маршака «Ледяной остров», которую воспитатель читает детям прежде на занятиях, дает основание к игре. Дети делятся на группы: первая строит дом зимовщиков; вторая — аэродром, откуда поднимается самолет с врачом; третья строит больницу, куда привезут больного. Руководство воспитателя направлено на то, чтобы в группировках были справедливые вожаки, чтобы дети самостоятельно трудились и играли.

В этой игре проявляется сочувствие, сопереживание, стремление помочь больному, умение объединить усилия для достижения цели.

После игры желательно провести беседу на тему «Как мы играли в «школу». Подобные беседы способствуют поддержанию интереса к игре, в них подчеркиваются добрые взаимоотношения между детьми, намечаются пути для дальнейшего развития содержания игры. Например, воспитатель предлагает: «Расскажите, как вы учили грамоте и счету кукол Машу и Андрея. Кто кому помог построить школу? Вспомним, как обращались ученики к учителям».

Исполнение ролей взрослых — учительницы, няни, бабушки — содействует развитию положительных форм поведения детей: в

коллективной игре надо выполнять хорошо и работу учителя, и работу уборщицы, быть заботливой бабушкой.

Игра в «школу» значительно обогащает духовный мир детей, в ней завязываются новые дружеские отношения между детьми на основе общности познавательного и художественного интереса. В этой игре, естественно, возникают и формируются ролевые взаимоотношения между учительницей, родителями, бабушками и дедушками, закрепляются вежливые формы обращения.

Дети подготовительной группы не утрачивают интереса к играм в куклы. Воспитатель помогает сделать эти игры сложнее, чем в младших группах, направить их на воспитание у детей заботливого отношения к людям.

С особым вниманием следует отнестись к отбору кукол для детей седьмого года жизни, чтобы с учетом интересов ребенка, его потребностей и опыта влиять на воспитание нравственных качеств. Хорошо, если в подготовительной группе будут куклы-сверстники: они натолкнут детей на игры в «школу», вызовут стремление научить кукол тому, что знают сами.

Интересна детям кукла-малышка. Игры с ней будут способствовать развитию заботливого отношения к младшим, помогут утвердиться в роли старшего, почувствовать ответственность за малыша.

Игры с куклой способствуют тому, что дети становятся сговорчивей, уступчивей, появляются теплые слова, интонации, доброжелательность в отношениях. Дети могут привязаться к кукле. В результате развиваются богатые по содержанию длительные игры: надо приготовить пищу куклам, накормить их, пойти с ними погулять или учить, например, игре на пианино.

Игра в куклы становится своеобразной формой организации духовной жизни. Это происходит потому, что, как об этом писала А. П. Усова, «используя игру как форму организации жизни детей, мы организуем жизнь их так, чтобы она была интересна детям, содержательна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание при этом будет осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности».

Приведем примерные сюжеты игр детей с куклами в подготовительной группе.

Название сюжетов: школа для кукол (обучение грамоте, счету), путешествие с куклой, кормление, укладывание спать, прогулка, чтение книг куклам и рассматривание картинок, поездка на Красную площадь.

кукол. Но, что особенно важно, у всех детей формируются доброта, заботливость.

Игры-драматизации, подвижные, сюжетно-ролевые могут стать средством воспитания у детей настойчивости, целеустремленности. Руководя игрой, помогая детям развертывать ее сюжет, воспитатель включает определенные ситуации, которые, с одной стороны, направлены на поддержание игры, а с другой — на воспитание волевых качеств. Например, для игр-драматизаций педагог предлагает детям самим сделать шапочки персонажей, декорации, атрибуты (морковку зайчику, косу для петуха и др.); в процессе сюжетно-ролевых игр — вылепить фрукты, овощи, смастерить игрушку, книжку и т. д. Дети ставятся перед необходимостью проявить настойчивость, целеустремленность, а интерес к игре поддерживает их волевые усилия.

Чтобы возбудить желание трудиться, связать игру и труд, важно заинтересовать детей, например сказать: «К нам приедут гости — девочки из разных республик». Приезд кукол вызывает необходимость приготовить пищу, постирать, погладить белье. «Хозяева гостеприимны, они заботятся о том, чтобы гостям было уютно, хорошо»,— подчеркивает воспитатель.

Когда дети одевают кукол в чистое белье, воспитатель одобрительно говорит: «Какие нарядные куклы. Какие мамы старательные, как чисто они выстирали и хорошо выгладили белье».

Педагогическая оценка, а затем и взаимооценка усиливают стремление к труду, а мотив этого труда благотворно влияет на воспитание волевых качеств.

Развитию целеустремленности способствуют длительные коллективные игры, продолжающиеся несколько дней или недель,— это игры в «строительство», «путешествия» и «поездки по стране». Организуя такие игры, воспитатель должен продумать, на каком этапе нужно использовать дополнительные стимулы (повторное чтение, поделка игрушек, введение новых ролей), которые бы помогли развитию игры и опосредованно влияли на воспитание нравственно направленной целеустремленности.

Большие возможности для воспитания трудолюбия, формирования целеустремленности имеются у педагогов при правильной организации игр с песком и другим природным материалом. Очень важно помочь определить главную цель строительства из природных материалов. В одном случае развернется строительство совхоза и ремонтных мастерских, в другом — строительство дорог, в третьем — дети задумают построить красивый дом. Договорившись о цели строительства, дети намечают последовательность действий, распределяют обязанности и роли.

В игре «Строительство дорог» дети могут быть разделены на группы: одни будут привозить песок, гальку, другие — утрамбовывать ее, третьи — строить дома для рабочих, четвертые — рисовать дорожные знаки. Интересы, увлечения многих детей найдут отражение в игре.

При развертывании таких коллективных игр большое значение имеет правильное педагогическое руководство: взрослый спрашивает у детей о цели строительства, подсказывает, какой надо использовать дополнительный материал, поддерживает тех, у кого что-либо не получается. По окончании игры педагог высказывает одобрение, напоминает, что детям пришлось проявить определенные усилия (например, никак не удавалось сделать дорожные знаки), но зато игра была очень интересной.

Воспитатель поощряет и индивидуальные игры, в которых проявляются познавательные и художественные интересы детей. Так, играя в «школу» и выполняя роль учителя, дети действуют по-разному, например: Вова показывает своему ученику трактор, а Галя проводит с детьми зарядку. Развитие интересов влияет на формирование волевых черт характера, целеустремленности, самостоятельности, которые очень нужны будущему школьнику.

Знания об общественных явлениях, которые дети получили на занятиях, они стремятся отразить в играх. Воспитатель, поддерживая инициативу детей, направляет развитие сюжета, чтобы игры наиболее эффективно влияли на воспитание нравственных чувств детей.

Так, ознакомление с жизнью и бытом народов нашей страны рождает игры в «путешествия».

На воспитание начал патриотических чувств должны быть направлены любимые детьми игры в «военных». Эти игры углубляют симпатии к советским солдатам и вызывают желание подражать им, быть выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на выручку товарищу. Игры в «военных» могут носить разный характер: военно-спортивные игры, игры по сюжету литературных произведений, игры-соревнования.

Игры типа соревнований способствуют воспитанию коллективизма, ответственности у детей. В игре по книге «Полоса препятствий» эти качества проявились в стремлении выполнить упражнения быстро, правильно, чтобы не подвести товарищей.

В игре может возникнуть ситуация, требующая оказания помощи. Например, солдаты переходят реку вброд. Нужно помочь товарищу: подать руку, положить доску, по которой он пройдет, и т. д. Игры с таким содержанием обычно возникают после рассказов взрослых о том, как советские солдаты (партизаны) обороняли их родной город (село, деревню), а также после чтения книг, рассматривания иллюстраций к книге.

При правильном педагогическом руководстве такая игра оказывает сильное воздействие на чувства детей, побуждает к расширению знаний.

Одно из условий успешного осуществления нравственного воспитания дошкольника в игре — правильное руководство ею.

Продумывая приемы руководства, надо учитывать, что дети знают об отражаемом в игре. Когда интерес ребенка к игре формируется постепенно, в процессе систематической воспитательной работы, дети в основном знают, как играть. Роль педагога заключается в том, чтобы конкретизировать некоторые представления детей, установить связь между отдельными ро-дителями. Если же замысел игры опирается на разрозненные, поверхностные знания, то задача педагога заключается в том, чтобы углубить возникший у детей интерес, помочь приобрести необходимые знания. В первом случае воспитатель может дать конкретный совет, напомнить, что дети видели, о чем читали, пред дожить дополнительно сделать игрушки-самоделки и т. д. Во втором случае приемы руководства будут направлены на расширение знаний — это чтение, рассматривание иллюстраций, беседы.

Сюжетная игра становится средством нравственного воспитания лишь при условии тесной связи с образовательным процессом.

К концу пребывания в дошкольном учреждении при целенаправленной педагогической работе дети усваивают нравственные нормы, этические представления; у них формируется эмоционально-положительное отношение к окружающим людям, к явлениям общественной жизни. Все это —необходимая база для успешного перехода ребенка в новые условия — условия обучения в школе, вхождения в новый коллектив.

Таким образом, нравственная, личностная готовность к обучению в школе обеспечивается высоким уровнем решения задач нравственного воспитания применительно к каждому возрастному периоду.

Заключение

Игра является занимательным занятием для детей, одновременно являясь уникальным способом воспитания и развития личности. Особенно это важно помнить взрослым (воспитателям, учителям, родителям) при включении игры в воспитательный или образовательный процесс. В большей степени это касается дошкольников и младших школьников.

Подбирая

Иногда знаний ребенка для выполнения задания не всегда хватает, в таких случаях возникают вопросы, что стимулирует познавательную деятельность. Важно не оставить их без внимания, удовлетворив любопытство ребенка. Можно сказать, что игра может быть не только средством закрепления уже имеющихся знаний и навыков у детей, но и стимулом к познанию нового.

Взрослый может использовать игры для воспитания у детей чувства ответственности, отзывчивости, доброты, трудолюбия и других. Подбирая по различным тематикам, возможно ознакомление детей с новыми профессиями, окружающим миром, представлениями о культуре различных стран и народов.

Таким образом, игры возможно использовать как метод обучения и воспитания детей на всех уровнях развития.

Список используемых источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/igra-kak-sredstvo-vospitaniya-doshkolnikov/

1. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 29с.

2. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практ. пособие для педагогов и воспитателей [Текст] / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 54с.

3. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 316 с.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]. — Минск, 2007. — 11с.

5. Игра дошкольника [Текст] / Под. ред. Новоселовой С.Л.- М.: Просвещение.,2003.-206с.

6. Игра и развитие личности дошкольника [Текст] / АПИ СССР, НИИ дошк.вос-я. — М.:Изд-во АПИ, 2003.- 97с.

7. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 2005. – 55 с.

8. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. Пособие [Текст] / Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2008. –176 с.

9. Кудрина, Г.А., Ковалева, Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалева — Иркутск, 2000. – 33с.

10. Кузнецова, Л.В., Панфилова, М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. [Текст] / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова- М.: Сфера, 2002. – 22с.

11. Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. [Текст] / И.И. Мамайчук — СПб., 2008. – 126 с.

12. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Правдов. – М.: Канон+, 2006. – 25с.

13. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. — М., Новая школа, 2006. – 260 с. — Библиогр.: 248 — 255 с.

14. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. — М., 2006. – 200 с. — Библиогр.: 195-198 с.

15. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 55

16. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина — М.: Академия, 2005. – 104с.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. [Текст] /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина -М.: Просвещение, 1995.

18. Фадеева, Е.М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ [Текст] /Е.М. Фадеева// Управление ДОУ. – 2006. — №7. – С.70-76.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360с

20. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под. ред. А.С. Кошелевой. — М., 2007. – 200 с. — Библиогр.: 197-200 с.