Гуманистическое воспитание: традиции, инновации, перспективы

Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиска своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогической психологии психотерапевт и психолог-педагог должен возбудить собственные силы человека для решения его проблем, не решать за него, не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

На протяжении всего ХХ столетия известные психологи, педагоги неоднократно ставили вопрос о необходимости гуманизации отношений учителя и учащихся. А. Адлер, специально исследовавший проблемы воспитания, считал бесполезным жестокое авторитарное воспитание, так как

оно отдаляет ребенка от педагога. Он писал: «Любой авторитет, который не признан спонтанно, а должен навязываться нам силой, является фальшивкой; истинное уважение и дисциплина исходят изнутри. Единственная возможность двигаться вперед заключена в том, чтобы избегать, насколько это возможно, всякой конфронтации и видеть в ребенке не объект обучения, а субъект; видеть в нем зрелую личность, равную учителю». О значимости тесной, глубокой духовной связи между учителем и учеником много говорил В.А. Сухомлинский: «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». Однако, вступая с учащимися в глубокие духовные отношения, учитель всегда должен осознавать не только риск потерять частицу самого себя (А. Маслоу), но и опасность в случае неудачи, разрыва этих отношений нанести душевную травму своему ученику.

Гуманистические идеи активно проникают сегодня в умы учителей-практиков, в той или иной степени влияют на устои межличностных отношений в массовой школе. Суть новой гуманистической концепции образования А. Маслоу определяет следующим образом: «…Цель образования и предмет обучения – сам человек». На первый план среди целей образования он выдвигает «самоактуализацию» человека, «полное воплощение того, чего может достичь человек как представитель вида, что уже являют собой лучшие представители человечества» [24, с.27]. Учитель должен подвести ученика к осознанию высших ценностей, способствовать его духовному росту, раскрытию собственной идентичности. Это педагогическая задача высшего ранга, она под силу только духовно зрелому педагогу, имеющему с учеником глубокие личностные отношения.

4 стр., 1696 слов

Реферат по обществознанию 6 класс человек личность

... человека и его деятельность и других наук, обществознание , психология, языкознание и некоторые другие науки занимаются изучением проблемы личности. На этой странице материал по темам: Что такое личность реферат 6 класс ... Что необычного было в характере царя петра 1 Конспект "что такое личность" для 3 ...

Цель данного исследования – изучить традиции и инновации гуманистического воспитания.

Объект исследования – гуманистическое воспитание.

Предмет исследования – традиции, инновации, перспективы гуманистического воспитания.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные понятия гуманистического воспитания.

2. Изучить особенности становления гуманистического воспитания.

3. Проанализировать особенности гуманистического воспитания на современном этапе.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/gumanisticheskaya-pedagogika/

1. Алексеев Н.А. Личностно–ориентированное обучение: вопросы теории и практики. : Изд–во Тюмен. ун–та, 1996. – 216 с.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Изд-во «Ин-т практич. психол.», 1998. – 544 с.

3. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным // Вопросы философии. 2000. – № 7. – С. 37–42.

4. Бабочкин П.И. Воспитание в школе и вузе: учащаяся молодежь о проблемах воспитания (социологические данные) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – С. 383-399.

5. Багиров Б.Б., Генин Л.В., Попов В.Г., Руденкин В.Н. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и духовных ориентаций. – : УрГУ, 1993. – 122 с.

6. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 28 с.

7. Бердяев Н.А. Пути гуманизма // Здравый смысл. – 1997. – № 3. – С. 64-71.

8. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-17.

9. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма. Учебное пособие для студентов. М.: РГО, 2002. – 389 с.

10. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века): Монография. – . Казан. пед. ун-т., 1997. – 172 с.

11. Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм. (Социологический аспект).

– М.: , 1995. – 217 с.

12. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. – М: РГО, 2001. – 400 с.

13. Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива /Редколлегия: Бессонов Б.Н., Богатырев Т.Г., Шевченко В.Н. (отв. ред.).

– М., 1997.

14. Гуманистические ориентиры России. – М.: Ин-т экономики РАН, 2002. – 392 с.

15. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. – 2004. № 1. – С. 22–29.

2 стр., 935 слов

Сущность воспитания творческой личности

... задач современной школы. Объектом исследования является ученик в учебно-познавательном процессе. Предмет ¾ воспитание творческой личности в учебном процессе. Целью данного исследования является изучение воспитания творческой личности в педагогическом процессе. Поэтому наша задача ¾ определить, ...

16. Краевский В.В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. – 2001. – № 4. – С. 209-216.

17. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 256 с.

18. Красин А.Н. Всестороннее и гармоничное развитие личности. – М. : Знание, 1981. – 64 с.

19. Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. – : Перемена, 1999. – 195 с.

20. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

21. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. – 1994. № 6. – С. 22-28.

22. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках).

: Изд-во СИУ, 1997.– 85 с.

23. Лихачев Д. Человек должен быть интеллигентен // Учитель. – 1997. – № 1. – С. 16-17.

24. Маслоу А. Цель и значение гуманистического образования // Здравый смысл. – 1997. № 6. – С. 27-41.

25. Орлов Г.П. Свободное время и гармоничное развитие личности. – М.: Знание, 1974. – 64 с.

26. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 164-168.

27. Селевко Г.К., Закатова И., Левина О. Воспитательная технология «Самосовершенствование личности» // Народное образование. – 2000. № 1. – С. 144–165.

28. Селиванова Н.Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.

29. Суворов А. Человечность как фактор самореализации личности: Дис. … докт. филос. наук. – М., 1996. – 234 с.

30. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Общий объем:

Год: 2012

Цена : 400 руб.