Особенности внимания младших школьников с гиперактивным поведением

Курсовая работа
Содержание скрыть

«Особенности внимания младших школьников с гиперактивным поведением» — важная и актуальная тема в наше время.

Тема данной работы актуальна в связи с тем, что в нынешнее время воспитатели, родители, учителя довольно часто сталкиваются с ребятами, чья двигательная активность выходит за рамки представлений о подвижности детей. Многие дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста отличаются импульсивностью, подвижностью, эмоциональностью и непосредственностью, но при этом они способны внимательно выслушивать взрослых, а затем выполнять их указания.

С детьми с гиперактивным поведением сложно налаживать контакт уже только потому, что они постоянно в движении: они бегают, а не ходят, ёрзают, а не сидят, крутятся или залезают куда-нибудь, а не стоят, хохочут, а не смеются, убегают или хватаются за дело, порой не дослушивая задание до конца.

Взрослые, которые окружают таких ребят довольно часто жалуются на тот факт, что дети не дают им покоя — они постоянно вмешиваются во взрослые разговоры, с ними постоянно что-то случается, поэтому для того, чтобы добиться определённого результата от них, они вынуждены повышать голос, но замечания и наказания, обычно, не приносят должных результатов.

Младший школьный возраст – является возрастом 6 — 11- летних ребят, которые обучаются в начальной школе в 1 — 3 (4) классах. Границы данного возраста, а также его психологические характеристики определены принятой на определённый отрезок времени теорией психического развития, системой образования, психологической возрастной периодизацией.

Начало обучения в школе знаменует переход ребёнка от игровой к учебной деятельности, которая становится ведущей деятельностью младшего школьника, в которой происходит формирование основных психических новообразований.

Для младшего школьника, учебная деятельность становится ведущей.

Учебная деятельность

Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени — 10 или 11 лет жизни ребенка.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у младших школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивным поведением.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от­крытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, ... время она исключает импульсивность и не­посредственность поведения ребенка. Благодаря этому ме­ханизмуутрачивается детская ... эти случаи — резуль­тат усвоения постоянно повторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственного эмоционального ...

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

1.Исследовать особенности гиперактивного поведения младших школьников.

2. Исследовать особенности внимания младших школьников.

3.Посредством эмпирического исследования выявить зависимость уровня развития внимания от гиперактивного поведения младших школьников.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза:

Глава 1.Особенности гиперактивного поведения и внимания младших школьников.

1.1.Особености гиперактивного поведения младших школьников

Одним из основных признаков гиперактивного поведения, выступает импульсивность. Импульсивность – является недостатком контроля поведения в ответ на определённые требования. Такие дети, с клинической точки зрения, не редко характеризуются, в качестве быстро реагирующих на ситуации, обычно не дожидаясь инструкций и указаний, которые позволяют выполнить задание. Такие ребята неадекватно оценивают требования и задания. В результате такие дети легкомысленны, невнимательны, небрежны, беспечны. Они довольно часто не способны рассмотреть потенциально вредные, негативные или разрушительные, а порой даже опасные последствия, которые, не редко, связаны с конкретными ситуациями или поступками таких детей. Не редко такие дети подвергают себя ненужному, необоснованному риску, только для того чтобы показать свои причуды, смелость и капризы, в особенности перед своими сверстниками. В результате такого риска довольно часто происходят несчастные случаи с травмами и отравлениями. Дети с гиперактивным поведением вполне способны беспечно и легкомысленно повредить или вовсе уничтожить чью-то собственность, причём они совершают это гораздо чаще, чем дети с нормальным поведением.

Конечно, гиперактивное поведение не возникает на пустом месте. Его зачатки появляются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать любые проблемы во время беременности и родов, которые сопровождаются внутриутробной гипоксией (нехваткой кислорода).

Речь идет об угрозе выкидыша, асфиксии, использовании во время родов вспомогательных средств (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных травматичных родах, курении во время беременности. Инфекции и интоксикации в первые годы жизни малыша тоже могут аукнуться гиперактивным поведением в дальнейшем. Существует также генетическая предрасположенность к данному отклонению.

В основе гиперактивного поведения лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Именно из-за нее у детей, особенно в младшем школьном возрасте возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования ММД и гиперактивного поведения. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок младшего школьного возраста столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту, повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что дети с гиперактивным поведением зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.

5 стр., 2199 слов

По психологии «Представления детей о дружбе в младшем школьном ...

... между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят ...

Сам термин «гиперактивность» сегодня так широко употребляется, что его начинают применять чуть ли не к каждому второму непоседливому младшему школьнику. Подобно западным коллегам, российские психиатры и психологи считают, что в начальной школе около 20% детей являются гиперактивными, и наперебой навязывают родителям мнение, будто их активные дети психически больны и нуждаются в лечении или особом наблюдении. Но каждый ли ребенок, неспособный посидеть на месте долгое время или не слушающийся родителей, гиперактивен?

Основными симптомами гиперактивного поведения у младшего школьника является то, что он суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть. Такой ребенок постоянно вертится на месте, может быть чрезмерно говорливым, раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие дети бывают агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, так как они плохо контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у ребёнка младшего школьного возраста с гиперактивным поведением плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости; он довольно неуклюж. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответов. Если такому ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись конца вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди, вмешивается в чужие разговоры, игры.

Ставить диагноз «гиперактивность» на основании одной «вертлявости» и рассеянности нельзя. Постановка диагноза требует специальных исследований головного мозга.

С научной точки зрения гиперактивность описывается в качестве гиперактивного-импульсивного поведения, которое не соответствует возрасту ребенка, и/или недостатка внимания. Детям в возрасте младше 6 лет можно присвоить диагноз «гиперактивность» лишь в крайних случаях, в случае если он проявляет «обезбашенную», необычную импульсивность, которая ставит его жизнь под угрозу. Такой ребёнок может прыгнуть с достаточно большой высоты или перебежать дорогу перед машиной. Ребёнок с гиперактивным поведением обычно с самого рождения подвижен, возбудим, у него нарушенный аппетит и сон, он плохо прибавляет в весе. У такого ребёнка, развитие фразовой речи, запаздывает. Такой ребёнок неловок, хотя и гипертрофированно подвижен, не редко роняет предметы и ушибается об углы. Особенно трудно ему даются мелкие движения пальцев, (зашнуровывание обуви и застегивание пуговиц).

Такого ребёнка трудно приучить к опрятности, он достаточно непослушен и упрям. Для постановки подобного диагноза более взрослому ребенку он должен проявлять некоторые расстройства поведения (неспособность заводить друзей, пренебрежение общепринятыми правилами, проблемы в учебе) больше чем в одной из окружающих его обстановок (одновременно и дома, и в школе).

К сожалению, в медицине до сих пор нет специального теста, способного быстро диагностировать гиперактивность. Поэтому на определение гиперактивности младшего школьника порой необходимо долгое наблюдение достаточно опытного психолога. Для определения проблемы врач должен постоянно получать данные не только о поведении ребёнка, но и о его успеваемости в школе. Чаще всего родители слышат от психотерапевта то, что проблемы их чада связаны с расстройством, которое негативно влияет на способность ребенка к обучению. У этого расстройства есть два официальных обозначения — «расстройство обучения» либо же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

16 стр., 7875 слов

Коррекция гиперактивности посредством игровой деятельности

... проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением. Объект исследования: гиперактивность как явление, встречаемое в педагогическом процессе. Предмет исследования: коррекция гиперактивности посредством игровой деятельности. Гипотеза исследования: В связи с тем, что гиперактивные дети начальных классов, в частности мальчиков ...

Основные проблемы у ребёнка с гиперактивным поведением начинаются, обычно, когда он идёт в школу. Такому ребёнку гораздо труднее учиться, у него неправильная речь, жуткий почерк. Он не может сосредоточиться на своей учебе. Хотя интеллект у таких детей совершенно нормален, а достаточно часто даже гораздо выше, чем у его сверстников, они довольно часто отстают в учебе, в связи с тем, что они невнимательны, импульсивны, безудержно болтливы, непоследовательны, не могут сосредотачиваться на одном предмете. Их сверстники не желают с ними играть, общаться, в связи с этим нередко непоседы дружат с социально неблагополучными или младшими детьми, а не редко оказываются изгоями во дворе или в классе, выбирают роль «штатного» шута. Будучи достаточно моторным (неусидчивым, подвижным, капризным) такой ребёнок изводит сверстников и учителей. У него могут быть немотивированные приступы неадекватного поведения, которые довольно часто сопровождаются агрессией. В подростковом возрасте обычно двигательная гиперактивность уходит, но недостаток внимания, неспособность к обучению и неспособность сосредоточиться сохраняются. У 15-20% подобные симптомы сохраняются и во взрослой жизни.

Гиперактивное поведение младших школьников не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

1.2.Особенности внимания младших школьников

В последние годы экспертами было доказано, что гиперактивное поведение является одним из проявлений комплекса нарушений, которые отмечаются у детей младшего школьного возраста. Главный дефект связывают с недостаточностью механизмов тормозящего контроля и внимания. Поэтому гиперактивность более точно классифицируются как синдром дефицита.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Приход в школу создает достаточно серьезные проблемы для ребёнка с недостатками внимания, в связи с тем, что учебная деятельность предъявляет достаточно высокие требования к уровню развития данной функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы, в связи с чем у него выявляется низкая успеваемость.

Низкая успеваемость — является типичным явлением для детей с гиперактивным поведением. Низкая успеваемость обусловливается особенностями поведения таких детей, в связи с тем, что оно является достаточно серьезным препятствием на пути полноценного включения детей в учебную деятельность и не соответствует их возрастной норме. В процессе урока такому ребёнку сложно выполнять задания, в связи с тем, что он испытывает сложности в организации и последующем завершении работы, он быстро выключается из процесса исполнения задания.

8 стр., 3829 слов

Социальное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности

... всесто‬ро‬ннее изучение учащимися о‬пределенно‬й террито‬рии в учебно‬-во‬спитательных целях.Результативный ко‬мпо‬нент краеведческо‬й рабо‬ты ... и приро‬да.В про‬цессе био‬графическо‬й рабо‬ты младшие шко‬льники знако‬мятся с известными людьми края, тружениками, но‬ ... бъекта в но‬вые системы связей и о‬тно‬шений.Различные направления краеведческо‬й рабо‬ты по‬мо‬гают детям увидеть о‬быденные вещи, ...

В учебной деятельности младшие школьники с гиперактивным поведением не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям (Buttross S., 1988; и др.), большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам (Раттер М., 1987; Флэйк-Хобсон К. и др., 1992) поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в умственном развитии. Однако в любом случае справедливым будет утверждение, что младшие школьники с гиперактивным поведением, в силу нарушений внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей как в учебе, так и при специальном психологическом тестировании.

Внимание

Различают следующие виды внимания:

  • внешнее внимание;
  • внутреннее внимание;
  • непроизвольное внимание;
  • произвольное внимание;
  • послепроизвольное внимание.

Внимание обладает

  • объем внимания;
  • устойчивость внимания;
  • концентрация внимания;
  • переключение внимания;
  • распределение внимания.

Внимание

Определенная сложность, встающая перед человеком, который хочет разобраться в психологии внимания, состоит в том, что, с одной стороны, ответ на вопрос, что такое внимание, внимательность и невнимательность, на практическом, бытовом уровне знает не только любой взрослый, но и почти каждый ребенок. С другой стороны, внимание — это весьма сложный раздел психологических знаний, который в последнее время привлекает все больший интерес психологов и рождает сложные и неоднозначные теории объяснения.

Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. «Наличие у человека высших форм внимания, — пишет С. Л. Рубинштейн, — в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания».

Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.

Внимание

У младших школьников, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной деятельности.

Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания младших школьников:

  • осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить её, тем в большей мере привлекается внимание;
  • интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;
  • постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;
  • словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать;
  • определенная организация деятельности.

Одним из важнейших свойств внимания является его объём. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у младших школьников — от 2 до 5 объектов.

Объем внимания

Младший школьник с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом.

Немаловажным свойством внимания является уровень его распределения. Умение правильно распределять внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.

Весомый вклад в эффективность процесса обучения младшего школьника вносит уровень переключения внимания.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику, особенно младшему, трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у младших школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, ребёнок младшего школьного возраста меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается — увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако в течение дошкольного возраста, а не редко и в младшем школьном, дети ещё в недостаточной степени владеют своим вниманием.

В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, происходит интенсивное развитие всех свойств внимания: довольно резко возрастает объем внимания, возрастает его устойчивость, происходит развитие навыков распределения и переключения. Но лишь к 9-10 годам ребёнок становится способен довольно долго выполнять и сохранять заданную программу действий.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка младшего школьного возраста волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны невнимательность, несобранность, отвлекаемость для детей 6-7 лет, т. е. первоклассников. Внимание первоклассника еще довольно слабо организовано, оно обладает небольшим объемом, достаточно плохо распределяется, оно неустойчиво, это объясняется недостаточно зрелой регуляцией нейрофизиологических механизмов, которые обеспечивают произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

Степень развития свойств внимания, а также его организованность – это факторы, которые непосредственно, в младшем школьном возрасте, определяют успешность обучения. Обычно, хорошо успевающий младший школьник имеет лучшие показатели в развитии внимания. Специальные исследования говорят о том, что разнообразные свойства внимания вносят различный вклад в успех обучения, по различным предметам. Успешность обучения русскому языку зависит от точности распределения внимания, при овладении математическими способностями основная роль принадлежит объему внимания, а обучение чтению тесно связано со степенью устойчивости внимания.

Таким образом, развивая конкретные свойства внимания, можно повышать успеваемость младших школьников по различным учебным предметам.

В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате этих наблюдений педагог имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании младших школьников.

Наряду с методом наблюдения учитель может использовать и ряд других приемов диагностики внимания учащихся. Эти приемы построены на учебном материале и приближены к условиям реальных школьных занятий. Их использование в учебной работе позволяет проследить динамику в становлении внимания младших школьников (на протяжении одной учебной четверти или учебного года).

Кроме того, сами эти приемы при систематическом применении могут выступать в качестве достаточно эффективного средства тренировки внимания.

Вывод по главе

Особенности гиперактивного поведения младших школьников: суетливость; чрезмерная подвижность; неусидчивость; чрезмерная говорливость. У детей с гиперактивным поведением наблюдается беспричинная агрессия, конфликтность, импульсивность, плохая координация движений, недостаточный мышечный контроль, неуклюжесть, плохая концентрация внимания.

Особенности внимания младших школьников: слабость произвольного внимания; не высокий уровень устойчивости внимания; неспособность длительно сосредоточиваться на работе. Способность волевого регулирования внимания, управления им у младших школьников весьма ограниченные. У них хорошо развито непроизвольное внимание.

Глава 2.Эмпирическое исследование

2.1.Организация исследования.

В исследовании принимало участие две группы (контрольная и экспериментальная по 10 человек) ребят Младшего школьного возраста – учащихся средней школы № 10. Возрастной состав от 7 — 10 лет. В контрольную группу вошли 10 человек без признаков гиперактивности, а экспериментальную группу составили 10 ребят с гиперактивным поведением (см. табл. 1).

Таблица 1

Участники эксперимента

Контрольная группа

Экспериментальная группа

№п.п.

Ф.И.

Возраст

№п.п.

Ф.И.

Возраст

1

Виноградов Паша

7

1

Галлиев Егор

10

2

Бобкин Артем

9,6

2

Никогдина Катя

7,5

3

Сучков Дима

7,2

3

Чибинёва Алиса

8,3

4

Галлиев Егор

8

4

Чукчин Миша

9

5

Чибинёва Алиса

8,3

5

Андреев Толя

8,6

6

Андреев Толя

7,5

6

Ракин Алёша

7,2

7

Кравченко Денис

9

7

Иванов Саша

8

8

Курочкина вика

9,2

8

Иващенко Даша

9,2

9

Данильцева Света

8,6

9

Крюкин Вадим

9,6

10

Васильев Кирилл

10

10

Какашкин Толик

7

Для нашего исследования представило интерес изучение уровня развития.

Гипотеза исследования:

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Подобрать необходимые методики для достижения цели исследования

2. Провести исследование с помощью подобранного комплекса психодиагностических методик

3. Проанализировать полученные данные

4. На основе полученных данных сделать вывод

При отборе психодиагностических методик мы исходили из следующих требований:

1. методики должны быть направлены на решение поставленных задач исследования;

2. методики должны пройти психометрическую проверку, быть надежными, стандартизированными;

3. методики должны быть достоверными, с возможностью получения объективных числовых показателей.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в работе использован комплекс психодиагностических методик сбора и обработки данных:

Методика «Проставь значки»

2. Методика «Найди и вычеркни» ;

Методика «Н, Задание «Р

5. Методика «Запомни и расставь точки» .

6. Задание «Одинаковые рисунки»

Достоверность полученных результатов обеспечена адекватностью применяемых методов и методик.

2.2. Описание и обоснование методик

Методики «Проставь значки»

Цель исследования

Материал и оборудование

Тестовое задание в методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать.

В данной методике эта работа заключается в том, чтобы в каждом рисунков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Обработка и интерпретация результатов

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение пяти минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, фигуры.

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 5 минут фигур, считая и количество допущенных ошибок. Уровень переключения и распределения внимания определяют согласно ключу:

Проставь значки

Тест «Найди и вычеркни»

Цель исследования

Материал и оборудование

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.

В этой методике ребенок работает 5 минут, в течение которых пять раз подряд (через каждую минуту) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

  • N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), просмотренных ребенком за время работы;

t— время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

Уровень продуктивности и устойчивости внимания определяют согласно ключу:

Ключ к методике «Найди и вычеркни»

айди

Цель исследования

Материал и оборудование

Обработка и интерпретация результатов:

При обработке и оценке результатов методики «Найди пару» определяется количество найденных одинаковых пар на рисунке, просмотренных ребенком в течение всего времени выполнения задания.

Уровень дифференциации внимания определяют согласно ключу:

методике «Н

Тест «Раскрась зонтики»

Цель исследования

Материал и оборудование

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения концентрации внимания. Ребенку дают бланк теста «Раскрась зонтики», на котором в случайном порядке даны изображения зонтиков.

На выполнение задания даётся 10 минут.

Обработка и интерпретация результатов:

При обработке и оценке результатов определялось количество найденных групп одинаковых зонтиков на рисунке, просмотренных ребенком в течение всего времени выполнения задания.

Уровень концентрациивнимания определяют согласно ключу:

Ключ к методике «Раскрась зонтики»

Методика «Запомни и расставь точки»

Цель исследования

Материал и оборудование

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

10 баллов

Уровень объема внимания определяют согласно ключу:

Ключ к методике «Запомни и расставь точки»

Методика «Одинаковые рисунки»

Цель исследования

Материал и оборудование

В данной методике ребенку предлагается найти и раскрасить на рисунке всех матрешек.

На выполнение задания даётся 10 минут.

Оценка и интерпретация результатов

В данной методике за 100% принимается наибольшее возможное количество фигур, которые ребенок может найти в рисунке.

Сначала подсчитывается количество правильно раскрашенных предметов, от которого отнимается количество неправильных ответов. Эта разница переводится в процентный балл от числа принятого за абсолютное число. Уровень избирательности внимания определяют согласно ключу:

Ключ к методике «Одинаковые рисунки»

2.3. Результаты проведения методик

Методика «Проставь значки»

Результаты проведения данной методики в контрольной и экспериментальной группе представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты методики «Проставь значки»

Контрольная группа

Экспериментальная группа

П./п.

Число

фигур

уровень

П./п.

Число

фигур

уровень

1

10

высокий

1

5

очень низкий

2

6

низкий

2

8

средний

3

8

средний

3

6

низкий

4

9

средний

4

7

низкий

5

9

средний

5

4

очень низкий

6

7

низкий

6

8

средний

7

10

высокий

7

7

низкий

8

9

средний

8

6

низкий

9

10

высокий

9

5

очень низкий

10

6

низкий

10

8

средний

Согласно данным, представленным в таблице 1, составим сводную таблицу результатов испытуемых по данной методике (см. табл. 2).

Таблица 2

Результаты методики «Проставь значки»

На основании данных, представленных в таблице 2, составим диаграмму (см. рис. 1).

Рисунок 1

Результаты испытуемых по методике «Проставь значки»

Как видно из рисунка 1 у 30% респондентов контрольной группы был выявлен высокий уровень переключения и распределения внимания, тогда как в экспериментальной группе таких детей выявлено не было. Средний уровень переключения и распределения внимания был выявлен у 40% испытуемых контрольной группы, в экспериментальной группе таковых оказалось несколько меньше (30% от группы).

У 40% ребят из экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития данного качества, тогда как в контрольной группе таковых оказалось несколько меньше (30% от группы).

Очень низкий уровень развития переключения и распределения внимания выявлен у 30% ребят экспериментальной группы, в контрольной группе таковых не оказалось.

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной группе уровень переключения и распределения внимания выше, чем в экспериментальной группе.

Методика «Найди и вычеркни»

Результаты проведения данной методики в контрольной и экспериментальной группе представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты методики «Найди и вычеркни»

Контрольная группа

Экспериментальная группа

П./п.

Баллы

Уровень

П./п.

Баллы

Уровень

1

9

высокий

1

1

очень низкий

2

3

низкий

2

7

средний

3

4

средний

3

3

низкий

4

6

средний

4

2

низкий

5

5

средний

5

1

очень низкий

6

3

низкий

6

4

средний

7

9

высокий

7

2

низкий

8

7

средний

8

3

низкий

9

8

высокий

9

1

очень низкий

10

3

низкий

10

5

средний

Согласно данным, представленным в таблице 3, составим сводную таблицу результатов испытуемых по данной методике (см. табл. 4).

Таблица 4

Результаты методики «Найди и вычеркни»

На основании данных, представленных в таблице 4, составим диаграмму (см. рис. 2).

Рисунок 2

Результаты испытуемых по методике «Найди и вычеркни»

Как видно из рисунка 2 у 30% респондентов контрольной группы был выявлен высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, тогда как в экспериментальной группе таких детей выявлено не было. Средний уровень продуктивности и устойчивости внимания был выявлен у 40% испытуемых контрольной группы, в экспериментальной группе таковых оказалось несколько меньше (30% от группы).

У 40% ребят из экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития данного качества, тогда как в контрольной группе таковых оказалось несколько меньше (30% от группы).

Очень низкий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания выявлен у 30% ребят экспериментальной группы, в контрольной группе таковых не оказалось.

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной группе уровень продуктивности и устойчивости внимания выше, чем в экспериментальной группе.

Методика «Н айди

Результаты проведения данной методики в контрольной и экспериментальной группе представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты методики «Н айди пару»

Контрольная группа

Экспериментальная группа

П./п.

Число

пар

уровень

П./п.

Число

пар

уровень

1

7

высокий

1

1

очень низкий

2

3

низкий

2

6

средний

3

5

средний

3

4

низкий

4

6

средний

4

3

низкий

5

6

средний

5

1

очень низкий

6

4

низкий

6

5

средний

7

7

высокий

7

4

низкий

8

5

средний

8

4

низкий

9

7

высокий

9

2

очень низкий

10

4

низкий

10

5

средний

Согласно данным, представленным в таблице 5, составим сводную таблицу результатов испытуемых по данной методике (см. табл. 6).

Таблица 6

Результаты методики «Н айди пару»

На основании данных, представленных в таблице 6, составим диаграмму (см. рис. 3).

Рисунок 3

Результаты испытуемых по методике «Н айди пару»

Как видно из рисунка 3 у 30% респондентов контрольной группы был выявлен высокий уровень дифференциации внимания, тогда как в экспериментальной группе таких детей выявлено не было. Средний уровень дифференциации внимания был выявлен у 40% испытуемых контрольной группы, в экспериментальной группе таковых оказалось несколько меньше (30% от группы).

У 40% ребят из экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития данного качества, тогда как в контрольной группе таковых оказалось несколько меньше (30% от группы).

Очень низкий уровень развития дифференциации внимания выявлен у 30% ребят экспериментальной группы, в контрольной группе таковых не оказалось.

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной группе уровень дифференциации внимания выше, чем в экспериментальной группе.

Методика «Раскрась зонтики»

Результаты проведения данной методики в контрольной и экспериментальной группе представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты методики «Раскрась зонтики»

Контрольная группа

Экспериментальная группа

П./п.

Число

групп

Уровень

П./п.

Число

групп

Уровень

1

3

норма

1

2

низкий

2

2

низкий

2

3

норма

3

3

норма

3

2

низкий

4

3

норма

4

2

низкий

5

3

норма

5

2

низкий

6

2

низкий

6

3

норма

7

3

норма

7

2

низкий

8

3

норма

8

2

низкий

9

3

норма

9

2

низкий

10

2

низкий

10

3

норма

Согласно данным, представленным в таблице 7, составим сводную таблицу результатов испытуемых по данной методике (см. табл. 8).

Таблица 8

Результаты методики «Раскрась зонтики»

На основании данных, представленных в таблице 8, составим диаграмму (см. рис. 4).

Рисунок 4

Результаты испытуемых по методике «Раскрась зонтики»

Как видно из рисунка 4 у 70% респондентов контрольной группы был выявлен высокий уровень концентрации внимания, тогда как в экспериментальной группе таковых оказалось гораздо меньше (30% от группы).

У 70% ребят из экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития данного качества, тогда как в контрольной группе таковых оказалось меньше (30% от группы).

Очень низкий уровень развития концентрации внимания в группах испытуемых не был выявлен.

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной группе уровень концентрации внимания выше, чем в экспериментальной группе.

Методика «Запомни и расставь точки»

В таблице 9 представлены результаты проведения данной методики в контрольной и экспериментальной группе.

Таблица 9

Результаты методики «Запомни и расставь точки»

Контрольная группа

Экспериментальная группа

П./п.

Баллы

Уровень

П./п.

Баллы

Уровень

1

8

высокий

1

1

очень низкий

2

3

низкий

2

7

средний

3

7

средний

3

3

низкий

4

8

высокий

4

2

низкий

5

5

средний

5

1

очень низкий

6

3

низкий

6

6

средний

7

9

высокий

7

2

низкий

8

6

средний

8

3

низкий

9

9

высокий

9

1

очень низкий

10

3

низкий

10

5

средний

Согласно данным, представленным в таблице 9, составим сводную таблицу результатов испытуемых по данной методике (см. табл. 10).

Таблица 10

Результаты методики «Найди и вычеркни»

На основании данных, представленных в таблице 10, составим диаграмму (см. рис. 5).

Рисунок 5

Результаты испытуемых по методике «Запомни и расставь точки»

Как видно из рисунка 5 очень высокий уровень объёма внимания в группах испытуемых не был выявлен. У 40% респондентов контрольной группы был выявлен высокий уровень объема внимания, тогда как в экспериментальной группе таковых не оказалось. Средний уровень объёма внимания в обеих группа показало одинаковое число ребят их оказалось по 30 % от групп. 40% респондентов экспериментальной группы показали низкий уровень развития данного качества, тогда как в контрольной группе их оказалось несколько меньше (30% от группы).

Очень низкий объём внимания был выявлен у 30 % ребят экспериментальной группы, в контрольной группе таковых не оказалось.

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной группе уровень объема внимания выше, чем в экспериментальной группе.

Методика «Запомни и расставь точки»

В таблице 11 представлены результаты проведения данной методики в контрольной и экспериментальной группе.

Таблица 11

Результаты методики «Запомни и расставь точки»

Контрольная группа

Экспериментальная группа

П./п.

%

Уровень

П./п.

%

Уровень

1

85

средний

1

28

очень низкий

2

39

низкий

2

73

средний

3

77

средний

3

36

низкий

4

87

высокий

4

35

низкий

5

59

средний

5

19

очень низкий

6

49

низкий

6

68

средний

7

68

средний

7

29

низкий

8

65

средний

8

38

низкий

9

90

высокий

9

27

очень низкий

10

56

низкий

10

59

средний

Согласно данным, представленным в таблице 11, составим сводную таблицу результатов испытуемых по данной методике (см. табл. 12).

Таблица 12

Результаты методики «Найди и вычеркни»

На основании данных, представленных в таблице 12, составим диаграмму (см. рис. 6).

Рисунок 6

Результаты испытуемых по методике «Запомни и расставь точки»

Как видно из рисунка 6 у 20% респондентов контрольной группы был выявлен высокий уровень избирательности внимания, тогда как в экспериментальной группе таковых не оказалось. Средний уровень избирательности внимания в контрольной группе показали 50% респондентов, тогда как в экспериментальной таковых оказалось только 30%. 40% респондентов экспериментальной группы показали низкий уровень развития данного качества, тогда как в контрольной группе их оказалось несколько меньше (30% от группы).

Очень низкий уровень избирательности внимания был выявлен у 30 % ребят экспериментальной группы, в контрольной группе таковых не оказалось.

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной группе уровень избирательности внимания выше, чем в экспериментальной группе.

Вывод по главе

Из проведённого эмпирического исследования видно, что в экспериментальной группе, которую составили ребята младшего школьного возраста с гиперактивным поведением, уровень развития исследованных качеств внимания ниже, чем в контрольной группе, которую составили дети без признаков такого поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что младшие школьники с гиперактивным поведением обладают более низким уровнем развития внимания, чем дети без признаков гиперактивности. Данный факт полностью подтверждает гипотезу, которая была выдвинута нами в начале данной работы.

Итак, в результате экспериментальной работы гипотеза, выдвинутая нами в начале данного исследования, нашла своё полное подтверждение.

Заключение

Гиперактивность у мальчиков встречается гораздо чаще. Распространенность гиперактивности среди девочек и мальчиков колеблется от 1:3 до 1:9, в тесной зависимости от методов исследования, критериев диагноза, а также групп исследования (школьники, дети, которых направили к врачу или население в целом).

От тех же факторов зависит и оценка распространения гиперактивности (от 1–2% до 25–30%).

Согласно некоторым данным, распространенность гиперактивного поведения среди детей младшего школьного возраста составляет примерно 10–15%, у девочек он встречается в 2,8–3 раза реже, чем у мальчиков.

Гиперактивность в сочетании с чрезмерной импульсивностью – это уже отклонение, названное синдромом гиперактивности.

У детей младшего школьного возраста происходит развитие внимания. Без его сформированности, процесс обучения невозможен.

Внимание

На уроках учителя привлекают внимание своих учеников к учебному материалу, удерживая его длительное время. Младший школьник способен, сосредоточено заниматься одним делом примерно 10-20 минут.

Младший школьник с гиперактивным поведением по своей натуре непоседа. Ему трудно долгое время заниматься одним делом. В связи с этим внимание такого ребёнка развито в недостаточной степени, что, в свою очередь негативно сказывается на его успехах в учёбе.

В начале данного исследования нами была выдвинута гипотеза, которая основывалась на вышеупомянутом факте. В результате эмпирического исследования она нашла своё полное подтверждении.

Таким образом, можно сделать вывод, что задачи данного исследования были выполнены, а цель была достигнута.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/giperaktivnost-mladshego-shkolnika/

1. Аведисова А.С., Вериго Н.Н. Нарушения мышления. М., 2006 г.

2. Безруких М. П., Ефимова С.К., Круглов Б. П. Почему учиться трудно. М., 1995 г.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991 г.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, Юрайт, 2000 г.

5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. — Психология внимания. — Изд. 2-е. М.: Тривола., 1999 г.

6. Жаров А. Б. Осколки разбитой души/Здоровье Вологодчины. М., 2001 г.

7. Захарова Н.В. Нарушения общения и произвольная регуляция деятельности у больных шизофренией детей/Ж.невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. М., 1990 г.

8. Из опыта педагогов ЛГПК, ст. Ленинградская, Краснодарского края. М.: ИНФРА, 2007 г.

9. Кузнецов В. И. Социально – медицинская адаптация пациентов с психическими расстройствами в специализированных стационарных учреждениях. М., 2007 г.

10. Комплексное исследование и уровневая оценка психофизического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими расстройствами развития. Методические материалы. / Под ред. Н. В. Новоторцевой. Ярославль, 2002 г.

11. Машталь О. С. Лучшие методики развития внимания у детей. М.: НиТ., 2007 г.

12. Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995 г.

13. Науменко Ю.В. особенности обучения детей с СДВГ // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. №5. М., 2006 г.

14. Немов Р.С. Психология. Книга 3. М.: ВЛАДОС, 2001 г

15. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология/ Учебник. М.: Педагогическое общество России, 1999 г.

16. Павлов И. П. Полн. собр. соч. М., 1951 г.

17. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии/Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Институт практической психологии., 1996 г.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998 г.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

20. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2005г.

21. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. В 2 т. М., 1954 г.

22. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с СДВГ. М., 2005 г.

Интернет источник

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/giperaktivnost-mladshego-shkolnika/

23. Найди и раскрась одинаковые фигуры// Портал для детей и их родителей «Про детство». О детях. Игротека. Развитие логического мышления. —

Приложение 1

Методика «Проставь значки»

Инструкция испытуемым

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»

Бланк методики «Проставь значки»

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест

Приложение 2

Методика «Найди и вычеркни»

Инструкция испытуемым

По всем показателям, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (см. рис.), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов

8-9 баллов

6-7 баллов

4-5 баллов

2-3 балла

0-1 балл — показатель 5 находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания

10 баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов

6-7 баллов

4-5 баллов

3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5 (приложение)

Выводы об уровне развития

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 балла

0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

  1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —. — .—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
  2. Кривая, представленная линией типа •••

    — Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.

  3. Кривая, изображаемая посредством линии типа — — — — —. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.
  4. Кривая, изображенная с помощью линии————- . Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания.
  5. 5. Кривая, изображенная линией — — — — — — — -. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Приложение 3

айди

Процедура проведения:

Бланк теста

Приложение 4

Тест «Раскрась зонтики»

Инструкция испытуемым:

Тестовый материал

Приложение 5

Методика «Запомни и расставь точки»

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов

8-9 баллов

6-7 баллов

4-5 баллов

0-3 балла

Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

Приложение 6.

Стимульный материал к методике «Одинаковые рисунки»