Функции социальных конфликтов

Курсовая работа

Социальные конфликты пронизывают все сферы жизни. Поэтому они являются неотъемлемой частью общественной жизни. Конфликт подчеркивает наличие противоборства сторон. Английский социолог Э.Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».

Актуальность темы исследования заключается в том, что конфликт- это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа в той или иной степени подвержены конфликтам, т.к. каждый индивид или социальная группа имеет свои взгляды, убеждения, интересы, желания, мнения. Столкновение противоположных мнений и приводит к социальному конфликту. Следовательно, мы должны знать сущность, структуру и функции социальных конфликтов, а так же пути их разрешения.

Объектом курсовой работы является непосредственно социальный конфликт. А предметом курсовой работы являются понятие, структура и функции социального конфликта.

Цель курсовой работы состоит в изучении функций социального конфликта.

Для реализации поставленной цели были решены

1. Рассмотрено понятие конфликта

2. Проанализированы стадии, стратегии, элементы, последствия социального конфликта

  • Исследованы функции социального конфликта

Проблематике социальных конфликтов уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, Л.Козер и другие.

Вместе с тем, изучение конфликтов носит не только теоретический, но и сугубо прикладной характер. Например, при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.

Эта работа может послужить в решении важных экономических, политических, географических и других проблем.

1. Понятие, классификация, структура и динамика социального конфликта

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как особое открытое динамическое взаимодействие индивидов, групп, объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов.

В основе любого социального конфликта лежит противоречие, т.е. несогласие, осознаваемое на скрытом уровне. Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

16 стр., 7568 слов

Государственная социальная помощь: понятие и основания предоставления

... Правильное понятие государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения ...

1.1 Классификация конфликта

Социальный конфликт — это столкновение интересов различных общественных групп. В исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы, которые представлены на рис.1. В качестве основания этой классификации берутся их причины.

 классификация конфликта 1

Рис.1. Классификация конфликта

1. Межличностные конфликты проявляются в процессе совместной деятельности. Фактором, предохраняющим или, наоборот, подталкивающим человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости).

Наша самооценка во многом зависит от взаимоотношений с другими людьми. Очень неприятно спорить или враждовать с близкими. Но даже конфликты с теми, кто нам безразличен, съедают нас изнутри и лишают энергии и радости. Если вы не любите и не уважает себя, вам крайне трудно полюбить другого. Вы верите, что никто не может вас полюбить и уважать таким, какой вы есть, и что все стремятся вас обидеть, предать и использовать в своих интересах. В результате в каждом поступке и слове вы видите лишь недобрые намерения. Если думать о других людях более позитивно и реалистично, будет гораздо легче избегать конфликтов и налаживать продуктивно личные и профессиональные отношения.

-Трудовые конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий. Это столкновение личностей, чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

— Межнациональные конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах страны, политической обстановкой в них. Каждый день в мировых сводках новостей мы видим множество примеров межнациональных конфликтов. Ольстер, Носово, Чечня, Южная Осетия — названия известны каждому, кто смотрит телевидение или читает газеты. Все межнациональные конфликты- это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы, затухать, затем разгораться с новой силой. В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн человек. В целом с территорий охваченных конфликтами, бежало не менее 5млн человек.

  • Социальные конфликты в разных общественных структурах. Они могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ.

Социальный конфликт может быть по-разному трактован. Так же он может иметь различные пути разрешения и последствия. Столкновения могут возникать спонтанно или же быть заранее продуманными и кем-то использованы. Вот яркий пример сложнейшего социального конфликта и его рассмотрения. Франция 1968 год. Волнения студентов, борющихся за свои права, а за ними трудящихся и интеллигенции, грозящее перерасти в гражданскую войну и приведшее к смене правящих кругов

Кризис был открыт массовым студенческим выступлением, которое, по словам В. Роше, «явилось детонатором массового забастовочного движения рабочих инженерно-технических работников, служащих». Эти волнения студенчества имели несколько причин, как внешнего, так и глубинного характера. Они были вызваны сохранившимися с наполеоновских времен консервативными порядками в системе образования Франции, особенно в высшей школе, которая отстала от современных требований, запрещением политической деятельности в университетах, отстранение студентов от какого-либо участия в решениях университетских дел. Молодежь отвергла ценности генерала де Голля. Последней каплей стала проведенная в 1965 -1966 гг. «реформа Фуше», которая предусматривала создание 2-годичных технологических институтов при университетах, которые должны были обеспечить более быструю подготовку специалистов среднего звена, не устранив основных недостатков французской системы высшего образования, еще более усугубила классовый характер отбора студентов. Этот кризис, обнажив глубину и силу протеста, накопившегося в недрах французского общества, охватил основные слои и группы населения. В ходе этого кризиса самой жизнью были подняты проблемы социально-экономической политики правительства. Де Голль добился стабилизации положения. Но доверие было утрачено, и через год он ушел в отставку.

Рассмотрим другие классификации конфликта.

Например, классификацию конфликтов можно провести по двум параметрам: по типам субъектов и по протеканию конфликта внутри системы или вне системы (табл.1).

Таблица 1. Классификация конфликта

Внутри системы

Вне системы

Личностный

Внутриролевые

Межличностные

Групповой

Внутригрупповые

Межгрупповые

Организационный

Внутриорганизационные

Межорганизационные

Нация

Межэтнические

Государство

Внутригосударственные

Межгосударственные

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов (рис.2):

 классификация конфликта 2

Рис.2. Типы конфликтов

1) Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

) Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. В этом конфликте индивиды стоят слишком «лицом к лицу», как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.

) Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

) Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте. Существуют так же другие разновидности конфликтов (рис.3).

 классификация конфликта 3

Рис.3. Разновидности конфликтов

По формам конфликты можно разделить на:

полномасштабный — открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.

неполный конфликт — вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, не принимающий формы массовой забастовки).

Конфликты по протеканию делятся на:

кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений);

продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

По природе возникновения выделяют конфликты:

деловые — имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.

эмоциональные — имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия — вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга. Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические — с властными отношениями, экологические — порождены глобальными проблемами современного поведения участников. Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю

 классификация конфликта 4

Рис.4. Схема развития социального конфликта

1.2 Структура и динамика конфликта

Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент,

где:

Участники — это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, которые оценивают суть и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

Объект — это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты.

-Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы.

-Инцидент — это действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний:

1. Нет предполагаемого расхождения интересов, потому что уже известная альтернатива удовлетворяет притязаниям обеих сторон.

. Притязания первой стороны поднимаются до такого уровня, что альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению, подобрать уже невозможно.

. Притязания второй стороны достигают уровня, при котором невозможно подобрать альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению.

. Взаимоприемлемая альтернатива наиболее недосягаема, а оставшиеся альтернативы имеют характер игры с нулевой суммой, в которой выигрыш одной стороны означает проигрыш другой.

Развитие конфликта проходит три стадии — предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную. На рис.5 изображена схема развития конфликта.

 структура и динамика конфликта 1

Рис.5. Схема развития конфликта

Характеристика стадий представлена в табл.2.

Таблица 2. Основные стадии социального конфликта

Название стадии

Характеристика стадии

Предконфликтная

  • Наличие принципиально неделимого предмета, к обладанию которым стремятся участники;
  • Накопление противоречий;
  • Оценивание ресурсов конфликтующими сторонами;
  • Консолидация сил противоборствующих сторон;
  • Идентификация соперника;
  • Формирование стратегии каждой из конфликтующих сторон (цели и способ воздействия на противника)

Непосредственно конфликтная

  • Наличие инцидента;
  • Открытые и скрытые действия соперников;
  • Эскалация (развитие) конфликта;
  • Достижение критической точки, на которой взаимодействие между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы;
  • Катарсис -снижение интенсивности процесса конфликта при минимуме изменений факторов, влияющих на его интенсивность

Разрешение конфликта

  • Завершение инцидента, т.е. прекращение конфликтного взаимодействия;
  • Изменение конфликтной ситуации (устранение причины конфликта или изменение установок участников)

В социальном конфликте так же есть фазы и циклы развития (рис.6).

 структура и динамика конфликта 2

Рис.6. Фазы и циклы социального развития

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

) начальная фаза;

) фаза подъема (эскалация);

) пик конфликта;

) фаза спада.

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

2. Теории социального конфликта, .1 Основные положения теории социального конфликта Г.Спенсера

Основоположником функционализма считается Г. Спенсер, чьи идеи явились мощным стимулом развития органистической школы. Представители этого направления прежде всего останавливают внимание на противоречиях общественной жизни, столкновениях интересов и борьбе различных социальных групп.

Основные положения Г.Спенсера:

  • Конфликты рассматриваются с позиций социал-дарвинизма, считаются неизбежным явлением в истории общества, стимулом общественного развития.

  • Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов.

  • Борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития.

2.2 Характеристика социального конфликта К.Маркса

К.Маркс был основателем первой социологической парадигмы конфликта. Согласно Марксу, именно конфликты объясняют социальные процессы и изменения, пронизывают жизнь общества во всех его направлениях, а так же конфликты объясняют осуществление революций и переход к новому обществу.

Причины социальных конфликтов К. Маркс видит в делении общества на противоположные ( враждебные) классы. Марксистский анализ конфликта сосредотачивается на макросоциальном уровне, касающемся противоречий, заложенных фундаментально.

Основные положения К.Маркса:

  • В основе развития общества лежат два типа конфликтов: конфликт между производительными силами и производственными отношениями, конфликт между экономическим базисом и идеологической надстройкой.

  • Классовая борьба, классовый конфликт перерастает в революцию, которая является движущей силой истории, т.к. в результате социальной революции общество быстро переходит на более высокий уровень развития.

  • Противоречия и конфликты носят постоянный характер, то обостряясь, то затухая, но никогда не прекращаясь.

  • Они охватывают всю социальную систему и ее элементы.

  • Прогрессивное развитие общества возможно за счет противоречий, противоборства, конфликтов и революций.

  • Конфликты рассматриваются исключительно с позитивной точки зрения.

2.3 Сущностная трактовка конфликта Г.Зиммеля

Георгу Зиммелю, считающемуся одним из основоположников современной социологии, приписывают авторство самого термина «социология конфликта». По выражению Г. Зиммеля, «конфликт очищает воздух». Г. Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен, и считал одной из его основных форм — конфликт между индивидом и обществом. В отличие от К. Маркса, Г. Зиммель проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты и между этническими группами, и между разными поколениями людей, и между мужчинами и женщинами. Но главное отличие социологии конфликта Г. Зиммеля от идей К. Маркса — это вера в то, что конфликт может приводить к социальному объединению и, обеспечивая выход враждебности, усиливать социальное единогласие.

Основные положения теории социальных конфликтов Г.Зиммеля:

. Социальные конфликты являются системными, необходимыми, естественными явлениями культуры в целом, всеобщими и универсальными, т.к. пронизывают все сферы жизни общества.

. Конфликты рассматриваются как процесс проявления разногласий, объединяющий противоборствующие, но взаимосвязанные стороны; т.е. конфликт представляет собой одну из форм разногласий.

. Конфликт выступает как интегрирующая сила, которая объединяет противоборствующие стороны, способствует стабилизации общества, укрепляет конкретные организации.

2.4 Понятие социального конфликта М.Веббера

Проблема конфликта пронизывает все основные направления немецкого социолога макса Вебера. Теоретические позиции М. Вебера имеют явно выраженную конфликтологическую направленность. С точки зрения М. Вебера общество — это арена действия борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои экономические интересы, амбиции, понимания мира и других людей. Он использует этот подход при анализе земельной аристократии, поднимающейся буржуазии, бюрократии и рабочего класса в имперской Германии. Тот же подход используется и в сравнительных исследованиях религии. Успех каждой из мировых религий явился результатом длительной борьбы. Каждая из лидирующих статусных групп встречала сопротивления одной или нескольких групп, преследовавших свои материальные и идеальные интересы во имя сохранения и утверждения исключительности и привилегированности их собственного «стиля жизни».

Внимание к постоянной борьбе между различными социальными группами было сердцевиной веберовского мировоззрения.

2.5 Теория социального конфликта Л.Козера

Козер выражает свою общую позицию, соглашаясь с выводами работы Зиммеля: «Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и ее устойчивого существования». Выражаясь словами самого немецкого ученого: «Конфликт — это форма социализации».

Определение понятия «социальный конфликт»: «Социальный конфликт — это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников».

Л. Козер делает вывод: не конфликт угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, накопляясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия. Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть место для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти сомнения, изменив существующее соотношение властных позиций.

Основные функции социального конфликта по Л.Козеру:

.Снижение антагонистического напряжения, стабилизация и интеграция внутри- и межгрупповых отношений.

.Появление новых социальных норм и обновление существующих.

.Образование групп, союзов, коалиций, поддержание нормативных и физических границ групп, распределение позиций власти между ними.

.Создание и поддержание баланса сил антагонистических интересов.

.Получение информации об окружающей среде (сигналы о тех или иных проблемах и недостатках).

.Стимулирование социальных изменений, т.е. предотвращение окостенения общества.

3. Функции социального конфликта и стили поведения людей в конфликтных ситуациях

Всем известно, сколько сегодня в мире ужасной жестокости и вражды и как много этого было в истории человечества. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Мы все провоцируем и поддерживаем проблемы общения, на которые сами жалуемся. Однако, похоже, мы не осознаем, что делаем это, а потому чувствуем себя жертвой и говорим себе, что во всем виноваты другие. Мы не признаем собственной вины в конфликте, потому что самокритика очень болезненна и сильно шокирует, а так же потому, что в тайне мы довольны проблемой, на которую жалуемся. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные (рис.7).

 функции социального конфликта и стили поведения людей в конфликтных ситуациях 1

Рис.7. Внутренние функции конфликта

К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины — это характерные черты рациональных конфликтов. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели — улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется препятствие, конфликт разрешается.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.

С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ «чужой» национальности как некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется обычно на всех без исключения представителей другой национальности.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить стереотипы неприязни и ненависти.

1 Позитивные и

К конфликтам можно отнестись как к неотделимому моменту социального бытия. То есть конфликты могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную), как показано на рис.8.

 позитивные и 1

Рис.8. Функции социального конфликта, Возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт может:

определять выход из сложных ситуаций;

  • приводить к разрешению проблем;
  • усиливать групповую сплоченность;
  • приводить к заключению союзов с другими группами;
  • приводить группу к пониманию интересов ее членов.

Часто конфликты выражают протест или неудовлетворенность существующим положением, информируют конфликтующие стороны об их интересах и потребностях и тем самым способствует созданию новых условий и отрицанию предшествующих отношений. Конфликт может улучшить психологический климат в коллективе, если по крайней мере одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, а негативные отношения между людьми контролируются. В этом случае конфликт помогает сплотиться окружающим, мобилизовать ум, волю на решение принципиально важных вопросов. Иногда лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем промолчать, опасаясь испортить отношения. В этом случае столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней попустительства.

Для отдельного человека позитивные последствия конфликта могут состоять в том, что будет снята внутренняя напряженность, забыты обиды. Если думать о других людях более позитивно и реалистично, будет гораздо легче избегать конфликтов и налаживать продуктивные личные и профессиональные отношения.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с враждебностью, спорами, агрессией, враждебностью. К деструктивным функциям социальных конфликтов можно отнести:

усиливают ожесточение;

  • ведут к разрушениям и кровопролитию;
  • ведут к внутригрупповому напряжению;
  • разрушают нормальные каналы кооперации;
  • отвлекают внимание членов группы от насущных проблем.

По мере уменьшения общения и взаимодействия между конфликтующими сторонами, увеличивается враждебность между ними. Участники конфликта представляют другую сторону как «врагов», представляют свои цели как положительные, а цели другой стороны как отрицательные. Конфликт ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует внедрению усовершенствований и осуществлению перемен и резко меняет приоритеты.

В коллективе повышается эмоциональная и психологическая напряженность, появляется чувство неудовлетворенности, ухудшается состояние духа. В этом случае в коллективе снижается производительность труда, растет текучесть кадров, уменьшается степень сотрудничества членов коллектива в будущем.

Если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потеряли, конфликт является деструктивным. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта, конфликт считается продуктивным.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы (табл.3)., Таблица 3. Последствия социальных конфликтов

Положительные

Негативные

Определяют выход из сложных ситуаций

Усиливают ожесточение

Приводят к разрешению проблем

Ведут к разрушениям

Усиливают групповую сплоченность

Ведут к внутригрупповому напряжению

Ведут к заключению союзов с другими группами

Разрушают нормальные каналы кооперации

Приводят группу к пониманию интересов ее членов

Отвлекают внимание членов группы от насущных проблем

Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Так, многие предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер, так как считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений. В ходе непрерывного совершенствования на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства разрушаются и возникают более жизнеспособные социальные структуры.

Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой точки зрения, любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы, или меры, в результате количественного роста противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем образуется новая качественная определенность.

Итак, существуют две крайние, полярные точки зрения на последствия конфликта. Мы, однако, будем избегать крайних суждений и предположим, что в каждом конфликте существуют как деструктивные, разрушительные, так и позитивные, созидательные моменты, определяющие его последствия. Конфликт способен разрушать социальные общности. Многие социальные конфликты являются деструктивными событиями в социальных системах. Забастовки могут оставить бездеятельными тысячи людей и нанести серьезный урон предприятиям и организациям; супружеские конфликты мешают объединению супругов и взаимопониманию между ними; национальные конфликты нарушают взаимосвязи между народами. И, наконец, атомный конфликт грозит уничтожить все человечество.

Даже когда конфликты достигают нового равновесия, когда образуются новые структуры, цена за это может быть слишком большой. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) установила принцип религиозной терпимости, создала новые социальные структуры, но она уменьшила население Германии по крайней мере на треть, принесла разрушения, оставила массу брошенных земель. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство. Конфликт внутри группы ставит препятствия для ее членов в деле согласования групповых целей или создания кооперации, необходимой для их достижения. Государство часто не способно противостоять захватчикам из-за того, что его раздирают внутренние противоречия. Организации с сильно выраженными внутренними противоречиями крайне неустойчивы и потому не могут приспособиться к условиям внешней среды.

Частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе проявляется несправедливость, ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряженности в группе. Так, общество вступает в конфликтные ситуации с преступными группами или индивидами с отклоняющимся поведением, и это всеми признается справедливым.

2 Стратегии поведение людей в конфликтах

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

Существует пять таких основных стилей (табл.4).

Таблица 4. Стили поведения в конфликтах

Название

Сущность

Уход, уклонение, избежание игнорирование

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

Приспособление (уступка)

Изменение своей позиции, перестройка поведения, отказ от своих интересов

Компромисс

Урегулирование разногласий через взаимные услуги

Сотрудничество, кооперация

Совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон

Конкуренция (соперничество)

Открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции

Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух и более сторон. Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Это можно выяснить с помощью сетки Томаса-Килменна, позволяющей определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов (рис.9).

Таблица

Мера, в которой вы стараетесь удовлетворить собственные интересы

Стиль конкуренции

———-

Стиль сотрудничества

Активные Действия

————

Стиль компромисса

———-

Стиль уклонения

———-

Стиль приспособления

Пассивные действия

Индивидуальные действия

———-

Совместные действия

Стиль конкуренция

Как показывает сетка, человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Рационалист может сказать: «Меня не беспокоит то, что думают другие. Я собираюсь доказать им, что у меня есть свое решение проблемы». Или, согласно описанию динамики процесса Томасом и Килменном, вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества; и если воля ваша достаточно сильна, то вам это удается.

Это может быть эффективным стилем в том случае, когда вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны и вы имеете возможность настаивать на них. Однако это, вероятно, не тот стиль, который вы хотели бы использовать в личных отношениях; вы хотите ладить с людьми, но стиль конкуренции может вызывать в них чувство отчуждения. А если вы применяете такой стиль в ситуации, в которой вы не обладаете достаточной властью, например, когда по какому-то вопросу ваша точка зрения расходится с точкой зрения начальника, вы можете обжечься.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:

  • исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
  • решение необходимо принять быстро и у вас есть достаточно власти для этого;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;
  • вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
  • вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;
  • вы должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Когда вы используете этот подход, вы можете быть не очень популярным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат. Но если вашей основной целью является популярность и хорошие отношения со всеми, то этот стиль использовать не следует; он рекомендуется скорее в тех случаях, когда предложенное вами решение проблемы имеет для вас большое значение, когда вы чувствуете, что для его реализации вам необходимо действовать быстро, и когда вы верите в победу, потому что обладаете для этого достаточной волей и властью.

Стиль уклонения

Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. Вы можете попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Вы можете подумать: «Я не собираюсь заниматься этим сейчас». Короче говоря, вы не делаете попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого вы уходите от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные приемы.

Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда вы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Вместо того, чтобы создавать напряженность, стараясь немедленно решить проблему, вы можете позволить себе роскошь отсрочки и можете сознательно уклониться от выбора сегодня. Может быть, вам потребуется создать впечатление, что вы вернетесь к этому вопросу при удобном случае; иными словами, этот подход может выглядеть как промедление или уход от ответственности. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда вы чувствуете, что для решения конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией. Если вы должны занять выжидательную позицию и ответ может дать само время, то лучше признать это и сказать себе: «Сейчас я не могу заниматься этим. Я подожду.»

Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:

  • напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала;
  • исход не очень важен для вас и вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;
  • у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
  • вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
  • вы хотите выиграть время, может быть, для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;
  • ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;
  • у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
  • вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему;
  • пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль уклонения «бегством» от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликтов, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что, если вы постараетесь игнорировать ее, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если нет, то вы сможете заняться им позже, когда будете больше готовы к этому.

Стиль приспособления

Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для вас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, вы уступаете и смиряетесь с тем, чего хочет оппонент. Томас и Килменн говорят, что вы действуете в таком стиле, когда жертвуете своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Поскольку, используя этот подход, вы откладываете свои интересы в сторону, то лучше поступать таким образом тогда, когда ваш вклад в данном случае не слишком велик или когда вы делаете не слишком большую ставку на положительное для вас решение проблемы. Это позволяет вам чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если вы будете чувствовать себя обиженным. Если вы считаете, что уступаете в чем-то важном для вас, и чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае, вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той ситуации, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами. Этот стиль следует использовать тогда, когда вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете мало. Или же вы можете прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.

Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку вы можете использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком; вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, чего хочет другой. Когда же вы применяете стиль уклонения, вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто отталкиваете от себя проблему.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:

  • вас не особенно волнует случившееся;
  • вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
  • вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
  • вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;
  • вы понимаете, что правда не на вашей стороне;
  • у вас мало власти или мало шансов победить;
  • вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку.

Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Вы можете и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаете его приемлемым для себя. Или же вы можете использовать этот период затишья для того, чтобы выиграть время, так, чтобы потом можно было добиться окончательного желательного для вас решения.

Стиль сотрудничества

Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку вы сначала «выкладываете на стол» нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у вас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для вас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.

Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности. Вначале может показаться, что оба хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдаленное будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако существует различие между внешними декларациями или позициями в споре и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Например, кажущейся причиной конфликта на работе может быть медлительность служащего. Но эта медлительность может скрывать более глубокий конфликт, причина которого — неудовлетворенность работой (недостаточное уважение, признание или недостаточная ответственность, что отчуждает человека от его работы).

Если оказывать воздействие только на поверхностные проявления, то это будет подобно всего лишь внешнему косметическому ремонту, низкая эффективность которого проявится со временем, поскольку корни проблемы останутся. Человек может перестать быть медлительным, но тогда он будет прибегать к неосознанному саботажу, устраивая дополнительные перерывы в работе или используя в личных целях рабочее оборудование, убеждая самого себя в том, что он имеет на это право, поскольку его работа оценивается и оплачивается недостаточно. И это будет его способ получения некоторой компенсации. Стиль же сотрудничества побуждает каждого человека к открытому обсуждению его нужд и желаний. Служащий в описанной выше ситуации может прямо заявить о том, что он нуждается в признании, в более высокой оценке и ответственности. Если его начальник поймет это, то он пойдет этому человеку навстречу, а в результате служащий будет в большей степени посвящать себя работе, и, таким образом, проблема медлительности будет решена с дополнительными положительными эффектами.

Иными словами, для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Раз вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:

  • решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;
  • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);
  • и вы, и другой человек осведомлены в проблеме и желания обеих сторон известны;
  • вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;
  • вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
  • обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.

В середине сетки находится стиль компромисса. Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения.

Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; вы уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает и в результате вы можете прийти к общему решению. Вы не ищете скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо. Например, вы оба хотите занять одну должность или, находясь в отпуске вдвоем, вы хотите провести его по-разному. Следовательно, вы вырабатываете некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках. Например, в случае совместного отпуска вы можете договориться следующим образом: «Хорошо, мы проведем часть отпуска в горах, а часть — на берегу моря».

Стиль сотрудничества отличается тем, что, используя его, вы бы старались найти скрытые интересы и выработать решение, исходя из них. Например, если вы оба претендуете на выполнение какой-то функциональной обязанности, то, всесторонне обсудив этот вопрос, вы можете прийти к выводу, что в действительности ваш интерес не связан с какой-то конкретной функцией на службе; просто вы хотите добиться признания, связанного с тем, что вам доверяют ее выполнять; при этом вы можете добиться его иным способом. Вы можете добиться большего обеспечения со стороны секретариата и большего рабочего помещения. При использовании стиля сотрудничества вы сосредоточиваете внимание на удовлетворении скрытых нужд и желаний; применяя стиль компромисса, вы рассматриваете конфликтную ситуацию, как нечто данное, и ищете способ повлиять на нее или изменить ее, уступая или обмениваясь уступками. Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения; в случае компромисса это может быть сиюминутный подходящий вариант. В результате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: «Я могу смириться с этим». Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться».

В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным. Возможно, что ни один из вас не имеет ни времени, ни сил, необходимых для него, или ваши интересы исключают друг друга. И тогда вам может помочь только компромисс.

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
  • вы хотите получить решение быстро, потому что у вас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;
  • вас может устроить временное решение;
  • вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;
  • другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
  • компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Вы можете выбрать этот подход с самого начала, если вы не обладаете достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество невозможно, и если никто не хочет односторонних уступок. Таким образом, вы частично удовлетворяете свои интересы, а другой человек — частично свои, при этом вы всегда можете в будущем попытаться использовать иной подход к разрешению конфликта, если первичный компромисс, как вам кажется, устраняет проблему ненадолго.

Когда вы стараетесь найти компромисс с кем-то, вам следует начинать с прояснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо очертить область совпадения интересов. Вы должны выдвигать предложения, выслушивать предложения другой стороны, быть готовым к уступкам, обмену услугами и т.п. Продолжайте переговоры до тех пор, пока вы способны выработать приемлемую для обеих сторон формулу взаимных уступок. В идеальном варианте компромисс устроит вас обоих.

Заключение

Согласно поставленной цели были рассмотрены понятие, классификация, структура и динамика социального конфликта. А также проанализированы межличностные, межнациональные, социальные и трудовые конфликты, приведен пример социального конфликта (Франция, 1968г.); рассмотрены его причины и последствия.

Раскрыты основные типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой и конфликт между личностью и группой. Проанализированы разновидности конфликтов по форме, протеканию, по природе возникновения, направленности, взаимодействия, и предложена схема развития социального конфликта.

В курсовой работе были рассмотрены структура и динамика конфликта, проанализированы модели предлагаемых альтернатив и притязаний для участников конфликта, указаны характеристики стадий, фазы и циклы социального развития конфликта.

В курсовой работе представлен обзор основных положений теория социального конфликта Г.Спенсера, характеристика социальног конфликта К.Маркса, трактовка конфликта Г.Зиммеля, понятие социального конфликта М.Веббера и теория социального конфликта Л.Козера.

Раскрыты функции социального конфликта и стили поведения людей в конфликтных ситуациях. Подробно проанализированы деструктивные и позитивные функции социального конфликта, представлены их последствия. Также подробно рассмотрена стратегия поведения людей в конфликте и проблема выбора правильного поведения в конкретном конфликте по системе, называемой методом Томаса-Килмена. Проанализированы стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества и компромисса. Перечислены типичные случаи, в которых предпочтителен тот или иной стиль поведения, приведены наиболее типичные ситуации их использования для смягчения конфликтной ситуации и восстановления гармонии.

Благодаря вышесказанному мы смогли понять суть конфликта и его роль в нашей жизни.

Большинство социологов считают, что существование общества без конфликтов невозможно. Конфликт является неотъемлемой частью жизни, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт — это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/funktsii-sotsialnogo-konflikta/

— Фролов С.С. «Общая социология», 2010г.

— Зборовский Г.Е. «Общая социология», 2004г.

— Радугин А.А., Радугин К.А. «Социология», 2006г.

— О.А.Нор-Аверян «Лучшие рефераты по социологии», 2001г.

— Козер Л. «Функции социального конфликта», 2003г.

— Зайцев А.К. «Социальный конфликт», 2002г.