«Теория и методика физического воспитания и спорта»

Курсовая работа

Важность оптимизации физического воспитания в начальной школе трудно переоценить, поскольку в данном возрасте закладывается основы для дальнейшего физического развития. В настоящее время существует большое количество методик физического воспитания школьников младших классов, однако они требуют изменения организации не только уроков физической культуры, но и всего учебно-воспитательного процесса в школе[8,29].

Отметим, что проблема физического физической подготовки младших школьников рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов, и по утверждению многих хорошим средством физического воспитания младших школьников могут служить бальные танцы[3,4,7-9 и др.].

В настоящее время элементы танцевальной подготовки включены в программу по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы, но этого явно недостаточно, учитывая огромный развивающий потенциал, которым обладают бальные танцы. Являясь видом физической культуры, они несут в себе выраженные черты эстетической деятельности и глубокий психологический контекст (самовыражение, творчество, взаимопонимание и взаимодействие партнеров в танце и т.п.).

При этом важно, что танец близок и понятен не только взрослым, но и детям. В связи с этим представляется актуальным поиск новых форм сочетания школьного физического воспитания и танцевальной подготовки детей уже в начальной школе[14,25,26].

Практически нет работ и по методике преподавания бальных танцев в начальной школе, а существующие программы подготовки танцоров в специализированных группах должны быть адаптированы для системы общеобразовательной школы, обеспечивая возможно более широкий круг развивающих эффектов. На наш взгляд, такая работа должна начинаться с поиска оптимальных сочетаний школьного физического воспитания и разных видов танцевальной подготовки младших школьников, где критериями эффективности является влияние программ обучения бальным танцам на развитие не только специальных (двигательных, танцевальных) качеств детей, но и на их общее (психическое, личностное) развитие, включая раскрытие творческого потенциала учащихся.

Цель исследования . Обосновать эффективность влияния занятий спортивно-бальными танцами на физическую подготовленность школьников 7-8 лет.

Объект исследования – физическое воспитание школьников 7-11 лет.

11 стр., 5076 слов

По педагогике "Проблемы интеграции обучения и воспитания в школе"

... школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях. Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по ... различных видов работы в течение ... подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе. ...

Предмет исследования – использование спортивно-бальных танцев при физической подготовленности школьников 7-8 лет.

Гипотеза . — Предполагалось, что проведение уроков физической культуры с бальных танцев может качественно повысить уровень физической подготовленности школьников 1-2 классов, за счет того что именно эти формы максимально отвечают возрастным психофизиологическим особенностям данного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика применения спортивно-бальных танцев в 1-4 классах в рамках занятий ФГОС, сможет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, будет способствовать улучшению физической подготовленности учащихся. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практике ДОУ, начальной школе при проведении направленных на повышение физической подготовленности младших школьников.


1.1. Характеристика и классификация спортивно-бальных танцев

Бальный танец играет немаловажную роль в воспитании человека. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены[3].

Освоение бальных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах бального танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение бального танца дают значительную спортивную физическую нагрузку. Особенностью танца является гармоническое развитие тела, без гипертрофии тех или иных мышц[1].

Занятия спортивными бальными танцами оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм человека[7].

Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с освоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцами и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека[8].

Бальные танцы — группа парных танцев, которые танцуются в специальных помещениях[9,22].

Спортивные бальные танцы делятся на 2 программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят:

13 стр., 6490 слов

Влияние физического воспитания в семье на общую физическую подготовку ...

... физического воспитания в семье детей младшего школьного возраста 1.1 Роль семьи в воспитании ребенка Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Семья ... на свежем воздухе. В любое время года школьники должны проводить на свежем воздухе 2–3 часа в игровых движениях. Физическое воспитание детей в семье требует от ...

  • медленный вальс,

  • танго,

  • венский вальс,

  • медленный фокстрот

  • квикстеп (быстрый фокстрот).

В латиноамериканскую:

  • самба,

  • ча-ча-ча,

  • румба,

  • пасодобль

  • джайв.

Бальные танцы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры по всему миру.

Классификация танцоров

Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (Hobby или Е).

В низших классах разрешено танцевать не все танцы и не все элементы. Высший класс мастерства у любителей М класс.

Классификация танцоров по уровню подготовки

Hobby класс, H класс или ШБТ — школа бального танца

Н-4 — стартовый класс в котором исполняются только 4 танца: медленный валь, ча-ча-ча, самба и джайв. Набор элементов ограничен самыми основными движениями. В Н-5 добавляется квикстеп, в Н-6 — те же танцы, что и в E классе.

Тот же термин может быть использован в несколько более широком значении. В таком случае он применяется к начинающим взрослым спортсменам, которые желали бы танцевать большее количество танцев и с большим набором движений. Часто в этом случае организаторы соревнований вообще не вводят ограничений по костюмам и исполняемым элементам. Такой Hobby класс имеет полуофициальный статус.

E класс

Следующий класс, который тоже может быть стартовым. В нем исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в Европейской программе и ча-ча-ча, самба и джайв — в Латиноамериканской.

D класс

Включает в себя восемь танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп — Европейская программа. Самба, ча-ча-ча, румба, джайв — Латиноамериканская.

С класс

Включает в себя все десять танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп — Европейская программа. Самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв — Латиноамериканская. С этого класса обычно начинается серьезная карьера танцоров

Более высокие классы

Далее идут классы B, A, S и M. До B класса танцевальные пары по правилам региональных федераций танцевального спорта обязательно исполняют программу 10 танцев в C классе, а с класса B соревнования проводятся раздельно, поэтому танцоры могут выступать как раздельно только в европейской программе или только в латиноамериканской программе, так и исполнять все десять танцев.

51 стр., 25495 слов

Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями

... музыку. Данная методика рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста. При выполнении дипломной работы использовались различные методы психолого-педагогических исследований: Изучение психолого-педагогического литературы по коррекционному ... малых форм. Под нежную, медленную и успокаивающую музыку дети дошкольного возраста учатся приемам расслабления. Так, детям предлагается сесть, принять ...

1.2. Возрастные особенности учащихся младших классов

Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития непрерывно совершенствуются строение и функции всех органов и систем. Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения с большой амплитудой. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической, имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива[17].

Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольного и поперечного сводов стопы очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактики плоскостопия[29].

Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 — 16 годам. Следовательно, детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см., а также длительное время выполнять упражнения сидя[18].

Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности нужно стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов[12].

Детям 7 — 9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонной поставленной скамейке, гимнастической стенке, лестнице, бросание и ловля мячей, метание в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см), акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках для детей 2 класса[17].

Изучаемые упражнения детьми должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха, так как дети склонны быстро уставать. У детей 7 — 9 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10 — 13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков, необходимо изучаемое упражнение повторять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения, в одном темпе 2-3 раза в одном подходе[4].

Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса на 2-3 кг, окружность грудной клетки – на 1,5-2 см[6].

5 стр., 2413 слов

Влияние физических упражнений на организм человека

... туловища - способность мышц к расслаблению, напряжению и растягиванию. Хорошее развитие мышц спины является важным условием для формирования правильной осанки, оказывает положительное влияние на деятельность систем дыхания и кровообращения. Наибольшее влияние физических упражнений на формирование ...

Происходит дальнейшее окостенение и рост позвоночника (тел позвонков, остистых отростков).

Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела ребенка во время занятий, ношение тяжести в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития. Позвоночник в жизни человека выполняет еще и рессорную функцию. В этом периоде начинается его формирование. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью в 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника. Одной из задач учителя физической культуры на уроке должно быть обеспечение правильного формирования скелета. При этом надо помнить о том, что нарастание силы мышц-сгибателей, при их постоянном напряжении опережает развитие мышц-разгибателей. Необходимо подбирать упражнения, направленные на укрепление мышц-разгибателей. Здесь используются упражнения на воспитание качества силы, связанные с преодолением массы своего тела (лазание, перелезание) в наклонном и вертикальном положениях[29].

Мелкие же группы мышц, отвечающие за точность движения (мышцы ступни, кисти) развиты недостаточно. Поэтому в любой урок необходимо включать упражнения на мелкую группу мышц. С этой группой мышц необходимо работать всем учителям, используя на уроках малые формы физической культуры (физкультминутки, физкультпаузы) [17].

Мышцы у детей этого возраста имеют тонкие волокна, бедны белками и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Следует избегать больших по объему и, особенно, по интенсивности нагрузок, так как они приводят к большим энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Осторожность в дозировке упражнений и их подборе обуславливается так же тем, что вегетативная функция движений отстает от развития моторики[26].

Сердце ребенка не велико по объему и мышца его не обладает достаточной силой. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса. Усиленный приток крови к работающим мышцам (для удовлетворения их повышенной потребности в питании и кислороде) обеспечивается увеличением частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы. Суммарный просвет сосудов в этот период относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из причин низкого артериального кровяного давления[29].

Функциональные показатели нервной системы в это период далеко не совершенны. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. И хотя все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы возбуждения, что может привести к быстрой истощяемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению. Поэтому, не рекомендуется планировать длительные по времени упражнения и игры. Нужна частая сменяемость заданий и игр, перемежающаяся кратковременным отдыхом или упражнениями не связанными большими нагрузками[10].

Установлено, что за период бодрствования дети, в возрасте 7-11 лет совершают в среднем 14-22 движения ежеминутно, то есть 840-1320 движений в час[17].

3 стр., 1148 слов

Физическая подготовленность школьников младшего юношеского возраста

... характеристику физической подготовленности и физического развития школьников младшего юношеского возраста, то есть 11-13 лет. 1. Физическое развитие детей младшего ... на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом ... стадии развития. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей младшего школьного возраста повышается способность ...

При недостатке движений в режиме дня растущий организм ребенка волей-неволей пытается реализовать двигательную энергию самостоятельно, например, находясь в одном и том же положении за партой, ребенок за один урок совершает до 34 движений ногами за одну минуту[30].

Научными исследованиями также установлено, что урок физической культуры компенсирует лишь от 11 до 40% суточной потребности детей в движении. Но даже при ежедневном проведении уроков физкультуры нельзя ликвидировать двигательный голод, который сегодня ощущается обучающимися в связи с общей компьютеризацией и учебными нагрузками в школе[10-11].

Если к этому добавить еще и тот факт, что дети в возрасте 7-11 лет должны ежедневно находиться на свежем воздухе в движении не менее 2-3,5 часа, то можно легко подсчитать, сколько нашим любимым детишкам недодают здоровья в течение учебного года[29].

В течение первого года пребывания детей в школе не выявляется сколько-нибудь заметных изменений в развитии их двигательных возможностей. Увеличение объёма двигательной деятельности в режиме дня первоклассников даёт прирост лишь 10-20%.[29]

По данным Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова[29] наблюдаются следующие возрастно-половые особенности развития двигательных способностей:

  • с 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причём скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с 14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей достигается мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в дальнейшем почти не изменяются;
  • сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость плавания возросла за 1 год так, что приблизилась к показателям 12-14 летних девочек; увеличение числа прыжковых упражнений на уроках физической культуры в младших классах на протяжении четырёх месяцев дало прирост в прыгучести, равный годовому или превышающие его;
  • сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах полового созревания. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам;
  • статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один критический период — с 8 до 10 лет. Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у мальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела).

    В дальнейшем эти показатели с возрастом изменяются незначительно. За 24 занятия прыжковая выносливость у мальчиков 10-11 лет (период интенсивного развития выносливости) повысилась на 50-116% и за последующие два с половиной месяца после прекращения занятий увеличилась на 66%;

  • выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 лет на 100-105%, 9 лет — 54-62%, 10 лет — на 40-50% в течение одного учебного года при занятиях только на уроках физической культуры.

Главная задача физического совершенствования 7-8 летних детей состоит в расширении объема двигательных навыков за счет овладения более сложными видами движений из арсенала различных видов спорта и повышения внимания к развитию физических качеств — преимущественно быстроты и выносливости[9].

6 стр., 2784 слов

Самооценка уровней физического развития физической подготовленности здоровья

... оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности. Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до ... небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных ...

Дети в возрасте 7-8 лет часто переоценивают свои физические возможности. Поэтому необходимо внимательно следить за их состоянием, вовремя снижать нагрузки или создавать условия для хорошего восстановления после них[29].

В настоящее время учеными и педагогами разработано множество новых средств для устранения и предупреждения умственного утомления школьников в течение учебного дня. Но одним из самых эффективных средств и по сей день остаются физические упражнения и игры[16].


1.3. Особенности определения уровня физической подготовленности школьников

Одной из важных проблем тестирования двигательных способностей является организация их применения. Учитель физической культуры должен определить, в какие сроки лучше организовать тестирование, как осуществлять его на уроке и как часто следует проводить тестирование[23].

Создание единой универсальной формы для показателей физической подготовленности привело к увеличению количества тестовых физических упражнений с 6 (стандарт образования школьников) до 10. Теперь исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России. Кроме того, при увеличении количества тестов по физической подготовленности мы предоставляем возможность свободного выбора тех упражнений, которые лучше удаются обучающемуся, в выполнении которых он может достичь больших успехов. На это ориентированы контрольные нормативы по шести физическим качествам, вошедшие в Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования[21].

Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую-третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдет в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года (в более поздние сроки могут иметь место организационные трудности, вызванные приближающимися каникулами[29].

Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей детей позволяет учителю вносить соответствующие коррективы в процесс физического воспитания на следующий учебный год. Однако учитель должен и может проводить более частое тестирование, вести так называемый оперативный контроль. Это целесообразно делать для того, чтобы определить, например, изменение уровня скоростных, силовых способностей и выносливости под влиянием уроков легкой атлетики в течение первой четверти. С этой целью учитель может применить тесты для оценки координационных способностей детей в начале и в конце освоения материала программы, например, по спортивным играм, для выявления изменения показателей развития этих способностей[6].

Следует учитывать, что разнообразие решаемых педагогических задач не позволяет предоставить учителю унифицированную методику тестирования, одинаковых правил проведения тестов и оценки результатов тестирования. Это требует от экспериментаторов (учителей) проявления самостоятельности в решении теоретико-методологических и организационных вопросов тестирования[14].

Тестирование на уроке необходимо увязывать с его содержанием.

Другими словами, примененный тест или тесты при соблюдении соответствующих требований (как к методу исследования) должны органически входить в состав запланированных физических упражнений.

Если, допустим, у детей требуется определить уровень развития скоростных способностей или выносливости, то необходимые тесты следует запланировать в ту часть урока, в которой будут решаться задачи развития соответствующих физических способностей[29].

Частота проведения тестирования во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития. Например, чтобы добиться существенного прироста быстроты, выносливости или силы, требуется несколько месяцев регулярных занятий (тренировок).

В то же время, для того чтобы получить достоверный прирост гибкости или отдельных координационных способностей, требуется всего 4—12 тренировок. Достичь улучшения физического качества, если начинать «с нуля», можно и за более короткий срок. А для того чтобы улучшить это же качество, когда оно у ребенка высокого уровня, требуется больше времени. В этой связи учитель должен глубже изучить особенности развития и совершенствования разных двигательных способностей у детей в разные возрастно-половые периоды[26].

При оценке общей физической подготовленности детей, как отмечалось, можно использовать самые разнообразные тесты, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако, в связи с тем что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путем сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей (например, опираться на те, которые рекомендованы в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 — 11 классов общеобразовательной школы» (2004 — 2007) или в других программах физического воспитания учащихся) [26].

Для сравнения общего уровня физической подготовленности ученика или группы учащихся с помощью комплекса тестов прибегают к переводу результатов тестирования в очки или баллы. Изменение суммы очков при повторных тестированиях позволяет судить о прогрессе, как отдельного ребенка, так и группы детей[18].

Для определения уровня физической подготовленности школьников используются тесты-упражнения; для каждой возрастной группы определены свои нормативы. Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится три раза в учебном году: в сентябре, в конце декабря и в мае[18,26,29].

Результаты оцениваются по специальным таблицам (отдельно для девочек и мальчиков).

Результаты, оцениваемые одним очком, являются оптимально-минимальными для данного возраста и пола и отвечают требованиям ФГОС[22].

После сентябрьского тестирования учитель определяет уровень физической подготовленности школьников в начале учебного года в каждом двигательном умении. На основании анализа результатов учитель включает в уроки необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, намечает общую стратегию в создании системы домашних заданий, определяет нагрузки, повышающие уровень двигательной подготовленности, подбирает подвижные игры с направленным развитием физических качеств[27].

Второе тестирование (по тем же упражнениям — обычно кроме бега на 30 м) проводится в конце I четверти. Результаты сравниваются с данными в начале учебного года, и по каждому показателю определяется разница в уровнях подготовленности. Учитель вновь корректирует планы работы на уроках и в системе домашних заданий[18].

В ходе майского тестирования по общей сумме набранных очков по таблицам определяется уровень физической подготовленности каждого учащегося за год.

В планировании учебного материала по четвертям не выделены специальные упражнения (и задачи) для развития двигательных способностей, но это не значит, что они не должны быть использованы на уроках. При существующей системе контроля за физической подготовленностью (с учетом индивидуальных способностей учащихся) учитель должен строить подготовительную работу с учащимися (как на предшествующих уроках, так и в системе домашних заданий) таким образом, чтобы на контрольных уроках ученики могли выполнить соответствующий тест-упражнение[18].

Таким образом, складывается примерный график проведения контрольных уроков по тестированию и определению двигательных способностей учащихся в течение учебного года[29].

Выставление оценок в классный журнал (по 5-балльной системе) осуществляется следующим образом: за выполнение отдельных упражнений оценку «2» ставят, если учащийся показывает результат меньше 1 очка, «3» — от 1 до 4 очков; «4» — от 5 до 9 очков; «5» — 10 очков и выше. Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знаний и двигательных умений [22].

Таблицы оценки результатов тестирования рассчитаны на детей основной медицинской группы. Ученики, отнесенные к подготовительной медицинской группе, оцениваются наравне с учениками основной группы только по тем упражнениям, которые им не противопоказаны[18].

Естественно, что по различным причинам не у всех учеников будут зафиксированы результаты тестирования в течение учебного года. В этом случае учитель определяет уровень физической подготовленности только по тем упражнениям, которые сданы учеником. Для оценки физической подготовленности два раза в году (во второй половине сентября и в мае) рекомендуется проводить тестирование. Комплексов тестов для оценки уровня общей физической подготовленности существует довольно много. Однако независимо от этого к ним предъявляются два основных требования: тесты, входящие в комплекс, должны быть простые, добротные и не занимать много времени в проведении[29].

По результатам тестирования учитель определяет ведущие и отстающие двигательные качества ученика. На основании единичных оценок за уровень развития конкретных физических качеств можно вывести общую оценку физической подготовленности ученика, класса и даже общеобразовательного учреждения. В этом случае высокий уровень, показанный учеником, оценивают, например, в 5 баллов; выше среднего — в 4 балла; средний — в 3 балла; ниже среднего — в 2 балла; низкий — в 1 балл. Итак, максимальная сумма баллов за выполнение шести тестов данной батареи 30, минимальное — 6. Колебания от 6 до 30 баллов свидетельствуют об изменении физической подготовленности ученика, класса или общеобразовательного учреждения в процессе определённого периода времени, например одного или нескольких лет занятий. Изложенный подход даёт объективную информацию учителю о том, насколько эффективно решает он задачи повышения физической подготовки[18].


2.1.Задачи исследования

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Провести анализ особенностей влияния занятий спортивно-бальными танцами на физическую подготовленность школьников 7-8 лет.

2. Разработать методику применения спортивно-бальных танцев для повышения физической подготовленности школьников 7-8 лет.

3. Определить эффективность влияния экспериментальной методики занятий спортивно-бальными танцами на физическую подготовленность школьников 7-8 лет.

2.2. Методы исследования

В нашей работе использовались такие методы исследования как:

  1. Анализ научно-методической литературы
  2. Педагогическое наблюдение
  3. Педагогическое тестирование
  4. Педагогический эксперимент
  5. Математико-статистические методы

2.2.1. Анализ научно-методической литературы

В ходе анализа научно-методической литературы было выявлено, что основной проблемой физического воспитания школьников 7-8 лет является привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой, успешность которой зависит от средств и методов, выбираемых учителем в процессе проведения урока. Анализ литературных источников проводился на всех этапах исследования. Его основной целью являлось выявление состояния проблемы исследования и определение основных путей использования спортивно-бальных танцев в процессе физической подготовки школьников 7-8 лет. В процессе проведения исследования был проведен анализ 30 литературных источников, включающих: учебники и учебные пособия, монографии, статьи научных журналов.

2.2.2. Педагогическое наблюдение

Педагогические наблюдения проводились в Поведниковской школе №1 Мытищинского муниципального района. Наблюдались учащиеся 1-2 классов во время проведения занятий ФГОС.

2.2.3. Педагогическое тестирование

  1. Для определения эффективности разработанной методики было проведено контрольное тестирование по тестам предложенных В.И. Ляхом (Тесты в физическом воспитании школьников, 1998. [18]):
  • прыжок в длину с места (см) . Из трёх попыток берется лучший результат, длину прыжка рассчитывали как расстояние между линией отталкивания и местом приземления;
  • челночный бег 3х10 м (с) . Испытуемый вставал на линию старта, бежал отрезок длиной 10 м, брал кубик, резко разворачивался и бежал обратно, положив кубик за линию старта, разворачивался и бежал последний отрезок 10 м. Старт выполнялся из высокого положения, под команду одного из учащихся: «НА СТАРТ», «МАРШ» Испытуемый выполнял одну попытку. При наличии ошибок давалась ещё одна попытка (ОШИБКИ: кубик кидался, или кубик клался перед или на линию);
  • подтягивание на низкой перекладине (раз)(девочки) . Перекладина вешалась на высоте 90 см от уровня пола, хватом руками сверху за гриф — девочки упирались в «шведскую» стенку ногами. Подтягивание засчитывалось при условии, что тело прямое, при подъёме нет махов и изгибов телом, касании грудью перекладины. Испытуемая выполняла одну попытку;
  • подтягивание на высокой перекладине (раз)(мальчики) Перекладина вешалась таким образом, чтобы мальчики при висе не доставали ногами пола. Испытуемый выполнял одну попытку. Подтягивание засчитывалось, если не было рывков, и в верхней точке подтягивания подбородок был выше грифа;
  • тест на гибкость – наклон вперёд (см). Испытуемый садился таким образом, чтобы его ноги не пересекали линию, на которой лежит линейка, на счет 1-2-3 он делал максимальный наклон вперед, соединив две руки и не сгибая колени, давалось три попытки, из которых брался лучший результат.

Не проводились тесты в беге на 30 м и в 6-минутном беге, так как не позволяют размеры зала (эти тесты проводятся на улице).

2.2.4. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент был основной формой исследования с целью изучения и совершенствования методики применения спортивно-бальных танцев на занятиях ФГОС в 1-2 классах общеобразовательной школы. В начале исследования, мы предположили, что, используя спортивно-бальные танцы во время проведения занятий ФГОС, повысится уровень физических способностей детей.

Нами было решено провести эксперимент, в котором мы хотели сравнить уровень развития физических качеств детей занимающихся на занятиях ФГОС – подвижными играми (контрольная группа -КГ) и спортивно-бальными танцами (экспериментальная группа — ЭГ)

2.2.5. Методы математической статистики

В ходе исследования все полученные данные обрабатывались согласно общепринятым статистическим методам, применяемым в педагогических исследованиях. Использовались методы статистического сравнения по t-критерию Стьюдента.

Результаты исследования определялись по среднему арифметическому показателю, затем вычислялась средняя ошибка среднего арифметического, затем вычислялись различия между средними арифметическими величинами и по таблице коэффициентов определялось граничное значение t.

2.3. Организация исследования

Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое проходило в три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2014 года), проводилось наблюдение за учащимися 1-2 классов, изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (октябрь 2014 –апрель 2015) — Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент в Поведниковской школе №1 Мытищинского муниципального района. Занятия в контрольной группе проводила Петрова А.В., а в экспериментальной группе под руководством Сизинцева А.В. В экспериментальную группу входили учащиеся (1 «А» класса (n=13); 2 «А» класса (n=13), а в контрольную группу входили учащиеся (1 «Б» класса (n=13); 2 «Б» класса (n=13).

На третьем этапе (май 2015) проводилось обобщение полученных данных, уточнение результатов математической обработки данных, и оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.


3.1.Особенности методики проведения занятий в контрольной и экспериментальной группах

Особенности занятий контрольной группы

Методика проведения занятий ФГОС с использованием подвижных игр осуществлялась с преимущественным системным использованием подвижных игр и игровых упражнений различной интенсивности (до 80% от общего времени занятия).

Закрепление и совершенствование двигательных действий, развитие физических качеств проходило в играх эмоционально и интересно для учащихся, способствовало увеличению интенсивности нагрузки и моторной плотности занятия.

На занятиях ФГОС проводились подвижные игры в различном объеме от общего времени занятия:

— специальные игровые занятия, на которых все время отводится подвижным играми и игровым упражнениям: это занятия-соревнования типа «Веселые старты» (100% времени урока),

— занятия закрепления и совершенствования учебного материала, занятия совершенствования двигательной подготовленности учащихся (до 80% времени урока);

— занятия направленные на обучение, где игры составляют всю вводную и заключительную часть, до 1/2 основной части (60% времени урока).

Такие занятия чередовались между собой, а при отведении всего времени занятия на игровые упражнения подбор двигательных действий осуществляется по общепринятой схеме: вводная часть, основная и заключительная (условно).

Для проведения занятий ФГОС использовались подвижных игры, представленные в (приложение 1).

Особенности занятий экспериментальной группы

Занятия ФГОС в ЭГ проходили с использованием спортивно-бальных танцев.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия по танцам, проводятся для учащихся начальной школы 2 раза в неделю по 1 часу.

Основная задача первого этапа обучения – дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности.

Программа первого года обучения содержит разделы:

  • ритмика;
  • танцевальная азбука (элементы классического, народного и бального танцев);
  • танцевальный репертуар.

На начальном этапе обучения (1-2 год обучения) на уроке сочетаются все виды деятельности: ритмика, слушание и анализ музыки, упражнения классического и народного танца, упражнения на ориентировку в пространстве, упражнения на координацию и внимание, разучивание танцев. Таким образом, на каждом уроке необходимо умело сочетать материал из всех трех разделов программы, например: элементы ритмики (10-15 минут), развивающие упражнения (5-10 минут), разучивание танцев (15-20 минут).

Все эти разделы должны чередоваться не механически, а соединяться органично, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока.

Содержательная сторона курса включает:

Детские развивающие танцы:

1. Детский рок-н-ролл

2. Вальс цветов

3. Берлинская полька

4. Круг друзей

Латиноамериканская программа:

1. Самба

2. Ча-ча-ча

3. Румба

4. Джайв

Европейская программа:

1. Медленный вальс

2. Танго

3. Венский вальс

4. Быстрый фокстрот

5. Фигурный вальс

В течение всего курса учащиеся знакомятся со следующими теоретическими понятиями: позиции ног; позиции рук; позиции в паре; позиции европейских танцев; позиции латиноамериканских танцев; линия танца; направление движения; углы и степени поворотов.

Разминка проводится на каждом уроке в виде «статического танца» в стиле аэробики. Включаются элементы классического, современного, джазового танцев, изучение основных позиций рук, ног. Проводится под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. Ученики выполняют различные упражнения, которые помогают развить координацию, внимание, память, чувство ритма, баланс, моторику, укрепить мышечный аппарат. Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти, предплечья, всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, колена, стопы. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей и насыщенности урока.

Содержание основных тем занятий спортивно-бальными танцами представлено в приложении 2.

3.2. Влияние занятий на показатели физической подготовленности учащихся 7-8 лет

В начале и в конце эксперимента нами были проведены срезы по основным тестам, предусмотренных комплексной программой физического воспитания, исключая тесты в беге на 30 м и в 6-минутном беге (эти тесты проводятся на улице, так как размеры спортивного зала не позволяют их проводить).

В табл.1 представлены результаты тестирования мальчиков 1 классов в процессе проведения эксперимента.

Таблица 1

Результаты тестирования мальчиков 1 классов в начале и конце эксперимента ( M, m, n=13)

Физическое

развитие

Группа

Сентябрь

2013

Апрель

2014

t

Р

Прыжок в длину с места (см)

КГ

109,3±7,6

112,0 ±6,5

0,87

Р>0,05

ЭГ

108,5±7,8

117,7±6,4

2,35

Р<0,05

Подтягивание на высокой перекладине

КГ

1,54 ±0,5

1,6 ±0,4

1,56

Р>0,05

ЭГ

1,51 ±0,5

1,7 ±0,1

2,28

Р<0,05

Челночный бег, 3х10 м (с)

КГ

11,6 ±0,4

11,2±0,3

0,49

Р>0,05

ЭГ

11,3 ±0,5

10,0±0,4

2,33

Р<0,05

Наклон вперед (см)

КГ

5,6 ±1,7

5,9 ±0,7

1,52

Р>0,05

ЭГ

5,5 ±1,8

6,1 ±0,8

2,29

Р<0,05

При анализе табл. 1, видно, что у мальчиков 1 классов результат в прыжках в длину у КГ в среднем вырос на 2,71 см, результаты изменились недостоверно при t=0,87(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 9,81 см, изменения достоверны при t=2,35(Р<0,05); в подтягивании на высокой перекладине у КГ результат в среднем вырос на 0,08 раза, результаты изменились недостоверно при t=1,56(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 0,18 раза, изменения достоверны при t=2,28(Р<0,05);в челночном беге 3х10 м у КГ результат в среднем вырос на 0,37 с, результаты изменились недостоверно при t=0,49(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 1,3 с, изменения достоверны при t=2,33(Р<0,05); в наклонах вперед у КГ результат в среднем вырос на 0,25 см, результаты изменились недостоверно при t=1,52(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 0,58 см, изменения достоверны при t=2,29(Р<0,05).

В табл.2 представлены результаты тестирования девочек 1 классов в процессе проведения эксперимента.

Таблица 2

Результаты тестирования девочек 1 классов в начале и конце эксперимента ( M, m, n=13)

Физическое

развитие

Группа

Сентябрь

2013

Апрель

2014

t

Р

Прыжок в длину с места (см)

КГ

106,8±9,2

110,5±8,3

0,75

Р>0,05

ЭГ

107,2±9,1

117,6±7,2

2,28

Р<0,05

Подтягивание на низкой перекладине

КГ

21,32 ±2,8

22,2 ±2,4

1,12

Р>0,05

ЭГ

21,04 ±2,9

24 ±2,3

2,34

Р<0,05

Челночный бег, 3х10 м (с)

КГ

11,5 ±0,4

11,0±0,3

0,65

Р>0,05

ЭГ

11,6 ±0,5

10,2±0,3

2,39

Р<0,05

Наклон вперед (см)

КГ

9,5 ±1,2

10,0 ±1,3

1,04

Р>0,05

ЭГ

9,7±1,1

11,1 ±1,1

2,32

Р<0,05

При анализе табл. 2, видно, что у девочек 1 классов результат в прыжках в длину у КГ в среднем вырос на 3,65 см, результаты изменились недостоверно при t=0,75(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 10,42 см, изменения достоверны при t=2,28(Р<0,05); в подтягивании на низкой перекладине у КГ результат в среднем вырос на 0,89 раза, результаты изменились недостоверно при t=1,12(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 2,97 раза, изменения достоверны при t=2,34(Р<0,05);в челночном беге 3х10 м у КГ результат в среднем вырос на 0,46 с, результаты изменились недостоверно при t=0,65 (Р>0,05), а у ЭГ результат в среднем вырос на 1,42 с, изменения достоверны при t=2,39(Р<0,05); в наклонах вперед у КГ результат в среднем вырос на 0,46 см, результаты изменились недостоверно при t=1,04(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 1,37 см, изменения достоверны при t=2,32(Р<0,05).

В табл.3 представлены результаты тестирования мальчиков 2 классов в процессе проведения эксперимента.

Таблица 3

Результаты тестирования мальчиков 2 классов в начале и конце эксперимента ( M, m, n=13)

Физическое

развитие

Группа

Сентябрь

2013

Апрель

2014

t

Р

Прыжок в длину с места (см)

КГ

117,8±7,3

121,0 ±7,2

1,15

Р>0,05

ЭГ

116,9±7,1

126,6±7,4

2,29

Р<0,05

Подтягивание на высокой перекладине

КГ

3,14 ±0,4

3,2 ±0,4

1,13

Р>0,05

ЭГ

3,06 ±0,4

3,4 ±0,4

2,3

Р<0,05

Челночный бег, 3х10 м (с)

КГ

10,8±0,2

10,4±0,2

0,74

Р>0,05

ЭГ

10,7 ±0,2

9,6±0,2

2,35

Р<0,05

Наклон вперед (см)

КГ

6,2±1,3

6,5 ±1,4

1,02

Р>0,05

ЭГ

6,1 ±1,2

6,9 ±1,3

2,29

Р<0,05

При анализе табл. 3, видно, что у мальчиков 2 классов результат в прыжках в длину у КГ в среднем вырос на 3,17 см, результаты изменились недостоверно при t=1,15(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 9,67 см, изменения достоверны при t=2,29(Р<0,05); в подтягивании на высокой перекладине у КГ результат в среднем вырос на 0,1 раза, результаты изменились недостоверно при t=1,13(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 0,3 раза, изменения достоверны при t=2,3(Р<0,05);в челночном беге 3х10 м у КГ результат в среднем вырос на 0,42 с, результаты изменились недостоверно при t=0,74(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 1,12 с, изменения достоверны при t=2,35(Р<0,05); в наклонах вперед у КГ результат в среднем вырос на 0,29 см, результаты изменились недостоверно при t=1,02(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 0,77 см, изменения достоверны при t=2,29(Р<0,05).

В табл.4 представлены результаты тестирования девочек 2 классов в процессе проведения эксперимента.

Таблица 4

Результаты тестирования девочек 2 классов в начале и конце эксперимента ( M, m, n=13)

Физическое

развитие

Группа

Сентябрь

2013

Апрель

2014

t

Р

Прыжок в длину с места (см)

КГ

112,3±8,1

115,1±8,5

0,48

Р>0,05

ЭГ

111,9±9,1

121,9±9,1

2,33

Р<0,05

Подтягивание на низкой перекладине

КГ

18,4 ±2,5

19,4 ±2,2

1,65

Р>0,05

ЭГ

18,5 ±2,6

20,3 ±2,1

2,4

Р<0,05

Челночный бег, 3х10 м (с)

КГ

10,9 ±0,3

10,4±0,3

0,79

Р>0,05

ЭГ

10,8 ±0,3

9,6±0,3

2,32

Р<0,05

Наклон вперед (см)

КГ

8,2 ±1,3

8,7 ±1,3

1,19

Р>0,05

ЭГ

8,3±1,4

9,6 ±1,3

2,25

Р<0,05

При анализе табл. 4, видно, что у девочек 2 классов результат в прыжках в длину у КГ в среднем вырос на 2,75 см, результаты изменились недостоверно при t=0,48(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 10,03 см, изменения достоверны при t=2,33(Р<0,05); в подтягивании на низкой перекладине у КГ результат в среднем вырос на 0,99 раза, результаты изменились недостоверно при t=1,65(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 1,75 раза, изменения достоверны при t=2,4(Р<0,05);в челночном беге 3х10 м у КГ результат в среднем вырос на 0,49 с, результаты изменились недостоверно при t=0,79(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 1,22 с, изменения достоверны при t=2,32(Р<0,05); в наклонах вперед у КГ результат в среднем вырос на 0,48 см, результаты изменились недостоверно при t=1,19(Р>0,05) а у ЭГ результат в среднем вырос на 1,13 см, изменения достоверны при t=2,25(Р<0,05).

На рис.1. представлена диаграмма отражающая уровень прироста показателей физической подготовленности в прыжках в длину с места у учащихся 1-2 классов(%).

Прирост показателей у школьников КГ находился в пределах от 2,45% до 3,42% в зависимости от пола и возраста занимающихся, а прирост показателей у школьников ЭГ находился в пределах от 8,27% до 9,72%, все полученные результаты в конце исследования достоверно лучше у школьников ЭГ.

Рис.1. Уровень прироста показателей физической подготовленности в прыжках в длину с места у учащихся 1-2 классов(%)

На рис.2. представлена диаграмма отражающая уровень прироста показателей физической подготовленности в подтягивании на перекладине у учащихся 1-2 классов (%).

Прирост показателей у школьников КГ находился в пределах от 3,16% до 5,36% в зависимости от пола и возраста занимающихся, а прирост показателей у школьников ЭГ находился в пределах от 9,46% до 14,13%, Все полученные результаты в конце исследования достоверно лучше у школьников ЭГ.

Рис.2. Уровень прироста показателей физической подготовленности в подтягивании на перекладине у учащихся 1-2 классов(%)

На рис.3. представлена диаграмма отражающая уровень прироста показателей физической подготовленности в челночном беге 3х10 м у учащихся 1-2 классов(%).

Рис.3. Уровень прироста показателей физической подготовленности в челночном беге 3х10 м у учащихся 1-2 классов(%)

По данным рис.3 прирост показателей у школьников КГ находился в пределах от 3,18% до 4,51% в зависимости от пола и возраста занимающихся, а прирост показателей у школьников ЭГ находился в пределах от 10,47% до 12,28%, все полученные результаты в конце исследования достоверно лучше у школьников ЭГ.

На рис.4. представлена диаграмма отражающая уровень прироста показателей физической подготовленности в наклоне вперед у учащихся 1-2 классов(%).

Прирост показателей у школьников КГ находился в пределах от 4,54% до 5,82% в зависимости от пола и возраста занимающихся, а прирост показателей у школьников ЭГ находился в пределах от 10,58% до 14,15%, все полученные результаты в конце исследования достоверно лучше у школьников ЭГ.

Рис.4. Уровень прироста показателей физической подготовленности в наклоне вперед у учащихся 1-2 классов(%)

1. В результате анализа научно-методической литературы было установлено, что в настоящее время основная проблема физического воспитания в общеобразовательной школе — это привлечение школьников 1-4 классов к систематическим занятиям физической культурой. Однообразие и монотонность традиционных форм физического воспитания в школе снижает интерес к занятиям, поэтому назрела потребность в альтернативных способах развития физических качеств младших школьников. По нашему мнению наиболее перспективным направлением является проведение занятий с использованием спортивно-бальных танцев, так как они могут способствовать решению практически всех задач физического воспитания в общеобразовательной школе и повысить физическую подготовленность школьников.

2. Разработанная методика применения спортивно-бальных танцев на занятиях со школьниками 7-8 лет, нацелена на повышение физической подготовленности и характеризуется следующими особенностями: единством процесса обучения бальным танцам и формирования творческих способностей младших школьников, включая способности к импровизации и самовыражению; отношением к ученику как к субъекту учебной деятельности и собственного развития; сотрудничеством педагога и учащихся; использованием двигательного, эмоционального, творческого опыта и интуиции детей при овладении новыми танцевальными движениями; индивидуальным подходом к обучающимся, без акцентирования соревновательных моментов; учетом доминирующих интересов детей при построении индивидуальной методики обучения; вариативностью программы обучения с предоставлением ученикам свободы выбора вида и степени сложности учебных заданий.

3. Предложенная методика, позволила улучшить показатели школьников экспериментальной группы в прыжках в длину с места в пределах (в зависимости от пола и возраста) от 8,27% до 9,72%;в подтягивании на перекладине от 9,46% до 14,13%;в челночном беге 3х10 м от 3,18% до 4,51%;в наклоне вперед от 10,58% до 14,15%. Все результаты тестирования в конце эксперимента достоверно лучше у школьников экспериментальной группы, по сравнению с результатами школьников контрольной группы.


  1. Азбука танцев / [Авт.-сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова]. — М.: АСТ: Сталкер, 2005. — 287 с.: ил.
  2. Боттомер П. Танец современный и классический : большая ил.энцикл. / Пол Боттомер ; [пер. с англ. К. Молькова]. — М.: ЭКСМО, 2006. — 256 с.: ил.
  3. Боттомер П. Учимся танцевать : Как научиться танцевать вальс, квикстеп, фоктрот, танго, самбу, джайв, меренгу, ламбаду и др. танцы — просто и с удовольствием! / Боттомер Пол. — М.: Эксмо-пресс, 2002. — 256 с.: ил.
  4. Джала Т.Р. Метод опорных точек в обучении спортивным танцам / Джала Т.Р. // Спортивные танцы : бюл. / [под ред. Коваленко А.А.] ; Рос.гос. акад. физ. культуры. — М., 2002. — N 2 (25): март-апр. 2002 г. : 6 Всерос. науч.-метод. конф. по проб. развития спорт. танцев, Москва, 18-22 февр. 2002 г. : материалы : Ч. 2. — С. 23-26.
  5. Железняк Ю.Д Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Ю.Д. Железняк, П.К. Петров – М.: Академия, 2009. — 264с.
  6. Жуков М.Н. Подвижные игры : учеб.для студентов пед. вузов по спец. 033100 — Физ. культура : рек. УМО ВУЗов РФ по пед. образованию / М.Н. Жуков. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2004. — 159 с.: ил.
  7. Захаров Д.В. Пульсометрическая и сенсорная характеристика нагрузочностилатиноамерикансих танцев у детей младшего школьного возраста :дис. … магистра физ. культуры / Захаров Дмитрий Вячеславович; РГУФКСиТ. — М., 2009. — 61 с.: ил.
  8. Захарьева Н.Н. Прогностическое значение вегетативных показателей танцоров при исполнении бальной и латиноамериканской программ / Н.Н. Захарьева, Е.Р. Соколова // Всероссийская конференция с международным участием «125 лет со дня рождения И.М. Саркизова-Серазини: путь от реабилитации до спортивных рекордов. Достижения и перспективы отечественной лечебной физической культуры», 16, 17 мая 2012 г. : материалы / [под общ.ред. Козыревой О.В., Ивановой Н.Л. ; М-во спорта РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». — М., 2012. — С. 86-88.
  9. Захарьева Н.Н. Современное представление о методическом подходе к оценке качества исполнения танца спортивной пары / Н.Н. Захарьева, Е.Ф. Соколова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Рос.гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. — М., 2010. — С. 18-23.
  10. Ишмухаметов М.Г. Подвижные игры в содержании третьего урока : 1 кл. / М.Г. Ишмухаметов // Физическая культура в школе. — 2008. — № 7. — С. 41-45.
  11. Ишмухаметов М.Г. Подвижные игры в содержании третьего урока : 2 кл. / М.Г. Ишмухаметов // Физическая культура в школе. — 2008. — № 8. — С. 19-22.
  12. Карева И.В. Методика формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет / Карева И.В., Репникова Е.А. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2011. — N 1. — С. 37-39.
  13. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы / Кауль Н. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 351 с.: ил.
  14. Киреева К.Н. Сравнительный анализ влияния спортивных бальных танцев на кардиосистему по пульсовым показателям / К.Н. Киреева, В.А. Александрова // Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы развития танцевального спорта», 6 февр. 2009 г. : материалы / Рос.гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. — М., 2009. — С. 33-35.
  15. Кузин В.В. Полиевский С.А. 500 игр и эстафет М.: Физкультура и Спорт 2003. — 304с. ил.
  16. Кузьмин Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся / Н.И. Кузьмин // Физическая культура в школе. — 2008. — № 6. — С. 20-22.
  17. Кузьмичева Е.В. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 : рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / [Е.В. Кузьмичева]. — М.: Физ. культура, 2008. — 104 с.: ил.
  18. Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. — М.: Физкультура и спорт, 1998 г. — 204с.
  19. Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 1-4 классов. — М.: Физкультура и спорт, 1997 г. — 235с.
  20. Основные понятия об игре и методика проведения подвижных игр : метод.рекомендации для студентов дневной и заоч. форм обучения / [сост.: Кузьмичева Е.В. [и др.] ; М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи». — М., 2011. — 100 с.: табл.
  21. Особенности вегетативных показателей танцоров при исполнении бальной и латиноамериканской программ / Н.Н. Захарьева, Н.В. Котенко, Л.А. Белицкая ; Е.Р. Соколов // Теория и практика физ. культуры. — 2012. — N 6. — С. 45-48.
  22. Оценка интенсивности выполнения латиноамериканской соревновательной программы бальных танцев по пульсовым показателям / В.А. Александрова [и др.] // Детский тренер. — 2012. — N 2. — С. 20-25.
  23. Пискунова Л.В. Современные танцы и здоровье / Л.В. Пискунова // Спортивные танцы : бюл. / [под ред. Коваленко А.А.] ; Рос.гос. акад. физ. культуры. — М., 2002. — N 1 (24): янв.-февр. 2002 г. : 6 Рос. науч.-метод. конф. по пробл. развития спорт. танцев, Москва, 18-22 февр. 2002 г. : материалы. — С. 28-30.
  24. Подвижные игры. Практический материал : учеб.пособие для студентов вузов и сред. спец. учеб. завед. физ. культуры : рек. Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму / Л.В. Былеева [и др.]. — М.: ТВТ Дивизион, 2005. — 277 с.: ил.
  25. Спортивные танцы :бюл. N 2(25): март-апрель 2002 г.: 6 Международ. науч.-метод. конф. по проблемам развития танцев. видов спорта, Москва, 18-22 февр. 2002 г. Ч. 2 / [под. ред. А.А. Коваленко] ; Рос. гос. акад. физ. культуры. — М., 2002. — 55 с.: табл.
  26. Терехова М.А. Характеристика физической подготовленности танцоров, специализирующихся в европейской и латиноамериканской программах / Терехова М.А., Чикалова Г.А. // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте : материалы 11 всерос. науч.-практ. конф. / Рос.гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Каф. теории и методики танцев. спорта. — М., 2007. — С. 53-57.
  27. Торопов А.А. В вводной части — подвижные игры // Физическая культура в школе. — 1999. — № 4. — С. 46.
  28. Ушпурене А.-Б. Интенсивность физической нагрузки в соревновательных программах по спортивным танцам для танцоров младшего школьного возраста / Айсте-БарбораУшпурене, Альгирдас Чепуленас // Теория и практика физ. культуры. — 2012. — N 4. — С. 59-61.
  29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Академия, 2009. – 480с.
  30. Цымбалова Л.Н. Подвижные игры для детей / Цымбалова Л.Н. — М.; Ростов н/Д: Март, 2005. — 191 с.: ил.

Приложение 1

Подвижные игры применяемые в КГ на занятиях ФГОС

Наименование игр

«Быстро по местам», «Карусель», «Класс, смирно!»

«Запрещенное движение», «Делай, как я»

«Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмичная эстафета»

«Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и ловкие», «Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!»

«Вызов номеров», «День и ночь»

«Наступление», «Гуси-лебеди», «Олемба», «Бег командами», «Кто быстрее», «Пустое место», «Пятнашки с домом», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Челночок и догонялка»

«Лес, озеро, болото», «Перемена мест»

«Семерочка», «Постарайся поймать», «Мяч в стенку»

«Метко в цель», «Лови – не лови», «Мячом в цель», «Передал – садись», «Метатели», «Снежками в круг»

«Точный удар», «Кто дальше бросит», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг»

«Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч – соседу», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему»

«Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Мяч через веревку», «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели»

«Чемпионы скакалки», «Удочка»

«Попрыгунчики – воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры»

«Лиса и куры», «Эстафета с равновесием и подлезанием», «Ходьба по начерченной линии», «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове»

«Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Альпинисты», «Перелет птиц», «Эстафета с лазаньем, перелезанием и подлезанием»

«Эстафета с прыжками через гимнастическую скамейку», «Эстафета с бегом, прыжками и метанием», «Перебежки с прыжками и переменой мест», «Прыгни через шнур»

«Игровые упражнения по заданию», «Танцевальные движения», «Гномики в домики», «Сквозь обруч»

«Солнышко», «Быстрый лыжник», «Танки», «Перебежки», «Не ходи на гору», «Кто дальше (на лыжах)»

«Вызов», «Успей занять место», «Приглашение», «Мышеловка», «Иголка, нитка, узел», «Ледяная дорожка»

«Море волнуется – раз», «Лыжник с горки», «Штангист», «Дровосек» и др.

«Что изменилось?», «Запретное движение»

Дыхательные упражнения, задания на расслабление (аутогенная тренировка)

Приложение 2

Содержание основных тем занятий спортивно-бальными танцами в ЭГ.

Первый год обучения.

I. Ритмика, элементы музыкальной грамоты

Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки.

Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный).

Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро).

Умение выполнять движения в различных темпах (очень тихо, тихо, умеренно, громко, очень громко).

Тема 2. Длительность, ритм, рисунок, акценты, музыкальный размер.

Понятия об акценте, метрической паузе, длительности, ритмическом рисунке. Умение выделить акценты, паузы. Умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки.

Тема 3. Строение музыкального произведения. Знакомство со строением музыкального произведения.

Понятия: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движении в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.

Тема 4. Маршевая и танцевальная музыка. Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа. Слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки.

II. Элементы классического, народного и бального танца

1. Шаги: бытовой, легкий шаг с носка (танц.), шаг на полупальцах, легкий бегна полупальцах, шаг с подскоком.

2. Движения головы: повороты направо-налево, в различном характере,вверх-вниз с различной амплитудой, наклоны вправо-влево (с различнойамплитудой).

3. Позиции ног: I, II, III, IV, V (полувыворотн.)

4. Позиции рук: подготовит., I, III, II. Переводы рук из позиции в позицию.

5. Раскрывание рук вперед-в сторону из положения на поясе, в характерерусского танца; в сторону-вверх в характере украинского и венгерскоготанцев.

6. Движение плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере,поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, всторону.

7. Вытягивание ноги в сторону и вперед с переводом «носок-каблук» (вхарактере русского танца).

8. Реверанс для учениц в ритме вальса. Поклон для учеников в ритме вальса.

9. Шаг польки (в народной манере).

III. Танцевальный репертуар

1. Детский рок-н-ролл (парный танец в ритме джайва).

2. Вальс цветов (парный танец в ритме венского вальса).

3. Берлинская полька (парный танец, построенный на подскоках, галопе).

4. Круг друзей (парный танец, построенный на приставных и проходящих шагах, поворотах, бросках ноги вперед и в сторону).

5. Самба. Элементы: основное движение, самба-ход, виск (вправо, влево).

6. Ге-ва-ре (парный танец, построенный на приставных шагах с переводом

ноги на каблук, подскоках с вытягиванием ноги вперед на носок).

Второй год обучения.

Танцевальный репертуар.

Латиноамериканская программа

1. Самба

Быстрый танец с четкой, пульсирующей ритмикой. Самба исполняется с продвижением по линии танца. Некоторые движения исполняются на месте. Шаги исполняются с носка на всю ступню.

Для самбы характерно пружинящее движение, счет «раз»-«а»-«два»-«а». темп умеренно быстрый, примерно 54-56 тактов в минуту. Элементы: основное движение, самба-ход, виск.

2. Ча ча ча

Шаги исполняются с носка с переходом на всю ступню. Основные движения строятся на шагах, исполняется в ритме «М-М-М-Б-Б», темп умеренно быстрый. Элементы: основное движение, тайм-степ, чек, рука в руке, спот-поворот.

Европейская программа (стандарт)

1. Медленный вальс

Танец плавный, движения исполняются слитно и широко, с подчеркнутыми подъемами и опусканиями. Техника исполнения шагов: чередование шагов на всю ступню (вперед – с каблука, назад – с носка), на полупальцы с постепенным подъемом и опусканием. Темп медленный, примерно 31-32 такта в минуту. Элементы: подготовительные упражнения, закрытая перемена с правой ноги, закрытая перемена с левой ноги (маленький квадрат), правый поворот, левый поворот (ключ).

2. Квикстеп (быстрый фокстрот)

Простейшие движения танца построены на танцевальном шаге и шассе. Темп быстрый, примерно 52 такта в минуту. Основные элементы: четвертные повороты, лок степ вперед.