Философия как наука

Курсовая работа
Содержание скрыть

§1. Предмет философии и ее функции.

Философия — общая теория мира и человека в нем. Термин «философия» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает «любовь к мудрости» («филео»- люблю, «софия” — мудрость).

Современная философия — это прежде всего наука и, более того, — ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

главное назначение философии — дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Сегодня мы часто произносим слова «философия», «религия», «мифология». Между тем, для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло.

Истоком возникновения философии является мировоззрение. Мировоззрение определяют как

1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

2. система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Причем выделяют три типа мировоззрения:

  • Мифологическое
  • Религиозное
  • Философское (Научно-философское)

Мифология ( от греч. mifos — предание, logos — слово, понятие, учение ) — форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человека — объединил в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии. Целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

4 стр., 1658 слов

Проблема человека в философии средних веков

... средневековой философией. Ее начало приходится на IX в., а развитие шло вплоть до XIV в. Проблема, которая рассматривается в реферате: «проблема человека в философии средних веков». Исходя из поставленной проблемы, можно следующим образом выделить цель реферата: рассмотрение проблемы человека в философии ...

В поисках ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрала разные пути.

Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святость) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний — земной, естественный — сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Таким образом, религия – это такой тип мировоззрения, при котором человеческое отношение к миру постоянно пропускается через особое существо (Бог), наделенное чертами сверхъестественности.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.

Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности.

Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Попытаемся определить основные качества, которые эта наука стремится развить в каждом из вас:

* Широта, масштабность и глубина осмысленного опыта.

* Способность и склонность к обобщениям, к уразумению смысла происходящего

* Всесторонность видения действительности

Развитие рефлексивного мышления

* Умение находить «золотую середину» при решении сложных проблем.

* Способность к предвидению будущего.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

13 стр., 6166 слов

Философия ее функции и роль в развитии человека и общества

... роль философии в практическом обеспечении успешного развития цивилизации. При более детальном рассмотрении философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Практическая (моральная) философия заинтересована в достижении добра. Высокие моральные черты людей ...

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Основными разделами философии, обеспечивающими реализацию ее функций, являются:

Онтология, Гносеология, Социальная философия, Философская антропология, Философия естествознания, техники, экономики, культуры

Таким образом, даже краткая характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение смысла философии: философия — это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости.

И конечно же это явление имеет глубокие корни и богатую историю.

Возникновение философии, этапы ее развития.

Философия

Слово «философ» впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию «единого во всем».

Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории «осевым временем».

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху «осевого времени», имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время.

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху «осевого времени», отличается от мифологии и религии следующими качествами:

рациональным характером объяснения действительности

рефлексивностью

*свободомыслием и критичностью

Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась .

История мировой философии делится на :

1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.

2. Античная философия. VI век до н.э. — V век нашей эры

3. Средневековая философия V век н. э. – XIV век н.э.

4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.

5. Философия Нового времени (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. — сер. XIX века н.э.

6. Неклассическая современная философия сер. XIX века н.э. – современное время

Приведем краткую характеристику основных этапов философии, основные идеи, высказываемые философами того времени.

1.Философия возникает сразу в нескольких очагах, наибольшего развития она получает в Индии, Китае и Древней Греции. На этом этапе наибольший интерес философов был направлен на попытку открытия основ мироздания, рассматривались вопросы смерти и бессмертия, впервые развивался интерес к человеку.

4 стр., 1555 слов

Прагматизм: философия делового человека

... темпераментом человека. С точки зрения сторонников прагматизма, философия является ... реальность в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т. ... человека – своя философия и основатель этой философии Уильям Джеймс (1842-1910), считал, что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира. У каждого человека ...

Индия.

Основными течениями философии являются:

Ведическое, Неортодоксальные, Философия буддизма

Китай

Во 2 тыс. до н.э. — религиозно-мифологическое мировоззрение: мир — хаос, в котором небом управляет ян (мужское начало), а землей — инь (женское).

1 тыс. до н. э. — натурфилософская концепция: в результате взаимодействия эфира (ци) на нь и ян появилось 5 первоначал и дао («путь»).

Даосизм

Основан Лао-цзы в 604 г. до н. э. Дао — всеобщая закономерность, первооснова и завершение всего существующего; вечно и безымянно, бестелестно и бесформенно; присутствует везде.

Конфуцианство

Основатель — Кун-цзы (551 — 471 гг. до н.э.).

Небо — высшая сила и грозный повелитель, судьбаи рок. Основа порядка в стране — ли (церемонии и ретуалы).

Каждый должен следовать дао — «правильный путь» ‘.Конфуций развивал концепцию политики: лучше , если бы народ знал, поэтому нужно его просвещать.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. На этом этапе рассматриваются вопросы первооснов мира, философия «космоцентризма», с именами античных философов связан и рост интереса к чнеловеку.

Материалистическая философия Древней Греции

Милетская школа: Основной предмет обучения Архэ – первоначало мира.

Фалес (624 — 547 гг до н.э.): Архэ (первоначала мира ) — вода, Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) — это апейрон (первоначальная материя, из которой возник мир; сочитание противоположностей), Анаксимен (588 – 525 гг. до н.э.).

Архэ — воздух, от степени его уплотнения появляются вода, огонь, земля и т.д., Гераклит Эфеский (к .6 — н. 5 вв.).

Архэ — огонь, душа состоит из огня и воды

Кроме этого греков волновал вопрос изменяемости мира. «Элиаты»: Ксенофан и Зенон (сер. 6 — н. 5в.)считали, что все в мире из воды и земли. Мир вечен, неизменяем, в целом постоянен. Движение — диaлектика прерывного и непрерывного.

Впервые были рассмотрены вопросы бытия и небытия: Левкипп (500 — 440 гг до н. э. ) утверждал, что небытие существует нисколько не менее, чем бытие (совокупность атомов).

Изменение вещей — результат изменения порядка и положения атомов.

Идеалистическая философия.

Пифагор(582 — 500 гг до н.э.) считал, что истинное познание лежит через разум и логику, результат деятельности которой является математика. Вся Вселенная — гармония и число, мир возникает из противоположностей.

Школа софистов(5 в до н.э.)

Протогор (481-411 гг до н. э.).

его убеждения можно выразить следующим образом: человек — мера всех вещей, каким человек видит мир, таким он его и воспринимает. Объективной истины не существует.

Горкий (483-373 гг до н. э.) Отрицает существование: если существует, то непознаваемо, а если существует и познаваемо, то знания свои не может передать другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем только ему.

Сократ(469-399 гг. до н.э.) Считал, что цель философии — научить человека, как должно ему жить. «Я знаю только то, что я ничего не знаю — с этого начинается путь познания.»

6 стр., 2509 слов

Философия человека и общества

... философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Такова реальность. Отметим также, что нами не закончено рассмотрение природы человека, оно будет продолжено в последующих главах. Что такое общество? Индивид и общество. ... в себе определенную философию человека. Вместе с тем просто-напросто не существует особой философии, которая была бы именно философией человека. ...

Платон (427-347 гг. до н. э.).

Парадокс знаний: «если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать». Душа бессмертна — она причина самого себя.

Аристотель(324-322 гг. до н.э.) вершина классической античной философии. Проблема философии: проблема отношения единичных вещей и общих понятий(идей).

Высшие роды бытия — категории (отражают объективные отношения вещей).

Источник движения, существующий вне материи — форма (активное начало).

Эллинско-римская философия

Эпикур(341-270 до н.э.) Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из позиции вечности материи, обладающей внутренним источником движения.

Стоики (к.4в до н.э.) — Зенон и Хрисипп место и роль науки определили следующим образом: логика — ограда, физика — плодотворная почва, этика — ее плоды, главная задача философии — в этике.

Скептики (4 в до н. э.) — Пиррон, Аркселай, Карнеад проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии.

Средневековая философия

В странах западной Европы 5-15 века. Господствующая идеология — религиозная. Мистика — познание бога через чувства, эмоции без участия разума. Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом, экстаз. Схоластика — путь познания бога — рационально-логический

Этот этап развития философии не дал много ярких имен. Тем не менее в данном контектсте можно привести личности Блаженный Августин (354-430 гг), Фома Аквинский (1225-1274 гг).

Философия Возрождения.

Первый гуманист — ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374)

Ярким философом и литератором был ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321), считавший , что Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.

Представителем натурфилософии Ренессанса был ДЖОРДАНО БРУНО (1546-1600).

Основной призыв его философии: борьба за добро. Основная задача человека-преодоление страха. Мерило нравственности -поступки человека. Человек должен стремиться к бесконечности.

Социальные теории высказывал целый ряд философов, но они были различны.

  • Идеология централизованного государства:

НИККОЛО МАККИАВЕЛЛИ (1469-1527), утверждавший понимание общества, как суммы независимых индивидуумов. Побудительный момент действия человека-эгоизм. ”Человек скорее забудет смерть отца, чем момент лишения имущества”. Государство не зависит от церкви. Необходимо государство светское, а не церковное.

  • Предшественники утопического социализма:

ТОМАС МОР (1479-1535) Главное его произведение -книга “Утопия”. Утопия-место которого нет. На этом острове частной собственности нет. Труд-это обязанность всех членов общества. Государство осуществляет учёт и распределение всех произведенных продуктов, а непосредственной организацией производства занимается община.

ТОММАЗО КОМПАНЕЛЛО (1568-1639).

Автор учения-”Город солнца”. В своём учении он отстаивает единство церковной и светской власти. Государственное устройство “солнечного” города: во главе-жрец, первый духовник. Его помощники — Власть, Мудрость, Любовь, которые занимаются вопросами войны и мира, ремеслом, свободным искусством, образованием, контролем рождаемости, воспитанием, медициной. Компанелло придерживается взглядов истинного христианина. Призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Убежден в возможности осуществления этого силой масс, силой переворота, восстания. Выдвигает требование всемирного объединения людей под властью Папы.

5 стр., 2404 слов

Психолого-педагогические аспекты развития творческого мышления ...

... условия и механизмы развития творческого мышления дошкольников. определить критерии и уровни развития творческого мышления детей. провести психолого-диагностическое исследование творческого мышления дошкольников и выполнить анализ результатов диагностики. сформулировать рекомендации по развитию творческого мышления дошкольников. ^ ^ ^ 1.1. Творческое мышление как объект психолого-педагогического ...

Философия нового времени,

1.Начало формирования философского мышления нового времени.

ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626).

Суть философских идей: основная задача философии — познание природы и подчинение её власти человека. Познание начинается с чувственного опыта.

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) — рационалист. Ставит проблему нового метода научного исследования. Всё имеет свою причину. ”Существует вокруг меня объективный мир, как причина моих впечатлений, ощущений”.У человека есть врожденные идеи, например, идея Бога.

2.Английская философия 17 века.

ТОМАС ГОББС (1588-1679) — рационалист материалист. Разрабатывает теорию истины. Истина не в вещах, это свойство суждений о вещах. Социальная доктрина: люди от природы равны. Сначала война всех против всех, затем люди поняли что они погибнут, и договорились о создании государства, отдавая ему все права.

ДЖЕЙМС ЛОКК (1632-1704) Основное в его философии-гносеология. Нет врождённых идей, всё познание из опыта и в опыте. Первичные качества присущи вещам независимо от того воспринимаем мы их или нет:объём, форма, число, движение. Вторичные качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства:цвет, запах, вкус.

3.Рационализм европейской философии 17 века.

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677) заимствует терминологию Декарта. Врожденных идей нет. Человек должен познать свои аффекты: вожделение, радость, печаль. Существующие государства-это способы обуздания людей. Один из основоположников критики Библии.

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) — рационалист. Его философия -переход от материализма к объективному идеализму.

4.Просвещение

ФРАНСУА МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР (1694-1778)считал, что мир-целесообразен, а человек-разумен. Значит есть разумный творец. Различал три вида правления: деспотизм, монархия, республика.

ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778) Основная тема философских рассуждений-судьба личности в обществе. Чувства просыпаются в человеке раньше, чем разум, следовательно, они важнее. Гармонии в обществе нет. Три ступени общественного неравенства:

1.расслоение на богатых и бедных

2.возникновение государства: ”богатые и бедные заключают договор о власти”.

3.законная власть превращается в деспотизм.

ДЕНИ ДИДРО (1713-1784).

По его теории, природа никем не сотворена и в не её нет ничего. Мир вокруг нас постоянно зарождается и исчезает.

5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804) – автор учения о познании. Источники познания: чувственность, рассудок.

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831).

Его философия основана на идеализме. Исходное понятие-абсолютная идея-начало начал. Её атрибуты:всеобщность, деятельность.

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804-1872) Этот ученик Гегеля выступает против его идеализма. Критика религии и теологии.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. ... мира и за основу познания брал чувственный опыт. Гово­ря о единстве формы и содержания, он был первым, кто выдвинул идею развития. В человеке ... нравственное, умственное. Так, впервые в истории философии ход развития становится предме­том не только описания, ...

КАРЛ МАРКС (1818-1883) ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820-1895) создатели диалектического материализма.

неклассической современной философии

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) исходит из отрицания законов объективного мира, отрицания познаваемости мира. Каждое явление-это вещь в себе -это воля-суть вещи в себе. Считал, что история-это хаос случайностей, жизнь человека-это страдания, а счастья в принципе быть не может.

СЁРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855) вводит понятие экзистенции-это как внешнее так и внутреннее существование человека.

ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900).

Центральное понятие философии-это жизнь-это и биологические явления и общественная жизнь и субъективные переживания. Основа жизни-это воля. Воля к власти-это инстинкт человека,является движущей силой мирового процесса. Т.к. мир сплошное изменение,то любое объяснение является ложным. Все научные понятия-это фикция.Всё то , что в науке мы называем истиной, Ницше называет “биологически полезным видом заблуждения”.

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) .Теория Фрейда направлена на изучение массового сознания, взаимоотношений в социуме.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

Философия существования (30-е гг. 20 века).

КАРЛ ЯСПЕРС в книге “Духовная ситуация эпохи” анализирует состояние общественного сознания. Говорит, что нигилизм, цинизм, безрассудство — это расплата за необоснованное доверие к истории. История — это дорога, которую дьявол вымощил разрушенными ценностями.

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР. Основной категорией идеалистической философии Хайдеггера является “временность”, как внутреннее переживание человека. Первичным является “настроение”, т.е. формы первичного, неразвитого сознания. Априорными формами человеческой личности являются забота,страх,тревога и т.д. Эти формы составляют субъективное бытие человека — “бытие — в мире”. Чтобы постичь “смысл бытия”, человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою “смертность”, «бренность».

Особого внимания заслуживает ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Возникает в 9 в с принятием Христианства на Руси. До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия. Русская философия заслуживает более подробного анализа, здесь автор приведет только наиболее яркие имена отечественных философов:

18 век: Ломоносов М.В. (1711-65гг.) — основоположник материалистической философии в России; Радищев А.Н. (1749-1802гг.) в материалистической системе доказательств смертности души использовал диалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что «настоящее чревато будущим».

Первая четверть 19 в.: Западники — П.Я.Чаадаев(1794-1856 гг.), Н.В.Станкевич (1813 1840гг.) считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Славянофилы — И.В.Киреевский (1806-56гг.), А.С.Хомяков(1804-60гг.) стремились обосновать необходимость особого пути развития России.

Герцен Александр (1812-1870) существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания).

5 стр., 2413 слов

Философское на заданную тему: Проблеме подлинного и не подлинного ...

... основном проблему человеческого существования, у многих из них были совершенно разные взгляды по этому вопросу. Именно в экзистенциализме проводятся различия между подлинным и неподлинным бытием. Один ... «жизнь» (в биологиче-ском смысле). В начале ХIХ века в философии возникает новое – экзистенциализм. Сам термин «экзистенциализм» происходит от слова «существование», а существование и бытие часто ...

Белинский (1811-1848), Чернышевский (1828-1889)

Конец 19 — начало 20 вв. религиозная философия: В.С.Соловьев (1853-1900 гг. ) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек — акт божественного творения, проявление того, что уже есть; Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) считает, что существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла — соединение с Богом, возникновение богочеловека.

Помимо приведенной выше классификации, совмещающей характеристики исторические и философские, ряд авторов выдвигает другую периодизацию развития философской науки.

Философия древних мыслителей. Она представляла собой единую, нерасчлененную, универсальную науку, В XVI — XVIII вв. началось выделение частных наук из философии.

третьего этапа

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены история возникновения философской науки, этапы ее эволюции. Мы познакомились с основными фигурами философии и их учениями.

Основные философские проблемы.

особое место занимает вопрос о соотношении материального и духовного, бытия и мышления.

сверхъестественным

В настоящее время вопрос, обозначенный Ф. Энгельсом как основной, точнее было бы назвать коренным для философии. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет для философии коренное значение потому, что от того или иного его решения радикальным образом зависит решение всех других философских вопросов и проблем. Наряду с решающим значением этого вопроса для свободного самоопределения науки и развития научного мировоззрения, он имеет коренное значение для философии и в ряде других аспектов:

  • различные решения вопроса об отношении мышления к бытию (в духе материализма или же идеализма) ведут в конечном итоге к принятию принципиально различных идеалов личности и образа жизни;
  • глубинные основания этого вопроса коренятся во внутренней раздвоенности человеческого бытия между духом и материей.

Будучи противоречивым единством этих начал, человек по самой своей природе обречен на неизбежную борьбу между своими духовными идеалами, устремлениями и материальными возможностями их осуществления, обусловленными физическими и биологическими качествами данного человека, его экономическими и другими материальными возможностями и ограничениями. Поэтому борьба материальных и духовных начал, приведение их в гармонию — являются неотъемлемыми атрибутами человеческой жизни, что и определяет значимость их философского осмысления;

— * различное видение и решение данного вопроса лежит в основе существенных различий духовного менталитета цивилизаций Запада и Востока. Для цивилизации Запада характерен агрессивно-активистский тип отношения к бытию по принципу: «Если мир не отвечает моим потребностям, идеалам, то его необходимо изменить, преобразовать». Такая позиция оказала глубокое влияние на мировую историю. Она явилась одной из значимых причин колониального порабощения странами Запада многих народов, возникновения Мировых и многих других войн, развития на нашей планете тяжелейшего экологического и многих других кризисов и т.п. Для духовного менталитета Востока более характерно признание высшей самоценности бытия, необходимости следовать его законосообразности: «Если мир не устраивает меня, то необходимо изменить свое сознание, привести его в гармонию с миром». Поскольку Запад и Восток — это крупнейшие духовные, культурные миры, противостояние и взаимодополняемость их ментальностей по проблеме бытия и мышления имеют фундаментальное значение для философского осмысления.

3 стр., 1320 слов

Культура как мера развития человека

... мир человека, его "сущностные силы" (способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, социальные чувства и т.д.). Этим самым культура выступает как мерило реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, "как мера человека". ... человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, ...

какое из начал является первичным и определяющим: дух или материя.

материализм

Объективный идеализм, Первоначальные формы материализма, Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения

1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания человека.

2) Мир не был никем сотворен и не может быть никем уничтожен. Он существует и развивается по естественным законам. В нем нет сверхъестественных сил.

3) Мир един, в нем нет абсолютно отграниченных друг от друга «потусторонних» (стоящих «над миром» или «вне мира») сфер и явлений. Многообразные объекты и явления действительности представляют собой различные виды движущейся материи.

4) Мир связен и находится в вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.

5) Естественное развитие материи через ряд закономерных ступеней (неживая природа ® жизнь ® общество) привело к возникновению человека, разума, сознания. Определяющую роль в выделении человека из животного мира и формировании его сознания сыграл труд, его общественный характер, переход животных предков человека к систематическому изготовлению и применению орудий труда.

6) Общество, как высшая ступень развития материи, включает в себя все низшие формы и уровни, на основе которых оно возникло (механические, физические, химические, биологические), но не сводится к ним. Оно существует и развивается на основе социальных закономерностей, качественно отличных от закономерностей низших форм. Важнейшей закономерностью общественного развития является определяющая роль производства в жизни общества. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще — считал К. Маркс.

7) Мир познаваем. Человеческое познание не ограничено по своей природе, но оно исторически ограничено на каждом этапе своего развития и для каждого отдельного человека. Критерием истинности мышления и познания является общественная практика.

Духовный материализм

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Древней Греции.

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном — научном плане пробел предстоит заполнить специалистам — ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир — основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон).

Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека.

Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Основным назначением научной философии является формирование современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса, уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.

Список источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/filosofiya/

Алексеев П.В., Панин А.В., Краткая история философии.

Лосев А.Ф.

Ойзерман Т.И., Основы философии., Сагатовский В.Н., Степин В.С.

8. Философское сознание: драматизм обновления. М. 1991.

9. Франк С. Духовные основы общества. М. 1992.

Философия. Под. ред. Кохановского В.П. Ростов — на -Дону, 1995.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

3. Введение в философию. В 2-х ч. М., 1989. Ч.1 Гл.1,2. §1.

4. Философская энциклопедия. М., 1960-1970.

5. История философии. Запад – Восток – Россия. Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1994 – 1998.

6. Барулин В.С. Социальная философия (в 2-х частях).

М., 1993.

7. Крапивенский С.З. Социальная философия. Волгоград. 1995.

8. Социальная философия (хрестоматия в 2-х частях).

М.,1994.

9. Хрестоматия по истории философии. Ч.1-3. М., 1997.

10. Губин В.Д. Основы философии. М.,1998.