Философия образования

Проблема школьной среды, на сегодняшний день, одна из самых важных и актуальных тем. Как и любая среда школьная играет важную роль в жизни и становлении личности ребенка. И разные изменения в такой среде, так или иначе, влияют на учащегося. Подобная ситуация вызывает большой интерес у педагогов, психологов, научных исследователей и философов. Это объясняется значительными изменениями в сфере образования, а именно в методах и формах учебного процесса, поскольку современные идеи, новые положения во многом отличаются от традиционных способов.

Пытаясь, реализовать новые образовательные программы, направленные на решение специфических задач воспитания, государство столкнулось с большими трудностями. Они связаны, прежде всего, с недостаточной теоретической разработанностью проблемы соотношения обучения и воспитания при их единстве и качественном различии. Исследование подтверждает, что проблемы, с которыми столкнулись отечественная педагогика и школа в настоящее время, во многом схожи с тем, что было на рубеже XIX-XX вв. и продолжают сейчас решаться учеными и мыслителями. К трудностям, с которыми столкнулось государство, также можно отнести и тот факт, что образовательные учреждения не уделяет должного внимания школьной среде, а именно на школьное время приходятся все физиологическое, умственное и личностное развитие человека, поэтому школа, можно сказать, играет одну из самых важных ролей в социальной жизни. Одним из величайших ученых, внесших большой вклад в развитие проблемы школьной среды был Дж.Дьюи- философ, социолог, психолог, педагог и общественный деятель. Им было предложено немало идей, которые в итоге стали ключевым звеном в образовательной деятельности. На основе своей философии Дж.Дьюи показал, как можно соединить необходимые составляющие для рационального воспитания, такие составляющие как школа и общество, семья и ребенок, обучение и воспитание и т.д. Творчество Дж.Дьюи, как я уже говорила, не только актуально и оригинально, но и очень интересно для научного исследования. Именно поэтому труды Дж.Дьюи стали фундаментом для моего философского анализа, цели которого связаны с проблемами влияния школьной среды на личностное развитие учащегося. На мой взгляд, это проблема достаточно хорошо характеризует современную ситуацию в школьном образовании, обращая тем самым, внимание на цели и задачи преподавания в школе.

3 стр., 1481 слов

Дошкольное воспитание и начальная школа во Франции

... во Франции начали открываться детские сады английского образца, первый – в Париже для детей бедняков 2-6 лет; помимо религиозного воспитания с детьми ... 25 человек одного возраста. Во Франции в начальной школе преобладает традиционный метод заучивания ... а с другой – обязательность. Школьный день начинается с 8.30 и ... среднем курсе ученики учатся решать проблемы, связанные с пространством и временем, ...

Философский взгляды Дж.Дьюи

Философ, социолог, психолог, педагог и общественный деятель Дж. Дьюи (1859-1952) в конце XIX в выразил свое критическое отношение к традиционным методам преподавания, абстрактным методам обучения и воспитания, существующие в то время в США и указал на главный недостаток — разрыв между жизненным опытам и практической деятельностью.

Важное место в философии Дж.Дьюи занимает образование. Но не только формальное образование, но и «жизненное». Следует отметить, что американский мыслитель, используя понятие «жизнь», имеет ввиду жизнь не одного человека. Как пишет Дж.Дьюи «Смысл слова жизнь включает в себя обычаи, социальные институты, верования, победы поражения, развлечения и труд»[1].

Определяя понятие «жизнь» таким образом, Дж.Дьюи обращает внимание на то, что он рассматривает человека не столько вне общества, сколько в социальных группах. Находясь, в образовательном процессе мы не может не учитывать окружающую нас среду — семью, школу, друзей и их агентов. И именно в такой среде, каждый ребенок живет, обучается, и получает необходимое образование. И действительно, уже тогда, в начале XX века была видна необходимость образования, как основного фактора развития. Центром образования, по Дж.Дьюи, является школьное обучение.«Школьное обучение – важный способ передачи опыта, вносящий, конечно немалый вклад в формирование взглядов подрастающих членов сообщества, но это только один из способов, притом довольно-таки поверхностный в сравнении с другими. Только поняв необходимость более фундаментальных и глубоких образовательных процессов, мы сможем увидеть место, которое занимает в нем школьное образование»[2].

Наравне с этим, Дж.Дьюи отмечает что существует значительная разница между образованием, которое извлекает для себя каждый, непосредственно находясь среди других людей, и специально целенаправленным обучением молодежи — формальное образование. В первом случае такое образование носит случайный характер и осуществляется естественным путем на уровне жизненной необходимости. Главная задача такого образования – сделать так чтобы наше подрастающее поколение смогло жить общей с нами жизнью, сформировать личностные ценности, необходимые моральные устои. Конечно, такое образование очень важно, но оно не является главной целью общества. Поэтому, значение формального образования очень велико, поскольку, образование нельзя сводить к навыкам или чисто вербальным знаниям. «Без формально образования невозможно передать молодым все ресурсы и достижения развитого общества. Оно открывает перед ним путь к такому виду опыта, который был бы им недоступен, если бы они продолжали образовываться только неформальным путем, поскольку, знания, таким образом, не освоишь»[3].

Однако, существуют некоторые сложности, связанные с переходом от неформального образования к формальному. В формальном образовании есть довольно специфические знания, которые представлены в символической форме, и которые невозможно перевести на наш простой и обыденный язык. Такие предметы необходимо изучать, хотя они и не связаны с житейской практикой. Именно в этом и заключается сложность формального образования — оно неизбежно будет отдаляться от жизненной практики, и будет изолироваться от жизненного опыта.

4 стр., 1578 слов

Философия жизни: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше

... философии жизни считаются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Философия жизни - подчеркнуто антирациональное направление в философии, в центре внимания которого находится инстинктивно узнаваемая целостная реальность, не тождественна ни духу, ни материи, которая была названа «жизнью». ... ли мир чем-то большим и иным, чем представление. В конце концов, субъект познания на основе опыта может обнаружить в себе две ...

Поэтому Дж.Дьюи пишет, что одна из важнейших проблем, с которой приходится иметь дело философии образования – найти способ поддержания должного равновесия между неформальной и формальной, спонтанной и целеустремленной составляющими образования.

Важнейшим понятием философии Дьюи является понятие опыта и все проявления человеческой деятельности.

По мнению Дж.Дьюи, философское мировоззрение возникло не из удивления, как считали еще в древности, а по причине социальных неравенств, проблем и стрессов. И поэтому, основной задачей философии должна стать организация жизненного опыта. И в первую очередь изменения должны произойти в социальной сфере общества, которые по определению, обязаны создавать гармонию в среде, способствовать улучшению образа жизни людей и их существования. По мнению Дж.Дьюи, таким инструментом должны стать методы, формы научного исследования и разумных навыков, которые служили бы орудием, для наших прагматических целей. Дж.Дьюи замечает, что предложенный метод ориентируется на исследовании учащегося, оказавшегося в затруднительном положении, и ищущего способы решить вставшие перед ним проблемы. В этой ситуации американский мыслитель выступает не как философ, а скорей как психолог, который наблюдает за действиями учащегося. Виден исток идеи его философии – инструментализм и прагматизм. На основе философии прагматизма мыслитель разработал педагогическую теорию, где были рассмотрены такие важные проблемы как школа и общество, знание и навыки и т.д. Его философия сложилась как теоретическое формирование взгляда на мир и решения проблем связанных с образованием.

Понятие опыта можно рассмотреть как знание, приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений. Для Дж.Дьюи эти понятия были очень важны, поскольку, именно эти понятия должны быть ведущими в образовательной среде школы. Такая точка зрения возникла в процессе осмысления ценностей школы, цели и методов преподавания. По его мнению, в обществе должен измениться сам подход преподавания и обучения детей и ядром образовательного процесса, должен стать предлагаемый школой опыт самого учащегося, а не готовые навыки «выживания». Философ отмечает, что главную роль в социальной жизни ребенка должна играть школа, как основной воспитатель молодого поколения.

Проблема влияния школьной среды на учащегося.

Дж.Дьюи считал, что путь улучшения общественной жизни лежит в преобразовании школьной системы. Как мы уже говорили, интерес Дж.Дьюи к воздействию среды в целом, и школьной в частности, связан с его общей философской позицией прагматизма и инструментализма. «Опыт включает в себя все формы и проявления человеческой жизни. Основная задача философии способствовать реконструкции опыта, прежде всего социального»[4].

Расширение и обогащение опыта возможно только в определённой среде, которая оказывает воспитывающее влияние на подрастающее поколение, изменяет и регулирует поведение человека. Как отмечает Дж.Дьюи, то или иное участие в жизни тех, с кем человек связан, неизбежно, поэтому социальная среда непременно осуществляет своё образовательное или формирующее влияние, она делает это бессознательно. Результатом «подсознательного влияния среды» Дьюи считает:

3 стр., 1081 слов

Джон дьюи реферат по философии

... большой буквы. Предельным основанием эпистемологических и социально-этических конструкций философии Д. является понятие «опыт». В кн. «Опыт и природа» (Experience and Nature. Chicago, 1925) Д. дистанцируется ... он называет «эмпирическим натурализмом», подчеркивая намерение показать включенность природы в опыт, а опыта в природу. Опыт, по Д., — это весь жизненный мир человека в его органической ...

1. языковые компетенции, т.е. основные формы речи, которые сформировались в обыденной жизни, не как специальное средство, а как жизненная необходимость. Родной язык, впитанный с молоком матери. И если языковые умения, полученные в процессе формального обучения, могут быть замещены или забыты, то «родной» язык никак не уйдет из памяти.

2. манеры. Часто говорят, что хорошие манеры это результат хорошего воспитания или есть само примерное воспитание. Эти знания о хорошем поведении возникли не из содержания такого поведения, а из многократного выполнения привычных действий, соответствующих правильному поведению. «Хорошие манеры вовсе не добродетель, но и по отношению к ним сознательное обучение эффективно лишь в той мере в какой оно согласуется с общим образом жизни тех, кто составляет для ребенка социальную среду»[5].

3. хороший вкус и эстетическая оценка, т.к. гармоничная, изящная среда формирует хороший вкус, а скудная бедная среда не даёт пищи чувству прекрасного.

Привычки, лежащие за пределами осознания, формируются в процессе непрерывного обмена информацией во взаимодействии с другими и играют очень большую роль в жизни человека. Как правило, обмен информации наблюдается в семейном кругу или школьной среде, где учителя как взрослые люди влияют на ученика. Как мы уже говорили, образовательный процесс идет самопроизвольно и существует только один способ, с помощью которого взрослые могут контролировать и регулировать образование юных умов — создавать среду направляющую их действия.

Мы воспитываем не напрямую, а с помощью среды. Однако возникает вопрос: либо мы позволяем среде самопроизвольно складываться, либо мы сами создаем цели для среды. Школьная среда лучше всего может отразить это намеренное формирование условий, влияющих на умственные и нравственные установки своих учеников.

В такой ситуации очень сложно сохранить грани между конкретным обучением и собственным образовательным процессом. Естественно формальное образование очень важно, как все общепринятый образовательный стандарт. Но злоупотребление таким преподаванием грозит исчезновению желания учащегося самообразовываться. В последствие этого, учащийся просто не будет готов к жизненным проблемам. Поскольку у него не будет сформировано адекватное отношение к проблемам и сложностям.

Воспитание понимается Дж.Дьюи как непрерывная реконструкция личного опыта детей с опорой на их способности, потребности и интересы. По мысли Дж.Дьюи, школьная среда должна предоставлять ученикам использовать свой опыт, но опыт и образование нельзя сводить механически друг к другу, поскольку возможен и антиобразовательный опыт, который останавливает накопление последующего опыта. Используя свой опыт, ребенок продолжает оставаться в школьной среде, и совершая что-нибудь, человек не может не учитывать действия других, поскольку они составляют необходимое условии реализации им этого опыта. Ученик организует опыт посредством некоторых знаний, и при этом испытывает эмоциональную нагрузку: переживания, положительные или отрицательные чувства.

4 стр., 1718 слов

Профилактика девиантного поведения среди детей младшего школьного возраста

... девиантного поведения младших школьников; проанализировать направления профилактики девиантного поведения среди детей младшего школьного возраста; организовать и провести опытно-экспериментальную работу по профилактике девиантного поведения среди детей младшего школьного возраста. Теоретическая основа исследования дипломной работы. Аспекты девиантного поведения ... и опыт работы социального ... сред. и ...

Анализ среды очень важен для Дж.Дьюи, поскольку, школьная среда выступает воспитателем. И особое внимание следует обратить на то, каким образом среда оказывает воспитывающее влияние на подростка. Сегодня, мы нередко встречаем тот факт, что учеников не обучают, а просто тренируют, при этом формируя полезные навыки. Более того в такой ситуации, сознательно или бессознательно, учитель пытается внушить ученику что главное это стремление к «правильному ответу» и положительной оценки, а не сам процесс познания с помощью опыта. «В преподавании внешний критерий проявляется в значении, которое придается правильному ответу. Ничто, вероятно, не мешает так фатально сосредоточению внимания учителей на воспитании ума, как господство в их умах идеи, что главным является научить ребенка правильно отвечать на уроках. Пока это цель преобладает, воспитание ума является делом случайным и второстепенным»[6].

Дьюи указывал на необходимость различать тренировку и обучение, и считал критерием отличия тренировки от обучения наличие общих интересов в отношении результатов деятельности. Важно, чтобы у ребёнка формировалось это осознание цели, в противном случае ученики перестают действовать по собственным убеждениям, отдавая предпочтение « стадным» принципам.

Школьная среда должна раскрывать индивидуальность, давать возможность в полной мере использовать собственный опыт. Дьюи пишет: «Такая среда формирует интеллектуальные и эмоциональные установки поведения у индивидуума путем вовлечения их в деятельность, которая порождает и усиливает определенные побуждения, имеет определенные цели и влечет за собой определенные последствия»[7].

Отношение школьной среды к человеку зависит от действий этого человека. Если обществу что–то не нравится, то индивид по определению становится изгоем и дальше уже не сможет участвовать в жизни той или иной группы.

Анализируя школу как особую образовательную среду, Дж.Дьюи выделяет несколько специфических функций школы и подчёркивает их большое значение для развития учащегося.

Первая функция — создавать упрощенную среду. Школа должна находить такие характеристики социальной среды, которые достаточно фундаментальны, но в тоже время могут быть восприняты обучаемыми.

Иными словами, школа должна так организовать среду, чтобы ребенок сначала постигал лишь ее крупицы, то, что доступно сознанию в соответствии его возрасту. По мере взросление ребёнка можно переходить на более сложную стадию. «Школа отбирает те характеристики социальной среды, которые достаточно фундаментальны и могут быть восприняты обучаемыми. Затем она устанавливает порядок следования восприятия, используя уже усвоенную информацию как средство для понимания более сложных вещей»[8].