Нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения

Курсовая работа

Актуальность проблемы. С началом социальных реформ в России и формированием концепции современного права в юридической науке заметно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно обострилась потребность в детальном, глубоком их изучении в праве социального обеспечения.

Актуальность исследования во многом предопределена и особой социальной значимостью правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения, которое является одной из важнейших гарантий основного права человека – права на жизнь. Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются людьми не как некая абстракция, изначальная запрограммированность человеческого бытия и не в виде набора духовных ценностей, системы обычаев и традиций, а посредством, соответствующим образом оформленных источников права. За источниками права стоит государство, обеспечивающее их реализацию своими возможностями и в первую очередь своей принудительной силой. «Можно по-разному понимать и трактовать право, придерживаться узко нормативного или более широкого подхода к праву включая в его определение в качестве исходных начал идеи свободы, справедливости, гуманизма, но «на выходе» всегда человек соприкасается с тем или иным источником права».

Необходимость исследования источников права социального обеспечения объективно обусловлена также утверждением принципов правового, социального государства, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что на практике часто весьма проблематично. Для того чтобы сделать источники права совершенными и эффективными, необходимо добиться серьезных позитивных сдвигов как в правотворчестве, так и в правоприменении. В первую очередь речь идет о проблемах целостности и единства правового пространства России, правильного понимания соотношения источников права федерального уровня и субъектов Российской Федерации, системности развития источников права, их кодификации, применения объективных критериев дифференциации в правовом регулировании материальных отношений.

Система источников права достаточно широко разработана в теории права. Можно назвать работы С.Л. Зивс, С.А. Голунского, С.Ф. Кечекьян, М.Н. Марченко, В.А. Муравского, М.С. Строгович, А.Ф. Шебанова, Г.Ф. Шершеневич и др. Проблема источников права социального обеспечения, она не нашла еще комплексного освещения. Можно отметить труды В.С. Аракчеева, Ю.В. Васильевой, А.Ю. Зелениной, Е.Е.Мачульской, С.И.Кобзевой, М.Ю. Роман и др.

3 стр., 1034 слов

Всеобщность права на социальное обеспечение

... всеобщности является базовым и при реализации права на государственную социальную помощь малоимущими лицами. Законодательство не закрепляет каких-либо изъятий в праве на получение различных видов социального обеспечения при наступлении социальных ... по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера о выполнении работ или оказании услуг, а также по авторскому и лицензионному ...

Отдельные вопросы источников затрагиваются в ряде монографий, посвященных другим проблемам социального обеспечения, статьях, комментариях к законам.

Целью работы является изучение нормативно-правовых актов как источников права социального обеспечения. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятие источников права социального обеспечения;

— проанализировать классификацию источников права социального обеспечения;

— дать характеристику отдельным видам источников права социального обеспечения.

Объект исследования является система источников права социального обеспечения в российском законодательстве.

Предмет исследования выступают нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения.

Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция РФ, международно-правовые акты в области права социального обеспечения, федеральные законы, подзаконные нормативные акты и законодательство субъектов РФ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

В заключении даны краткие выводы по результатам анализа нормативно-праввых актов и специальнй литературы.

ГЛАВА 1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Особенности источников права социального обеспечения

В теории права существуют два основных понятия источника права, которые, впрочем, не противоречат, а дополняют друг друга. В первом случае под источником права понимают непосредственно силу или волю, создающую само право. Такой силой является «власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения» . Источниками права в изложенном понимании могут признавать волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, материальные условия жизни общества, потребности господствующего класса и иных социальных групп. В советский период источником права называли волю правящего класса (в капиталистическом обществе) и волю всего народа (в социалистическом обществе).

Вместе с тем для того, чтобы созданное властью право стало реальностью, приобрело свои обязательные черты (регулирующее воздействие на общественные отношения, обязательность, известность и др.), оно должно приобрести своеобразную внешнюю оболочку или, иначе говоря, иметь соответствующую форму выражения (существования).

Поэтому, во втором случае источником права признают внешнюю форму выражения государственной воли (силы, творящей право), с помощью которой право, приобретая свойство нормативности, становится регулятором общественных отношений в какой-либо сфере. Понятие «источники права», как и понятие права, связано с множественностью и разноречивостью точек зрения ученых, анализ которых широко представлен в комплексных исследованиях специалистов различных отраслей права. Русский теоретик права Г.Ф. Шершеневич писал, что под термином «источники права» понимают: а) силы, творящие право, например… волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть; б) материалы, положенные в основу того или другого законодательства…; в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права; г) средства познания действующего права» . Н.М. Коркунов считал источниками права «формы объективирования юридических норм», служащие признаками их обязательности, а также «средства познания права» . Множественность вариантов толкования и применения термина «источник права» была свойственна правовой науке и в советский период. В советской правовой литературе при рассмотрении и использовании понятия «источники права» говорили либо о силе, которая создает право, и называли ее источником права в материальном смысле, либо о форме, благодаря которой правовая норма приобретает общеобязательный характер, и называли ее источником права в формальном (юридическом) смысле.

12 стр., 5764 слов

Правоотношения по социальному обеспечению

... носителей прав и обязанностей[7]. Правоотношения по социальному обеспечению в ... источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных. Как и в любой другой отрасли права правоотношения являются одним из главных элементом права социального обеспечения. ... воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят индивидуально- волевой характер. Сознательно- волевое содержание правоотношений ...

В советской правовой литературе велась дискуссия о правильности терминов, обозначающих такие понятия как «источник права» или «форма права». Марченко М.Н. считает, что в современной российской правовой науке можно считать эти споры преодоленными, поскольку термины «источники права» и «форма права» употребляются в одном и том же значении – внешней формы объективизации, выражении права или нормативной государственной воли. При этом отмечается, что термин «источник права», несмотря на его условность, является удобным в употреблении и традиционным для мировой юриспруденции . Оба понятия: «источник права» и «форма права» относятся к одному и тому же явлению и в наибольшей мерелогичным и целесообразным является их использование как синонимов, как идентичных терминов и понятий. Источник права – это и есть форма, внешнее выражение права. Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются посредством соответствующим образом оформленных источников права. В Конституции Российской Федерации п.1 ст.7 сформулировано положение гласящее, что Российская Федерация является социальным государством . Основной элемент социального государства составляет система социальных прав, ключевую роль в которой играет право на социальное обеспечение.

Сущность социального обеспечения как правовой категории лучше всего отражает позиция, согласно которой оно рассматривается как государственная система или система государственных мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости, при потере кормильца, нетрудоспособности и в других предусмотренных законом случаях за счет общественных и (или) обобществленных средств. Указанное определение верно отражает форму существования социального обеспечения – государственную форму . Социальным может быть признано только обеспечение, идущее от государства, то есть закрепленное в юридических нормах, им издаваемых. Как считает Зеленина, нормы права социального обеспечения представляют собой исключительную форму существования социального обеспечения. Данный тезис подтверждается историей становления и развития социального обеспечению в России. Возникновение правовых норм, регулирующих социально-обеспечительные отношения, представляет собой, с одной стороны, объективный процесс, так как он обусловлен природой человека и социальным назначением государства, однако каким будет содержание данных норм, зависит еще и от воли законодателя – в этом проявляется субъективная сторона процесса возникновения норм права социального обеспечения.

5 стр., 2480 слов

Принципы права социального обеспечения

... на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двух- и многосторонних договоров. Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.Однако закрепление в Конституции РФ принципа всеобщности права на социальное обеспечение ...

Если в общей теории права, других отраслях проблема источников права достаточно исследована как в прошлом так и в настоящем, то в такой молодой отрасли права, как право социального обеспечения, она не получила еще комплексного освещения. Исследование понятия «источники права социального обеспечения» показало, что в этой правовой категории в полной мере находят проявления концепции, научные представления, дискуссии, характерные как для общей теории права, так и трудового права. В настоящее время отрасль права социального обеспечения является вполне самостоятельной. Источники права социального обеспечения – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере регулирования социально-обеспечительных отношений, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения . Результатом правотворческой деятельности государства являются нормативные правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения. Такие нормы, объективированные только в определенной форме, становятся общеобязательными, правовыми, реализация которых обеспечивается средствами государственного воздействия. Главную, ведущую роль в системе источников российского права, в том числе и права социального обеспечения, играют нормативные правовые акты.

Теория права понимает под нормативным актом официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы . Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 20 января 2003 г. № 2 определил нормативный правовой акт как изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Их большой удельный вес по сравнению с другими источниками связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Давая характеристику нормативному правовому акту и его отличию от других источников, ученые отмечают, что нормативные правовые акты как источники права имеют организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права . Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.

Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок в «обращении», чем другие формы. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Таким образом, источники права социального обеспечения воплощают в себе решения правотворческих органов о создании, изменении, отмене норм права социального обеспечения. Создание источника права социального – неотъемлемая часть правотворчества, без которой нормы права социального обеспечения не могут возникнуть, а решение компетентного органа не может получить значение государственной воли, нормы права социального обеспечения. Источники права социального обеспечения являются той формой, в которой нормы права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций . Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.

13 стр., 6406 слов

Принципы и источники права социального обеспечения

... различные федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере права социального обеспечения, акты Правительства Российской Федерации и ВС РСФСР. Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения ...

Нормативный правовой акт содержит, как известно, общеобязательные правила, действие которых распространяется на неограниченный круг субъектов. Этот признак отличает его от индивидуального правового акта (правоприменительного акта, принятого исполнительным органом или должностным лицом исполнительной власти и местного самоуправления либо судом), который имеет своим адресатом конкретного субъекта (субъектов) и направлен на реализацию соответствующего субъективного права либо возложение юридической обязанности . Индивидуальный правовой акт, таким образом, сам не закрепляет никаких прав и обязанностей, а служит средством их осуществления, в связи с чем в качестве источника права не рассматривается. Нормативные акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права. Нормативный правовой акт как источник права социального обеспечения характеризуется следующими основными чертами: он издается в пределах компетенции соответствующего государственного органа; должен соответствовать актам вышестоящих органов; приобретает обязательную силу после его обнародования или иного предусмотренного нормами права доведения до сведения исполнителей.

Наряду с общими признаками, источники права социального обеспечения обладают особенностями, которые обусловлены предметом и методом отрасли права социального обеспечения. Носящая в своей основе объективный характер, отрасль права во многом определяет систему законодательства, служит для законодателя ориентиром в его правотворческой деятельности. Субъектом, от которого исходят нормы права социального обеспечения, является только государство. Даже в том случае, когда фактически юридическая норма принимается негосударственным органом (органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами), ее все равно следует признавать исходящей от государства . Решение вопросов социального обеспечения не должны приниматься институтами гражданского общества, частными структурами. только государство. Т.к. только государство, в отличие от них, являясь всеобъемлющей организацией, обладает всеми необходимыми механизмами для решения этих вопросов.

1.2. Систематизация источников права социального обеспечения по различным основаниям

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т. е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный правовой акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по источникам финансирования; 7) по содержанию нормативных правовых актов.

34 стр., 16655 слов

Суд как гарант защиты социальных прав человека

... защиты социальных прав. Раскрытие сущности государственной и судебной защиты социальных прав граждан; Изучение института уполномоченного по правам человека; Сформулировать конституционно-правовой статус суда в РФ как правоохранительного органа; Обоснование способов самозащиты социальных прав граждан. Раскрытие основных проблем соблюдения социальных прав граждан; ...

Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают. Данную классификацию мы рассмотрим следующим параграфе.

Действие нормативных правовых актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу: 1) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; 2) либо с момента их принятия; 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

Действие нормативных правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц.

В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования . Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие: а) издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; б) вследствие принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую лицу.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Это означает на практике следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершения преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания .

11 стр., 5225 слов

Социальные функции Российского государства

... деятельность Российского государства направленная на осуществление социальных функций. Хронологические рамки работы определены непосредственно задачей нашего исследования. Начальной датой будет считаться 1649 год - принятие первого в истории нашего государства законодательного акта, ...

По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее или предназначены для действия за пределами страны.

Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией Российской Федерации понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе.

Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено при принятии конкретного нормативного акта.

Действие источников права социального обеспечения в пространстве обусловлено тем органом, который их издает: акты федеральных органов действуют на всей территории РФ, акты органов субъектов РФ – на территории соответствующего субъекта, локальные акты – в рамках отдельной организации. Территориальные коллективные соглашения действуют на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Некоторые нормативные акты действуют в отдельных регионах и местностях, непосредственно в них указанных. Например, Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает особенности пенсионного обеспечения для лиц, проживающих в указанных районах.

Действие нормативных актов по кругу лиц. Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц – это значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

Что касается действия источников права социального обеспечения по кругу лиц, то необходимо отметить, что в этой отрасли права существует большая субъектная дифференциация. По данному критерию выделяют акты, которые распространяются на граждан, имеющих детей; на инвалидов; на граждан пожилого возраста; на детей и подростков; на военнослужащих; на беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.

Таким образом, источники права социального обеспечения воплощают в себе решения правотворческих органов о создании, изменении, отмене норм права социального обеспечения.

11 стр., 5207 слов

Социальное обслуживание граждан

... обслуживание; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание. Право на социальное обеспечение закреплено в Конститу-ции Российской Федерации ... граждан Указанные акты носят программный характер и отражают основные принципы государственной политики в области социального обслуживания. Их реализация требует принятия специальных нормативных актов, направленных на социальную ...

Источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:

1) по пенсионному обеспечению граждан;

2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;

3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования, а также по содержанию нормативных правовых актов.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Международно-правовые акты в сфере социальной защиты населения

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 года, которая ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 101-ФЗ.

К источникам также можно отнести конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).

Важное значение в праве социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются соглашения, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения .

6 стр., 2548 слов

Социальное обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью

... обеспечения бесплатной медицинской помощью. Фрагмент работы для ознакомления Данные материальные блага являются объектом правоотношений по социальному обеспечению. Субъектами этих отношений выступают, с одной стороны, граждане, имеющие в соответствии с законом право ...

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе в области социального обеспечения.

Например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г.

Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.

2.2. Законы Российской Федерации и ее субъектов как источники права социального обеспечения

Большую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция РФ. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. При этом для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения .

Следует также знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Федерации.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в Федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральные законы: от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»; от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 29 декабря 2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральные законы: от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми, например, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 г.; Федеральные законы: «О ветеранах» в ред. от 2 января 2000 г.; от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы» и др.

В конце 2013 г. принят целый ряд федеральных законов принципиально меняющих вектор развития национальной системы социального обеспечения, поскольку ими внесены существенные изменения в правовое регулирование пенсионного обеспечения, социального обслуживания, условий труда.

Речь идет о таких актах, как: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных статей), Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (вступил в силу с 1 января 2015 года), Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных статей), Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2014 года за исключением отдельных статей), Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2015 года), Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных статей), Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» (вступил в силу с 1 января 2014 года за исключением отдельных статей).

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Не вдаваясь в детальный анализ каждого из принятых законов, необходимо обратить внимание на некоторые их общие недостатки, которые не способствуют повышению качества законотворчества, социальной защищенности человека в условиях, когда он нуждается в достойном пенсионном обеспечении, различных видах социального обслуживания, охране труда.

Доверие населения к законам, желание руководствоваться ими, прежде всего, связано с возможностью понимания тех правовых предписаний, которые в них закреплены. К сожалению, вновь принятые акты, о которых шла речь выше, этому условию не отвечают. Сложность, запутанность юридического текста, использование в нем математических формул, большого количества отсылочных норм, отсутствие единства терминологии не дают возможности человеку узнать, осмыслить, правильно понять содержание своих прав и обязанностей, реализовать их своевременно и в полном объеме. В итоге все это сказывается на его материальном положении, поскольку в большинстве случаев выплаты по системе социального обеспечения для большинства являются единственным источником средств существования в затруднительной жизненной ситуации. Так, например, в Федеральном законе «О страховых пенсиях» дается отсылка к десяти федеральным законам. Назначение единого вида страховой пенсии по старости, состоящей из двух частей, предусмотрено различными законами (Законом о страховых пенсиях и Законом о накопительной пенсии).

Таким образом, беспрецедентная «декодификация» законодательства в сфере правового регулирования социального обеспечения продолжается.

2.3. Подзаконные, муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения

Отдельную группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ, однако не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам .

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров».

Еще одну группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые регламентируют порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, социальное обслуживание).

Например, постановление Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава», постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 8 июля 2002 г. № 510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий, гражданам выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства за границу», постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и ряд других.

Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ составляют в наибольшей мерезначительную группу подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), которое сегодня преобразовано в Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд РФ), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009г. № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 июня 2011 г. № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности». Кроме приказов Минтруд РФ издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения (кроме федеральных нормативных актов) издаются акты субъектов РФ.

Главная цель таких источников – повышение степени социальной защиты граждан на соответствующих уровнях. Они предусматривают дополнительные, повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

Цель муниципальных, локальных нормативных актов – устанавливать более высокую степень социальной защиты граждан на муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

На сегодняшний день динамика правового регулирования в социальной сфере свидетельствует о формировании обширного массива законодательных актов субъектов федерации. В данных источниках как правило установлены меры социальной поддержки различных категорий граждан: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; ветеранов труда; лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; малоимущих граждан; участников вооруженных конфликтов; родителей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву; граждан получающих пенсию; приемных семей; граждан, страдающих отдельными видами заболеваний; а также иных категорий граждан .

Концептуально меняется подход к гарантированности основных социальных прав граждан, суть которого заключается в отказе государства от гарантированности всему населению России определенного социального стандарта этих прав. До монетизации льгот субъекты РФ могли повышать социальные выплаты на уровне региона дополнительно к федеральным при наличии экономических возможностей. В настоящее время объем, содержание отдельных видов социального обеспечения формируется только на региональном уровне и зависит от его финансового положения.

Незначительная финансовая обеспеченность расходных обязательств субъектов РФ приводит к большим диспропорциям в уровне социального обеспечения населения регионов-доноров и дотационных. Степень социальной защищенности человека стала определяться местом его жительства. В законодательстве субъектов РФ прослеживается необоснованная попытка подмены комплексной системы социального обеспечения адресной помощью.

Общественные отношения в сфере социального обеспечения по своей экономической природе являются распределительными и гарантируются соответствующими финансовыми средствами государства. Представляется, что создание прогрессивной, эффективной, отвечающей международным стандартам системы социальной защиты человека должно гарантироваться, прежде всего, государством за счет федеральных источников, а при передаче полномочий на иной уровень (субъекта РФ, муниципалитета) с обязательным выделением соответствующих средств на их реализацию.

Следует упомянуть о крайне тяжелой ситуации с финансированием социального обеспечения на местном уровне. Именно данное звено бюджетной системы России является самым слабым и малообеспеченным ресурсами.

Локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников. Для в наибольшей мереполного ознакомления с этим вопросом следует изучить примеры коллективно-договорного регулирования предоставления денежных выплат, услуг по социальному обеспечению.

Основным локальным актом является коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В качестве примера можно привести Коллективный договор общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» на 2013-2015 годы, принятый конференцией трудового коллектива ООО «Газпром трансгаз Югорск» 13 декабря 2012 года.

В соответствии с коллективным договором для обеспечения социальной защищенности работников и членов их семей работодатель обязуется:

Выплачивать работникам компенсацию стоимости приобретенных санаторно-курортных, туристических и других путевок, в том числе на членов их семьи.

Производить работникам доплату сверх размера пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», до размера 85 процентов среднего заработка.

Производить выплату единовременного пособия работникам, увольняющимся из ООО «Газпром трансгаз Югорск» по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе и при ее досрочном назначении, а также при назначении трудовой пенсии по инвалидности, исходя из среднего заработка в зависимости от стажа работы в организациях системы ОАО «Газпром».

При этом следует признать, что коллективные договоры, за исключением, пожалуй, коллективных договоров сырьевых, энергетических и транспортных компаний, содержат мало норм социального обеспечения в силу низкого уровня развития экономики страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источниками права социального обеспечения являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению граждан. Совокупность нормативно-правовых актов (источников права) составляет законодательство о социальном обеспечении.

Источники права социального обеспечения могут классифицироваться по различным критериям: по сфере действия, по кругу субъектов, по сроку действия и другим. Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и органам, которые их принимают.

Источники права социального обеспечения являются той формой, в которой нормы права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций. Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.

Главную, ведущую роль в системе источников российского права, в том числе и права социального обеспечения, играют нормативные правовые акты. Их большой удельный вес по сравнению с другими источниками связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.

Качество нормативных правовых актов затрагивает интересы всего населения (пенсионные законы, о монетизации льгот, социальном обслуживании, медицинской помощи), поэтому должна быть установлена персонифицированная ответственность за разработку, принятие, применение законов.

В праве социального обеспечения присутствует сочетание нескольких уровней правового регулирования, а именно, централизованного с региональным, муниципальным и локальным, что является одной из основных черт метода права социального обеспечения.

Конституция РФ в иерархии источников права социального обеспечения занимает первое место. Закон решает практические вопросы, его нормы должны отличаться стабильностью по сравнению с нормами подзаконных актов. От оптимального количества и качества законов зависит четкое функционирование механизма правового регулирования.

Значительное место в системе источников права социального обеспечения занимают подзаконные нормативные акты: Указы Президента, акты Правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты субъектов РФ, международные договора.

Сегодня, как никогда, возникла настоятельная потребность в принятии кодифицированного нормативного правового акта, что явилось бы важным этапом создания единой, целостной системы источников права социального обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/federalnyie-zakonyi-kak-istochniki-prava-sotsialnogo-obespecheniya/

1. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с попр. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 15. — Ст. 1691.

2. О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 (в ред. от 10.02.2009 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2003. — № 3.

3. Васильева Ю.В. Система права и система законодательства о социальном обеспечении (к вопросу о кодификации отраслевого законодательства) // Вестник пермского университета. — 2009. — № 3. — С.171-178.

4. Зеленина А.Ю. Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 357. — С. 126-129.

5. Кириенко Г.С., Бредихин А.Л. К вопросу о соотношении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 1. — С. 16-19.

6. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России : учебник. — М.: Проспект, 2009. — 264 с.

7. Курс права социального обеспечения / В.М. Лушникова, А.М. Лушников. — М. : Юстицинформ, 2012. — 653 с.

8. Марченко М.Н. Источники права: монография. — М.: Проспект, 2013. — 768 с.

9. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — М. : Юрайт, 2011. — 575 с.

10. Мелехин А.В. Теория государства и права : учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

11. Муравский В.А. О различии между источником и формой права // Российский юридический журнал. — 2013. — № 5. — С. 63-73.

12. Право социального обеспечения / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. — М.: НОРМА-М, 2013. — 654 с.

13. Право социального обеспечения России / отв. ред. Э.Г. Тучкова : учебник. — М.: Изд-во Проспект, 2014. – 526 с.

14. Роман М.Ю. Указы главы Российского государства как инструмент правового регулирования общественных отношений. Историко-теоретический аспект // Закон и право. — 2014. — № 1. — С.39-42.

15. Савченко В.И. Правовая природа нормативного правового акта как источника права // Бизнес в законе. — 2010. — № 1. — С. 51-54.