Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, классицизм занимает совершенно особое положение. Именно он стал первой целостной и осознающей саму себя системой в истории европейской культуры.
Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века.
И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый; термин введен романтиками в 19 в. в процессе борьбы с классицистами) — это художественный стиль в европейском искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармоничного целого. Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов.
Художественная концепция мира классицизма рационалистична, внеисторична и включает в себя идеи государственности и стабильности (устойчивости).
[6, с.274]
Классицизм возник в конце эпохи Возрождения, с которой он имеет ряд родственных черт:
1) подражание античности;
2) возврат к забытым в эпоху Средневековья нормам классического искусства (откуда и его название).
[6, с.275]
Обычно различают классицизм 17 в. и классицизм 18 — начала 19 вв. (последний в зарубежном искусствознании часто именуется
Философия искусства как особая проблемная область культурологии
... философию культуры, философию искусства, философию истории, философию литературы. По сравнению с Шеллингом, который по ходу истории рождал идею романтического синтеза философии и искусства, Кранц находится в более выгодном положении: от классицизма ... литературный и философский подходы, поскольку именно в этом исследовании развивавшиеся до сих пор обособленно литература и философия ... лишь исторически, ...
В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались в духе
Классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).
[8, с. 93]
В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало,
Для театрального искусства классицизма характерны
Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст. имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673).
Философия театра
... до н.э., и этот год также рассматривается как год рождения мирового театра. Следующий вид драмы - комедию, Аристотель возводит к "эксархонтам фаллических песен". В фаллических песнях прославлялась ... В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов. А в комедиях ее использовали для пародирования трагедий. Третья машина - дистегия - внутренний подъемник, дававший возможность ...
Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте (ит. commedia dell’arte — комедия масок; основные маски — Арлекин, Пульчинелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве»).
С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.
Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732—1799).
В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта и Дж. Россини.
Классическая комедия развивалась также в Италии и Англии. И в XVIII в., несмотря на экономический спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На венецианские карнавалы тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы. Здесь творил Карло Гольдони (1707—1793), создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его перу принадлежит 267 пьес, в том числе «Слуга двух господ», «Хитрая вдова» и «Трактирщица». Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720—1806).
Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам», «Турандот» и другие о жизни театральной Венеции.
Крупнейшим английским драматургом xviii века был Ричард Бринсли Шеридан (1751 —1816).
Наибольшую известность получили его комедии нравов, прежде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.
Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606—1684) и Жана Расина (1639—1699) строго выдержано золотое правило классической драмы — единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В трагедии «Гораций» Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов).
В трагедиях «Митридат», «Федра» Расина дано поэтическое изображение трагической любви и противоборства страстей в человеческой душе, утверждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Семья, государство и монархия, по Расину, незыблемы, верность им должен сохранять каждый гражданин. Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу.
Художник-романтик его облик, быт, отношение к искусству
... реферате я постараюсь рассмотреть образ художника романтика, его быт и отношение к искусству, ... тематикой, характерной, например, для классической трагедии. У поздних западноевропейских ... нового направления, противоположного классицизму. Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление ... романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. ... … 2.2. Быт В XVIII и XIX веках отношение ...
Литература классицизма развивалась под знаком господства рационализации художественной мысли, поскольку содержанием литературного процесса стало освобождение чувств, мыслей и представлений человека от гипноза иррациональной соборности прошлого. Новое сознание в качестве динамически активной силы было противопоставлено окружающей действительности, косному и неподвижному миру вещей, Разум просвещенного человека утверждается как начало, превосходящее объективную действительность. Логика дана лишь сознанию и отрицается в вещах и явлениях. Волевой интеллект господствует над материальной данностью, внешний мир предстает в непросвещенной сознанием стихийности. Поэтому герои литературы классицизма погружены в глубокие раздумья, рассуждают и спорят, полемизирует с неприемлемыми взглядами. [9]
Литературное творчество в целом сохраняет упорядоченный, подчиненный сознанию характер, его предмет предстает ясным и расчлененным. Поэзия строилась на гармонической соотнесенности между человеком и миром, на их соответствии друг другу, на безграничности познания. Писатели классицисты сходили в своих представлениях о человеке из определенной нормы. Герой должен соотносить свои поступки с нормой, только при этом условии он может ориентироваться и в искусственном мире поэзии и в естественном мире природы. Искусство призвано формировать идеалы, стоящие выше преходящего и изменчивого.
Читатель эпохи классицизма постепенно приобщается к античной поэзии, истории, которые наряду с философией, архитектурой стали противостоять библейским легендам, житиям.
Решительные сдвиги связаны с новыми принципами письменного слова. Оно теряет свой культовый характер, насыщается деловыми, бытовыми функциями. Акт чтения уже не составляет привилегию священнослужителей. Развитие книгопечатания, чрезвычайно интенсифицирующее механизм переписки и переиздания, способствовало разрыву тесной связи между автором и текстом, который уже напрямую не имеет отношения к стоящему за ним обряду. Светский характер книжного дела позволяет активизироваться индивидуальным авторским формам и начинаниям.
Особую роль приобретает в эпоху классицизма филология, находясь в центре гуманитарных наук. Поэты изучают не только древние тексты, но и обращаются к письменному языку правовых узаконений, философских размышлений, общественных деклараций, риторических трактатов; возникает совершенно новый тип писателя, светского интеллигента, отличающегося свободолюбивым и разносторонним характером своих духовных запросов и умонастроений. Литература классицизма реализует смысловые потенции образа в художественном слове, наступает эпоха профессионализации поэтов, художников, музыкантов.
Свое самостоятельное существование музыка закрепляет в звуке, живопись в краске и композиции. Особенно активно новые тенденции проявляются в архитектуре и скульптуре, так как они предельно последовательно соответствуют принципу зрелищности. Почти все виды искусства постепенно лишаются культовых функций, приобретают универсально светский характер.
Искусство в философии
... настраивали на его продолжение или на военные действия. теория происхождения изобразительного искусства натуральное творчество ... искусстве и любом другом роде деятельности обозначалось одним и тем же словом: греч. techne - искусство, ... характер. Звуковые образы, представленные музыкой или пластические образы танца, рождаются из их темпа, мелодии, ритма. Зрительные образы изобразительного искусства ...
В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.
Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины XVII века и неоклассицизм конца xviii — начала XIX вв.
Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665).
Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600—1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.
Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз — живописец Давид (1748—1825).
Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид — один из величайших исторических портретистов. Он завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).
Между двумя классицизмами — ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.
Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания ...
... в отечественной сурдопедагогике коммуникативно-деятельностной системы обучения детей с недостатками слуха связано с совершенствованием системы обучения языку. Конкретное воплощение системы представлено в исследованиях по обучению и ... воспитания и обучения детей с нарушением слуха. В течение многих веков в обществе накапливались сведения о происхождении нарушений слуха, особенностях развития ...
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА
Среди основных представителей классицизма можно выделить Р.Декарта, П.Корнеля («Рассуждения о драматической поэзии» и др. тексты), Ф. д’Обиньяка («Практика театра»), Н.Буало («Поэтическое искусство»), Баттё и др. Опираясь на «Поэтику» Аристотеля и «Науку поэзии» Горация и их многочисленные итальянские комментарии 16 в., а также на образцы античного искусства и словесности, теоретики классицизма попытались выработать идеальную систему правил (своего рода идеальную поэтику, или эстетику), на которые должно ориентироваться подлинное высокое искусство. В основу ее были положены античные принципы красоты, гармонии, возвышенного, трагического. Особое внимание классицисты уделяли драматическим искусствам, как главным в их понимании. Одним из сущностных принципов классицизма стала аристотелевская категория «правдоподобие», понятая как создание обобщенных, идеализированных и аллегоризированных изображений значимых в назидательно-дидактическом плане событий жизни легендарных особ или эпизодов античной мифологии. «Это не означает, что из театра изгоняются подлинное и возможное; но принимают их там постольку, поскольку они правдоподобны, и для того, чтобы ввести их в театральную пьесу, приходится опускать или изменять обстоятельства, которые правдоподобием не обладают, и сообщать его всему, что нужно изобразить» [Ф. д’Обиньяк // 10, с. 338].