Эстетика пифагорейцев

Эстетика пифагорейцев — раздел Образование, Система открытого образования Основная Категория Философии Пифагора – Число, Число – Это Первоначало Бытия,…

Основная категория философии Пифагора – число, число – это первоначало бытия, основа космической меры. То же числовое начало пифагорейцы обнаружили и в музыке, а поэтому весь космос мыслился ими как музыкально-числовая гармония . Космические сферы, настроенные на определенный тон, порождают «музыку небесных сфер».

Пифагорейцы выявили связь музыки и математики , в частности, они установили соотношение между длиной струны и тоном звука и пришли к заключению, что правильные математические сочетания таких струн дают и гармонические созвучия.

В эстетике Пифагора музыка оказалась также связанной с религией . Предполагалось, что правильная музыка очищает душу для религиозного экстаза. Более того, музыка – нечто большее, чем искусство, она входит в состав религиозного переживания.

Учение пифагорейцев содержало также мысли о нравственном значении музыки : как хорошая (космически гармоничная) музыка воспитывает душу, так плохая портит ее. Религиозное значение музыки не позволяло относиться к ней, как к удовольствию, но делало музыкальные занятия высокой формой духовной практики.

Поликлета ,

Период средней классики в философии Древней Греции характеризуется переходом от космологизма к антропологизму в эстетике .

Эстетика софистов

субъективистский

Искусство для софистов суть иллюзия , создание «возвышающего обмана». В противовес пифагорейцам, софисты считали, что образы искусства создает человек, они не являются отражением реальности.

Эстетика Сократа

антропологизма

калокагáтии

первообразу

Эстетика Платона

Следуя за своим учителем, Сократом, Платон полагал, что задача эстетики – постичь прекрасное как таковое . Рассматривая прекрасные вещи (прекрасную девушку, прекрасную лошадь, прекрасную вазу), Платон делает вывод о том, что прекрасное не содержится в них. Прекрасное – это идея, она абсолютна и существует в «царстве идей ».

Приблизиться к пониманию идеи прекрасного можно, пройдя ряд ступеней:

  • рассмотрение прекрасных тел;
  • любование прекрасными душами (Платон справедливо показывает, что красота – не только чувственное, но и духовное явление);
  • увлечение красотой наук (любование прекрасными мыслями, способность видеть прекрасные абстракции);
  • созерцание идеального мира красоты, собственно идеи прекрасного.

рационалистическая эстетика

идеалистической эстетики

Эстетика Аристотеля

Если для Платона прекрасное – это идея, то для Аристотеля прекрасное – это идея, представленная в вещи . Идея вещи – это ее форма, когда материя оформляется, получается прекрасный объект (так мрамор, восприняв идею художника, становится статуей).

мимéзис

На основании теории мимезиса Аристотель разделил искусства на подражательные и дополняющие природу . К последним относятся архитектура и музыка, их философ ценил не очень высоко. Наибольшую ценность представляют те искусства, которые отражают действительность. Они, в свою очередь разделяются на искусства движения (временные) иискусства покоя (пространственные) . Виды искусства можно различать и по средствам подражания (цвет, движение, звук).

Высоко расценивая поэзию, Аристотель выделял в ней эпос, лирику и драму, а драматические произведения делил на трагедию и комедию.

кáтарсис

В отличие от Платона, признававшего за искусством только воспитательную роль, Аристотель рассматривал и гедонистическую функцию искусства, рассматривал его как средство получения удовольствия.

Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном»

возвышенного

Эстетика Средних веков и эпохи Возрождения

Эстетика Византии (IV-XV вв.)

религиозный

  • абсолютная божественная красота;
  • красота небесных существ;
  • красота предметов материального мира.

свет

цвет

символическийхарактер

Иоанн Дамаскин

  • дидактический (икона – это книга для неграмотных);
  • психологический (икона вдохновляет религиозные чувства);
  • догматический (икона выступает документальным свидетельством о трансцендентной реальности, источником благодати).

Религиозная эстетика Византии имела много общего с проникнутой христианством эстетикой европейского средневековья.

Эстетика европейского средневековья

В эстетике европейского средневековья господствовал религиозный подход к эстетическим проблемам. Бог суть высшая красота, а земная красота – лишь отблеск божественной. Поскольку Бог, сотворивший этот мир, является высшим художником, художественная деятельность людей не имеет самостоятельного значения. Светские зрелища как лишенные религиозного смысла отвергаются. Образы же религиозного искусства ценны тем, что выступают посредниками между миром и Богом.

Главным эстетическим достижением искусства средневековья стало формирование двух больших стилей: романского и готического . Поскольку все виды искусства концентрировались вокруг богослужения, то проявились эти стили в архитектуре и убранстве соборов.

Романский стиль, Готический стиль

Эстетика эпохи Возрождения

Джорджо Вазари

пейзажа

Альбрехт Дюрер

трагического

Эстетика Нового времени

Эстетика классицизма

Р.Декарт

Никола Буало

Пьер Корнель, Расин, Жан Батист Мольер

Целью искусства классицизма считалось воспитание , формирование правильного (сообразного разуму) отношения к действительности, которое заключается в том, что разум и моральный закон должны обуздать страсти индивида и направить его к исполнению универсальных законов жизни. Следует заметить, что искусство того времени существовало по преимуществу как придворное искусство, классицизм своим расцветом во многом обязан правлению французского короля Людовика XIV и его любовью к украшению своего двора.

Эстетика барокко

Барокко – еще одно художественное направление XVII века, широко распространенное в Италии и в России (поскольку в ней работали многие итальянские архитекторы).

Название происходит от понятия «жемчужина неправильной формы», таким образом, подразумевается, что барокко – это нечто вычурное . Термин был придуман эстетами XVIII века в насмешку над стилем XVI–XVII веков, барокко считалось упадком красоты и хорошего вкуса . Поэтому иногда полагают, что в каждой культуре есть свое барокко, упадок, тяготение к странным формам в ущерб содержанию (к нему относили архитектуру Римской империи

III-IV вв.; позднюю, «пламенеющую» готику; знаменитую Сикстинскую капеллу).

Барокко – очевидная антитеза классицизму: цель искус-

ства – создавать чудесное и поражающее, необычное и фантастическое. Искусство противно науке , оно зиждется не на разуме, а на вдохновении, игре воображения. Из всех интеллектуальных способностей ближе всего к искусству стоит остроумие , т.е. не гармоничный и логичный разум, а изощренный, соединяющий несоединимое.

оперы

Эстетика французского Просвещения

XVIII век – век Просвещения, время деятельности Дидро и других энциклопедистов, период идейной подготовки Великой французской буржуазной революции. В эту эпоху были поставлены многие проблемы, ставшие обязательной составляющей эстетического знания и, в частности, проблема вкуса .

Вольтер , анализируя культурное наследие человечества, обнаружил, что искусство изменяется в соответствии с историческими событиями, искусство подражает социальной действительности (а не природе, как полагали многие).

А поскольку жизнь трагична, то трагедия – наиболее нравоучительный жанр литературы, вызывающий сострадание и подъем нравственных чувств. Однако при всем почтении к греческому искусству Вольтер не разделял идею катарсиса. В статье «Вкус », написанной для «Энциклопедии», Вольтер называет вкусом «способность распознавать пищу», а также «чувство красоты и погрешности во всех искусствах ». Тем самым он выявляет специфику эстетической оценки: ее мгновенный и чувственный характер, когда в переживании человек получает удовольствие от порядка, симметрии и гармонии в мире.

Дидро полагал, что природа вкуса состоит в объединении трех компонентов : чувственного восприятия, рациональной идеи и эмоции переживания. Таким образом, Дидро отходит от грубого рационализма, стараясь построить более гармоническую концепцию эстетического восприятия. Во французской эстетике была поставлена проблема множественности вкусов («на вкус и на цвет товарища нет»), которая решалась за счет того, что испорченному аристократическому вкусу надо противопоставить вкус «просвещенный», основанный на знании. Просветители были уверены в существовании неизменных критериев хорошего вкуса , который между тем нуждается в воспитании, ибо возникает в результате опыта распознавания истинного и доброго.

Эстетика немецкого Просвещения и романтизм

Баумгартен

Буря и натиск

романтизма

Шопен

Эстетика в немецкой классической философии

Эстетика И.Канта

И.Кант

возвышенном

Гения

Искусство для И.Канта предстает как высшая, ничем не заменимая форма человеческой деятельности, которая делает идеи разума и нравственные принципы чувственно постижимыми , оно бесконечное представляет в конечном. Классифицируя искусства, Кант разделяет их на словесные, изобразительные и искусства «изящной игры ощущений ».

Эстетика Г.В.Ф.Гегеля

Гегель

символическоеискусство

Классическое искусство

Романтическое искусство отличается приоритетом духовного содержания над чувственной формой , что приводит, в конечном счете, к самоуничтожению искусства. На этом этапе исторического развития человеческое познание поднимается на такую высокую ступень, что уже не может быть выражено средствами искусства. Духовное содержание становится столь сложным, что искусство больше не в силах его выражать и утрачивает познавательную функцию. Искусство сохраняет лишь гедонистическую (способность приносить удовольствие) и дидактическую (обучение готовому знанию) функцию .

Русская эстетика XIX-XX века

икона

Основная проблема эстетики XIX века

Основной проблемой стала проблема отношения искусства к действительности, а также проблема роли искусства в общественной жизни . Тезис Н.А.Некрасова «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» может считаться программным заявлением русской культуры, в которой литература и искусство выступали трибуной общественно-политической мысли.

  • Те мыслители, которые считали искусство подражанием и отражением действительности , высоко ценили общественное значение искусства (обозначим их I )

— Те философы, которые полагали, что искусство имеет своим истоком не действительность, а идеальное начало , творческую душу художника, придерживались мнения, что искусство самоценно и не имеет общественных задач (обозначим их II ).

Эстетика в первой трети XIX века стала преподаваться в университетах как самостоятельная дисциплина, что способствовало развитию оригинальных идей в этой области. Большинство профессоров исходили из рационалистической традиции в европейской философской мысли.

А.Ф.Мерзляков, Русское шеллингианство

Эстетика В.Г.Белинского (I)

В.Г.Белинский

Поскольку борьба за освобождение народа от крепостничества и его просвещение была актуальной задачей, то искусство стремилось реализовать принцип народности . Это подразумевает, что, во-первых, истоком всякого искусства является то, что создано самим народом . Как сказал потом П.И.Чайковский, «музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем ее». Во-вторых, профессиональные художники должны выражать народный дух , сущность народных чаяний. Речь идет не обязательно об изображении «картин русской жизни», но о гражданской позиции автора . Такие произведения способствуют пробуждению народного самосознания.

реализм

Эстетика Н.Г.Чернышевского (I)

В произведении «Эстетические отношения искусства к действительности» Н.Г.Чернышевский выступил против Гегеля и его идеализма в эстетике. Прекрасное не является модификацией абсолютной идеи, оно содержится в самой действительности. Прекрасное в жизни выше прекрасного в искусстве . Представления о прекрасном связаны с общественными идеалами, а поскольку общество неоднородно, то у разных классов складываются разные представления о красоте, обусловленное их отношением к труду . В частности, у высших классов прекрасная женщина представляется тонкой, бледной, изящной, в то время как народный идеал женской красоты ассоциируется со статностью, румянцем, силой. При этом идеалы народа естественны, а идеалы господствующих классов искусственны.

Задача подлинного искусства – отражать не только прекрасное, но и все «общеинтересное». По мнению Чернышевского:

  • искусство воспроизводит действительность;
  • искусство выступает объяснением жизни;
  • искусство выносит приговор действительности;
  • искусство – учебник жизни.

Эстетизм и символизм (II)

Эстетизм

Символизм

Европейские художественные направления в XIX-XX веках

Эстетика XIX-XX века сформировалась в условиях капитализма. Это, с одной стороны, приводит к тому, что в искусстве выражаются вкусы буржуа , а само искусство становится товаром . С другой, искусство стремится завоевать автономию от социальных процессов, утвердить свою особую роль и функции . Применительно к XIX-XX вв. мы рассмотрим некоторые художественные направления в европейском искусстве, а также несколько эстетических проблем, возникших в этот период.

Натурализм

Огюст Конт

И.Тэн

Э.Золя

Натурализм как художественный метод предполагал стремление к внешнему правдоподобию , протокольности, детальному описанию единичного (в противовес реализму, предполагающему необходимость обобщения и типизации).

Элитарное и массовое искусство

В отличие от предшествующей, классической, традиции, ценившей «высокое искусство» и считавшей, что человек может и должен к нему приобщаться , в XIX веке была поставлена проблема «массового искусства ». Проблема возникла тогда, когда потребителем искусства стал буржуазный обыватель, нуждавшийся не в «высоком», а в понятном.

А.Шопенгауэр

Ф.Ницше

Хосе Ортега-и-Гассет

Теория «искусства для искусства»

Теорию «искусства для искусства» или «чистого искусства» развивал целый ряд мыслителей (тот же А.Шопенгауэр) и художественных направлений. Все они полагают, что искусство – главная, самоценная и самодовлеющая сфера деятельности, не связанная с социумом . Действительность поставляет лишь материал для выразительных задач художника, ибо важно не что, а как изображается .

Импрессионизм, Символизм

Модернизм

Модернизм

Авангард – художественное направление, нигилистически отрицавшее традицию в искусстве. К авангарду относятся столь разнородные явления как кубизм Пабло Пикассо , супрематизм Казимира Малевича , футуризм Владимира Маяковского , такие течения как дадаизм и экспрессионизм. Все они провозглашали отказ от жизнеподобия, от предметного изображения действительности . Авангард в искусстве стал признаком кризиса самой реальности и призыв к социальному обновлению. Авангардисты относились к революции как к социальному театру , к виду художественного творчества. В области драматического искусства авангардизм стал истоком таких новых приемов как массовые театральные действа («хепенинги »), уличные представления художников («перформансы ») и др.

З.Фрейдом

Сюрреализм