«Экспрессивная лексика в лирике И.Северянина»

Курсовая работа

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ

1.1. Понятие экспрессивности. Эмоционально-экспрессивная окраска слов

Экспрессивность является одной из базовых лингвистических категорий, поскольку среди функций языка, безусловно, выделяется экспрессивная функция, заключающаяся в выражении чувств говорящего. Экспрессивными могут быть единицы разных уровней языковой системы – от фонетических (например, звуковой облик слова или ударение) до синтаксических (структура предложения или порядок слов).

В общем смысле экспрессивность понимают как выразительность, способность тех или иных языковых элементов в речи носителя языка передавать его чувства, отношение к предмету речи или к адресату.

Однако понятие экспрессивности не оценивается лингвистами однозначно, это объясняется тем, что «экспрессивность имеет двойственную природу: языковую и речевую», то есть действует через механизмы языка, а эффект её проявляется в речи [Аванесова, 2010, с. 6]. В изучении данной категории наметились два подхода: лингвостилистический, при котором экспрессию рассматривают как средство создания особой выразительности в речи, и семасиологический, в котором изучаются единицы языка, способные придать эмоциональность речи.

Как полагает А.П. Сковородников, расхождения в определении категории экспрессивности касаются прежде всего составляющих её содержательных компонентов – эмоциональности, оценочности, образности, интенсивности. Ученый отмечает, что все эти компоненты могут быть присущи как единицам языка, так и единицам речи, и предлагает толкование экспрессивности, объединяющее различные подходы к её изучению: «Считаем целесообразным понимать эту категорию как такую совокупность признаков языковой (речевой) единицы, а также целого текста или его фрагмента, благодаря которым говорящий (пишущий) выражает свое субъективное отношение к содержанию или адресату речи» [Энциклопедический словарь-справочник…, 2011, с. 362].

Среди других средств языка (речи) особой выразительностью отличаются лексические. На лексическом уровне экспрессивность реализуется через наслоение на номинативное значение слова особых стилистических оттенков, особой экспрессии [Голуб, 2010, с. 61]. Поэтому носитель языка в своей индивидуальной речи пользуется разным словарём в разных обстоятельствах. Б.В. Томашевский указывает на то, что «в разной обстановке возникают разные слова, и они всегда окрашены в те ассоциации, которые связываются с жизнью человека, с характером его разговоров» [Томашевский, 1983, с. 61].

10 стр., 4704 слов

Эстетическая функция языка и формирование языкового эстетического идеала

... возможности в комплексе: овладевая системой языка, прийти к правильности употребления его в речи; изучая стилистические свойства - уместно использовать языковые единицы, отбирать самые сильные по ... передач, воздействуя на подсознание неискушенного подростка низкопробной речью и подрывая представление о лексической норме и эстетике слова. А чего стоят утренние телепередачи развлекательного ...

брюзга, разгильдяй, вдохновить, гениально

Значение большей части экспрессивных слов складывается из двух компонентов: первый обозначает определенное понятие об объекте речи, а второй содержит субъективную характеристику этого объекта [Матвеева, 2013, с. 11]. Именно второй компонент значения создает экспрессию слова. Т.А. Воронцова определяет этот элемент значения как экспрессивный: «Под экспрессивным компонентом значения понимается усиление признаков, входящих в денотативный компонент значения. Экспрессивный компонент – это своего рода параметрический компонент или компонент интенсивности» [Воронцова, 2008, с. 30].

То есть эмоционально-экспрессивная окраска слова представляет собой элемент семантики слова, придающий ему выразительность, отражающий субъективное восприятие говорящим предмета или явления. Эмоциональная окраска дополняет лексическое значение слова, но не сводится к нему, функция чисто номинативная осложняется оценочностью, отношением говорящего к обозначаемому явлению [Голуб, 2010, с. 59].

прекрасный, благородный

Однако не все слова обладают экспрессивной окраской, нейтральное слово может выступать ярким экспрессивным средством благодаря употреблению его в определенном стилистической контексте: «В контексте всего произведения нейтральное слово может приобретать дополнительные смысловые оттенки, трансформироваться в экспрессивное» [Бондарко, 1976, с. 13]. Контекст способен повлиять и на имеющуюся у слова экспрессивную окраску: бранное слово может приобрести ласкательный оттенок, а шутливое – неодобрительный или презрительный. Появление у слова в зависимости от контекста дополнительных экспрессивных оттенков, – отмечает И.Б. Голуб, – «значительно расширяет изобразительные возможности лексики» [Голуб, 2010, с. 62].

Н.М. Шанский указывает на то, что в подавляющем большинстве случаев эмоциональная характеристика слова и его экспрессивные особенности определяются сферой употребления [Шанский, 1987, с. 47]. На этом основании выделяются следующие группы лексики: лексика, не закрепленная в функционально-стилевом отношении (нейтральная), и лексика, закрепленная за той или иной сферой употребления (разговорно-бытовая, просторечная и книжная).

Разговорно-бытовая и просторечная лексика характеризуется экспрессивно-стилистической окраской фамильярности, иронии, бранности, шутки, ласки, презрения и т.д. Книжная лексика обладает иными экспрессивными чертами, для неё свойственны окраски книжности, возвышенности, взволнованности, поэтичности, торжественности и др. [там же, с. 49-52].

Итак, экспрессивность понимается как способность языковых единиц выражать в речи различные чувства носителя языка. Эмоционально-экспрессивная окраска составляет часть семантики одних слов, другие слова коннотативный компонент значения могут приобрести при употреблении в том или ином контексте.

1.2. Классификация экспрессивной лексики

Попытки классификации экспрессивной лексики в современной отечественной лингвистике вызывают споры и разногласия, это объясняется трудностями в разграничении экспрессивности и таких свойств слова, как эмоциональность, оценочность, образность и т.п. Во многих лингвистических трудах были предприняты попытки вычленить из многообразия лексических единиц экспрессивную лексику.

31 стр., 15193 слов

Логопедическая работа с детьми страдающими общим недоразвитием речи

... появиться первые слова. Значение закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, не ... задача развития и активизации словарного запаса детей. Владение лексикой родного языка отражается на уровне эстетического и ... понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа ...

грусть, тоска, радость

предтеча, брюзга

В.М. Андрейчук обращает внимание на то, что для большинства подобных классификаций характерно стремление выявить формальные признаки проявления эмоциональности в слове, в то время как содержание коннотативного элемента лексического значения слова не поддается однозначному описанию, поскольку оно изменчиво, подвижно и зачастую взаимосвязано с денотативным элементом, поэтому с точки зрения эмоциональных характеристик слова попытки формализовать значение в виде совокупности статичных компонентов могут быть применены не для всех слов [Андрейчук. – URL: uch_2010_vi_00023.pdf (дата обращения 29. 10.2018)].

блеск, восторг, дрянь, барахло

Данная тематическая классификация нам видится более полной и точной по сравнению с другими группировками лексики на основе анализа коннотативного компонента значения экспрессивного слова, в ней учитывается не только номинативное содержание лексической единицы, но и экспрессивная окраска.

ВЫВОДЫ ПО

Анализ теоретической литературы по исследуемой теме показал, что категория экспрессивности активно изучается учеными, что свидетельствует о её значимости, о сложности её природы – языковой и речевой. Суммируя различные лингвистические позиции, можно сказать, что экспрессивность следует понимать, как способность языковых единиц выражать в речи различные чувства говорящего или пишущего.

Под эмоционально-экспрессивной окраской понимается такая часть лексического значения, которая позволяет слову в высказывании демонстрировать отношение носителя языка к предмету речи или её адресату.

Нами была дана характеристика нескольких классификаций экспрессивной лексики. Мы отметили, что в основном при членении эмоциональной лексики лингвисты опираются на анализ коннотативного компонента значения, однако данное основание не позволяет охватить все многообразие экспрессивных слов. Наиболее полной и последовательной нам показалась тематическая классификация, описанная Т.В. Матвеевой. На эту классификацию экспрессивной лексики мы намерены опираться при описании экспрессивов в лирике И. Северянина.

ГЛАВА II. ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА В ЛИРИКЕ, И. СЕВЕРЯНИНА

2.1. Особенности экспрессивности поэтической речи

Как справедливо отметил Б.В. Томашевский, трудно вообразить в художественном произведении речь нейтральную, лишенную выразительности и индивидуальности [Томашевский, 1983, с. 18]. Особой эмоциональной насыщенностью отличается поэтическая речь, так как она решает задачу воздействия на чувства читателя. В поэтическом тексте экспрессивность является средством создания художественного образа, средством раскрытия внутреннего мира лирического героя, изображения его чувств и эмоций [Кухта, 2011. – URL: (дата обращения: 29. 10. 2018)]. Охарактеризуем особенности экспрессивности поэтической речи, проиллюстрировав их примерами из лирики И. Северянина.

В поэтическом тексте широко используются лексические единицы, в семантику которых входит яркая экспрессивная окраска. Так, например, в стихотворении «Промельк» И. Северянина проявляется ласкательная окраска слова дождинки: Голубые голуби на просторной палубе. // А дождинки капали, – голуби их попили. // На просторной палубе голубые голуби // Все дождинки попили, а дождинки капали.

5 стр., 2183 слов

Похвальное слово державину поэту и гражданину

... борьба с сильными мира сего. Похвальное слово Державину поэту и гражданину сочинение 5 (100%) 2 votes Похвальное слово о Державине, 7 класс Когда речь заходит о великом поэте, изменившем мир классической русской ... сколько и поэтический подвиг. Судя по могуществу Потемкина, можно было бы предположить, что большая часть стихотворений Державина посвящена его прославлению; но Державин при жизни ...

В отрывке поэмы «Роса оранжевого часа» поэт применяет лексемы, имеющие отрицательную окраску: Тот слух растягивал им харю // В ухмылку пошлую . Они // Уже высчитывали дни // Приезда маленькой смуглянки .

Экспрессия в художественной речи всегда субъективна, хотя и основывается на экспрессивных возможностях лексической единицы. В поэтической речи экспрессивность способствует выражению внутреннего состояния лирического героя. Например, в стихотворении «Вернуть любовь» И. Северянин использует слова с высокой окраской, которые подчеркивают взволнованность героя: Минувшее я жажду возвратить, // Но, возвратив, боюсь его обидеть, // Боюсь его возвратом оскорбить. // Святыни нет для сердца святотатца , // Как доброты у смерти…

В поэтической речи широко применяется метафоризация значения того или иного слова. Поэт переосмысливает значение общеупотребительных слов и наделяет их новыми смысловыми оттенками, эмоциональными окрасками. Так, например, слово мясо приобретает отрицательную (презрительную) окраску в контексте стихотворения «Поэза «Villa mon repos»: Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи, // Мясо наелось рыбы и налилось вином. // И расплатившись с мясом , в полумясном экипаже // Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером. // Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу , // И сотворяло мясо по прописям земным. // Мясо болело, гнило и превращалось в массу // Смрадного разложенья, свойственного мясным . Стало быть, любая лексическая единица обладает эмоциональными возможностями, она способна стать экспрессивной в определенном контексте.

Поэт, таким образом, свободно сочетает лексические средства системной экспрессивности и контекстуальной: «Контекстуальная экспрессивность может возникать как со-значение любой языковой единицы, нейтральной в парадигматическом плане. Любое отступление от нормы создает экспрессивный эффект, поскольку языковая система обладает огромным потенциалом и отступление проявляет те скрытые экспрессивные возможности языка, которые заложены в самой его системе» [Ходан. – URL: http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/kritika/hodan-leksiko-semanticheskie-sredstva/index.htm (дата обращения: 29.10.2018)]. Используя слова сниженного регистра в контексте иной эмоциональной и стилистической окраски, поэт, намеренно сталкивая контрастные экспрессивные средства, добивается максимального эффекта. Приведем пример из стихотворения «Издевательство»: И в отблесках пылающего замка // Умолк поэт, как жалкий акробат…// – Царица Жизнь воспитана, как хамка ! Выделенное слово, имеющее бранную окраску, резко меняет возвышенную поэтическую интонацию всего контекста, вносит отрицательную экспрессию.

Таким образом, особенностью поэтической речи является её эмоциональная наполненность, так как предметом изображения становятся чувства и переживания лирического героя. В поэтическом тексте активно используются как средства системной, так и контекстуальной экспрессивности, поэтому экспрессивность поэтической речи следует понимать «в контексте эмоционально-оценочной целостности» [там же].

43 стр., 21094 слов

Звуко-слоговая структура и проблемы её коррекции у детей дошкольного ...

... все психическое развитие ребенка. Данная дипломная работа посвящена логопедической работе по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель – изучение особенностей ... при общем недоразвитии речи, раскрывается вопрос формирования звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе. Вторая глава посвящена актуальным проблемам логопедии на современном этапе, ...

2.2. Стилистическое своеобразие лирики И. Северянина

Стилистическое своеобразие лирики И. Северянина напрямую связано с его творческими установками как поэта-эгофутуриста, исповедовавшего самоутверждение личности, борьбу со стереотипами и поиски новых форм.

Отметим в первую очередь как отличительную черту лирики И. Северянина декламацию собственного я поэта: Весело, весело сердцу! звонко, душа, освирелься! // Прогрохотал искрометно и эластично экспресс. // Я загорелся восторгом! («В пяти верстах по полотну»).

Я коронуюсь утром мая // Под юным солнечным лучом. // Весна, пришедшая из рая // Чело украсить мне венцом («Сонет», 1908).

Стихотворения И. Северянина чувственны и эмоциональны, в них находит отражение внутренней, душевной жизни лирического героя: Трагично-трудно мне сказать твоей душе // О чем-то сладостном и скорбном, как любовь, // О чем-то плещущем и буйном, точно кровь («Кладбищенские поэзы»).

Душевные переживания претерпевают различные метаморфозы: Хочешь иль не хочешь – сердцем затоскуешь от немого гнева («Осени предчувствие»).

Друг мой нежный, // Он отменил мою печаль //Открытки вашей тон элежный («Письмо на юг»).

Душевные переживания описываются через ассоциативные ряды, материализуются в осязаемом, видимом, слышимом: Жить для меня – вдыхать сирень, // В крещенский снег стремиться к маю, // Благословляя новый день // Искать Ее, не уставая, // И петь, и мыслить, и дышать («Стихи в ненастный день»).

Именно поэтому «душа — основной концепт его творчества» [Ахмедова, 2008, с. 152].

Поэтическая манера И. Северянина отличима, его стихи легко узнаваемы. Он легко использовал книжную лексику, архаизмы, старославянизмы для создания восторженной, пафосной интонации стихотворения: Я не отчаивался встретить // Тебя, владычица моя! // Тогда, бесплотная доныне, // Прияла ты земную плоть : // Весной, в полях, под небом синим, // С тобой нас съединил господь («Посвящение»).

Жжет молния надменные вершины, // Поэт – из перлов бурные костры… («Ее монолог»)

Поиски нового, борьба со стереотипами приводят поэта к языковым экспериментам, И. Северянин с легкостью вводит в лирическое произведение неологизмы: День алосиз . // Лимонолистный лес // Драприт стволы в туманную тунику («Berceuse осенний»).

Умом ребенок, душою женщина, // Всегда капризна, всегда изменчива, // Она тоскует о предвесеньи , // О незабудках, о росной сени… // И часто в ложе, на пестрой опере, // Когда ей сердце мечты отропили , // Она кусает платок, бледнея, // Дэмимонденка и лесофея !.. («Лесофея»).

Горбатой девушкой – прекрасной, но немой // Трепещет дерево, туманя гений мой…

Для поэта свойственно восприятие нематериального, невещественного как материального, обладающего цветом, запахом, способным к движению и проявлению эмоций, человеческих качеств [там же, с. 155]: Спуститесь, как флеры, туманы забвенья, // Спасите, укройте обломки подков… // Бывают и годы короче мгновенья, // Но есть и мгновенья длиннее веков! («Стансы», 1909).

6 стр., 2908 слов

Электронное обучение

... информационным ресурсам компьютерных сетей (такого как масштабных). Электронное издание - «оцифрованный текст»; Электронный учебник - «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и ...

Ты взглянула утонченно-пьяно, // Прищемляя мне сердце зрачком… («Эксцессерка»).

Ваше сиятельство к тридцатилетнему – модному возрасту // Тело имеете универсальное… как барельеф… // Душу душистую, тщательно скрытую в шелковом шелесте… («Диссона»).

Итак, характеризуя стилистическое своеобразие лирики И. Северянина, мы должны отметить такие ее черты как экспрессивность, эмоциональность, смелая образность. В стихотворениях поэта активно проявляется позиция собственного я , отчетливо читается стремление к оригинальности.

2.3. Тематические группы экспрессивной лирики И. Северянина

Стилистические особенности поэзии И. Северянина объясняют отбор экспрессивной лирики в его произведениях. Исходя из тематической классификации экспрессивной лексики, описанной выше, мы выделили следующие тематические группы экспрессивов в лирике И. Северянина: «человек», «предметно-вещный мир, созданный человеком», «предметы и явления, существующие объективно и не представляющие собой результата человеческих действий».

с отчаяньем бессильным

В описании человека, его физических характеристик, моральных качеств, действий можно встретить слова, несущие различные экспрессивные окраски. Торжественно-поэтическую окраску можно определить в ряду: владычица грез, Королева Королев, лунопевец, лунопевный Лионель, непознанный король, любви и неги жрица, мечтатель, принцесса, одалиска, Царица и подобных. Например: Мечтатели – вечно бездомники… // Мечтатели – в платье заплатанном… // В лице, гениально изваянном, // Богини краса несказанная! («Фантазия восхода») А я седлаю Память: ногу в стремя, // И еду к ней, непознанный король («Сонет», 1909).

Шутливой и ласкательная окраска прослеживается в группе: папочка, Катюлинька , певунья , глазёнки, ручки, слезка, ножки, язычок, пальчики и др. Например: Она на пальчиках привстала // И подарила губы мне («Маленькая элегия»).

В парке плакала девочка: // “Посмотри-ка ты, папочка , У хорошенькой ласточки переломлена лапочка… («В парке плакала девочка»).

Но чаще поэт использовал ироничные и презрительные оттенки значений: франт, молодка, молодуха, пропойца, дурак, башка, проститутка, душа душистая, шельма, помыслы крошек, тело универсальное … как барельеф, загулять, вздуть, смешки, циничный танец, детонировал тенор, влюбился как юнкер, вкусно сплетничают дамы, трепещут губы… как земляничное желе и др. Приведем примеры: Зашалила , загуляла по деревне молодуха . // Было в поле, да на воле, было в день Святого духа. // Муж-то старый, муж-то хмурый укатил в село под Тройцу. // Хватит хмелю на неделю, – жди-пожди теперь пропойцу ! («Chanson Russe »).

Вы, право, точно кролик, // Любимый мой Лаэрт! // Послушайте, мой шельма , // Покрасьте свой парик («Песенка Филины»).

Ваше сиятельство к тридцатилетнему – модному возрасту // Тело имеете универсальное … как барельеф… // Душу душистую , тщательно скрытую в шелковом шелесте, // Очень удобную для проституток и для королев… («Диссона», 1912).

3 стр., 1313 слов

Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике (2)

... выбора Поэтому теоретическая экономика изучает пути наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей. Литература [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/referat/potrebnosti-resursyi-ekonomicheskiy-vyibor/ 1. Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений [Текст ...

каблучок, платочек, шаплетка, каретка, ландолет

паучок, лягушонок, птичка, голубок, дубок, тучки, ветерок, солнышко

Другие лексемы этой группы, нейтральные по окраске, получают экспрессивную нагрузку – от торжественной до шутливой или ироничной – в минимальном контексте: любящее море; мечтательные ветки; душистое предгрозье; омертвелый сад; ночь баюкала; волны заласкают; противно-узкие щуки; грубый мрамор; ветер зашарахался; туманы сердито ползают в полях; прифрантился мухомор, объект насмешек и умор; бубенчики ландышей; стрекоз, грациозных кокеток и др.

Анализ экспрессивной лексики в лирике И. Северянина позволил выделить три тематические группы: «человек», «предметно-вещный мир, созданный человеком» и «предметы и явления, существующие объективно и не представляющие собой результата человеческих действий». В каждой группе выделены лексемы, имеющие различные эмоционально-экспрессивные окраски. Некоторые слова вносят языковую экспрессивную нагрузку в стихотворение, другие лексические единицы, нейтральные по окраске, приобретают коннотативный элемент значения под воздействием соседних экспрессивно окрашенных лексем в контексте лирического произведения. Как отмечает И.А. Стернин, «нелимитируемость значения слова заключается в невозможности чётко определить его границы и исчерпывающе исчислить образующие его семантические компоненты» [Стернин, 2008, с. 8-9]. То есть слово, служащее не только для обозначения предмета или явления, сколько для отражения представления человека об этих предметах или явлениях, выражения эмоционального отношения к этим реалиям, получает новые элементы лексического значения в речи.

ВЫВОДЫ ПО

В данной главе нами была дана характеристика особенностям проявления экспрессивности в поэтической речи. Поскольку в поэтическом тексте используются как средства языковой, так и речевой, то есть контекстуальной экспрессивности, экспрессивность поэтической речи понимается в контексте эмоционально-оценочной целостности.

Определяя стилистическое своеобразие лирики И. Северянина, мы отметили такие ее черты как экспрессивность, эмоциональность, смелую образность. В стихотворениях поэта ярко выражено стремление к демонстрации индивидуальности, преодолению штампов и поиску новых языковых средств выразительности.

Выделив лексические единицы экспрессивности в лирике И. Северянина, мы разделили их на три объемных тематических группы: «человек», «предметно-вещный мир, созданный человеком», «предметы и явления, существующие объективно и не представляющие собой результата человеческих действий». Слова каждой группы имеют различные эмоционально-экспрессивные окраски. Исходя из того, что мы работали с лирическими произведениями, где каждая лексема несет определенный элемент общей эмоциональной интонации, мы выявили единицы лексики, имеющие не только языковую экспрессивную окраску, но и контекстуальную.

Заключение

В ходе данной работы была проанализирована теоретическая литература по исследуемой теме. Мы определили содержание понятий «экспрессивность» и «эмоционально-экспрессивная окраска». Экспрессивность – это способность языковых единиц выражать в речи различные чувства говорящего. Экспрессивность лексических единиц языка проявляется при наличии той или иной эмоционально-экспрессивной окраски. Под эмоционально-экспрессивной окраской понимается такая часть семантики слова, которая помогает ему в речи выразить отношение говорящего к предмету речи.

11 стр., 5157 слов

Проблемы использования административного ресурса в Российском политическом рынке

... административного ресурса в Российском политическом рынке. Предметом исследования являются отдельные положения законодательства, посредством которых осуществляется применение административного ресурса в России. Объектом исследования являются проблемы, возникающие в процессе применения административного ресурса в ... рыночным: в политике, как и в экономике, ... голосованию отводится роль регулятора, ибо ...

Также нами была дана характеристика классификаций экспрессивной лексики. В основном при выделении групп эмоциональной лексики лингвисты опираются на анализ коннотативного компонента значения, однако данный принцип членения экспрессивной лексики не позволяет охватить все многообразие слов, несущих в речи эмоциональную нагрузку. Тематическая классификация учитывает как денотативный, так и коннотативный компоненты лексического значения слова и позволяет включать в неё лексические единицы, несущие не только системную экспрессивность, но контекстуальную.

Отмечая особенности экспрессивности поэтической речи, мы исходили из того, что основной задачей лирического произведения является воздействие на чувства читателя, а значит, поэтический текст насыщен эмоционально. Поэтому включение в него экспрессивных лексических единиц ведет к их влиянию и на нейтральные по окраске слова. Значит оценивать экспрессивность слов можно только с учетом общей эмоциональной тональности всего стихотворного текста.

Характеризуя стилистическое своеобразие лирики И. Северянина, мы отталкивались от эстетических установок поэта-эгофутуриста, который стремился к самобытному проявлению индивидуальности, преодолению стереотипов в поэзии. Нами были отмечены такие черты поэтической манеры И. Северянина как экспрессивность, эмоциональность, оригинальность в использовании семантического и словообразовательного потенциала русского слова.

Проанализировав экспрессивную лексику в лирике И. Северянина, мы выделили три тематические группы: «человек», «предметно-вещный мир, созданный человеком» и «предметы и явления, существующие объективно и не представляющие собой результата человеческих действий». В каждой группе были отмечены лексемы, имеющие различные экспрессивные окраски. Мы обратили внимание на то, что одни слова вносят языковую экспрессивную нагрузку в стихотворение сами, другие лексемы, нейтральные по окраске, приобретают эмоционально-оценочный компонент значения под воздействием контекста лирического произведения. Таким образом, анализ экспрессивной лексики в лирике И. Северянина подтверждает мысль о том, что слово служит и для номинации какой-либо реалии, и для отражения отношения человека к этим реалиям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/emotsionalno-ekspressivnaya-leksika/

Аванесова, Н.В. Эмоциональность и экспрессивность – категории коммуникативной лингвистики [Текст]/ Н.В. Аванесова// Вестник Югорского государственного университета. – 2010. – Выпуск 2 (17).

– С. 5–9.

Андрейчук, В.М. Вопросы теории исследования эмоциональной нагрузки слова [Электронный ресурс]/ В.М. Андрейчук. – URL : uch_2010_vi_00023.pdf (дата обращения 29. 10.2018).

Апресян, Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика [Текст]: 2-е изд., испр. и доп. – М.: Школа «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 472 с.

10 стр., 4739 слов

Работа таможенных органов с обращениями граждан

... результаты работы таможенных органов и ФТС России с обращениями граждан за последнее время. 1. Правовые основы работы с обращениями граждан Термин «обращения» носит обобщающий характер, объединяя изложенные ... выражения, угрозы должностным лицам таможенного органа, если текст обращения не поддается прочтению по каким-либо причинам или если суть изложенных в обращении вопросов была ранее неоднократно ...

Арутюнян, А.Р. Экспрессия в художественном тексте [Электронный ресурс] / А.Р. Арутюнян. – ПГУ, Университетские чтения, 2008, –URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2008/V/uch_2008_V_000 (дата обращения 30. 10. 2018).

Ахмедова, Ю.А. Эгофутуризм И. Северянина [Текст]// Ю.А. Ахмедова// Знание. Понимание. Умение: Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения. – 2008. – № 1. – С. 152 – 156.

Бабенко, Л.Г. Лексические средства: обозначение эмоций в русском языке [Текст]: монография/ Л.Г. Бабенко. – Свердловск: Урал.ун-та, 1989. – 184 с.

Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Болотнова. — 4-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2009. — 520 с.

Бондарко, М.Г. О некоторых лексических средствах экспрессии в новеллах М. Эме [Текст]/ М.Г. Бондарко// Выражение экспрессии в языке и речи [Сборник статей/ Ред.коллегия: Н.С. Фомченко (отв. ред) и др.]. – Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ин-т. Научные труды. Вып. 107, 1976. – 71 с.

Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды [Текст]/ В.В. Виноградов. – М.: Издательство «Наука», 1977. – 316 с.

Воронцова, Т.А. Элементарная стилистика [Текст]: учеб.-метод. пособие / УдГУ. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2008. – 130 с.

Голуб, И. Б. Стилистика русского языка [Текст] / И. Б. Голуб. — 11-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2010. — 448 с.

Горшков, А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика [Текст]: учеб. для педагогических университетов и гуманитарных вузов/ А.И. Горшков. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 367 с.

Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов [Текст]/ Т.В. Жеребило. — Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань, Изд-во ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.

Зализняк, А.А. Механизмы экспрессивности в языке [Электронный ресурс]/ А.А. Зализняк// Ю.Д. Апресян и др. (ред.).

Смыслы, тексты и другие захватывающие сюжеты: Сб. ст. в честь 80-летия Игоря Александровича Мельчука. — М.: ЯСК, 2012. — С. 650–664.. – URL : http://doc.knigi-x.ru/22tehnicheskie/255691-1-mehanizmi-ekspressivnosti-yazike-the-paper-considers-the-material-russian-the-means-with-which-the-expressiv.php (дата обращения: 31.10. 2018).

Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст]: учебник/ М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.; Флинта: Наука, 2008. – 464 с.

Кочетова, И.В. Регулятивный потенциал цветонаименований в поэтическом дискурсе серебряного века (на материале лирики А. Белого, Н. Гумилёва, И. Северянина) [Текст]: автореф. дис. …канд. филол. наук/ И.В. Кочетова. – Томск, 2010. – 26 с.

Крысин, Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография [Текст]: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л. П. Крысин. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.

Кухта, А.И. Языковая экспрессивность в художественном тексте [Электронный ресурс]/ А.И. Кухта// Материалы II Международной научной конференции «Межкультурная коммуникация в современном обществе». Саранск, 26.09.-31.10.2011 г. (Язык. Культура. Общество. Выпуск 3. 2011 г.) – URL : (дата обращения: 29. 10. 2018).

Матвеева, Е.Н. Коммуникативно обусловленное эстетическое значение слова в поэзии (на материале поэзии Игоря Северянина) [Электронный ресурс]: дис. …канд. филол. наук/ Е.Н. Матвеева. – URL : http://www.poet-severyanin.ru/library/znachenie-slova-v-poezii.html (дата обращения: 29.10.2018).

Матвеева, Т.В. Экспрессивность русского слова [Текст]/ Т.В. Матвеева. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 177 с.

Мефлех, М.В., Груздева, Л.К., Аванесова, Т.П. Экспрессивность текста и экспрессивность слова [Электронный ресурс]/ М.В. Мефлех, Л.К. Груздева, Т.П. Аванесова // Филологические науки. Язык, речь, речевая коммуникация. – URL : http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Philologia/7_125549.doc.htm (дата обращения: 29. 10. 2018).

Приходько, В.К. Выразительные средства языка [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. К. Приходько. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.Г. Самотик. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2012. – 510 с. – URL : (дата обращения: 29. 10. 2018).

Северянин, И.В. Полное собрание стихотворений [Электронный ресурс]/ И.В. Северянин. – URL : https://aldebaran.ru/author/severyanin_igor/kniga_polnoe_sobranie_stihotvoreniyi/ (дата обращения: 31. 10. 2018).

Стернин, И.А., Розенфельд, М.Я. Слово и образ [Текст]. Монография / Под ред. И.А. Стернина. – Воронеж: «Истоки», 2008. – 243 с.

Томашевский, Б.В. Стилистика [Текст]: Учебное пособие/ Б.В. Томашевский. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – 288 с.

Ходан, М. Лексико-семантические средства выражения экспрессии в поэтическом языке Игоря Северянина [Электронный ресурс]/ М. Ходан. – URL : http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/kritika/hodan-leksiko-semanticheskie-sredstva/index.htm (дата обращения: 29.10.2018).

Шанский, Н.М. Современный русский язык [Текст] Учеб. для студентов пед. ин-тов. — В 3 ч. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография /Н. М. Шанский, В. В. Иванов.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: , Просвещение, 1987.—192 с.

Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика [Текст]. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». – М., «Просвещение», 1977. – 335 с.

Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты [Текст] / под ред. А.П. Сковородникова. – 3-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 480 с.