Семья как источник травматизации личности

Курсовая работа

Актуальность. Проблемы семьи представляют интерес как для спе-циалистов различных профилей, так и не для специалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, как элемента семейной системы ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Часто такие изменения являются фактором травматизации для других членов семьи, что в свою очередь еще в большей степени ухудшает положение члена семьи, обнаружившего отклонения в поведении или развитии. Особенно ярко это проявляется в отношении детей, при появлении негативного изменения в поведении ребенка происходит перестройка функционирования всей семьи, но, прежде всего это касается детско- родительской подсистемы – нарастает напряжение во взаимоотношениях, у родителей появляется чувство вины и тревога за будущее ребенка, и, наконец, под действием этих и других факторов происходит трансформация отношения к самому ребенку. И уже подобное измененное отношение начинает оказывать влияние на формирование личности ребенка, отношение к нему начинает предшествовать его самосознанию, ребенок усваивает обращенную к нему точку зрения по поводу него самого, таким образом, не давая возмож-ности ребенку преодолеть первоначальное негативное изменение, или еще больше ухудшая его.

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие. Случается, что родители не проявляют активности и заинтересованности во взаимодействии с детьми, что наносит неизлечимую рану ребенку. В большинстве семей родители стесняются своего ребенка, не умеют предъявить адекватных требований к нему.Между тем, ребенку с ОВЗнеобходима и теплота семейных взаимоотношений и целенаправленно систематическое воспитание и обучение. Поэтому актуальным является изучение семьи и семейных отношений,как источниковтравматизации личности.

Разработанность. Изучением семейного воспитания занимались многие ученые (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская и др.).

Разработкой темы психологических особенностей лис с ограниченными возможностями здоровья занимались: Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина, Л.В. Молчанов, В.Н. Стрижаков, Л.И. Демидова, Н.И. Пивоварова, М.В. Молоканов, Н.П. Вайзман.Исследованию проблем семей, имеющих детей c проблемами здоровья, посвящено сравнительно немного работ (Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, Т.А. Добровольская, С.Д. Забрамная, А.И. Захаров, В.В. Ткачева, В.Л. Мартынова, Е.М. Мастюкова, и др.).

3 стр., 1278 слов

Статья: Почему детям нужно заниматься спортом

... умению спокойно и рассудительно идти к победе. Ими ребенок запросто может заниматься с пяти лет. К выбору вида спорта нужно отнестись предельно внимательно. Важно, чтобы он соответствовал характеру ... ребенка. Нельзя давить на малыша, через силу заставлять его ходить ...

Цель данной работы – исследование семьи,как источникатравматизации личности и в частности – детей с ограниченнымивозможностями здоровья.

Объект исследования –семья,как источник травматизации личности.

Предмет исследования–особенности семьи с ребенком с ОВЗ,как ис-точникатравматизации личности.

Гипотеза исследования. Предполагается, что особенностями семейного воспитания детей с ограниченнымивозможностями здоровья является: гиперопека, симбиоз с матерью, что препятствует социально – психологической адаптации ребенка.Предполагается различие в особенностях семейного воспитания детей из полных и неполных семей.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты семейного воспитания детей с ограниченнымивозможностями здоровья, как фактора травматизации личности.

2. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей семейного воспитания детей с ограниченнымивозможностями здоровья, как фактора травматизации личности..

3. Сделать выводы по исследованию.

Методы исследования: теоретический анализ, психодиагностические методы, проективный метод, статистический метод.

В качестве методик исследования использовались:

1. Беседа по методике Рене Жиля;

2. Шкала наблюдения за взаимодействием родителя и ребенка (ObservationofParentChildInteraction);

3. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Для обработки данных использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявле-ние особенностей семейного воспитания детей с ОВЗ поможет в построении программ психологической помощи таким семьям, в создание благоприят-ных социальных условий и поддержки, что будет способствовать улучшению жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Фрагмент работы для ознакомления

Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния широкого круга факторов [19].

Характерными нарушениями родительского поведения являются: потворствующая гиперопека, фобия потери ребенка», скрытая или открытая отчужденность. Эмоциональное отвержение проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности. Неотзывчивость матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствуя нарушению его поведения. Недостаточность и неадекватность взаимодействия родителей с детьми в эмоциональном плане усугубляет их дефект, искажает личностное развитие и снижает социально-приспособительные возможности. Однако есть и конструктивный путь воспитания, который включает два основных направления. Во-первых, необходимо обеспечить ребенкаграмотным уходом, включающим в себя элементы развития; максимально возможно привить ему навыки самообслуживания; способствовать социализации его в обществе. Во-вторых, надо поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье; не обделять вниманием и любовью друг друга, а также других детей и членов семьи; стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Появление ребенка с ОВЗ видоизменяет семейные отношения. Родителям часто не удается избежать взаимных обвинений, упреков, что, как правило, приводит к распаду семьи. Однако есть семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Воспитывая ребенка с ОВЗ, родители не должны лишать его самостоятельности, иначе он растет избалованным, капризным, плохо адаптируется к своему окружению, требует постоянного внимания к себе [33].

14 стр., 6903 слов

Ребенок как субъект воспитания

... о сущности развития ребенка, взаимоотношения спонтанного развития и воспитания. В некоторых концепциях психологии и педагогики бытует представление о ребенке как о замкнутой системе, ... взаимодополняют и взаи-мообогащают друг друга, образуя целостную личность и индивидуальность. Развитие осуществляется объективно в воспитательном процессе, в жизненных отношенческих ситуациях. Ребенку как ...

Таким образом, в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья существуют специфические проблемы, которые отражаются на социальном, психологическом и соматическом уровнях. Наиболее характерным для такой семьи является длительный стресс, связанный с воспитанием такого ребенка, его принятием, а также с перестройкой социальных связей, и зачастую такими чувствами как стыд и страх. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе. 1.4. Выводы1. Психологическая травма – это психологическое, обусловленное переживанием особого взаимодействия человека и окружающего мира. Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищённости и стрессоустойчивости. 2. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является для семьи большим травматическим событием. Признание родителями отклонения в развитии ребенка может быть сравнимо с опытом интенсивной потери, когда переживается смерть «нормального» ребенка и его замена ребенком с ограниченными возможностями.3. Ограниченные возможности здоровья (инвалидность) — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах. Специфические особенности психического развития детей каждой группы требуют дифференцированного подхода к выбору средств и методов как социально-психологической, так и психолого-педагогической реабилитации. Реабилитация ребенка с ОВЗ в силу особого положения в обществе теснейшим образом связана с воздействием на него социальных макро- и микрофакторов (семьи, социального окружения и др.).

4. Семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и отношения в них значительно отличаются от семей, воспитывающих нормально развивающегося ребенка: искажаются отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом. Наиболее характерным для такой семьи является длительный стресс, связанный с воспитанием ребенка с отклонениями, его принятием, а также с перестройкой социальных связей, и зачастую такими чувствами как стыд и страх. Для успешной интеграции ребенка в обществе родителям необходима своевременная помощь в воспитании такого ребенка, в том числе социально-психологическая помощь по преодолению отчужденности инвалидов в обществе. Глава II. Эмпирическое исследование особенностей семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья2.1. Организация исследованияЦель эмпирического исследования – выявление особенностей семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как фактора травматизации.Гипотеза исследования. Предполагается, что особенностями семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является: гиперопека, симбиоз с матерью, что препятствует социально – психологической адаптации ребенка. Предполагается различие в особенностях семейного воспитания детей из полных и неполных семей.Задачи эмпирического исследования:1.

6 стр., 2906 слов

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в семье

... семейного воспитания семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями., Выявить нарушения в семейном воспитании семей, имеющих детей с ограниченными возможностями., ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЕМЬЕ 1.1 Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов ...

Сформировать выборку исследования.2. Подобрать методики исследования.3. Провести психодиагностику особенностей семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.4. Провести статистический анализ результатов исследования.5. Сделать выводы по результатам исследования. Выработать рекомендации.Выборка исследования. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет) с ограниченными возможностями здоровья в количестве 20 человек (из них 9 девочек и 11 мальчиков) и их родители (матери).Социально – психологическая характеристика выборки представлена в таблице 1.Таблица 1Характеристика испытуемых№Имя Пол Возраст Состав семьиКол-во детейДиагнозУровень жизни семьи1.И.П.М6,5Полная Один УО легкой ст.Удовлетворительный2.Ю.Б.Ж5,6ПолнаяОдинЗПРУдовлетворительный3.И.Л.Ж6,3ПолнаяМладший из 3-хСочетанные хронические заболеванияНизкий 4.А.П.Ж6,1НеполнаяМладший из 2-хДЦПУдовлетворительный5.К.Д.М6,0НеполнаяОдинЗПРХороший6.А.А.М5,6ПолнаяМладший из 2-хТугоухость 2ст.Хороший 7.С. В.Ж5,9ПолнаяМладший из 2-хЗПРУдовлетворительный8.И.Ф.Ж6,0НеполнаяОдинУО легкой ст.Удовлетворительный9.О.Н.Ж5,6ПолнаяМладший из 2-хСочетанные хронические заболеванияНизкий 10.С.В.М5,5ПолнаяСредний из 3-хЗПРХороший11.А.В.М6,2ПолнаяМладший из 2-хТугоухость 2ст.Хороший 12.К.Ш.М6,3НеполнаяОдинАтрофия зрительного нерваХороший 13.К.Б.М5,9НеполнаяОдинДЦПУдовлетворительный14.М.Б.Ж6,0ПолнаяМладший из 3-хЗПРНизкий 15.С.У.Ж6,0ПолнаяМладший из 2-хУО легкой ст.Удовлетворительный16.В.Г.М5,7НеполнаяМладший из 2-хСочетанные хронические заболеванияХороший17.К.Д.Ж5,8Неполная Младший из 2-хЗПРХороший18.Е.Г.М6,3Полная Младший из 2-хТугоухость 1ст.Низкий 19.С.Л.М6,0НеполнаяОдинСочетанные хронические заболеванияХороший20.М.М.М6,5НеполнаяОдинДЦПУдовлетворительныйТаким образом, все обследуемые дети воспитываются в семьях с родителями, при этом 11 детей (55%) воспитываются в полных семьях, 9 детей (45%) воспитываются в неполных семьях, все с матерями. 7 детей (35%) – единственные в семье, 13 детей (65%) имеют старших или младших братьев или сестер. 3 детей (15%) имеют основной диагноз – интеллектуальная недостаточность легкой степени; 6 детей (30%) имеют задержку психического развития различного генеза, 3 детей (15%) с нарушением слуха, 1 ребенок (5%) с нарушением зрения, 3 дошкольников (15%) имеют ДЦП, 4 дошкольников (20%) имеют сочетанные хронические заболевания, это дети с пороками физического развития, вынужденные часто проходить лечение в стационарах или на дому. Уровень жизни семьи (материальный достаток, образовательно – культурный уровень): хороший у 8 дошкольников (40%), удовлетворительный – у 8 дошкольников (40%), низкий – у 4 детей (20%).

25 стр., 12387 слов

Правовое регулирование имущественных отношений родителей и детей

... дан в первой главе настоящей работы. Столь серьезные перемены в законодательстве требуют нового подхода к правовому регулированию имущественных отношений родителей и детей. Однако, по-прежнему продолжает оставаться актуальной проблема осуществления ребенком своих имущественных прав, так ...

Эмпирическое исследование проходило в три этапа.На первом этапе была сформирована выборка исследования, определены методики исследования, адекватные возрасту испытуемых, были подготовлены бланки методик, определены время и место исследования.На втором этапе проводилась психологическая диагностика особенностей семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.На третьем этапе проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов, их интерпретация, проводился статистический анализ данных, делались выводы по исследованию, разрабатывались рекомендации.2.2. Методики исследованияВ качестве методик исследования использовались:1. Беседа по методике Рене Жиля;2. Шкала наблюдения за взаимодействием родителя и ребенка (Observation of Parent Child Interaction);3. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).Характеристика методик1. Беседа по методике Рене ЖиляМетодика предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка. Методика состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий. Процедура обследования: Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения. Обработка и регистрируемые показатели: Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных.1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: отношение к матери; отношение к отцу; отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители); отношение к братьям и сестрам; отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам; отношение к другу (подруге); отношение к учителю (воспитателю).

2. Переменные, характеризующие особенности самого ребенка: любознательность; стремление к общению в больших группах детей; стремление к доминированию, лидерству в группах детей; конфликтность, агрессивность; реакция на фрустрацию; стремление к уединению. И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность [20, с. 500]. Стимульный материал и ключ к методике представлены в Приложении 1.2. Шкала наблюдения за взаимодействием родителя и ребенка (Observation of Parent Child Interaction)Шкала относится к программе оценки родительско-детского взаимодействия NCAST. По мнению авторов NCAST, у родителей важными характеристиками адаптивного поведения являются чувствительность к сигналам, поступающим от ребенка, способность снимать беспокойство ребенка, и способность знакомить ребенка с окружающим миром таким образом, чтобы способствовать его когнитивному и социально-эмоциональному развитию. У детей первичными характеристиками адаптивного поведения являются способность подавать четкие сигналы ухаживающему за ним взрослому и способность проявлять реакцию на действия или слова взрослого [11].

8 стр., 3518 слов

Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала

... еще отметить, что гигиеническое воспитание связано и с воспитанием характера, воли, дисциплинированности. Родители, которые следят за тем, чтобы ребенок всегда убирал свою постель, делал утреннюю зарядку, мыл ноги на ночь, следил ...

В рамках этих категорий каждый пункт оценки NCAST описывает одну характеристику поведения или схему поведения, допуская при этом как можно меньше неоднозначности (таблица 2).Таблица 2Шкала «Наблюдение за взаимодействием родителя и ребенка» №РодительРебенок1Эмоционально расположен к ребенкуЭмоционально расположен к родителю2Чувствует себя уютно с ребенком, расслабленЧувствует себя уютно с родителем, расслаблен3Закрывает несколько циклов общения с ребенкомЗакрывает несколько циклов общения с родителем4Предоставляет ребенку инициативу во взаимодействииБерет инициативу во взаимодействии5Принимающий ребенка, тепло к нему относитсяТепло относится к родителю6Доброжелательная интонация при обращении к ребенкуПоложительно отвечает на интонацию голоса родителя7Позволяет ребенку настаивать на своем, быть напористымНастаивает на своем при взаимодействии с родителем (ассертивное поведение)8Поддерживает успехи ребенкаПоложительно отвечает на поддержку родителя9Проявление творческого поведения во взаимодействии с ребенкомПроявление творческого поведения во взаимодействии с родителем10Поддерживает контакт глазами с ребенкомПоддерживает контакт глазами с родителем11Получает удовольствие от взаимодействия с ребенкомПолучает удовольствие от взаимодействия с родителем12Эмоционально устойчив при взаимодействии с ребенкомЭмоционально устойчив при взаимодействии с родителем13Открыт во взаимодействии с ребенкомОткрыт взаимодействии с родителем14Слишком организованСлишком организован с родителем15Изменяет поведение в зависимости от настроения ребенкаРебенок отвечает на изменение настроения родителя16Заинтересован в ребенкеЗаинтересован в родительском приближении17Успокаивает ребенка визуально и вербальноОтвечает на родительские вербальные и визуальные реплики18Предоставляет возможность ребенку играть одномуРебенку уютно играть одному19Поддерживает целенаправленное поведение во взаимодействии с ребенкомПоддерживает целенаправленное поведение во взаимодействии с родителем20Поддерживает социально одобряемое поведение с ребенкомПоддерживает социально одобряемое поведение с родителем21Помогает ребенку в символизации игрыИграет в символические игры с родителем22Синхронность родителя с ребенкомСинхронность ребенка с родителемНаблюдение проводилось во время взаимодействия детей и родителей в течение недели. Оценка проводилась следующим образом: 2 балла — наблюдается данная категория или признак всегда, 1 балл – иногда, 0 баллов – не наблюдается.3. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)Опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.Опросник диагностирует интегральное эмоциональное отношение к ребенку, социально желательный образ родительского отношения, уровень межличностной дистанции в общении с ребенком, форму и направление контроля за поведением ребенка, особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Шкалы опросника: отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник [21].

Инструкция к опроснику, текст опросника, способ обработки и интерпретации представлены в Приложении 2.Для обработки данных использовались: коэффициент ранговой корреляции Спирмена и U-критерий Манна – Уитни.Статистическая методика коэффициент ранговой корреляции Спирмена используется с целью изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. Коэффициент корреляции рангов определяется по формуле: где — сумма квадратов разностей рангов, а — число парных наблюдений [24].

103 стр., 51399 слов

«Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

... самочувствия; личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей); повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей; организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей); налаживание информационной связи между ...

U-критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Определяется критерий по формуле:где — большая из двух ранговых сумм, соответствующая выборке с единиц [24].

Обработка данных проводилась в программе STATISTICA 7.0. 2.3. Результаты исследованияРезультаты беседы по методике Рене Жиля у детей с ОВЗ представлены в таблице 3. Таблица 3Результаты методики определения внутрисемейных отношений Р. Жиля№ ОМОООРОБСОБДОДОАВЛЮБЛИДОБЩЗАКСАП1.15940242423252.611511230502723.7104451223434.12456440511825.16000402432746.12546221723477.1412424317211048.13320451622479.149444104126510.193065945116611.121436424218412.183303892233513.108220442129314.191003464123615.155009311119316.121010503027317.1700503952111418.863291120210419.128020433119620.9873840222123Хср.13,04,92,42,44,23,82,43,91,41,97,04,3σ3,83,82,22,23,32,22,81,70,80,72,91,5Хотн.0,650,250,240,120,280,190,160,390,350,470,470,43ОМ – Отношение к матери ОО – Отношение к отцу ОР – Отношение к матери и отцу как родительской чете ОБС – Отношение к братьям и сестрам ОБД – Отношение к бабушке и дедушке ОД – Отношение к другу (подруге) ОУ – Отношение к воспитателю (авторитетному взрослому) ЛЮБ – Любознательность ЛИД – Лидерство ОБЩ – Общительность ЗАК – Закрытость, отгороженность САП – Социальная адекватность поведенияОтносительные баллы по группе детей с ОВЗ по методике Рене Жиля отражены на рисунке 1.Рис. 1. Относительные баллы по группе детей по методике Рене Жиля.По данным конкретно-личностных отношений детей с другими людьми можно отметить, что у дошкольников с ОВЗ отношения с другими мало гармоничны. Более всего дошкольники привязаны к матери. Также важными для них являются отношения с бабушками (дедушками).

Дети слабо воспринимают своих родителей как пару, относительно слабо привязаны к отцу, братьям и сестрам, другу (подруге), к авторитетным взрослым (воспитателям).Что касается особенностей самих детей, то у дошкольников с ОВЗ в равной степени выражена общительность и закрытость, отгороженность. У них несколько снижена любознательность, зачастую дети предпочитают остаться в стороне от группы играющих детей или что-то рассказывающих взрослых. Стремление к лидерству выражено слабо, адекватность социального поведения средне выражена. Результаты по шкале наблюдения за взаимодействием родителя и ребенка представлены в таблице 4. При этом подсчитано общее количество баллов по наблюдению за взаимодействием родителей и детей: разброс возможен от 0 до 44 баллов.Таблица 4Результаты по шкале наблюдения за взаимодействием родителя и ребенка№Имя ребенкаБаллы ребенкаРодитель Баллы родителя 1.И.П.18Мама 252.Ю.Б.24Мама143.И.Л.36Мама264.А.П.22Мама275.К.Д.34Мама336.А.А.12Мама147.С. В.21Мама258.И.Ф.18Мама159.О.Н.24Мама2010.С.В.32Мама3811.А.В.19Мама1312.К.Ш.26Мама1813.К.Б.25Мама2214.М.Б.35Мама2815.С.У.31Мама3316.В.Г.23Мама2817.К.Д.35Мама2918.Е.Г.21Мама2819.С.Л.22Мама2220.М.М.26Мама29Х ср.25,2Х ср.24,4σ6,7σ7,0По результатам наблюдения можно сказать, что детско-родительские отношения матери и ребенка развиты на среднем уровне. У родителей хорошо развита чувствительность к сигналам ребенка, но они слабо стимулируют социально-эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, в большей степени их поведение – охранительное по отношению ребенку. В свою очередь у детей отмечаются ясные сигналы к матерям, но слабая реакция на поведение родителя. Дети редко настаивают на своем при взаимодействии с родителем, не поддерживают целенаправленное и социально – одобряемое поведение матерей. В тоже время дети расположены к матерям, чувствуют себя в большей степени уютно при взаимодействии с матерями.Результаты диагностики матерей детей по опроснику родительского отношения представлены в таблице 5. Таблица 5Результаты опросника родительского отношения №Имя ребенкаОтвержениеКооперацияСимбиоз ГиперсоциализацияИнфантилизация1.И.П.544232.Ю.Б.1656573.И.Л.854424.А.П.1084335.К.Д.126206.А.А.1385477.С. В.1664538.И.Ф.653449.О.Н.6464310.С.В.4653111.А.В.3256712.К.Ш.11852413.К.Б.14763314.М.Б.8344415.С.У.9263316.В.Г.12653217.К.Д.8752118.Е.Г.11272219.С.Л.11742220.М.М.56643Хср8,95,25,03,43,2σ4,22,11,11,21,9По среднему значению по группе детей с ОВЗ можно сказать, что у матерей в основном выражено положительное отношение к ребенку, они принимают ребенка таким, какой он есть. Матери проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, стараются поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, но это не всегда получается. Матери устанавливает маленькую психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные потребности, оградить от неприятностей. Родителям в целом не характерна авторитарность в воспитании, они проявляют разумный контроль за действиями ребенка.

3 стр., 1437 слов

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

... социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Достижение данной цели связано с рядом задач: изучить различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья; раскрыть понятие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; рассмотреть современные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/disfunktsionalnaya-semya-istochnik-travmatizatsii-lichnosti-rebenka/

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/disfunktsionalnaya-semya-istochnik-travmatizatsii-lichnosti-rebenka/

1. Альбицкий В. Ю., Баранов А.А., Бондарь В.И. и др. Детская инвалидность. Монография. – М.: Изд-во, 2007. — 150 с.

2. Бегоян А.Н. Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление //Психотерапия. — 2013. — № 5 (125).

— С. 59-62.

3. Белопольская Н.Л. Возрастная идентификация у матерей, воспитывающих детей с психической патологией. Сборник тезисов участников второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство». – М., 2009.

4. ВовненкоК.С. Особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Автореф. дисс. канд.психол. наук. Нижний Новгород — 2010. — 24с.

5. Данилюк Л.Е. Критерии оптимальности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями //Общество: экономик, политика и право.-2010. — №3 — С.18-23.

6. Демьянов Ю.Г. Семейные кризисы и дети с отклонениями в развитии и поведении. Сборник тезисов международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2008». Режим доступа:

30 стр., 14709 слов

Особенности работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

... звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. В зависимости от характера нарушения ...

7. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. — №1. — 1998. — С. 50-53.

8. Елиашвилли М.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10 / МГПУ. – М., 2012.

9. Ермолаев Д.О., Сердюков А.Г., Ермолаева Ю.Н., Красовский С.С., Хазова Е.В., Сулейманова Н.В. Детская инвалидность: проблемы и пути решения. // Монография. — Астрахань, 2007. — 134 с.

10. Камсюк Л.Г. Проблемы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. //Педиатрия. 1990. № 2. – С. 11−14.

11. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

12. КоробейниковИ.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. – М.:2006. — 396 с.

13. Кочанова Е.О. // Социальное благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья.// Социальные и психологические проблемы глазами молодых: ХVII Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых: тезисы докладов// под. Ред. Л. В. Хотемовой — Сыктывкар: СыктГУ, 2013. — Вып.16. — С. 20.

14. Кулагина Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт коррекционных школ. // Социологические исследования. -2009. — № 2. — С.31-33.

15. Левченко И. Ю., Ткачёва В.В.»Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение 2008.

16. Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями в С(К)ОУ [Текст]: монография / Г. В. Яковлева, Г.Н. Лаврова, Ж. Г. Кулькова, Н.Я. Ратанова, М.Ю. Ожгихин, В.А. Донскова, И.М.Чернова, Е. И. Шевченко, СВ. Пьянкова, С.А. Полинова, Г.С. Трофимова, О. Г. Хажеева. — Челябинск: Цицеро, 2010. — 276 с.

17. Лукьянченко Н.В. Родительское отношение в семьях с ребенком, имеющим особенности развития. Сборник тезисов участников второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство». – М., 2009.

18. Мастюкова У.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004.

19. Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология. – 2000. — № 2. — С. 38 – 41.

20. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. — М.: Эксмо, 2006. — 608 с.

21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 529с.

22. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя. // Социологические исследования. — 2010. — № 10. — С. 12-17.

23. Ростовых Е.И.Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья // материалыV Международной студенческой научной конференции с 5 февраля по 1 апреля 2013 года. – М., 2013.

24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007. – 350с.

25. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Силяева. – М.: Академия, 2005.

26. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

27. Сорокин В.М. Кризисные переживания родителей с отклонениями в развитии. Сборник тезисов международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2008». Режим доступа:

28. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ; 2007. -318c.

29. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

30. Фомина Л.И. Работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. – Курган, 2013.

31. Хорошева Е.В. Личностные особенности родителя ребенка с нарушениями развития. Сборник тезисов участников второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство». – М., 2009.

32. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб. 2002.

33. Шпилевая С.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. – Калининград: «Пикторика», 2011.

34. ЭйдемиллерЭ.Г., ЮстицкисВ.В. Психологияипсихотерапиясемьи. – СПб., 2008.

35. Яковенко Т.Д. Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Психологический журнал. – М.: МПГУ, 2011. – С. 100 – 103.

36. Daniel J. De Marle, Pieter le Roux. The life cycle and disability: experiences of discontinuity in child and family development. Journal of Loss & Trauma, 6: 2001.

37. Fischer, G., Riedesser, P.: Lehrbuch der Psychotraumatologie. 4. Uberarb. Aufl., UTB Ernst Reinhardt, Munchen, 2009.