Диагностика мотивации достижения и самооценки личности

Курсовая работа

у о том, что респондентные и оперантные методы измеряют разные стороны мотивов. Выбор методов зависит от целей диагностики, от исследовательских задач, от того, какой аспект мотивации диагностируется. С пробле-мой диагностики мотивации психолог сталкивается практически все-гда, если даже перед ним конкретно не стоит задача психодиагности-ки мотивации личности. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]

Итак, подводя итог вышесказанному хочется еще раз отметить, что изучением мотивации достижения занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. Выдвинуто множество теории относительно мотивации достижения и методов ее изучения, однако в данной курсовой работе мы будем опираться на теорию Дж. Адкинсона (неудача при решении легкой задачи, что равносильно высокой вероятности успеха, более притягательна для индивида, чем поражение при решении трудной задачи.) и использовать методику А. Мехрабиана «измерение результатирующей тенденции мотивации достижения», который остроен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона.

Глава 2. Организация и методика психодиагностического обследования

2.1. Организация психодиагностического обследования

Диагностика мотивации достижения и самооценки личности проводилась на студентах Российского Государственного Профессионально — Педагогического Университета (РГППУ) и Уральского Государственного Лесотехнического Университета (УГЛТУ).

Обследование проводилось с 15 мая по 19 мая 2007 года.

Объем обследуемой выборки составляет 50 человек (от 17 до 21 года; средний возраст — 18,66 лет) из них 26 девушек и 24 юноши, все обследуемые являются студентами: РГППУ — 18 человек, из них 5 юношей и 13 девушки; УГЛТУ — 32 человека, из них 19 юношей и 13 девушек.

Для определения объёма выборки ориентировались на условие, согласно которому объём обследуемой выборки не должен быть меньше 50 человек.

2.2. Характеристика применяемых психодиагностических методик

Для диагностики типа самооценки личности и мотивации достижения были выбраны следующие методики: «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика исследования самооценки личности» С. А. Будасси.

10 стр., 4634 слов

Психологические механизмы формирования мотивации достижения

... успеху и, как правило, больше работает. А для недостаточно мотивированного индивидуума успех не является привлекательным. Это определяет низкий уровень развития мотивации достижения у такого человека. Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, ...

«Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана.

Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов тес-та учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху (M s ) и избегания неудачи (Мдр) в поведении, детерминированном мотивацией до-стижения. Рассматривались особенности уровня при-тязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимо-сти-независимости в межличностных отношениях и др.

Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу M s — MAF , так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли Ms над Мдр или на-оборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (Ms > Мдр), а низкие пока-затели— на тенденцию избегания (Ms < Мдр).


Тест мотивации достижения предназначен для диагностики двух обобщен-ных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оцени-вается, какой из этих двух мотивов у испытуемого до-минирует.

Тест представляет собой опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

В курсовой работе приводится текст опросника, алгоритм обработки данных, краткая инструкция по их интерпретации (См. приложение 2).

При конструировании теста был использован метод факторного анализа и в окончательном варианте шкал содержится по 26 пунктов. Тест-ретест через 20 недель для мужского варианта имел 0,78, а для женского — 0,72. Для валидизации использовались различные эмпирические критерии. Также определялась конвергентная и дискриминативная валидность с некоторыми проективными методами и опрос-никами. Эта методика очень популярна в различных странах и осо-бенно часто используется при исследовании когнитивных компонент мотивации достижения, в частности каузальной атрибуции.

Методика исследования самооценки личности.

Методика С.А. Будасси позволяет проводить коли-чественное исследование самооценки личности, т. е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности (аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм), из которых необходимо выб-рать 20, в наибольшей степени характеризующих эта-лонную личность (назовем ее «мой идеал»).

Естественно, что в этом ряду могут най-ти место и негативные качества.

Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входя-щими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициен-та ранговой корреляции.

3 стр., 1380 слов

Особенности самооценки в подростковом возрасте

... завышать самооценку собственных качеств (1986). Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности ... среди других, насколько он похож на них. 7 1.2. Влияние взрослых на самооценку подростка Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как ...

Коэффициент ранговой корреляции г может на-ходиться в интервале от — 1 до + 1. Если получен-ный коэффициент составляет не менее — 0,37 и не более + 0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о ка-чествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифферен-цированное представление человеком о своем идеаль-ном Я и Я реальном.

Значение коэффициента корреляции от + 0,38 до + 1 — свидетельство наличия значимой положитель-ной связи между Я идеальным и Я реальным. Это мож-но трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от + 0,39 до + 0,89, как тенденция к завы-шению. Значения же от + 0,9 до + 1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от — 0,38 до — 1 говорит о наличии значимой отрицательной связи меж-ду Я идеальным и Я реальным (отражает несоответ-ствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности).

Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к — 1, тем больше степень несоответствия.

В предложенной методике исследования самооцен-ки ее уровень и адекватность определяются как отно-шение между Я идеальным и Я реальным. Представле-ния человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мне-нии, являются ли они истинными или ложными. Каче-ства, которые человек приписывает самому себе, дале-ко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопостав-ления уровня своих притязаний с объективными ре-зультатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе само-оценки собственные суждения человека о себе или ин-терпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее пока-зателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания

В курсовой работе приводится текст опросника (См. приложение 3).

Сведений о валидности и надежности этой методики не было найдено, но она широко используется в исследованиях самооценки личности.

2.3. Описание психодиагностической процедуры

Психодиагностическая процедура проводилось с 15 по 19мая 2007 года. Обследование проводилось в основном с 12:40 до 13:00 в РГППУ и с 11:00 до 11:30 в УГЛТУ, время заполнения опросников занимало в среднем 20 минут. Условия обследования не были специально подготовленными, т.е. участникам исследования иногда мешал шум, т.к. во время диагностики не было абсолютной тишины.

Процедура обследования заключалась в том, что участнику исследования выдавался опросник, состоящий из 32 вопросов для юношей и 30 для девушек, бланк для ответов (см. приложение 2) и список из 48 слов обозначающих свойства личности (см. приложение 3).

Мною была проведена мотивировка и инструктаж участника исследования:

8 стр., 3891 слов

Всё о самооценке женщины

... плане. Значение самооценки для женщины Неуверенные в своих силах женщины встречаются в 1,5 раза чаще, чем мужчины. Это вызвано ... застенчивым людям – враждебно настроенные, но сомневающиеся в себе личности. Они даже в небольшом споре принимают отчаянные попытки ... скорость передвижения, способность раскрыть тему реферата или умение готовить. Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти ...

1.Не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит на ум.

2. Давайте ответ на каждый вопрос в той последовательности, в которой они расположены, не пропускайте ни одного вопроса

3. Отвечайте как можно более искренне, здесь не может быть ответов «правильных» и «неправильных», не старайтесь провести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности

4. Было дано обещание дать обратную связь после обработки экспериментальных данных.

Во время диагностики наблюдались различные реакции участников исследования: некоторые отказывались заполнять опросник, мотивируя это тем, что 32 вопроса — это слишком много, выбирать и ранжировать качества — это слишком скучно и им не хочется тратить свое время. Некоторым просто не хотелось — не было настроения. Кто-то просто говорил — «я про себя и так все знаю». Но в основном все соглашались поучаствовать в диагностике, спрашивали об обратной связи. Некоторые сразу говорили — если не будет обратной связи, отвечать они не будут. Вследствие этого я могу сделать вывод, что у тех участников, которые были заинтересованы в получении обратной связи наиболее достоверные ответы.

В целом можно сказать, что обследование было проведено успешно.

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение

3.1. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях

Результаты, полученные в ходе диагностики, приведены в Сводной таблице эмпирических данных (см. приложение 4).

Одна из характерных особенностей обследуемых групп — это преобладание мотивации избегания неудач (мотивация достижения: Хмах =155 у мужчин, Хмах =154 у женщин. Хмin = 90 у женщин и у мужчин).

Сравнивая мужчин и женщин (рис. 2), можно увидеть, что и женщины и мужчины практически не отличаются по мотивации достижения (Хср муж =128,08, S муж=14,655, Мо=166, Ме=127,50 и Хср жен=122,85, S жен=13,63, Мо=118, Ме=118,50).

Рис. 2 Мотивация достижения у юношей и девушек

При рассмотрении рисунка 3, можно отметить, что преобладает заниженная самооценка (самооценка: Хмах = 0,8 и у мужчин, Хмах = 1 у женщин. Хмin = -1 у женщин, Хмin = -0,3 у мужчин).

Сравнивая результаты мужчин и женщин, можно сказать, что мужчины и женщины не очень отличаются друг от друга (Хср муж = 0,15 S муж = 0,32, Мо=-0,10, Ме=0,10 и Хср жен = 0,19, S жен =0,44, Мо=0,10, Ме=0,20).

Рис. 3 Самооценка личности у юношей и девушек

Вывод:

  • Сравнивая полученные результаты с табличными (мотивация достижения — As = 0,01, Ex = 0,33;
  • распределение нормальное;
  • самооценка личности As = -0,10;
  • Ex=1,03;
  • распределение нормальное;
  • , я сделала вывод, что для дальнейшего сравнения я буду пользоваться параметрическим методом t-критерий Стьюдента.

Психологическое заключение.

Главные характерные особенности обследуемых групп — это преобладание избегания неудач, причем юноши и девушки друг от друга практически не отличаются. Это означает, что в группе в основном люди проявляющие не уверенность в себе и не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. Люди, ориентированные на неудачи, не редко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. Таким образом, люди ориентированны на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.

31 стр., 15026 слов

Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности личности

... свойств человеческой личности.Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.Наблюдая школьников, ... деятельностью. В связи с этим, особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в ...

Следующая особенность — самооценка, по группе в основном заниженная (72%), но это не столь выражено, как в первом случае (100%).

Так же присутствуют студенты с адекватной (16%) и завышенной (12%) самооценкой.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значения неудач.

Адекватная самооценка предполагает равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков.

Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующих их реальным возможностям

3.2. Сравнительный анализ

Одной из задач данной курсовой работы является сравнение юношей и девушек среди студентов 1 и 2 курсов РГППУ и УГЛТУ по мотивации достижения и самооценки личности.

В группе студентов мужского пола было обследовано 24 человека (мотивация достижения — As = -0,32, Ex = 0,84, распределение нормальное; самооценка — As= 0,65, Ex= -0,40, распределение нормальное); в группе женщин — 26 человек (мотивация достижения — As = 0,26, Ex = 0,68, распределение нормальное; самооценка — As= -0,40, Ex= 1,25, распределение нормальное), поэтому для сравнения мотивации достижения и самооценки личности у мужчин и женщин мы применяли параметрический метод: t-критерий Стьюдента

Уровень значимости по мотивации достижения: 0.198>0.05 — выборки значимо не отличаются по уровню выраженного признака (См. приложение 6).

Уровень значимости по самооценки личности: 0.753>0.05 — выборки значимо не отличаются по уровню выраженного признака (См. приложение 6).

Гипотеза о причинах отсутствия найденных различий: мотивация достижения и самооценка личности формируется из-за средовых влияний, влияния социума. Мотивация достижения и самооценка личности у человека не определяется биологической и генетической предрасположенностью.

Таким образом, на данной выборке нами не было обнаружено значимых различий по мотивации достижения и самооценки личности мужчин и женщин. Мы предполагаем, что отсутствие значимых различий не случайно, и объясняется тем, что уровень данного параметра не связан ни с биологическим, ни с социально обусловленным полом, и зависит от уникальных средовых влияний.

3.3. Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи

В качестве одной из задач настоящей курсовой работы мы опередили выявление взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности.

В целом было обследовано 50 человек по мотивации достижения (As = 0,01, Ex = 0,33; распределение нормальное) и по самооценки личности (As = -0,10; Ex=1,03; распределение нормальное), поэтому для изучения взаимосвязи между этими признаками мы использовали параметрический метод корреляционного анализа Пирсона.

73 стр., 36486 слов

«Развитие способностей к самоконтролю и самооценке как условие ...

... же этих качеств лежат навыки самоконтроля и самооценки собственной деятельности. Самооценка и самоконтроль: сущность, основные функции Упоминание о самоконтроле и самооценке можно встретить еще в ... мотивации, но и внутренней. Обучение на основе внутренней мотивации обязательно связано с саморегуляцией в процессе развития личности, основанной на самооценке. Самоконтроль Смысл самоконтроля ...

Таким образом, на выборке студентов РГППУ и УГЛТУ взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой личности отсутствует (См. приложение 6).

Сделаем вывод, что мотивация достижения и самооценка личности совершенно не связаны между собой. Они не имеют взаимосвязи друг с другом, и при наличии одной, другая не считается.

Мы склонны объяснять это тем, что данная выборка не достаточна для выявления взаимосвязи между мотивацией достижения и самооценкой личности.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности.

Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме обследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.

Теоретической основой работы явились фундаментальные труды по изучению мотивации достижения таких ученых, как: Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен и др.

И работы в области самооценки: Хорни К., Будасси С. А., Берне Р., Петровский А. В. и др.

Для диагностики мотивации достижения и самооценки личности нами были использованы следующие методики: «Опросник измерения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика самооценки личности» С. А. Будасси.

Нами было продиагностировано 50 студентов 1 и 2 курсов УГЛТУ РГППУ (26 девушек и 24 юноши в возрасте от 17 — 21 года, средний возраст — 18,6 лет).

В ходе обследования было выявлено, что у опрошенных нами студентов доминирует мотивация избегания неудач. Люди, мотивированные на избегание неудачи проявляют неуверенность в себе, и не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания.

Люди, ориентированные на неудачи, не редко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. Таким образом, люди ориентированны на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.

Полученные данные справедливы и для группы девушек и группы юношей.

По полученным данным в группе девушек и группе юношей можно сказать, что большинство обследуемых с заниженной самооценкой. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значения неудач.

По данным обследование различия между девушками и юношами не наблюдается (мотивация достижения — t=-1,305; p=0,05; самооценка личности t=0,316; p=0,05).

Взаимосвязь мотивации достижения, и самооценки личности нами не выявлена.

6 стр., 2929 слов

Проблема личности в социальной психологии (2)

... Цель: - раскрыть проблемы личности с точки зрения социальной психологии. Задачи исследования: Проанализировать исследование личности в социальной психологии. Изучить понятие социализации личности. Охарактеризовать институты социализации. 2. Исследование личности в социальной психологии Социальная психология как относительно молодая наука ...

Итак, по данным обследования мы можем утверждать, что взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности отсутствует из-за недостатка выборки.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/diagnostika-samootsenki/

1. Берне Р. Развитие «Я-концепции и воспитание. — М.,1986.

2. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2006. — 440с.

3. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

4. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека.»,М.,1990.

5. Глуханюк Н.С, Белова Д.Е. Психодиагностика. — М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 272с.

6. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. — М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 368 с.

7. Гуревич К.М. психологическая диагностика, М., 1997.

8. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. «Физиология высшей нервной деятельности», Р.-на-Д., 1999.

9. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.

10. Захарова А.В. Психология формировани самооценки. — Минск, 1993.

11. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982.

12. Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб.,2000.

13. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. — Минск: Университетское, 1997. — 212с.

14. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999

15. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. — Л., 1972.

16. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 1987.

17. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.

18. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. — М., Знание, 1979.

19. Немов Р.С. «Психология», т.1, М., 1999

20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Знание, 1982. — 179с.

21. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия «Психологическая энциклопедия». Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.

22. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., Мир, 1994.

23. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», СПб.,1999.

24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов на Дону: Феникс, 1997. — 214с.

25. Фопель К. «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.», М., 2000.

26. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.

27. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000.

28. Хорни К. Самосознание. М., 1996.

29. Яньшин П.В., Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности, СПб, 2004

………..

Страницы: | [2] |