Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.
Актуальность работы. Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Указывается также, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании. Многие авторы отмечают, что языковую способность следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной ситуации, а также умение анализировать и обобщать значение отдельных слов, связывать их между собой. Развитие речи — это развитие способа общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова, определенные модели предложений.
Именно правильная организация логопедической работы в школе для детей с тяжелым нарушением речи помогает ребенку освоить связную речь, усвоить орфографию как одну из главных составляющих развития речевых способностей.
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время актуальны проблемы речевого развития детей – учащихся специальных школ, к моменту окончания обучения они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.
Цель настоящей работы — проанализировать методику логопедической работы по обучению орфографии в образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
1) определить важность и необходимость логопедической работы по обучению орфографии в специальных образовательных учреждениях и выявить их специфику;
2) проанализировали основные методические требования и принципы логопедической работы в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- Теоретическая база работы. Для достижения поставленной задачи мы использовали работы М.А. Поваляевой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой, Л.С. Волкой и других специалистов.
Актуальность исследования бесспорна. В настоящее время в области логопедии и коррекционного образования в целом наблюдаются такие явления, как проблемы чистоты самого русского языка (большое количество сленговых образований), проблемы влияния телевидения и т.п., и, конечно же, проблемы социально-демографического характера. А таких условиях коррекционная работа должна проводиться наиболее интенсивно. Требования, предъявляемые детям в дошкольных учреждениях, возросли. Соответственно, возросла и ответственность логопедической работы.
Развитие восприятия у детей
... предмета со словом. Постоянное упражнение, влиявшее на процесс развития ощущений у детей, проявляется и в развитии их восприятия. Если для правильного выбора первого предмета по ... воспринимает . Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики. ...
Предметом исследования в настоящей работе является логопедическая работа по обучению орфографии в образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Соответственно, объектом исследования выступает методика обучения орфографии в данных учебных заведениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, где представлены основные теоретические и практические положения по методике логопедической работы в специальных образовательных учреждениях и обучению орфографии детей с тяжелыми нарушениям речи.
Глава 1. Теоретические основы организации обучения орфографии в школе для детей с тяжелым нарушением речи
На каждого ученика школы для детей с тяжелыми нарушениями речи ежегодно оформляется речевая карта. В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года вне зависимости от того, в каком классе он учится. В речевую карту на протяжении учебного года вносятся краткие записи, над какими дефектами речевого развития работал учитель с учеником в течение года, отмечается результативность работы.
Для учителя, ведущего часы индивидуальной работы, обязательным является составление четвертного плана индивидуальной работы с классом. Основным документом при планировании содержания обучения орфографии в подготовительных, 1-3-х классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»), — считает М.А. Поваляева.
Принципом комплектования групп является выявление у учащихся в процессе тщательного обследования основного первичного дефекта, который в большей степени тормозит развитие речи, что приводит к грубым орфографическим ошибкам в письме учащихся. Выделение ведущего дефекта у учащихся в значительной мере условно, так как чаще страдают все компоненты речевой системы, но это помогает учителю-логопеду определить индивидуальные проявления речевых нарушений и на этой основе реализовать намеченные коррекционные задачи.
Для обучения орфографии детей с тяжелыми нарушениями речи целесообразно иметь индивидуальный план работы на каждого ученика или группу учащихся со сходными нарушениями, в котором учитель отмечает этапы коррекционной работы того или иного нарушения. Кроме того, учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежедневные планы, в которых он предусматривает виды работ, учебный и дидактический материал, который будет использован на занятии.
Святые царственные дети учащихся
... Святой Руси, вылитый из чистейшего золота Новомучеников и Исповедников Российских. И украсили этот великолепный венец самые сверкающие и прекрасные алмазы на свете: царственные дети-мученики. ОБЫЧНЫЕ ДЕТИ, ... Любую работу по дому она выполняла с удовольствием: гладила белье, следила за порядком, ... жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа. Корона Императорской России была ...
Домашние задания в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуются. А индивидуальные занятия должны быть по форме проведения близки к естественной ситуации общения.
Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий дают основные направления, которые целесообразно реализовать в повседневной практической деятельности с учетом конкретных условий работы, специфики школы и особенностей ее контингента.
Логопедическая работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений
В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается тот факт, что младший школьный возраст является сензитивным для творческого воображения. Способность к фантазии помогает учащимся с речевой патологией в условиях творческого коррекционного обучения эффективно овладевать способами и средствами речи. Таким образом, у детей с дизорфографией воспитывается потребность излагать свои мысли, чувства и в письменном тексте.
Логопедическая работа над связной речью учащихся начальных классов с дизорфографией включает два направления:
1. Развитие внутреннего программирования: а) формирование внутреннего программирования связных высказываний; б) развитие внутреннего программирования отдельных высказываний, то есть глубинно-семантического
2. Формирование языкового оформления речевого высказывания.
Логопедическое воздействие опирается на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. При этом учитывается, что переход к самостоятельному пересказу или рассказу возможен лишь после усвоения отношений на уровне отдельных предложений. 2
Коррекционная работа над связной речью направлена на развитие сукцессивных, а также симультанных процессов. При развитии программирования отдельных высказываний на первоначальных этапах происходит формирование и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст. Используется речевое общение ребенка с логопедом и сверстниками в диалогической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает развитие у школьников и симультанных процессов.
На основании теории поэтапного формирования умственных действий первоначальный этап коррекции включает большое количество схем, идеограмм, таблиц, облегчающих усвоение семантической структуры предложения и текста
При этом, у младших школьников с дизорфографией формируются различные виды связной речи: сообщение, повествование, описание, рассуждение и т.д.
Содержание интеллектуального развития детей дошкольного возраста ...
... интеллектуального развития детей дошкольного возраста в современных образовательных программах ДОУ. Задачи курсовой работы: рассмотреть интеллектуальное развитие детей разных возрастных групп; охарактеризовать работу ДОУ в условиях вариативности образования; раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников в основных образовательных программах ДОУ. Курсовая работа ...
Коррекционная работа включает следующие задания: описание предметов по основным признакам; развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем); сравнительное описание предметов; решение поисковых задач и нестандартных лингвистических задач; работа с проблемными вопросами; пересказ текста (сжатый и подробный); работа с деформированным текстом, воссоздание текста по плану (развернутому или краткому) и другие.
Все выявленные особенности устной речи, а также характеристики когнитивных процессов и
Глава 2. Практика обучения орфографии детей с тяжелыми нарушениями речи
Орфографическая тема «Ь после шипящих» входит в раздел «Части речи», в крупную тему, в одну из основных тем 2(3) класса специальной школы — «Имя существительное». По своей природе орфограмма, соответствующая данной теме, мало связана с основными орфографическими темами, с законами графики: как известно, шипящие [ж], [ш] — всегда твердые, [ч], [щ] — всегда мягкие, следовательно, постановка Ь после них или отсутствие Ь по существу не имеет смысла с точки зрения графики.
Как объяснить детям целесообразность правила? Научный подход состоит в том, чтобы сообщить учащимся смысл различительной функции Ь — то, что он является различителем мужского или женского рода имен существительных (Ь на конце имени существительного после шипящих показывает, что это существительные женского рода; отсутствие Ь показывает, сто существительные мужского рода. И смыслоразличительную функцию: тушь — туш, ложь — лож.
Первая ступень работы над орфограммами — тренировка детей в слышании пишущего слова.
Вторая ступень — сообщение правила;
- Третья ступень — словообразовательная работа.
При изучении темы можно использовать метод решения грамматико-
Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом. Оно опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. В системе усложнения решаемых задач заложены возможности постепенного повышения познавательной самостоятельности и активности школьников.
Что такое учебная задача? Это цель познавательной деятельности; она всегда содержит ВОПРОС (определяющий часть задачи), УСЛОВИЯ выполнения, ПОРЯДОК выполнения (план решения) и предполагает результат решения — ОТВЕТ.
Вопрос — условия — порядок решения — ответ: такова структура задачи.
Метод решения грамматико-
Технологии социальной работы с неполной семьей
... социальной работы с неполной семьёй. Объект исследования - неполная семья. Предмет исследования - технология социальной работы с неполной семьёй. Задачи работы: 1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи. 2. Рассмотреть проблемы неполных семей. 3. Проанализировать понятие технологий социальной работы. 4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей. ...
Решая орфографическую задачу, учащийся должен совершить следующие действия:
- во-первых, увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;
- во-вторых, определить ее вид, проверяемая или нет;
- если да, то к какой грамматико-
орфографической теме относится; - вспомнить
правило;
- в-третьих, определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы, от соответствующего правила;
- в-четвертых, определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить (обычно — вспомнить) алгоритм решения задачи;
- в-пятых, решить задачу, т.е. выполнить последовательность действия по алгоритму, не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступеней, получить результат — вывод о правильном написании.
в-шестых, написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Одним из эффективных видов упражнений для запоминания орфограмм является комментированное письмо.
Устное объяснение орфограмм непосредственно перед