Развитие познавательной деятельности у обучающихся с овз

Курсовая работа

Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

Развитие познавательной деятельности учащихся — одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу — это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности — задача, которая стоит перед педагогами.

В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой работы «Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ» актуальной.

Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья школа является одним из важных факторов социализации. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у обучающихся с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы — неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности. Поэтому в образовательном учреждении необходимо создание условий для развития каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

37 стр., 18285 слов

Диплом «Развитие творческого воображения детей младшего школьного ...

... сложилось явное противоречие между необходимостью развивать творческое воображение детей и недостаточной изученностью возможностей клуба по интересам. Выявленное противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по ...

Невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, без активизации мотивации познавательной деятельности обучающихся, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и творческой активизации личности процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает творческую активность, и в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательную деятельность.

Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

Цель данной работы: Проанализировать особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Изучить методические и теоретические источники по данному вопросу.

  2. Рассмотреть особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Раскрыть особенности организации педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья для развития их познавательной деятельности.

  4. Сделать выводы.

Глава I. Научно-теоретическое обоснование проблемы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ

1.1. Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, Дети с ограниченными возможностями

ограниченными возможностями здоровья

Характеристика обучающихся с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Л.С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Он ввел понятие « Структура дефекта«.

Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения, влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

основным категориям

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • дети с умственной отсталостью;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением поведения и общения;
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Нарушения слуха, Тугоухость

небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

4 стр., 1837 слов

Развитие познавательной деятельности учащихся коррекционных школ ...

... технологий в коррекционные школы имеет ряд затруднений, поскольку за неимением готовых электронных учебников педагогам приходиться самостоятельно разрабатывать, адаптировать стандартные пособия к имеющимся условиям образовательного учреждения, учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями ...

Нарушения речи., Нарушения зрения, Слабовидящие дети

Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР)., Умственная отсталость, Комплексные нарушения., Детский аутизм.

1.2. Особенности познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ

восприятия

пространственные представления

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

У обучающихся с ОВЗ имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У одних детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, у других отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).

19 стр., 9162 слов

Ы по медицине Нарушение познавательных функций у детей, больных эпилепсией

... нарушения познавательных функций у детей, больных эпилепсией. Объект исследования: Литература по теме «нарушение познавательных функций у детей, больных эпилепсией» Предмет исследования: Нарушения познавательных функций при эпилепсии у детей Глава 1. Общие представления об эпилепсии Прежде, чем начать говорить о когнитивных нарушениях у детей ...

Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.

Глава II. Способы активизации познавательной деятельности учащихся

2.1. Роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями, Одним из эффективных средств развития познавательной деятельности

Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. Игра для младших школьников — это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная учебная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • игровая деятельность, как ведущая в дошкольном возрасте, ещё не потеряла своего значения (не случайно, поэтому дети приносят в школу игрушки);
  • освоение учебной деятельности, включение в неё детей идет медленно;
  • имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.

12 стр., 5811 слов

Особенности учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью

... звено в структуре учебной деятельности и анализирует ее особенности в сравнении с задачей ... - материальная, материализованная, внешнеречевая, умственная; обобщенность - выделение ... регулируют и реализуют деятельность». В процессе обучения психологическая структура приобретает ... ребенком способами действий. Под способом действий Д.Б. Эльконин понимает «конкретное действие с материалом, заключающееся в ...

Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. Они способствуют развитию внимания, формируют волю детей. Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определённого темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена цель игры. С помощью дидактической игры решаются разные учебные задачи. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, математическое домино).

Игровым материалом для уроков могут стать:

а) пословицы, поговорки, скороговорки.

б) задачи – шутки

в) загадки; ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами.

Всё это способствует развитию не только речи детей, но и разума, мысли, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.

Роль эмоций в процессе познавательной деятельности очень большая. Элементы занимательности на уроке вызывают чувство неожиданности, удивления, новизны. Даже изучение новой буквы у детей должно предшествовать ощущению праздника, радостного волнующего ожидания. Дети отгадывают, какой звук предстоит им изучать, о ком на уроке пойдёт речь с помощью загадок, ребусов, отрабатывают изученный звук или слово в скороговорках.

Придумывают сами слова с этим звуком. Играют в разные игры, например «Рассыпанные буквы и слоги», «Буквы заблудились», «Полубуковка», «Живые буквы» и др.

Дети любят короткие с быстрым результатом игры. Такие игры необходимы в тех случаях, когда у детей нужно снять психологическое напряжение, заполнить непредвиденную паузу, переключить их внимание. Это игры типа «Замри» и «Вулкан». Критерием оценки в подобных случаях служит время. Кто из детей дольше других сумеет сохранить неизменность позы. Всё идёт на время и сопоставление с результатами других. Основанные на выполнении особых правил, эти игры требуют от играющих неукоснительного подчинения им своих действий. Побуждают детей к произвольному напряжению внимания, чёткой фиксации положения тела в пространстве, развивают способность к самооценке собственных действий других, поскольку предполагают сравнение. Эти игры стимулируют развитие аналитического мышления детей. Развивая привычку к волевому действию, они создают почву для произвольного внимания вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к элементарной самоконтролю, самоорганизации.

Таким образом, игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

2.2. Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

15 стр., 7221 слов

Применение игр с фрисби на занятиях по физической культуре в школе

... - выявить особенности заключительных и интуитивных игр в структуре занятий по физическому воспитанию в школе. Основные задачи, решаемые при ... Алтимату». 1.2 Особенности игровой деятельности в алтимате и гатсе Определение игры алтимат трактуется в официальных правилах следующим образом: ... в 1981 году было несколько крупных турниров в Чикаго, Детройте, Торонто и в других местах. Сегодня турниры по фрисби ...

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

* Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).

Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

* Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

«Дерево чувств»

«Море радости»

*Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

* Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

* Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

20 стр., 9562 слов

Деятельность логопедического пункта общеобразовательной школы

... логопедической работы на школьном логопункте. Целью создания логопедического пункта является оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в ... занятий с детьми. 6. Обогащение знаний о методах и приёмах диагностической, коррекционной и профилактической деятельности ... образовательных программ; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. ...

* Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;

* Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

методов и приемов,

Нужно подчеркнуть, что используемые учителем приемы и методы ак­тивизации познавательной деятельности учащихся в обу­чении должны предусматривать постепенное, целена­правленное и планомерное развитие мышления уча­щихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С другой стороны, добиться хороших результатов в нашей работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить детей, а для этого учитель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.

Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, создаёт у них радостное настроение, положительно влияет на темп и качество работы. Кроме того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует вялых и пассивных, помогает детям преодолеть трудности.

Развивая познавательную деятельность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/deti-s-ovz/

  1. Л.С.Выготский. Вопросы детской психологии — СПб, 1997

  2. В.С. Якштес «Дети с ограниченными возможностями здоровья», Начальная школа № 12-2015 г.

    53 стр., 26271 слов

    Информационно-коммуникационные технологии как средство развития ...

    ... учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%. Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного ... философии, психологии, педагогики, методик обучения, воспитания, развития. если выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у ...

  3. http://www.allbest.ru

  4. http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

  5. http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-aleksandrovna-malyutina/razvitie-poznavatelnoi-dejatelnosti.html

  6. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-5482