Безработица и её социально-экономические последствия

Курсовая работа

Проблема безработицы на сегодняшний день является в наибольшей мереострым вопросом в рыночной экономике. В условиях экономического спада и повышения пенсионного возраста особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией.

В экономической литературе проблематика безработицы описана довольно подробно. К ней часто возвращаются, проводят аналитические опросы среди безработных.

Последствия безработицы достаточно тяжелы. Применительно к личности — безработица в основной массе случаев приводит к депрессии. Депрессия же приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации и потере самоуважения, в свою очередь это может привести к разложению личности. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является в наибольшей мереактуальным вопросом.

Ключевая цель данной работы — изучить понятие безработицы и её сущность, типы и причины, разобрать понятие уровня безработицы, а также определить социально-экономические последствия безработицы.

Задачи курсовой работы:

1. Сформулировать понятие безработицы и рассмотреть ее типы

2. Исследовать методику определения уровня безработицы

3. Выяснить социально-экономические последствия безработицы

4. Определить методология борьбы с безработицей

5. Провести анализ уровня безработицы в России в 2017-2018 годах.

Объект исследования — социально-экономические процессы функционирования государства.

Предмет исследования — безработица, как острое социально-экономическое явление.

Безработица является важнейшей проблемой экономического развития общества и в связи с этим важнейшей задачей органов государственного регулирования на макроэкономическом уровне.

Безработным по определению Международной организации труда (МОТ) является человек, который способен работать, но не работает в течение четырех последних недель, но готов приступить к работе и активно ее ищет.

Существуют следующие типы безработицы:

1. Фрикционная безработица. Этот вид безработицы имеет место, когда человек ищет новое место работы с целью получения более высокого заработка, более привлекательных условий тру да и т. д. Фрикционная безработица носит непродолжительный характер, и ее можно определить как добровольную, поскольку рынок труда характеризуется постоянным переливом потока людей из категории занятых в категорию безработных и наоборот.

23 стр., 11036 слов

Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими проблемного ребенка

... и детей. При нормальном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет и формируются нормальные люди. Объект исследования - семьи, имеющие проблемных детей. Предмет исследования - социально- педагогическая работа с семьями, имеющих проблемных детей. ...

2. Структурная безработица. Этот вид безработицы вызывается не совпадением спроса на рабочую силу и предложением рабочей силы. Причинами такого несовпадения могут быть структурные изменения и реформы в отдельных отраслях экономики, закрытие предприятий в силу различных причин и т. д. Структурная безработица имеет более длительные сроки, чем фрикционная и связана с изменением структуры экономики, она носит преимущественно вынужденный характер.

Различия между фрикционной и структурной безработицей во многом условны, и на практике сложно отличить, к какому из рассмотренных двух видов безработицы относится тот или иной безработный. Поэтому фрикционная и структурная безработица вместе представляют собой естественный уровень безработицы.

Этот уровень безработицы называют полной занятостью. Объем ВВП, который производится в стране при естественном уровне безработицы, или полной занятости, называют потенциальным ВВП, и инфляция при таком уровне безработицы не ускоряется.

Естественный уровень безработицы может меняться в определенных пределах, а фактическая безработица может быть выше или ниже естественного уровня. Если безработица ниже естественного уровня, то в макроэкономике это означает сверхполную занятость. Это характерно в основном в периоды войны или бума, когда в экономике наблюдаются сверхурочная работа или занятость в несколько смен и т. п.

Если правительство будет стремиться снизить уровень безработицы, существующий при уровне потенциального ВВП (полной занятости всех ресурсов), то оно неизбежно столкнется с ускоряющейся инфляцией. Естественный уровень безработицы находится в интервале от 4 до 6%, а фактический уровень безработицы по различным странам колеблется в пределах от 5 до 20%.

В России подсчеты естественного уровня безработицы связаны со значительными трудностями. Прежде всего, отсутствуют достаточно четкие критерии структурной и фрикционной безработицы, позволяющие государственным статистическим службам вести соответствующие расчеты. Учет безработных чрезвычайно сложен, поскольку официально зарегистрированные безработные отражают далеко неполную картину безработицы.

3. Циклическая безработица. Этот вид безработицы определяется как разность между фактической безработицей и естественным уровнем безработицы.

Циклическая безработица превышает естественный уровень безработицы и вызвана циклическими колебаниями деловой активности. В фазе спада снижение совокупного спроса (AD) вызывает сокращение спроса на труд, в результате чего часть рабочих оказываются уволенными. В фазе кризиса увеличивается количество банкротств, приостанавливается деятельность предприятий, сокращается количество рабочих мест и вынужденная безработица охватывает значительное количество людей. Так, в США во время Великой депрессии уровень безработицы достигал 25%.

Циклическая безработица чаще всего сопровождается социальным напряжением в обществе. Общество, в свою очередь, несет потери в результате снижения фактического объема ВВП и увеличения разрыва между фактическим и потенциальным ВВП. [2]

18 стр., 8707 слов

Современные проблемы безработицы

... состав рабочей силы; U - количество безработных. .Уровень безработицы: U=U/L*100% 1.2Причины возникновения безработицы Многие экономисты полагали, что безработица носит вынужденный характер, так К.Маркс в качестве ... не в полный рабочий день. Уровень безработицы определяется при помощи различных показателей: .Уровень занятости: З=E/L*100%=E/E+U, Где З - уровень занятости; E - количество занятых; ...

безработица и ее виды курсовая 2017

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

Методология учета безработицы сегодня основывается на стремлении к получению достоверных данных по уровню и другим производным показателям безработицы как всеохватывающего показателя функционирования экономики и динамики рынка труда. Выделение же различных категорий трудящихся и видов безработицы носит не только экономический, но и во многом социальный характер, особенно в отношении тех социально-демографических групп, которые принято называть социально менее защищенными или внушающими социальную тревогу. Эксперты МОТ полагают, что хотя основные цели учета безработицы за последние 40 лет несколько изменились, основа измерения безработицы рабочей силы осталась той же. Эта концепция трактует безработицу как полное отсутствие работы в данный момент, что должно учитываться, по нашему мнению, при различных методологических подходах к изучению остальных взаимосвязанных или сопутствующих явлений, таких, как, например, неполная занятость, и трактовке этих явлений, как отечественными исследователями, так и представителями других организаций, в том числе системы МОТ.

Основные проблемы методологических подходов к изучению безработицы и измерению этого явления связаны с проблемами отечественной статистики в дорыночный период, которые не могут быть достаточно быстро разрешены, что вызывает значительные трудности в сборе и точной интерпретации данных. Так, основными источниками данных о безработице могут являться обследования домашних хозяйств, учет органов страхования по безработице и картотеки бирж труда. Единственным реальным даже не источником, которых к моменту принятия и начала действия закона о занятости не было, а основой для проведения обследований населения были обследования бюджетов домашних хозяйств. Они проводились хотя и регулярно, но страдали значительными недостатками для создания нормальной выборки по всему населению с достаточным представительством всех социально-демографических групп в территориальном разрезе. Во-первых, обследования проводились раздельно для рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой стороны, и их данные были несопоставимы между собой. Во-вторых, выборка семей по территориям строилась на основе отраслевой принадлежности предприятий и, разумеется, минуя предприятия небольшого размера. Таким образом, эта основа страдала и страдает значительными недостатками, которые признаются самими авторами российской модифицированной методологии измерения безработицы. В то же время постоянно проводимые международные семинары по изучению методологии и методики измерения безработицы, осуществляемые Госкомстатом совместно с некоторыми международными организациями, например, ОЭСР, которые даже финансируют эти мероприятия, приводят к улучшению методологии и методов измерения, хотя последние носят, к сожалению, локальный характер. Значительное, но необходимое изменение связано и с немалыми финансовыми расходами, которых российское государство позволить себя не может, даже в ущерб собственной важнейшей социально-экономической информации и соответственно обоснованности экономической политики.

Очень важным методологическим принципом расчета безработицы и учета ее молодежной категории является определение возрастных границ. В западных странах, прежде всего ЕС и ОЭСР принята верхняя граница в 25 лет, при всём этом методика расчетов строится так, что ежемесячные оценки в тот период, когда нет обследования, даются раздельно по полу и для молодежи и для остальных лиц, а общая численность получается лишь на основе их суммирования (разумеется, с учетом весов).

24 стр., 11508 слов

Безработица экономические и социальные издержки

... экономическая цена безработицы, особо тяжелое бремя которой, ощущают на себе собственно безработные. Социальные и психологические издержки безработицы могут оказаться более трагичными, чем финансовые потери. Рушатся все надежды и планы у рабочих, для которых работа ...

Наша же статистика не только плохо согласуется с западной (на предмет анализа и сопоставлений), но и между собой. Так, служба занятости, несмотря на многочисленные пожелания и критику, продолжает учитывать безработную молодежь в возрастных рамках 16-29 лет, что делает ее мало сопоставимой с возрастным распределением численности «общих» безработных по обследованиям Госкомстата, где выделяются группы 16-19,20-24 и 25-29 лет [3].

Определением уровня безработицы занимаются службы статистики. Исходной информацией для расчета служат результаты регулярного опроса домашних хозяйств. Основываясь на результатах опроса, служба статистики относит каждого взрослого человека к одной из трех групп.

1. Занятые. К занятым относятся люди, работающие по найму или как неоплачиваемые работники в семейном бизнесе, а также имеющие собственный бизнес. В данную категорию включаются также те, кто временно не работал в период проведения опроса по причине отпуска, болезни, плохой погоды.

2. Безработные. Это трудоспособные люди, которые не имели работы, но пытались найти ее в течение некого предшествующего времени. К этой категории относятся также те, кто в данное время не имеет работы, но ожидает извещения от нанимателя с приглашением на работу.

3. Не занятые в экономике — не входящие в состав рабочей силы. Это люди, которые не относятся ни к одной из предыдущих категорий, например школьники, домохозяйки или пенсионеры.

Численность рабочей силы. После этого статистики рассчитывают различные статистические показатели, в том числе численность рабочей силы, которая определяется как сумма количества занятых и безработных:

численность рабочей силы = количество занятых + количество (1)

безработных.

Уровень безработицы исчисляется как процентное отношение количества безработных к общей численности рабочей силы:

Уровень безработицы= (Колличество безработных)/(Численность рабочей силы) * 100 (2)

Рынок труда — это экономический механизм существенно отличается от других видов рынков. Товарные рынки, как правило, находятся в динамических состояниях, стремящихся к равновесию. Несмотря на ряд отклоняющих факторов, в числе которых и регулирующие воздействия государства и межгосударственных органов, спрос и предложение на рынках большинства товаров (особенно «биржевых») балансируются через цены. Напротив, на рынках труда неравновесие — норма, а совпадение спроса и предложения приходится рассматривать как редкое, непродолжительное и неустойчивое состояние.

Современная безработица в Российской Федерации — явление, порожденное переходной стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерные всем странам.

Обеспеченность российской экономики природными ресурсами одна из самых высоких в мире, служит сегодня и будет в перспективе, вплоть до после кризисного восстановления производственно — технологического, финансового и интеллектуального потенциала общества, основным стабилизатором экономики занятости.

10 стр., 4724 слов

«Правовое регулирование социальной защиты безработных в ...

... 2. Социальное обеспечение безработных граждан в Ямало-Ненецком автономном округе2.1 Анализ рынка труда в Ямало-Ненецком автономном округе Государственная политика в области содействия занятости населения ... на рынке труда, повысить конкурентноспособность рабочей силы на рынке труда, а также внести вклад в развитие малого предпринимательства.Общая численность безработных граждан снизилась ...

Демографические процессы — в современном мире главная причина массовой незанятости населения. Нерегулируемый прирост численности населения в условиях стажирующей экономики приводит к драматическим последствиям.

Социально-экономические факторы конъюнктуры рынков труда разнообразны. В большинстве развитых стран доминирующее воздействие на рынки труда оказывают динамика уровня производства (долгосрочный рост, прерываемый кратко- и среднесрочными циклическими колебаниями), структурно-технологические изменения, динамика цены труда (уровня заработной платы), динамика инфляции. Большое значение имеют институциональные изменения (приватизация и др.) и подверженные собственной цикличности колебания государственной политики в кредитно-финансовой, инвестиционной и других сферах.

Отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX в., когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица — это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX в., в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу — она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности, в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производительной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап — оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

Многие экономисты считают, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень совокупных расходов на производство товаров и услуг. Так, в рыночной экономике предприятия производят товары и услуги только в том случае, если их можно выгодно продать. Если общие расходы на производство невелики, то это означает, что предприятиям невыгодно производить товары и услуги в больших объемах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. И наоборот, более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы будут тоже возрастать.

20 стр., 9881 слов

Социальные факторы безработицы населения россии

... экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Из закона «О занятости населения Российской Федерации»: «Безработными признаются трудоспособные ... предложения. Графически закон рынка труда Ж. Б. Сэя можно представить в Количество труда Рис.1 Уровень безработицы причина безработицы – чрезмерно высокий уровень заработной платы. Томасом Мальтусом ...

Нет такой области экономической, социальной и политической жизни общества, которая так или иначе не испытывала бы на себе влияние массовой безработицы, ее последствий. Но прежде всего она оказывает воздействие на условия жизни и психологию подавляющего большинства населения. Потеря работы, невозможность трудоустройства в течение продолжительного времени непосредственным образом сказываются на положении безработных и их семей[6].

Из всех макроэкономических проблем, с которыми сталкиваются страны, безработица представляет наибольшую угрозу их социально- экономическому строю и благополучию.

Безработица оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни:

  • экономику, которая сжимается в результате неэффективного использования ресурсного потенциала страны (безработные не участвуют в создании национального продукта и дохода);
  • социальную сферу, которая деградирует под давлением преступности, пьянства, падения общественной морали, кризиса семейных отношений, роста психосоматических расстройств и других социальных издержек — традиционных спутников высокой безработицы;
  • политику, которая может под влиянием безработицы или даже ее угрозы претерпеть существенные изменения как в сторону усиления авторитаризма власти, так и в сторону безответственного популизма.

Социально-экономические последствия безработицы:

  • замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;
  • лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;
  • сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;
  • устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Кроме экономических безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия.

Безработица приводит к потере людьми уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь за собой деградацию личности. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

Все это ставит безработицу в ряд центральных проблем макроэкономики. требующих особого внимания со стороны общества и государства.[7]

4 МЕТОДОЛОГИЯ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей, и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.

6 стр., 2763 слов

Контрольная работа: Социальные гарантии для граждан из числа безработных

... его права и обязанности, социальные гарантии и компенсации, предоставляемые при потере работы и в некоторых других случаях. Безработным предоставляется право искать себе работу самостоятельно, посредством обращения к работодателю или с помощью службы занятости, а также ...

Активная политика на рынке труда.

Не все из мер активной политики считаются эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда:

Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов, чаще всего для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики.

Стимулирование большого и малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в основном государственной прерогативой. В странах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий носит преимущественно косвенный характер, то есть путём регулирования налогообложения и кредитно-финансовых механизмов. Наряду с финансовыми, существуют административные методы регулирования, которые в странах с рыночной экономикой сводятся к корректировке законодательства и контролю над его соблюдением. В целом чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов.

Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития. Это:

Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путём побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования.

Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.

Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Не менее важны систематические исследования рынка труда. Это исследования структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов, проблем регистрируемой безработицы, проблем взаимодействия работника с работодателями, проблем занятости отдельных категорий населения, проблем организации работы службы занятости и её отдельных направлений.

Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность. Имеет место тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше. Имеет место особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации. Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.

13 стр., 6125 слов

Правовой статус безработного. Пособие по безработице

... рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных. Цель данной курсовой работы – изучение вопроса социального пособия по безработице в ...

Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда. Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям. Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением. При этом безработица, вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения, не может быть снижена таким образом.

Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

Монетарные и фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы.

Пассивная политика на рынке труда.

Пассивная политика на рынке труда направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий.

С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости — это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование.

Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством.

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение.

Наблюдение за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой мерой для снижения уровня безработицы.

Политика пассивной занятости, в отличие от активной, включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:

  • вопросами учёта и регистрации безработных в её различных проявлениях;
  • поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;
  • поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных.

Методы борьбы с различными типами безработицы.

безработица её типы и последствия курсовая работа 2018

Общие для всех типов безработицы меры:

создание новых рабочих мест

создание бирж труда и иных видов служб занятости.

усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;

5 стр., 2150 слов

Занятость и социальное поведение женщин в условиях становления ...

... риска многообразно проявляется социальное поведение женщин, усложняется их психология. Поэтому учет социально-поведенческих явлений важен для понимания возможностей и принципов регулирования занятости и безработицы и эффективной организации системы социальной защиты. Данный ...

  • создание специальных служб для этого.

создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;

  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются;
  • протекционистские меры по защите рынка.

социальная защита слабо защищённых слоёв населения;

  • борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

  • повышение квалификации работников;
  • сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

проведение стабилизационной политики;

  • создание дополнительных рабочих мест государством.

С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Сторонники этой теории считают, что уровень занятости населения зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно — это уровень потребления и инвестиций).

Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении. Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, указывая на неизбежность кризиса рыночной экономики, считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Самыми главными задачами они считали повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.

Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной политики. Использование традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса для поддержания занятости выше «естественного уровня», по их мнению, будет иметь кратковременный эффект и приведёт лишь к росту цен. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости предполагают большие изменения на рынке труда. Монетаристы считают, что пособия позволяют безработным воздерживаться от поисков работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы считают нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса [7].

С января 2017г. Росстат проводит выборочное обследование рабочей силы среди населения в возрасте 15 лет и старше. По итогам обследования в декабре 2017г. численность рабочей силы составила 76,5 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,6 млн.человек были заняты в экономике и 3,9 млн.человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).

Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше сложился в размере 59,7%, уровень безработицы – 5,1%. В органах службы занятости населения, по данным Роструда, зарегистрированы в качестве безработных 0,8 млн.человек. До 2017г. обследовалось население в возрасте 15-72 лет. В целях продолжения динамического ряда последующая информация приводится по численности и составу рабочей силы в указанном возрасте.

Таблица 1 ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ВОЗРАСТЕ 15-72 ЛЕТ

Динамика рабочей силы в РФ в 2016-2017 годах

анализ безработицы в России 2016-2018

По данным выборочного обследования рабочей силы, проведенного по состоянию на вторую неделю декабря 2017г., уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 65,8%.

Таблица 2 ДИНАМИКА УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15-72 ЛЕТ в процентах

 методология борьбы с безработицей 2

В ноябре 2017г. в общей численности занятого населения 31,8 млн.человек, или 44,0% составляли штатные (без учета совместителей) работники организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 1,4 млн.человек (в эквиваленте полной занятости).

Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в ноябре 2017г. составило 33,2 млн.человек и было меньше, чем в ноябре 2016г. на 729 тыс.человек, или на 2,1%.

Таблица 3 ДИНАМИКА ЧИСЛА ЗАМЕЩЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

(без субъектов малого предпринимательства)

 методология борьбы с безработицей 3

 методология борьбы с безработицей 4

В ноябре 2017г. в общем количестве замещенных рабочих мест в организациях удельный вес рабочих мест внешних совместителей составлял 1,7%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, — 2,5%.

Безработица. В декабре 2017г., по итогам выборочного обследования рабочей силы, 3,9 млн.человек в возрасте 15-72 лет классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда).

Уровень безработицы

Безработица в РФ в 2017 году - график

Средний возраст безработных в возрасте 15-72 лет в декабре 2017г. составил 36,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 21,7%, лица в возрасте 50-72 лет — 19,9%. Средняя продолжительность поиска работы безработными в декабре 2017г. у женщин составила 7,7 месяца, у мужчин — 7,3 месяца.

Таблица 3 ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ В ВОЗРАСТЕ 15-72 ЛЕТ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОИСКА РАБОТЫ

Динамика безработицы в РФ в 2016-2017

безработица курсовая работа 2018

Безработица в значительной степени является застойной. Из 1,4 млн. безработных сельских жителей 37,6% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 2,5 млн. безработных городских жителей — 24,3%. По данным проведенного обследования, в декабре 2017г. 24,2% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в органы службы занятости населения, 76,4% безработных — обращение к друзьям, родственникам и знакомым. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения (по данным Роструда).

К концу декабря 2017г. в органах службы занятости населения, по данным Роструда, состояли на учете 0,9 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 0,8 млн.человек имели статус безработного, в том числе 0,7 млн.человек получали пособие по безработице.

В декабре 2017г. получили статус безработного 152,3 тыс.человек, трудоустроено за месяц 52,5 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 6,3 тыс.человек, или на 10,8% меньше, чем в декабре 2016 года.

В декабре 2017г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 64,3 человека.

По итогам обследования в июле 2018г. численность рабочей силы составила 76,3 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,7 млн.человек были заняты в экономике и 3,6 млн.человек не имели занятия, но активно его искали.

По данным выборочного обследования рабочей силы, проведенного по состоянию на вторую неделю июля 2018г., уровень занятости населения (доля занятого населения в общей численности населения соответствующего возраста) в возрасте 15 лет и старше составил 59,9% (в возрасте 15-72 лет — 65,7%).

В июне 2018г. в общей численности занятого населения 31,9 млн.человек, или 44,0% составляли штатные (без учета совместителей) работники организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 1,4 млн.человек (в эквиваленте полной занятости).

Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в июне 2018г. составило 33,3 млн.человек и было больше, чем в июне 2017г., на 364 тыс.человек, или на 1,1%.

В июне 2018г. в общем количестве замещенных рабочих мест в организациях удельный вес рабочих мест внешних совместителей составлял 1,6%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, — 2,7%.

В июле 2018г., по итогам выборочного обследования рабочей силы, 3,6 млн.человек в возрасте 15 лет и старше классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда).

Уровень безработицы в июле 2018г. составил 4,7% (без исключения сезонного фактора), как для населения в возрасте 15 лет и старше, так и для населения в возрасте 15-72 лет.

Средний возраст безработных в возрасте 15 лет и старше в июле 2018г. составил 34,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 30,3%, лица в возрасте 50 лет и старше — 17,6%. Средняя продолжительность поиска работы безработными в июле 2018г. у женщин составила 6,8 месяца, у мужчин — 6,5 месяца.

Безработица в значительной степени является застойной. Из 1,1 млн. безработных сельских жителей 28,8% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 2,5 млн. безработных городских жителей — 24,4%. По данным проведенного обследования, в июле 2018г. 23,9% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в органы службы занятости населения, 72,8% безработных — обращение к друзьям, родственникам и знакомым. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения (по данным Роструда).

К концу июля 2018г. в органах службы занятости населения, по данным Роструда, состояли на учете 0,8 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 0,7 млн.человек имели статус безработного, в том числе 0,6 млн.человек получали пособие по безработице.

В июле 2018г. получили статус безработного 108,7 тыс.человек, трудоустроено за месяц 55,8 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 6,8 тыс.человек, или на 10,8% меньше, чем в июле 2017 года.

В июле 2018г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 47,6 человека.

Дальнейшие перспективы занятости и безработицы будут зависеть от ситуации с реформированием пенсионного законодательства. Эксперты допускают риски массовых увольнений людей предпенсионного возраста, а главное — работающих пенсионеров. Откровенно несправедливое лишение пенсионных прав большого количества работающих пенсионеров может серьёзно сказаться на конъюнктуре занятости населения в России. С людьми предпенсионного возраста ситуация не менее сложная. С одной стороны принят закон об уголовной ответственности за необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста. С другой стороны — состояние здоровья и качество жизни людей этой возрастной группы таково, что речь будет скорее идти об увольнении по собственному желанию (по состоянию здоровья), нежели чем о принудительном увольнении работодателем.

В целом можно резюмировать, что проблема безработицы в России в предстоящие годы может приобрести черты нестабильности и непредсказуемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мною было исследовано

понятие безработицы

  • Было выяснено, что

безработица — это

неизбежная часть рыночной системы хозяйства, которая в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда. В ходе работы были определены основные виды безработицы, их различия, условия изменения уровня безработицы и его влияние на экономику в целом. Отдельным пунктом была рассмотрена реальная ситуация в безработице в России за 2017-2018 года. Проведённый анализ показал снижение доли трудоспособного населения. Ситуация может быль усугублена реформой пенсионного законодательства и повышением пенсионного возраста. В целом можно сказать, что проблема безработицы в России в предстоящие годы может приобрести черты нестабильности и непредсказуемости.

Борьба с безработицей, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агаков В.А. Безработица в контексте повышения пенсионного возраста / Новая газета, №56, 2018 — с. 5.
  2. Воронин И.М. Проблема занятости населения в информационном обществе / СЕО-эксперт, №68, 2017. — с. 19-21.
  3. Макроэкономика: Учебник. [Текст] / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н./ — М.: ИНФРА-М, 2017. — 202 c.
  4. Экономика: Учебник для бакалавров. [Текст] / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 432 с.
  5. Занятость и экономика: политика государства в переходный период [Текст]/ Ткаченко А. А./ М.: Инфограф — 2017.- 276 с.
  6. Борьба с безработицей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Борьба_с_безработицей
  7. Федеральная служба государственной статистики // www.grks.ru
  8. Социально-экономические последствия безработицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia .ru/1_86331_sotsialno-ekonomicheskie-posledstviya-bezrabotitsi.html
  9. Социальные и экономические последствия безработицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/posledstviya-bezraboticy.html