ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Курсовая работа
Содержание скрыть

Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Очень много внимания в психологии уделяется изучению особенностей развития человека в период детства, подростковый период и период юности. Между тем процесс развития не останавливается, он продолжается в зрелом и пожилом возрасте. Противоречия и кризисы, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования.

В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Процесс демографического старения сейчас приобрел беспрецедентные масштабы, которые не имеют аналогов за всю историю человечества. Старение населения характеризуется увеличением доли пожилых людей (60 лет и старше) при сокращении доли детей (в возрасте до 15 лет) и населения трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет).

Человек, проходя через определенные этапы становления личности, приобретает уникальный жизненный опыт, убеждения, представления, что в дальнейшем помогает создать базу для формирования его целей в жизни, для осмысления своего бытия, то есть поиска смысла жизни (смысложизненных ориентаций) и способствует осмыслению бытия.

Смысложизненные ориентации — это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение и т.д. Смысложизненные ориентации, как и любые психические образования, имеют свою динамику. В процессе жизни человека смысложизненные ориентации изменяются по содержанию, эмоциональной окрашенности, регуляторному вкладу в бытие и эта динамическая тенденция прослеживается на всем пути существования человека.

Находясь в зрелом или пожилом возрасте, человек дает собственную оценку пройденной части жизни, сквозь призму своего жизненного опыта смотрит на совершенные поступки, сформировавшиеся предпочтения и убеждения, в большей степени задумывается о смысле своей жизни, т.е. смысложизненных ориентациях, поэтому данная тема заинтересовала меня своей актуальностью и новизной.

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза:

В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

3 стр., 1061 слов

О роли литературы в жизни человека и формировании личности

... Особая сила слова О важности и значении литературы в жизни человека говорили великие писатели всех времен. Это ценнейший ... самое могучее оружие, которым можно воздействовать на личность и даже исцелить. Литература неустанно стремится сеять «вечное и доброе». ... во многих литературных шедеврах показана значимость христианства для народа, что подтверждается описанием многочисленных обрядов (крещение, ...

1.Изучить психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте.

2. Сформировать комплекс методов по изучению особенностей личности в зрелом и пожилом возрасте.

3. Выявить содержание смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте.

4. Сравнить направленность и содержание смысложизненных ориентаций в зрелом и пожилом возрасте.

Теоретико-методологической основой

1. Концепция развития личности В.С.Мухиной о том, что человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасиях: как социальная единица и как уникальная личность.

2. Идея К. Маркса о том, что человек целостен, он воплощает и персонализирует в себе богатство общественных отношений, связей. То есть все цели, потребности и интересы общества живут не самостоятельной жизнью, а напрямую воплощаются в потребностях каждого индивида;

3. Методика ценностных ориентаций М.Рокича;

4. Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В.С.Мухиной;

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Данное эмпирическое исследование направлено на изучение особенностей смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте. В исследовании приняли участие 16 испытуемых, из них 8 зрелых (4 мужчины 4 женщины) в возрасте от 25 до 55 лет и 7 пожилых (4 женщины и 4 мужчины) в возрасте от 55 до 84 лет. Для изучения особенностей смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте использовался комплекс методик, таких как «Методика предельных смыслов» и «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.

Выводы, полученные в ходе эмпирического исследования:

1. При обработке результатов методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева был сделан вывод о том, что в зрелом возрасте смысложизненные ориентации личности направлены на оценку результативности пройденного жизненного этапа, ощущение осмысленности и продуктивности своей жизни; в пожилом возрасте смысложизненные ориентации личности отражают высокую эмоциональную насыщенность жизни, высокую степень удовлетворенности ею.

2. Личность пожилого возраста, преодолев множественные кризисы, сформировалась в ценностном и смысловом планах, и ее смыслы в большей степени направлены на сам процесс жизни в настоящем.

3. В зрелом возрасте человек пересматривает свои жизненные позиции и положение своего «Я» как абсолютного центра мира; человек рассматривает свою жизнь в контексте жизни других людей , осмысливает свои внутренние убеждения и принципы. Переживая кризис, личность меняется, и эти изменения влекут перестройку не только ее внутреннего мира, но и находят отражение в поведенческих реакциях личности, ее активности и деятельности.

4. Содержание смысложизненных ориентаций личности изменяется от молодости до старости.

5. Предельные смыслы в зрелом возрасте можно охарактеризовать как конкретные, направленные на достижения определенной личности, а предельные смыслы пожилого возраста более абстрактны и обширны по содержанию, в них прослеживается тенденция к заботе в первую очередь не о себе, а об окружающих людях.

Полученные данные подтверждают выдвинутую общую гипотезу о том, что содержание смысложизненных ориентаций личности изменяется от молодости до старости и частную гипотезу о том, что смысложизненные ориентации личности в зрелом возрасте в большей степени направлены на результат, а в пожилом — на процесс жизни в настоящем.

23 стр., 11218 слов

Смысложизненные ориентации человека в период ранней взроcлости

... жизнь в целом и будущее, тем менее важны эти ценности [11]. Цель данного исследования - изучить смысложизненные ориентации человека в период ранней взрослости, ... такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному ... познания других. Гордон Олпорт, занимавшийся психологией личности, начал сомневаться в приемлемости использования ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с глобальным процессом демографического старения населения нашей страны, возрастает интерес к изучению аспектов жизни людей, находящихся в зрелом и пожилом возрасте, с целью выявления особенностей смысловой сферы, которая формирует основу личности.

Главной целью курсовой работы являлось изучение смысложизненных ориентаций в зрелом и пожилом возрасте. Для достижения этой цели нами были поставлены и решены следующие задачи: проанализированы теоретические представления зарубежных и отечественных философов и психологов по данной проблеме; изучены психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте; сформировано рабочее понятие и проведено эмпирическое исследование по изучаемому вопросу.

На первом этапе нашей работы был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по становлению понятия смысложизненные ориентации личности. С помощью полученных данных было составлено рабочее понятие: смысложизненные ориентации — это направленность личности на достижение результатов в какого — либо рода деятельности; основная жизненная цель. Далее мы провели анализ понятия «смысл жизни» в различные исторические эпохи и выделили ключевые направления развития философской мысли по данному вопросу в каждой из эпох.

Второй этап нашей работы заключался в анализе психологических особенностей личности в зрелом и пожилом возрасте.

Одной из главных особенностей развития личности в зрелом возрасте является минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека — его опытом, родом занятий, установками, навыками. Люди в зрелом возрасте переживают множество кризисов, в связи с этим личность претерпевает многочисленные изменения, которые могут быть выражены в изменении рода деятельности, направленности смысложизненных ориентаций человека. В зрелости деятельность людей направлена в основном на профессиональную и семейную сферы, т.е. на успешную реализацию в карьере и создание крепкой и благополучной семьи, на эти сферы ориентированы и жизненные смыслы человека.

Пожилой возраст отличается множеством противоречий. Личность в этом возрасте также переживает несколько кризисов, претерпевает изменения, зависимые от ряда факторов и связанные с переоценкой личности, осмыслением прожитых лет, оценкой принадлежности себя к миру. Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур. Жизненные смыслы в пожилом возрасте в первую очередь связаны с семейной жизнью, поддержанием собственного здоровья, общением с родными и близкими людьми.

На разных возрастных этапах развития личности существуют динамические изменения смысловой сферы, в частности происходят качественные и количественные преобразования смысложизненных ориентаций. С разным возрастом приходят новые цели, планы, изменения, которые задают специфику дальнейшего развития смысловой сферы личности.

Заключительным этапом нашей работы было проведение эмпирического исследования смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте. В исследовании приняли участие 16 испытуемых, из них 8 зрелых (4 мужчины 4 женщины) в возрасте от 25 до 55 лет и 7 пожилых (4 женщины и 4 мужчины) в возрасте от 55 до 84 лет. Для изучения особенностей смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте использовался комплекс методик, таких как «Методика предельных смыслов» и «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.

1. В зрелом возрасте смысложизненные ориентации личности направлены на оценку результативности пройденного жизненного этапа, ощущение осмысленности и продуктивности своей жизни; в пожилом возрасте смысложизненные ориентации личности отражают высокую эмоциональную насыщенность жизни, высокую степень удовлетворенности ею.

2. Личность пожилого возраста, преодолев множественные кризисы, сформировалась в ценностном и смысловом планах, и ее смыслы в большей степени направлены на сам процесс жизни в настоящем.

3. В зрелом возрасте человек пересматривает свои жизненные позиции и положение своего «Я» как абсолютного центра мира; человек рассматривает свою жизнь в контексте жизни других людей , осмысливает свои внутренние убеждения и принципы. Переживая кризис, личность меняется, и эти изменения влекут перестройку не только ее внутреннего мира, но и находят отражение в поведенческих реакциях личности, ее активности и деятельности.

4. Содержание смысложизненных ориентаций личности изменяется от молодости до старости.

5. Предельные смыслы в зрелом возрасте можно охарактеризовать как конкретные, направленные на достижения определенной личности, а предельные смыслы пожилого возраста более абстрактны и обширны по содержанию, в них прослеживается тенденция к заботе в первую очередь не о себе, а об окружающих людях.

Полученные данные подтверждают выдвинутую общую гипотезу о том, что содержание смысложизненных ориентаций личности изменяется от молодости до старости и частную гипотезу о том, что смысложизненные ориентации личности в зрелом возрасте в большей степени направлены на результат, а в пожилом — на процесс жизни в настоящем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/besplatno-tsennostnyie-orientatsii-pojilyih-lyudey/

1. C. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование, 2012.

2. Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. – М.: Рус. яз.,2000.

3. В. П. Зинченко и Б.Г.Мещеряков. Большой психологический словарь. – М.: АСТ,2003.

4. А.Ф.Лосев. Комментарии к Диалогам Платона. Компиляция из четырехтомного издания диалогов Платона. Т.1. -М.: Мысль, 1990.

5. И. Кант. Сочинения: в 6-ти т. Т. 5. — М.: Мысль, 1966.

6. Е.Н.Трубецкой. Смысл жизни. – М.: Институт русской цивилизации,2011.

7. А. Ф. Лосев. Жизнь. — СПб.: АО «Комплект», 1993.

8. С.Л. Рубинштейн .Человек и мир. –СПб.: Питер, 2012.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест смысложизненных ориентаций А. Н. Леонтьева.

Инструкция. Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр I, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).Спасибо Вам за участие.

1. Обычно мне очень скучно Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений В жизни я имею очень ясные цели и намерения
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
9. Моя жизнь пуста и неинтересна. Моя жизнь наполнена интересными делами
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итоги моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной Если бы мне пришлось сегодня подводить итоги моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
13. Я человек очень обязательный Я человек совсем не обязательный
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей В жизни я нашел свое призвание и цель
17. Мои жизненные взгляды еще не определитесь Мои жизненные взгляды вполне определились
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
19. Мох жизнь в моих руках, и я сам управляю ею Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

[1] А.Ф.Лосев. Комментарии к Диалогам Платона. Компиляция из четырехтомного издания диалогов Платона (М.: «Мысль», 1990-199?), 1 том.

[2] Кант И. Сочинения: в 6-ти т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. 564 с.

[3] Лосев А. Ф. Жизнь (повести, рассказы, письма).

СПб.: АО «Комплект», 1993. 536 с.

[4] С.Л. Рубинштейн «Человек и мир»,Изд: Питер, 2012

[5] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975

[6] В. Э. Чудновский «Становление личности и проблема смысла жизни», Изд:»МПСИ, МОДЭК» (2006)

[7] В.С. Мухина. Развитие личности. Статьи. -2002 – 2009 гг

[8] И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возрастная психология; Изд: Сфера,2005 г.

[9] О.В. Хухлаева, Е.В Зыков, Г.В Бубнова. Психология развития и возрастная психология.- Юрайт-Издат, 2013.-367 стр.

[10] И.В. Шаповаленко. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005 – 349 стр.

[11] В.С. Мухина. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006.-608 стр.

[12] К.Н. Поливанова. Психология возрастных кризисов.- М.: Академия,2000. -180 с.

[13] Д.Я. Райгородский. Психология зрелости: учебное пособие по возрастной психологии. Изд.: Бахрах-М,2003 г.,768 стр.

[14] В.И. Жовалев. Психология зрелого возраста. СПб: Питер,2011-282 стр.

[15] Тарнавский Ю.Б. «Чтобы осень была золотой» 1988г.,112 стр.

[16] Ермолаева М.В. Практическая психология старости, 2010г.

[17] Социальная психология и общество — 2014. Том. 5, № 3, Суслова Т.Ф., Жучкова С.М.

[18] А. Подольский. Психология старости и старения. Хрестоматия, 2003 г., 275 стр.

[19] Д. А. Леонтьев. Тест смысложизненных ориентаций. – М.: Смысл, 2006.

[20] Д. А. Леонтьев. Методика предельных смыслов. – М.: Смысл, 1999.

Факультет педагогики и психологии, Кафедра психологии развития, Курсовая работа на тему:, ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Научный руководитель:

Магистр психологии, ассистент

М.Д. Батаева

Работу выполнил:

студентка I курса

К. В. Шерстнева

Москва – 2015, СОДЕРЖАНИЕ, Введение………………………………………………………………

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности…………………

1.1 Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов………………………

1.2 Динамика смысложизненных ориентаций на разных возрастных этапах………………………………………………………………

1.3 Психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте…………………………………………………………….

Глава 2 . Методы исследования особенностей СЖО личности в зрелом и пожилом возрасте…………………………………………………………………

2.1. Описание методов исследования СЖО…………………………, Заключение…………………………………………………………………, Список литературы……………………………………………………………, Приложение…………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Очень много внимания в психологии уделяется изучению особенностей развития человека в период детства, подростковый период и период юности. Между тем процесс развития не останавливается, он продолжается в зрелом и пожилом возрасте. Противоречия и кризисы, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования.

В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Процесс демографического старения сейчас приобрел беспрецедентные масштабы, которые не имеют аналогов за всю историю человечества. Старение населения характеризуется увеличением доли пожилых людей (60 лет и старше) при сокращении доли детей (в возрасте до 15 лет) и населения трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет).

Человек, проходя через определенные этапы становления личности, приобретает уникальный жизненный опыт, убеждения, представления, что в дальнейшем помогает создать базу для формирования его целей в жизни, для осмысления своего бытия, то есть поиска смысла жизни (смысложизненных ориентаций) и способствует осмыслению бытия.

Смысложизненные ориентации — это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение и т.д. Смысложизненные ориентации, как и любые психические образования, имеют свою динамику. В процессе жизни человека смысложизненные ориентации изменяются по содержанию, эмоциональной окрашенности, регуляторному вкладу в бытие и эта динамическая тенденция прослеживается на всем пути существования человека.

Находясь в зрелом или пожилом возрасте, человек дает собственную оценку пройденной части жизни, сквозь призму своего жизненного опыта смотрит на совершенные поступки, сформировавшиеся предпочтения и убеждения, в большей степени задумывается о смысле своей жизни, т.е. смысложизненных ориентациях, поэтому данная тема заинтересовала меня своей актуальностью и новизной.

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза:

В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1.Изучить психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте.

2. Сформировать комплекс методов по изучению особенностей личности в зрелом и пожилом возрасте.

3. Выявить содержание смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте.

4. Сравнить направленность и содержание смысложизненных ориентаций в зрелом и пожилом возрасте.

Теоретико-методологической основой

1. Концепция развития личности В.С.Мухиной о том, что человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасиях: как социальная единица и как уникальная личность.

2. Идея К. Маркса о том, что человек целостен, он воплощает и персонализирует в себе богатство общественных отношений, связей. То есть все цели, потребности и интересы общества живут не самостоятельной жизнью, а напрямую воплощаются в потребностях каждого индивида;

3. Методика ценностных ориентаций М.Рокича;

4. Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» В.С.Мухиной;