Политико-правовые взгляды Аристотеля

Курсовая работа

Аристотель (лат. Aristoteles) родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.

Аристотель происходит из семьи врачей при дворе македонских ца-рей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содруже-ства философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель почти 14 лет проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского.

В 335 Аристотелем основано учебное заведение в Ликее (Афины), где он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыска-ния, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко мно-гим фундаментальным открытиям.

Аристотель является основателем перипатетической школы, осново-положником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Противники часто обвиняли Аристотеля в безбожии, зато среди ок-ружавшей его молодежи он пользовался огромным уважением. Позднее Ари-стотель покидает Афины, переселяется в Халкис на Эвбее, куда за ним по-следовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до Р. Х.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство шко-лой и свою богатую библиотеку.

Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последую-щее развитие философской мысли и в эпоху позднего средневековья приоб-рела в европейских странах значение непререкаемого авторитета во всех во-просах научного знания.

Все произведения Аристотеля написаны простым языком и тщатель-но отделаны с развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга">точки зрения стиля. Пользовавшиеся в античности большой популярностью труды закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо.

По темам сочинения делятся на четыре основные группы.

13 стр., 6311 слов

Платон и Аристотель о государстве и обществе

... в устройстве государства. В позднем и незаконченном диалоге «Критий» Платон, говоря о древнем обществе, идеализирует старину, отстоящую на девять тысяч лет назад от своего времени – устройство древних Афин и мифологической ...

Во-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые Органон. Сюда входят «Категории», «Об истолковании», «Первая аналити-ка» и «Вторая аналитика», «Топика».

Во-вторых, Аристотелю принадлежат естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы: «О возникновении и уничтожении», «О небе», «Физика», «История животных» и другие.

В-третьих, существует свод текстов под названием Метафизика, представляющая собой цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний период развития его мысли – в Ассе и в заключительный период в Афинах.

В-четвертых, имеются труды по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику. Наиболее важными во второй период являются: «Эвдемова этика», относящаяся к последнему афинскому периоду, «Никома-хова этика», состоящая из множества написанных в разные периоды лекций, «Политика», «Риторика» и сохранившаяся частично «Поэтика». Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него «Афинской политии».

Выдержка из работы.

Заключение

Философия Аристотеля является не только определенным обобщени-ем, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей гре-ческой философии.

Аристотель — создатель самой обширной научной системы из суще-ствовавших в античности. Научная деятельность Аристотеля — вершина ан-тичного философского мышления, это большой вклад во все тогда известные научные области. Им были созданы новые научные направления, вместе с учениками он систематизировал науки, определял предмет и методы отдель-ных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов.

Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Больше внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем. Бытие в трудах Аристотеля представля-ет собой единство материи и формы. Это является основой всей его филосо-фии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему от-ношения единичного и общего — как отношение двух сторон действительно-сти.

Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель в понимании времени и пространства. Этим категориям он уде-ляет большое, внимание, как в \»Метафизике\», так и в \»Категориях\». Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимо-связь времени и движения.

Его рассуждения о движении в связи с существованием в нем проти-воречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического по-нимания действительности.

Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно найти и в Аристотелиевом понимании сознания (души).

Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, при-надлежащим к живой природе: растениям, животным и человеку.

Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он признает первичность материального мира относительно воспринимаю-щего субъекта. Основным уровнем познания он считает чувственное позна-ние, но большое значение он придает познанию общих взаимозависимостей и понятийному постижению общего. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших ступеней к пре-дельно абстрактным. Таким образом, научное познание в понимании Аристо-теля, представляется как вершина всего процесса познания.

7 стр., 3331 слов

Социально-политическое учение Аристотеля

... идеи Аристотеля поможет понять причину противоречия в политических учениях двух философов и позволит судить – опираясь на опыт современности - о реальности моделей идеального государства, предложенных ... что воспринимает приказания другого лица, но сам рассудка не имеет. По Аристотелю, природа устроена так, что сама физическая организация людей свободных отличается от физической ...

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Дос-тойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. напол-ненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями).

Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В отличие от Платона Аристотеле придает искусству большое значение. Ис-кусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой позна-вательной деятельности. Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением, а отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения конкретного. Важными для понимания Аристотелем искусства являются мысли, касающиеся взаимоотношения содержания и формы произведения. В этом вопросе он опирается на свое решение вопроса о соотношении материи и формы, как он его разрабатывал в своей философии.

Политико-правовая тематика подробно освещается в таких работах Аристотеля, как \»Политика\» и \»Афинская полития\». Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, государстве и праве.

Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях).

Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности.

В трактате \»Политика\» рассмотрены следующие проблемы:

1. Происхождение государства. Государство, по Аристотелю, это продукт естественного развития, оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения, как семья и поселение. Но государство являет-ся высшей формой общения.

2. Отношение к рабству. Аристотель считал, что люди не равны по природе. \»Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные\», люди с неразвитой человеческой природой и они не доросли до политической фор-мы жизни.

3. Признаки государства. Для Аристотеля, государство — это некое це-лое единство составляющих его элементов. Государство состоит из множест-ва элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.

4. Частная собственность. Аристотель оправдывает частную собст-венность. Он пишет: \»Частная собственность коренится в природе человека, в его собственной любви к себе\». Но собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной.

5. Форма государства. Аристотель проанализировал 156 видов поли-сов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).

6. Причины переворотов. Аристотель считает, что государство не мо-жет быть счастливо, если несчастен хоть один гражданин. Цель государства — счастливая жизнь граждан. Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии равенства.

7. Верховенство закона. Существенной чертой закона должно являть-ся его соответствие политической справедливости и праву. \»Всякий закон, в основе предполагает своего рода право\». Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе.

3 стр., 1084 слов

Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения

... (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля). 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: ...

Афинская полития»— это трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так назывываемых «Политий».

По своему содержанию «Афинская полития» Аристотеля делится на две части — историческую и систематическую. Первая содержит историю афинского государственного строя до конца V в. и заканчивается восстанов-лением демократии в 403 г. (гл. 1—41), вторая — описание самого строя, ка-ким он был во время Аристотеля, в IV в. «Полития» является первым произ-ведением древности, в котором обнаруживается связное описание афинского государственного строя.

По «Политии», падение монархии и переход к аристократии соверша-ется медленно, последовательно: это — эволюция, а не революция. В целом, «Полития» показывает, что афинская демократия была чисто народным соз-данием, а не результатом честолюбия и интриг отдельных личностей.

Также «Афинская полития» дала ряд новых фактов и пролила свет на многие вопросы, особенно в первой, исторической части. «Полития» многие моменты и подробности в истории афинской демократии представила в но-вом виде. С её открытием многие гипотезы рушились, другие получили не-ожиданное подтверждение.

Аристотель с большим сочувствием относится к вождям аристокра-тической партии, не будучи, однако, сторонником крайней олигархии; его симпатии на стороне середины.

С открытием «Политии» изучение внутренней истории Афин вступи-ло в новый фазис; историю афинской демократии пришлось во многом пере-делывать, некоторые научные труды по этой тематике, вышедшие в свет до 1891 г., сразу оказались устаревшими.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/aristotel-o-gosudarstve-i-prave/

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/aristotel-o-gosudarstve-i-prave/

1. Абдуллаев М. С. Аристотель и аристотелизм в истории анатомии. Баку, 1988. −195 с.

2. Авраамова М. А. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970.

3. Александров Г. Ф. Аристотель. М., 1940.

4. Ахманов А. С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960.

5. Брентано Ф. Психология Аристотеля в свете его учения о nous pohtikoj /перевод и комментарии И. В. Макаровой // Историко-философский ежегодник’2002. Научное издание. — М.: «Наука», 2003. — с. 308—340.

6. Гайденко П. П. Понятие времени в античной философии (Аристо-тель, Плотин, Августин) // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. — М., 1991.— С. 1-18.

7. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М., 1971.

8. Зубов В. П. Аристотель. М., 1963.-366 с.

9. Кенисарин А. М., Нысанбаев А. Н. Становление историко-философских идей в учениях Аристотеля и аль-Фараби // Вопросы философии.-М., 2005.- № 7.- С.136-145.

10. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения совре-менной формальной логики. М., 1959.-311 с.

11. Лупандин И. В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. 1989. № 2. С.64-73.

12. Канарш Г. Ю. Этические основания политики в современном ари-стотелианстве // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 145-152.

3 стр., 1396 слов

Афинская политика Аристотеля

... афинской демонстрации в афинской политике также отрицательны. Аристотель хотел дать своей "афинской политике" идею общей схемы развития афинских государственных институтов и визуально продемонстрировать желание демоса быть независимыми. Изложение в "Афинской политии" ... Попытка Аристотеля описать в "Политии" идеальное государство осталась незавершенной. Цель идеального государства, Аристотель, считала ...

13. Мееровский Б. В.,Бирюков Б. В. Ф. Брентано -историк философии Аристотеля // Историко-философский ежегодник 1991 М.,1991. С.146-152.

14. Чанышев А. Н. Аристотель. — М.: Мысль, 1987. — (Мыслители прошлого).

15. Орлов Р. М. Развитие логических воззрений Аристотеля // Философ-ские науки. 1964. № 3.

16. Орлов Е. В. Аристотель об основаниях классификации // Философия науки. −2006.-№ 2.-С. 3-31.

17. Севальников А. Ю. Онтология Аристотеля и квантовая реальность // Полигнозис. М., 1998. № 4. С.27-43.

18. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963

19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя клас-сика. М., 1975

20. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985