Альтруизм и эгоизм

Курсовая работа
  • провести метод сбора дополнительной информации (наблюдение, опрос)
  • изучить полученную информацию
  • сделать выводы и подвести итоги
  • Гипотеза – процент отношения людей к эгоистам выше, нежели к альтруистам, т.к. меньшее количество людей помогают другим без причины собственной выгоды.

    Методы исследования – анализ документов, наблюдение, опрос.

    Глава 1. Теоретическая часть.

    Альтруизм – в наиболее обобщенном виде – это разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому. Субъективно альтруизм проявляется в чувстве симпатии, ориентированной на оказании помощи другому человеку. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидания некой награды или иная причина в которой виден корыстный интерес.

    Термин «альтруизм» впервые был введен О. Контом, сформировавшим принцип «revile pour outrе» – жить для других. Ученый различал присущий животным инстинктивный альтруизм, объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией, и альтруизм, возникающий и развивающийся уже в ее рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врожденное свойство, объединяющее всех людей.

    Биологический взгляд на проблему альтруизма нашел отражение у Г. Спенсера, рассматривавшего альтруизм как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции; в психоаналитической концепции З. Фрейда, считавшего, что альтруистические побуждения являются невротической компенсацией побуждений противоположной направленности — первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению; у генетика Ф.Г. Добржанского, полагавшего, что альтруистические чувства «генетически запрограммированы» в индивиде и содействуют тем самым выживанию вида в борьбе за существование; у В. Эфроимсона, понимавшего под альтруизмом «всю группу эмоций, которая побуждает человека совершать поступки, лично ему непосредственно невыгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим людям».

    По мнению В. Эфроимсона, эмоции человечности, доброты, бережного отношения к детям, старикам и женщинам неизбежно развивались под действием естественного отбора и входили в фонд наследственных признаков.

    Биологической точке зрения противостоит иная позиция, изложенная наиболее полно И.П. Павловым, который считал «настоящий альтруизм приобретением культуры», связанным со второй сигнальной системой, и если она слаба, то «непременно на первом плане будет забота о собственной шкуре». Практика воспитательной работы подтверждает правильность взглядов великого физиолога: высокая культура чувств не наследуется, ее нужно формировать с момента рождения ребенка. По утверждению В.Я. Семке, — «Генетическая основа альтруизма при этом присутствует в качестве биологической предпосылки, потенциальной возможности воспитания».

    7 стр., 3478 слов

    Имидж делового человека. Внешний облик делового человека. Специфические ...

    ... не только стиль одежды, но и модель поведения делового человека. Мужской деловой имидж, Одежда делового мужчины Самая распространённая и наиболее признанная на сегодня одежда делового человека ¾ костюм. Костюм – это его ... всего подойдет кремового или красно - кирпичного цвета обувь. Косметика для делового мужчины Внешний вид мужчины должен быть безупречным. Следовательно, вы ни в коем случае ...

    Проведенный анализ литературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразие теоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые не являются взаимоисключающими. Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.

    Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействий на субъекта общественных моральных норм. Они представлены человеку главным образом в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.

    Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то в виде самоожиданий субъекта, то в виде усвоенных и переработанных им социальных норм, то в форме ценностных ориентаций или социальных установок.

    Альтруистическое поведение неотделимо от внутренней мотивации, ибо под альтруистическими понимаются только бескорыстные помогающие действия, не сулящие субъекту никаких внешних наград и поощрений, иными словами, альтруистическое поведение является непрагматическим по своей сути. За пределами альтруизма оказываются формы помогающего поведения, основанные на корыстном расчете и действия, связанные с соображениями затрат и пользы от совершаемых благодеяний. В сферу собственно альтруистических проявлений не включаются также акты помощи, осуществляемые на уровне регуляции социально-нормативного типа.

    К ним относятся: во-первых, шаблонно-стереотипные проявления помощи (культурные привычки, правила этикета); во-вторых, акты помощи, осуществляемые в соответствии с внешними социальными требованиями и ожиданиями.

    Выделяются два основных подхода к пониманию мотивационной природы альтруистического поведения:

    1) личностно-нормативный (со стороны нравственных норм и моральных убеждений личностей)

    2) эмоциональный (со стороны анализа роли альтруистических эмоций — эмпатии, сопереживания, сочувствия, симпатии в реализации альтруистического поведения).

    Альтруистическая мотивация — это всегда внутренняя личностно-смысловая мотивация. В среде внутренних мотивационных механизмов собственно альтруистического содержания следует различать два мотива, являющихся смысловыми детерминантами альтруизма — мотив морального долга и мотив сочувствия.

    17 стр., 8227 слов

    Влияние темперамента на поведение и характер человека

    ... темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Целью курсовой работы является изучение влияния темперамента на поведение и характер человека. ...

    Мотив морального долга по отношению к альтруистическим действиям является следствием нормативного воспитания личности. Ведущим чувством в мотивации этого типа является чувство ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми. Действие этого мотива непосредственно связано с областью моральной самооценки. Его реализация сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения, самоуважения, гордости, повышением самооценки. Фрустрация, невозможность реализации этого мотива, связана с ощущением бесчестности, недостойности своего поведения, пониженным самоуважением. Поведение помощи, детерминируемое исключительно этим мотивом, носит жертвенный характер.

    Мотив сочувствия, основанный на воспитании идентификационных и эмпатических способностей человека, является второй и весьма существенной смысловой детерминантой альтруизма. Реализация мотива сочувствия невозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи человека, без процесса сочувствия и сопереживания ему. О мотиве сочувствия речь идет тогда, когда проявление сочувствия в ответ на бедственное состояние другого выступает как устойчивая и закономерная тенденция поведения. Сочувствие предполагает не только понимание другого и сопереживание его состоянию, но и сопереживание возможному улучшению состояния реципиента (объекта помощи), т.е. носит опережающий, предвосхищающий характер, побуждая к совершению акта помощи.

    Наиболее альтруистичными оказываются субъекты с гармоничной представленностью в структуре личности обоих смыслообразующих мотивов, когда мотивы долга и сочувствия одинаково сильно действуют в ситуациях, аппелирующих к помощи.

    Вопрос о том, почему человек приходит на помощь, всегда раздражал эволюционистов. На первый взгляд, если рассматривать этот вопрос в рамках дарвиновской теории о том, что мы всегда стараемся способствовать нашему собственному выживанию, то проявление доброты и помощи представляется неразрешимой загадкой. Однако мы все каждый день сталкиваемся с проявлением доброты: человек может подержать открытую дверь, отдать деньги на благотворительность или вынести ребенка из горящего здания.

    В концепции общей приспособленности Гамильтона учитывается различие между личным и генетическим выживанием. Эта теория утверждает, что нам важно сохранить не только генотип нашего собственного потомства, но и генотип наших родственников. Такое разграничение существенно углубляет наше понимание того, когда и при каких обстоятельствах человек будет помогать другому, поскольку мы знаем, что люди могут пойти на личный риск или потери, если в процессе они улучшат общую родовую приспособленность, то есть увеличат шансы выживания своего генотипа. Соответственно, мы можем рискнуть даже собственным выживанием, если наш акт помощи увеличит вероятность выживания большего количества родственников с тем же генотипом.

    Выдвинутая Гамильтоном концепция общей приспособленности объясняет самопожертвование родственников. Но как может эволюционная теория обосновать тот факт, что и животные и люди регулярно помогают неродственникам? Тут нам поможет понятие взаимной помощи, введенное в современную эволюционную теорию Робертом Триверсом. Ученый отмечал, что помощь часто взаимна и люди оказывают ее сообща, так что помогающие тоже получают пользу. Во всех человеческих культурах существует норма взаимности, обязывающая людей возмещать помощь, которую они получили. Триверс показал, что взаимопомощь встречается также и среди животных. Те, у кого гены стимулировали такое взаимодействие, чаще выживали.

    5 стр., 2288 слов

    Этические требования к государственному и муниципальному служащему: ...

    ... государственного и муниципального служащего - это этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, назначению его ... культуры и неустойчивость личностных ценностей. Этический принцип гуманизма требует от государственного и муниципального служащего уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета ...

    Взаимопомощь — помощь, которая возникает в обмен на предыдущую помощь.

    Если помощь другим, даже неродственникам, дает помогающему человеку генетическое и материальное преимущество, то люди, искренне верящие в это, вероятнее всего, окажут помощь.

    Кроме генетических и материальных преимуществ помощники получают и косвенную выгоду. Поскольку стремление помогать поощряется во всех человеческих культурах, те, кто помогают, облагораживают свой образ в глазах других. Дональд Кэмпбелл отмечал, что для того чтобы стимулировать помощь в ситуациях, не предлагающих материальных или генетических вознаграждений помогающему, все человеческие общества предоставляют социальные вознаграждения тем, кто помогает. Эти социальные вознаграждения, как правило, принимают форму повышенной симпатии и одобрения. Кроме того, просоциальные действия могут также укрепить воспринимаемую власть и статус помогающего в обществе.

    Нормы общества зачастую оказывают сильное влияние на поведение. Существует два вида социальных норм. Дескриптивные нормы определяют, что, как правило, делается в данной ситуации, а инъюнктивные нормы определяют, что одобряется и не одобряется.

    Нормы того и другого типа касаются помощи: люди гораздо чаще помогают другим, когда видят наглядные примеры помощи или когда другие одобряют помощь. Тем не менее, как раз одобрение просоциальных действий, по-видимому, наиболее тесно связано с получением социального статуса и похвал.

    Самая распространенная норма помощи — это норма социальной ответственности. Она утверждает, что в целом мы должны помогать тем, кто нуждается и зависит от нашей помощи. Действует несколько факторов, когда решение человека помогать обусловливается нормой социальной ответственности. Один из детально изученных факторов — это присутствие других (случайных прохожих) и их влияние, когда появляется возможность оказать помощь, особенно если человек нуждается в срочной помощи. Эти наблюдатели могут повлиять на действие нормы социальной ответственности и, соответственно, на решение помочь тремя способами: выступая как источник помощи, как источник информации о том, требуется помощь или нет, и как источник одобрения или неодобрения, когда человек помогает или не помогает другим.

    Так как помощь приветствуется обществом, то люди могут использовать ее для достижения социального статуса и одобрения. Поэтому очень заинтересованные в социальном одобрении люди чаще оказывают помощь публично, а не приватно.

    Любое осмысленное действие, которое мы предпринимаем, влияет на наши представления о самих себе. Например, если человек испытывает потребность поддержать своё «я», то решает совершить какой-нибудь хороший поступок по отношению к кому-либо. В процессе совершения действия человек может улучшить свой образ «я». Либо если в его представлениях о самом себе присутствует альтруистический компонент, скажем, он уже считает себя щедрым и великодушным, вероятно, он позволит нуждающемуся человеку убедиться в этих его качествах. В последнем случае человек будет преследовать цель не повысить, а подтвердить самооценку.

    10 стр., 4701 слов

    Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости ...

    ... ходе изучения теоретических основ локуса контроля и стресса нами была выдвинута гипотеза : люди с промежуточным локусом контроля являются более стрессоустойчивыми, чем люди с экстернальным и интернальным локусом контроля. Мы предпологаем, что локализация ...