Гипотеза – процент отношения людей к эгоистам выше, нежели к альтруистам, т.к. меньшее количество людей помогают другим без причины собственной выгоды.
Методы исследования – анализ документов, наблюдение, опрос.
Глава 1. Теоретическая часть.
Альтруизм – в наиболее обобщенном виде – это разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому. Субъективно альтруизм проявляется в чувстве
Термин «альтруизм» впервые был введен О. Контом, сформировавшим принцип «revile pour outrе» – жить для других. Ученый различал присущий животным инстинктивный альтруизм, объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией, и альтруизм, возникающий и развивающийся уже в ее рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врожденное свойство, объединяющее всех людей.
Биологический взгляд на проблему альтруизма нашел отражение у Г. Спенсера, рассматривавшего альтруизм как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции; в психоаналитической концепции З. Фрейда, считавшего, что альтруистические побуждения являются невротической компенсацией побуждений противоположной направленности — первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению; у генетика Ф.Г. Добржанского, полагавшего, что альтруистические чувства «генетически запрограммированы» в индивиде и содействуют тем самым выживанию вида в борьбе за существование; у В. Эфроимсона, понимавшего под альтруизмом «всю группу эмоций, которая побуждает человека совершать поступки, лично ему непосредственно невыгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим людям».
По мнению В. Эфроимсона, эмоции человечности, доброты, бережного отношения к детям, старикам и женщинам неизбежно развивались под действием естественного отбора и входили в фонд наследственных признаков.
Агрессивное поведение младших школьников
... исследования:, Практическая значимость:, Апробация работы. ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Проблемы агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных ... описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, их когнитивная сфера отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно- ...
Биологической точке зрения противостоит иная позиция, изложенная наиболее полно И.П. Павловым, который считал «настоящий альтруизм
Проведенный анализ литературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразие теоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые не являются взаимоисключающими. Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.
Согласно второму принципу, альтруизм возникает в
Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так
Альтруистическое поведение неотделимо от внутренней мотивации, ибо под альтруистическими
К ним относятся: во-первых, шаблонно-стереотипные проявления помощи (культурные привычки, правила этикета); во-вторых, акты помощи, осуществляемые в соответствии с внешними социальными требованиями и ожиданиями.
Выделяются два основных подхода к пониманию
1) личностно-нормативный (со стороны нравственных норм и моральных убеждений личностей)
2) эмоциональный (со стороны анализа роли альтруистических эмоций — эмпатии, сопереживания, сочувствия, симпатии в реализации альтруистического поведения).
Альтруистическая мотивация — это всегда внутренняя личностно-смысловая мотивация. В среде внутренних мотивационных механизмов собственно альтруистического содержания следует различать два мотива, являющихся смысловыми детерминантами альтруизма — мотив морального долга и мотив сочувствия.
Мотивация поведения: потребности и мотивы
... потребность» и «мотив» обозначают одно и то же, т. к. оба выступают как внутренние регуляторы поведения. Однако потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения, а мотивы - направляющую. Потребность может быть потенциальным и реальным мотивом поведения ... на самом деле управляет его поведением, то потребность и мотив могут совпадать. Мотивы - это относительно устойчивые атрибуты ...
Мотив морального долга по отношению к альтруистическим действиям является следствием нормативного воспитания личности. Ведущим чувством в мотивации этого типа является чувство ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми. Действие этого мотива непосредственно связано с
Мотив сочувствия, основанный на воспитании идентификационных и эмпатических способностей человека, является второй и весьма существенной смысловой детерминантой альтруизма. Реализация мотива сочувствия невозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи человека, без процесса сочувствия и сопереживания ему. О мотиве сочувствия речь идет тогда, когда проявление сочувствия в ответ на бедственное состояние другого выступает как устойчивая и закономерная тенденция поведения. Сочувствие предполагает не только понимание другого и сопереживание его состоянию, но и сопереживание возможному улучшению состояния реципиента (объекта помощи), т.е. носит опережающий, предвосхищающий характер, побуждая к совершению акта помощи.
Наиболее альтруистичными оказываются субъекты с гармоничной представленностью в структуре личности обоих смыслообразующих мотивов, когда мотивы долга и сочувствия одинаково сильно действуют в ситуациях, аппелирующих к помощи.
Вопрос о том, почему человек приходит на помощь, всегда раздражал эволюционистов. На первый взгляд, если рассматривать этот вопрос в рамках дарвиновской теории о том, что мы всегда стараемся способствовать нашему собственному выживанию, то проявление доброты и помощи представляется неразрешимой загадкой. Однако мы все каждый день сталкиваемся с проявлением доброты: человек может подержать открытую дверь, отдать деньги на благотворительность или вынести ребенка из горящего здания.
В концепции общей
Выдвинутая Гамильтоном концепция общей
Культура речи. Этические и эстетические нормы речи. Речевой этикет
... эстетические нормы речи. Задачи: Дать понятие этических норм речи, речевого этикета; Рассмотреть формулы речевого этикета; Раскрыть принципы эстетических норм речи. Этические нормы речи ... человека.[2; 111] Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия ... Рассмотрим более подробно те качества, которые необходимы для должного ... всему разговору, с их помощью дается сигнал собеседнику ...
Взаимопомощь — помощь, которая возникает в обмен на предыдущую помощь.
Если помощь другим, даже неродственникам, дает помогающему человеку генетическое и материальное преимущество, то люди, искренне верящие в это, вероятнее всего, окажут помощь.
Кроме генетических и материальных преимуществ помощники получают и косвенную выгоду. Поскольку стремление помогать поощряется во всех человеческих культурах, те, кто помогают, облагораживают свой образ в глазах других. Дональд Кэмпбелл отмечал, что для того чтобы стимулировать помощь в ситуациях, не предлагающих материальных или генетических вознаграждений помогающему, все человеческие общества предоставляют социальные вознаграждения тем, кто помогает. Эти социальные вознаграждения, как правило, принимают форму повышенной симпатии и одобрения. Кроме того, просоциальные действия могут также укрепить воспринимаемую власть и статус помогающего в обществе.
Нормы общества зачастую оказывают сильное влияние на поведение. Существует два вида социальных норм. Дескриптивные нормы определяют, что, как правило, делается в данной ситуации, а инъюнктивные нормы определяют, что одобряется и не одобряется.
Нормы того и другого типа касаются помощи: люди гораздо чаще помогают другим, когда видят наглядные примеры помощи или когда другие одобряют помощь. Тем не менее, как раз одобрение просоциальных действий, по-видимому, наиболее тесно связано с получением социального статуса и похвал.
Самая распространенная норма помощи — это норма социальной ответственности. Она утверждает, что в целом мы должны помогать тем, кто нуждается и зависит от нашей помощи. Действует несколько факторов, когда решение человека помогать обусловливается нормой социальной ответственности. Один из детально изученных факторов — это присутствие других (случайных прохожих) и их влияние, когда появляется возможность оказать помощь, особенно если человек нуждается в срочной помощи. Эти наблюдатели могут повлиять на действие нормы социальной ответственности и, соответственно, на решение помочь тремя способами: выступая как источник помощи, как источник информации о том, требуется помощь или нет, и как источник одобрения или неодобрения, когда человек помогает или не помогает другим.
Так как помощь приветствуется обществом, то люди могут использовать ее для достижения социального статуса и одобрения. Поэтому очень заинтересованные в социальном одобрении люди чаще оказывают помощь публично, а не приватно.
Любое осмысленное действие, которое мы предпринимаем, влияет на наши представления о самих себе. Например, если человек испытывает потребность поддержать своё «я», то решает совершить какой-нибудь хороший поступок по отношению к кому-либо. В процессе совершения действия человек может улучшить свой образ «я». Либо если в его представлениях о самом себе присутствует альтруистический компонент, скажем, он уже считает себя щедрым и великодушным, вероятно, он позволит нуждающемуся человеку убедиться в этих его качествах. В последнем случае человек будет преследовать цель не повысить, а подтвердить самооценку.
Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости ...
... ходе изучения теоретических основ локуса контроля и стресса нами была выдвинута гипотеза : люди с промежуточным локусом контроля являются более стрессоустойчивыми, чем люди с экстернальным и интернальным локусом контроля. Мы предпологаем, что локализация ...