Агрессия в спорте

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в на­стоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различ­ных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрес­сирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессив­ность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже пе­рехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подрост­ковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-прак­тический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кру­гах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Многоплановое психологическое исследование этой про­блемы в отечественной психологии, по существу, только на­чинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и аг­рессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д, Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривав­ших особенности делинквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Не­вский и др.).

В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивны­ми подростками вычленяются три основных направления: диаг­ностические методы определения типа нарушения поведения подростка; организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками; содержание воспитательной работы с такими детьми, включая воздействие на окружающую их среду, в том числе семью и пр.

Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Спорт представляет собой модель общественного пространства, в котором отдельные взаимоотношения изменены, являясь в чем-то искусственными в отличие от многообразных отношений в обществе. По своей состязательной сути спорт уже агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. Соревнование — это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто понятие «агрессивность» заменяют понятием «спортивная злость». Занятия спортом оказывают формирующее влияние на личность спортсмена, особенно важно значение такого влияния в подростковом возрасте. При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. По данным С.В.Афиногеновой, конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. При этом агрессивность выражена по-разному у спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Например, у тех, кто занимается единоборствами (самбо, дзюдо, айкидо), агрессивность значительно выше, чем у легкоатлетов и лыжников. Если же говорить об агрессии и тревожности, то по мнению Лысенко Ю.Н., спортсмены с преобладанием агрессии над тревогой отличаются лучшей готовностью к соревнованиям. [3.с.191].

44 стр., 21903 слов

Влияние агрессивных видов спорта на человека

... Инструментальная агрессия проявляется в реализации неагрессивных целей, но всегда с намерением причинить вред. По этой причине спорт учитывает приемлемое и недопустимое поведение спортсменов. Теория социального научения рассматривает агрессивность как поведение, возникшее ...

Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения обуслов­ливает актуальность данной темы.

Объект: проявления агрессивности в подростковом возрасте.

Предмет: агрессивность старших подростков, занимающихся в спортом.

Цель: изучить понятие агрессии и проявления агрессивности в спорте.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования агрессивности.

2. Выявить виды агрессивного поведения.

3. 3анализ процесса развития личностных качеств в подростковом возрасте и выделение особенностей их формирования в процессе физического воспитания.

Структура курсовой работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

1. Агрессивность подростков как психолого-педагогическая проблема

1.1. Проблема агрессивности

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отража­ет одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступ­ность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влеку­щих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта про­блема является предметом большого числа психологических ра­бот как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, по­священы специальные монографии (Bandura A., 1950; Walter R., 1959; Berkowits Z., 1962; Buss A., 1961; Lorens K., 1967; Richard C, Walters R., Murray Braun, 1948) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман (Kaufmann, 1965) имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве».

27 стр., 13072 слов

Коррекция агрессивного поведения младших школьников

... коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте? Цель исследования: изучить особенности коррекции агрессивного поведения в школьном возрасте. Объект исследования: Агрессия как форма деструктивного поведения. Предмет исследования: педагогические условия коррекции агрессивности детей младшего школьного возраста Гипотеза исследования: Коррекция агрессивного поведения младшего школьника ...

Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет ши­рокое распространение для обозначения насильственных зах­ватнических действий.

Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрица­тельно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В то же время имеются случаи, когда об агрессивных дей­ствиях говорят как об энергично наступательных и дают им по­ложительную оценку. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный не­достаток. Однако «положительная агрессия» является, скорее, исключением, имеющим место в узко специальной сфере.

В основном же под агрессией понимается вредоносное по­ведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения — от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств. [23, с.10-11]

В подростковой жизни нередко встречаются формы насиль­ственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Согласно Бассу (Buss, 1961), враждебность — более узкое по на­правленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но не­редко люди могут находиться во враждебных и даже антагонис­тических отношениях, однако никакой агрессивности не про­являют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враж­дебности, когда обижают людей, к которым никаких враждеб­ных чувств не питают.

Психологи, находящиеся на бихевиористских позициях, обыч­но говорят об агрессивном поведении, т.е. об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто ини­циативные и всегда приносящие объекту (человеку, а в некоторых случаях и неодушевленному предмету) какой-то вред.

Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не мо­жет быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Представляется возможным выделить следующие трактовки этого понятия.

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер (Bender L.,1963), например, говорит об агрессии как тенденции прибли­жения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан (Allan F.,1964) описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее про­исхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо (Delgado H., 1963) ут­верждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».

4 стр., 1743 слов

Формы человеческой агрессивности

... приступ агрессивности. ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: Демонстрация вместо нападения. В своей изначальной форме агрессия предполагает ... агрессивности с определенными возрастными этапами. Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии ... поведение, включающее в себя много угроз и пугающих действий, ...

В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как, специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессив­ность же рассматривается как некоторая структура, являющая­ся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведе­ния. Например, Басс (Buss A., 1961) определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон (Uilson, 1964) как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособлен­ность другой особи». [7]

Таким образом, определяя агрессию, некоторые психологи игнорируют коренные различия в поведении человека и живот­ных, При этом приводимые ими определения носят формаль­ный характер, так как при подобном подходе к проявлению аг­рессии можно причислить: действия волка, убивающего овцу и съедающего ее; действия солдат, расстреливающих преступни­ков; действия мальчика, который пытается помочь старушке, но делает это так неловко, что она падает, и т.д.

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиня­ющих боль и страдание людям. В этом плане заслуживает внима­ния различение агрессии инструментальной и преднамеренной. Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или по субъективному сознанию «было необходимо» действовать.

Фишбах (Feshbach S., 1964) предложил различать три вида агрессии: случайную, инструментальную и враждебную. Кауф­ман (Kaufmann H., 1965) справедливо возражает против того, чтобы случайное, т.е. непреднамеренное действие, принесшее вред, называть агрессивны. Но он сомневался в не­обходимости различать агрессию инструментальную и враждеб­ную, или преднамеренную. Так как, в некоторых случаях нелег­ко установить, является агрессия средством или целью, но это различение весьма существенно. Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние; знать его фе­номенологию, выделяя познавательный, эмоциональный и во­левой компоненты. Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для на­падения и идентификации своих «наступательных средств».

Некоторые психологи, как, например, Лазарус (Lazarus R., 1963), считают основным возбудителем агрессии угрозу, пола­гая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Следует, однако, отметить, что далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой сто­роны, отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. Вместе с тем в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка — весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. От этого понимания зависит само воз­никновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознание своего бессилия.

19 стр., 9141 слов

Убийство, совершенное в состоянии аффекта

... курсовой работы с учетом вышеизложенного будет формирование всестороннего понимания убийств, совершенных в состоянии аффекта. Указанная цель конкретизируется в ряде исследовательских задач, важнейшими из которых являются: исследование истории развития законодательства об ответственности за убийство, совершенное в состоянии аффекта; определение понятия убийства , совершенного в состоянии аффекта ...