«Влияние черт личности на адаптационное и дезадаптационное поведение у студентов»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Повышение интереса к проблеме социальной адаптации и всё более активное изучение данной темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой, — сохранять внутреннюю стабильность и равновесие.

Постановка проблемы., Актуальность проблемы

Предметом исследования выступает влияние черт личности на адаптационное поведение.

Объектом исследования являются характерологические и типологические черты личности.

Цель данного исследования состоит в диагностике уровня социально-психологической адаптации и определения черт личности влияющих на адаптацию.

Гипотеза:

  1. черты личности влияют на степень адаптационного поведения;

  2. черты личности не влияют на степень адаптационного поведения.

Задачи:

  1. рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;

  2. раскрыть сущность адаптации как психологического процесса;

  3. определить особенности личности, влияющие на адаптационный процесс;

  4. диагностировать, степень социальной адаптации с помощью специализированных методик, определить характерологические и типологические черты личности;

  5. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Практическая значимость, Теоретическую основу работы

Ю.А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже и другие.

Достаточно четко ставит теоретические вопросы и проблемы понятия социальной адаптации личности в своих работах Д.А. Андреева. Вопросы классификации социальной адаптации личности хорошо рассмотрены в работах A.A. Налчаджян, в которых представлены ее основные виды и типы. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно — деятельностного подхода описана в работах М.В. Ромма. Процесс социальной адаптации личности исследовали: Ф.З. Меерсон, Л.Д. Столяренко. Вопросы факторов социальной адаптации личности в своих работах рассматривали: Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева. Вопросы критериев эффективности процесса социальной адаптации личности изучали: О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.

4 стр., 1521 слов

Личностно-нравственные качества личности специалиста социальной ...

... реферата - исследовать условия формирования личностно-нравственных качеств специалиста социальной работы. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть профессионально значимые качества социального работника; осветить нравственные качества личности социального работника; показать роль этики в социальной работе. Профессионально значимые качества личности социального работника ...

В исследованиях Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.

Прикладные аспекты проблемы социально — психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас,1994) и другое.

Авторы, занимающиеся проблемой адаптации студентов к вузовским условиям обучения, считают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Говоря об адаптации, Л.К.Гришанов имеет в виду не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие студента, его саморазвитие (Л.К.Гришанов, В.Д.Цуркан, 1990).

Другие ученые указывают на несовпадение организации и методов обучения в средней и высшей школах. Так, К.И.Васильев отмечает, что «неизбежность перестройки у студентов-первокурсников сложившегося за многие годы обучения в школе стереотипа, соответствующего методам обучения основам наук, для которых характерна передача знаний небольшими регулярными «порциями» с последующим столь же регулярным повторением и контролем, и установление нового стереотипа, адекватного вузовским методам обучения». На это же указывает В.П.Кондратова (1972), которая справедливо считает формирование нового стереотипа главным моментом адаптации студентов.

Период адаптации к учебной работе представляет собой сложное и длительное явление, в котором Л.Д. Демина (1988) выделяет несколько уровней: ориентировочный, неустойчивая адаптация, относительно устойчивая, поздняя адаптация и дезадаптация.

В. А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды.

3 стр., 1192 слов

Адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях

... Объект исследования – условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Предмет исследования – адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях. Цель исследования - изучить особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. ...

В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Так, например, критерий оптимального соответствия личности условиям изменяющейся социальной среды был использован Д. В. Колесовым для построения модели стадиальности адаптационного процесса, содержащей следующие стадии.

Уравновешивание — установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения.

Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям.

Приноравливание — признание и принятие основных ценностей новой среды.

Уподобление — психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок.

Предложенная модель является достаточно условной, при этом описанные стадии могут накладываться друг на друга, выступать одномоментно или взаимозаменяться.

Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны;

2) вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

3) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

4) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

5) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

Н. Н. Мельникова называют следующие стратегии адаптивного поведения:

1) активное изменение среды;

2) активное изменение себя;

3) уход из среды и поиск новой;

4) уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;

5) пассивная репрезентация себя;

6) пассивное подчинение условиям среды;

7) пассивное выжидание внешних изменений;

4 стр., 1617 слов

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. ...

... проблемах: изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе в процессе ее социализации, поспитания); рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, ...

8) пассивное ожидание внутренних изменений.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ВЛИЯНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННОЕ И ДЕЗАДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ.

1.1 Изучение социальной адаптации личности в психологии

Адаптация как явление свойственно всему живому, поэтому приспособление организма к условиям существования издавна привлекало к себе внимание человечества. Разработка понятия «адаптация» и его сущности принадлежит биологии и в большей мере связанно с эволюционной идеей. В общей форме явление адаптации в живой природе рассматривалось как выражение целесообразности в устройстве и функционировании организмов, как прямое (адекватное) приспособление (Ж. Бюфорон, Ж.Б. Ломарк, Ж. Сент-Имер).

Дальнейшее развитие проблемы адаптации связано с концепцией Ч. Дарвина. Он показал, что адаптация, как и любое другое средство выживания животного, формируется исторически, то есть является опосредованным во времени и пространстве. Приспособление, полезное в одних условиях, станет бесполезным или вредным в других. Изучение адаптации в российской науке связано с именами таких ученных как: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Н. Ухтомский. Основой в понимании явления адаптации стало положение о единстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым. В результате исследований А.Н. Ухтомский дал понятие организма, как целостности его активности во взаимоотношениях со средой в процессе адаптации, что дало толчок к поиску психологических механизмов адаптации. М.Г. Ярошевский (1971) указывает, что проблема социальной адаптации возникла в западной психологии на рубеже 30-40х годов XX столетия на базе необихевиоризма и психоанализа.

Необихевиористское определение адаптации. В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Такое состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, поскольку на практике достижима только относительная гармония между средой и индивидом. Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использования собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Это обстоятельство является основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности.

Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Следует отметить, что в таком определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида, о личностных изменениях, происходящих в процессе адаптации индивида, нет никакой речи.

8 стр., 3863 слов

Стадии развития личности в процессе социализации (адаптация, ...

... социализации и социальной адаптации Процессы социализации и социальной адаптации взаимосвязаны, они отображают единый процесс взаимодействия индивида и общества. Определение 1 Социализация – это процесс активного воспроизведения личностью социального опыта, реализуемого в деятельности и общении, развитие личности под воздействием социума, социальных институтов и агентов социализации. Процесс ...

Отмечается, что термин «социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой

Таким образом, в бихевиористических определениях социальной адаптации имеются элементы, которые можно использовать для выработки адекватного определения социально-психической адаптации личности.

Интеракционистское определение адаптации. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами.

Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (посещение школы, овладение школьными предметами, установление дружеских отношений со сверстниками, ухаживание, брак).

Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Личность, которая осуществляет преимущественно эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует эти ситуации для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний.

Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются следующие:

а) адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;

б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Следует отметить еще одну важную особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этого направления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment).

Так, например, Т. Шибутани пишет: «Итак, каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям – хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений»

3 стр., 1474 слов

Изучение личности в социальной психологии

... изучения социальной психологии, а так же закономерности поведения личности и ее деятельности и взаимодействия. Предметом исследования в данной курсовой работе будет личность человека ... личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально ...

Такой подход, во — первых, выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нем проводится различие между адаптацией и приспособлением, тогда как бихевиористы для всех случаев используют термин «приспособление», что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Это объединяет концептуальный аппарат социальной психологии личности и теории социально-психической адаптации.

Во-вторых, подход интеракционистов ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается также очень полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.

Психоаналитическая концепция адаптации личности специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманом , а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд. Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления З. Фрейда о структуре психической сферы личности, в которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego. Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego – принципом реальности. Ego «ведет войну» против Id, против Super-Ego и внешней реальности.

1.2 Классификация и виды адаптации

Следующие критерии:

1. По отношениям субъект-объект:

активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);

пассивной (конформной), когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

2. По воздействию на работника:

прогрессивная – благоприятно воздействующая на работника;

регрессивная – пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

3. По уровню:

первичная – когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;

вторичная – при последующей смене работы.

В.Волина выделяет также еще два вида адаптации:

адаптация работника в новой должности;

адаптация работника к понижению в должности;

4. По направлениям:

Производственная;

Непроизводственная.

Виды адаптации.

11 стр., 5032 слов

Проблема адаптации личности в меняющихся социальных и культурных условиях

... Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде. Это приспособление человека к обществу, к которому он принадлежит, или к определенной социальной группе. Адаптация ... управленческое воздействие. Социальные условия – условия жизнедеятельности индивида в ...

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния, меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п. Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия. Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.

Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Как общую эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, которые могут вызвать асоциальное поведение, различные девиантные поведения, крайним же выражением которых служит аутизм.

Показателями успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией).

Акклиматизация является процессом активного приспособления человеческого организма к непривычным для него климатическим условиям.

Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс психологической адаптации.

23 стр., 11094 слов

Pеферат. Личность как социально-культурная реальность

... социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и ... конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду ...

Процесс адаптации развивается на основе взаимодействия регуляторных систем, а их нарушения приводят к функциональным и органическим изменениям в организме. Даже незначительные отклонения в адаптивном потенциале человека могут вызвать серьёзные сдвиги в состоянии здоровья. Снижение адаптационных возможностей организма считается фактором риска высокой заболеваемости.

Процесс адаптации студентов отражает сложный и длительный процесс обучения и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Адаптация студентов к образовательным условиям имеет фазный характер, обусловленный разнообразными специфическими (учебными) и неспецифическими (поведенческими, бытовыми и др.) факторами. Наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах. Некоторые исследователи выделяют следующие этапы адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально — психологическая адаптация (продолжается до 3 лет).

Причём адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний.

1.3 Адаптивные характеристики личности

Детальное описание процесса социальной адаптации позволяет внести некоторую определённость в проблему изучения адаптивных свойств личности.

Личность — это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Структура личности (Ганзен): темперамент, направленность, характер, способности.

Концепция динамической структуры личности (К. К. Платонов).

Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек);

индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память);

биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т. п.).

1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

10 стр., 4837 слов

Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза

... повышает эффективность воспитания социально-ориентированной личности в вузе. Предложенный автором комплекс психолого-педагогических условий и механизмов позволяет повысить эффективность развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза. Работа состоит из введения, ...

Понятие адаптивного потенциала широко использовалось как в психоаналитических, так и в интеракционистских концепциях психической адаптации. Так Адлер связывает проблемы адаптации индивида в обществе с «невротическим стилем жизни», который является следствием «трудного» детства и характеризуется такими особенностями как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалестичность. Этот «невротический» стиль жизни постоянно сопровождается ощущением угрозы самооценки, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими.

В концепции фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца, социальная адаптация взрослого человека рассматривается как предопределенная опытом детства, формирующим фундаментальные межличностные потребности и соответствующий личностный тип, который либо задает адекватную интеграцию в отношениях с другими, либо создает проблемы в сфере межличностных конфликтов.

В современной психологии проблемы адаптированности личности занимают немаловажное место. Под адаптивностью обычно понимают наличие некоторых способностей, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации и нормализовать свое взаимодействие со средой. Существует огромное разнообразие мнений по поводу того, что именно входит в это понятие, и какие свойства следует считать адаптивными. Здесь можно встретить описание достаточно обобщённых личностных качеств, таких как осознанность, гибкость поведения, способность к внутриличностным изменениям, социально-психологическая терпимость. Наряду с этим используется простое перечисление особенностей поведения, присущих достаточно адаптированным индивидам: дружелюбность, ответственность, соответствие поведения этическим нормам. Если адаптивность рассматривается как система способов, позволяющих справляться с типичными проблемными ситуациями, то отмечаются такие качества, как способность принимать адекватные решения, наличие соответствующих знаний, умений.

Так же об уровне адаптированности личности в группе можно судить по характеристикам фрустрационных реакций. Фрустрация — это особое психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению поставленной цели. Важной характеристикой поведения в таких ситуациях является фрустрационная толерантность, то есть способность противостоять различным жизненным трудностям, способность переживать неудачи.

Ответы людей на воздействие фрустрирующих ситуаций имеют ряд важных особенностей. В частности, есть такие реакции, которые непосредственны, но имеются также отсроченные адаптивные ответы, механизмы и процессы. Для формирования, выработки таких ответов психике требуется определенное время. К их числу относится, например, сублимация. Отсроченные механизмы, по нашему мнению, генетически и в структурно — функциональном отношении более сложны и служат для осуществления более фундаментальных адаптивных процессов.

Другие же реакции, например, агрессия, являются преимущественно непосредственными реакциями на фрустрирующую ситуацию.

Таким образом, любая защитная реакция, особенно если она уже оформлена и автоматизирована, может быть как непосредственной, так и отсроченной. Но некоторые из них по природе своей являются отсроченными (особенно когда первые формируются), а другие большой отсрочки для формирования и использования не требуют.

Успешности социально – психологической адаптации в различных условиях способствуют и некоторые характерологические особенности и качества личности. С. В. Овдей, А.А. Алдашева, В.Ю. Селин сходятся во мнении, что ведущей характеристикой, влияющей на протекание процесса адаптации, является эмоциональная стабильность – нестабильность. Другие исследователи подчёркивают важную роль активности личности. При этом авторы выделяют разные аспекты активности: активность в общении, активность в деятельности, интеллектуальную активность, которые проявляются в таких личностных качествах, как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

С. А. Ларионова выделяет следующие факторы, детерминирующие адаптацию личности; ценностные ориентации, направленность личности; «Я – концепция» личности; базовая социальная потребность личности в позитивном отношении и самоотношении; адаптационные ресурсы; свойства интеллекта; эмоционально – волевой компонент.

Процесс адаптации индивида детерминируется как средовыми воздействиями, так и субъективными характеристиками личности.

Выводы по теоретической части

Разработка понятия «адаптация» и его сущности принадлежит биологии и в большей мере связанно с эволюционной идеей. В общей форме явление адаптации в живой природе рассматривалось как выражение целесообразности в устройстве и функционировании организмов. Разработка понятия «адаптация» и его сущности принадлежит биологии и в большей мере связанно с эволюционной идеей. В общей форме явление адаптации в живой природе рассматривалось как выражение целесообразности в устройстве и функционировании организмов.

Рассмотрение социальной адаптации разными школами.

  1. Бихевиористическое определение адаптации.

Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Следует отметить, что в таком определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида, о личностных изменениях, происходящих в процессе адаптации индивида, нет никакой речи.

Отмечается, что термин «социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой.

Таким образом, в бихевиористических определениях социальной адаптации имеются элементы, которые можно использовать для выработки адекватного определения социально-психической адаптации личности.

  1. Интеракционистское определение адаптации.

Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются следующие:

а) адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;

б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

  1. Психоаналитическая концепция адаптации личности.

Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления З. Фрейда о структуре психической сферы личности, в которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego. Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego – принципом реальности. Ego «ведет войну» против Id, против Super-Ego и внешней реальности.

Классификация адаптации:

1. По отношениям субъект-объект: активной, пассивные.

2. По воздействию на работника: прогрессивная, регрессивная; первичная, вторичная.

3. По направлениям: производственная, непроизводственная.

Виды адаптации: профессиональная адаптация, психофизиологическая адаптация, социально-психологическая адаптация.

Успешность социальной адаптации зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс психологической адаптации.

Некоторые исследователи выделяют следующие этапы адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально — психологическая адаптация (продолжается до 3 лет).

Причём адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний.

Успешности социально – психологической адаптации в различных условиях способствуют и некоторые характерологические особенности и качества личности. С. В. Овдей, А.А. Алдашева, В.Ю. Селин сходятся во мнении, что ведущей характеристикой, влияющей на протекание процесса адаптации, является эмоциональная стабильность – нестабильность. Другие исследователи подчёркивают важную роль активности личности. При этом авторы выделяют разные аспекты активности: активность в общении, активность в деятельности, интеллектуальную активность, которые проявляются в таких личностных качествах, как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

С. А. Ларионова выделяет следующие факторы, детерминирующие адаптацию личности; ценностные ориентации, направленность личности; «Я – концепция» личности; базовая социальная потребность личности в позитивном отношении и самоотношении; адаптационные ресурсы; свойства интеллекта; эмоционально – волевой компонент.

Личность — это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Структура личности (Ганзен): темперамент, направленность, характер, способности.

РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННОЕ И ДЕЗАДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ 1 – 3 КУРСОВ.

2.1. Использованные методики при диагностическом исследовании.

Практическая работа по изучению влияния черт личности на адаптационное и дезадаптационное поведение проводилась с помощью следующих диагностических методик:

  1. Методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник личностный.

Предназначен для изучения особенностей социально – психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

  1. Методика исследование восприятия индивидом группы

(Залюбовская Е.В.).

Методика позволяет выявить три типа направленности (восприятия индивидом группы): индивидуалистический, коллективистский, прагматический.

  1. «Тест Томаса».

Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

  1. Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман).

Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса.

  1. Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла).

Определение уровня доброжелательности личности к окружающим людям.

  1. Личностный опросник Айзенка.

Тест (личностный опросник) Айзенка направлен на диагностику двух параметров личности, нейротизм и экстраверсию-интроверсию. Часто этот тест интерпретируют как направленный в первую очередь на диагностику темперамента человека.

  1. «Тест Торренса».

В настоящее время используется для измерения креативного мышления.

2.2. Описание проведения исследования и его результат

Экспериментальное исследование влияния черт личности на адаптационное и дезадаптационное поведение у студентов 1 – 3 курсов проводилось на базе Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, а также Луганского государственного колледжа экономики и торговли. В исследовании приняло участие 60 человек. Из низ 30 человек первокурсников и 30 человек студенты 3 курса.

Методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2″ — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.

Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

1)»Адаптация»(А);

2)»Приятие других»(

3)»Интернальность»(

4)»Самовосприятие»(

5)»Эмоциональная комфортность»(

6)»Стремление к доминированию»(

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

Студенты 1 курса

97

71

69

85

68

2)А.К.

79

100

83

84

85

43

3)Б.С.

56

77

55

39

59

44

Ф. И.

А

S

L

E

I

D

4)Б.К.

49

59

59

43

55

41

5)Г.Я.

49

62

64

53

47

17

6)К.К.

71

82

90

72

71

0

7)К.С.

50

61

66

38

56

49

8)К.М.

51

62

56

42

57

51

9)К.Н.

49

67

49

40

51

51

10)К.Т.

59

73

63

55

60

45

11)К.Ю.

60

76

64

64

61

52

12)К.В.

49

53

52

51

50

31

13)Л.К.

70

74

67

83

90

67

14)Л.А.

62

67

63

68

67

25

15)Н.И.

61

71

65

61

70

29

16)Н.Н.

68

88

75

59

64

50

17)Н.О.

50

67

57

42

56

41

18)П.Ю.

72

84

78

76

64

59

19)П.Л.

52

66

51

50

58

46

20)П.О.

53

69

55

45

56

49

21)С.И.

73

76

76

74

88

76

22)С.А.

68

81

82

79

59

87

23)С.О.

72

82

69

67

88

80

24)С.А.

51

66

61

43

53

44

25)С.Н.

44

62

47

45

54

52

26)Т.О.

56

71

65

45

61

40

27)Ф.А.

48

55

48

53

49

40

28)Ф.И.

80

93

71

82

80

64

29)Ц.А.

57

71

58

42

60

41

30)Ю.Ю.

59

78

58

59

63

34

«Адаптация»(

Высокий уровень – 73%.

Средний уровень – 27%.

«Самовосприятие»(

Высокий уровень – 100%.

«Приятие других»(

Высокий уровень – 90%.

Средний уровень – 10%.

«Эмоциональная комфортность»(

Высокий уровень – 60%.

Средний уровень – 40%.

«Интернальность»(

Высокий уровень –93 %.

Средний уровень – 7%.

«Стремление к доминированию»(

Высокий уровень – 36%.

Средний уровень – 57%.

Низкий уровень – 7%.

Студенты 3 курса

35

45

20

44

15

2)Б.К.

57

83

61

42

59

57

3)В.Д.

53

57

50

60

57

44

4)Д.Я.

58

72

59

47

62

58

5)Е.Т.

61

78

64

62

57

25

6)К.А.

72

87

78

86

76

40

7)К.А.

63

77

59

65

64

43

8)К.М.

61

74

62

68

62

47

Ф. И.

А

S

L

E

I

D

9)К.И.

51

54

63

53

54

53

10)М.В.

72

84

69

74

81

50

11)М.Л.

81

98

73

78

85

55

12)М.М.

52

71

37

51

54

53

13)М.А.

60

71

57

52

73

56

14)М.О.

82

94

76

78

83

79

15)Н.Т.

53

71

45

42

51

62

16)П.А.

84

95

83

83

83

67

17)Р.Ю.

75

91

82

76

68

63

18)Р.Н.

57

65

58

54

65

46

19)С.К.

65

86

58

62

78

68

20)С.Л.

67

67

76

71

65

51

21)С.О.

65

77

63

64

65

63

22)Т.А.

80

87

83

86

81

68

23)Т.Н.

75

85

86

78

80

50

24)Х.А.

76

92

62

82

86

61

25)Ш.Н.

72

86

55

79

82

82

26)Щ.Д.

54

61

50

68

51

55

27)Щ.Н.

47

65

51

37

51

37

28)Ц.Н.

43

52

40

27

49

75

29)Ч.В.

64

74

66

57

68

47

30)Я.Ж.

52

62

49

58

58

51

«Адаптация»

Высокий уровень – 20%.

Средний уровень – 7%.

Низкий уровень — 3%.

«Самовосприятие»(

Высокий уровень – 97%.

Низкий уровень — 3%.

«Приятие других»(

Высокий уровень – 7%.

Средний уровень – 20%.

Низкий уровень – 3%.

«Эмоциональная комфортность»(

Высокий уровень – 10%.

Средний уровень – 10%.

Низкий уровень – 10%.

«Интернальность»(

Высокий уровень – 93%.

Средний уровень – 7%.

«Стремление к доминированию»(

Высокий уровень – 63%.

Средний уровень – 27%.

Низкий уровень – 10%.

Исходя из полученных данных следует, что студенты 1 курсов более адаптированы, чем студенты 3 курсов.

Это связано с тем, что каждый студент начинает стремиться к доминированию. Высокий уровень у студентов 3 курсов по доминированию выше на 27%, чем у первокурсников. Интернальность и самовосприятие не изменяются. Снижается на 3 курсе уровень адаптации, принятие других и эмоциональная комфортность.

С помощью наблюдения за студентами 3 курса была получена дополнительная информация. Коллективы менее способны к сотрудничеству и больше проявляют внутригрупповое соперничество.

Тест Томаса

Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Тест состоит из 30 вопросов. Полученный результат соответствует определённой шкале. Шкалы: 1)«соперничество», 2)«сотрудничество», 3)«компромисс», 4)«избежание» и 5)«приспособление».

Студенты 1 курса

4

3

5

9

2)А.

3

5

8

8

6

3)Б.С.

3

7

6

7

7

4)Б.К.

5

5

7

6

7

5)Г.Я.

0

3

8

8

11

6)К.К.

1

2

9

9

9

7)К.С.

10

5

7

2

6

8)К.М.

8

5

7

3

7

9)К.Н.

2

6

8

9

5

10)К.Т.

0

6

10

5

9

11)К.

1

7

8

7

7

12)К.

0

7

6

7

10

13)Л.

1

7

10

5

7

14)Л.А.

2

6

5

9

8

15)Н.И.

0

6

9

5

10

16)Н.

0

6

7

9

8

17)Н.О.

2

7

9

6

6

18)П.Ю.

5

6

6

6

6

19)П.Л.

3

6

9

9

3

20)П.

2

8

9

5

6

21)С.И.

7

9

5

4

5

22)С.А.

1

9

5

5

10

23)С.

4

7

5

9

5

24)С.

4

5

7

4

10

Ф.И.

Шк. №1

Шк. №2

Шк. №3

Шк. №4

Шк. №5

25)С.

4

6

6

6

8

26)Т.

0

5

9

6

10

27)Ф.А.

1

6

6

7

10

28)Ф.И.

4

9

7

7

3

29)Ц.

0

6

10

5

7

30)Ю.

0

7

6

7

10

1)«Соперничество».

Высокий уровень – 3%.

Средний уровень – 17%.

Низкий уровень – 80%.

2)«Сотрудничество».

Высокий уровень – 10%.

Средний уровень – 80%.

Низкий уровень – 10%.

3)«Компромисс».

Высокий уровень – 30%.

Средний уровень – 67%.

Низкий уровень – 3%.

4)«Избежание».

Высокий уровень – 20%.

Средний уровень – 67%.

Низкий уровень – 13%.

5)«Приспособление».

Высокий уровень – 37%.

Средний уровень – 56%.

Низкий уровень – 7%.

Студенты 3 курса

7

3

3

9

2)Б.

7

7

7

3

6

3)В.

9

9

5

3

4

4)Д.Я.

11

8

6

1

4

5)Е.Т.

0

7

10

8

5

6)К.

3

4

7

7

9

7)К.

1

6

10

6

7

8)К.М.

1

6

9

6

8

9)К.И.

5

6

5

4

9

10)М.

1

9

5

7

8

11)М.

3

8

7

8

4

12)М.М.

10

6

6

4

4

13)М.А.

4

3

6

10

6

14)М.О.

6

7

5

6

6

15)Н.Т.

11

4

5

4

5

16)П.

6

3

9

3

9

17)Р.

6

6

7

3

8

18)Р.

1

4

6

7

11

19)С.

8

6

5

8

3

20)С.Л.

10

6

3

3

8

21)С.

3

3

8

6

10

22)Т.

12

7

6

2

3

23)Т.

7

8

5

3

7

24)Х.А.

5

7

9

4

5

25)Ш.Н.

11

5

4

5

5

26)Щ.Д.

4

9

6

2

9

27)Щ.

2

7

9

7

5

28)Ц.

6

2

10

8

4

Ф.И.

Шк. №1

Шк. №2

Шк. №3

Шк. №4

Шк. №5

29)Ч.

2

10

8

4

6

30)Я.Ж.

8

8

2

3

8

1)«Соперничество».

Высокий уровень – 23%.

Средний уровень – 37%.

Низкий уровень – 40%.

2)«Сотрудничество».

Высокий уровень – 13%.

Средний уровень – 64%.

Низкий уровень – 23%.

3)«Компромисс».

Высокий уровень – 23%.

Средний уровень – 64%.

Низкий уровень – 13%.

4)«Избежание».

Высокий уровень – 3%.

Средний уровень – 44%.

Низкий уровень – 53%.

5)«Приспособление».

Высокий уровень – 23%.

Средний уровень – 54%.

Низкий уровень – 23%.

По шкале «соперничество» показатели у 3 курса возрастают на 20% высокого уровня по сравнению с 1 курсом; шкала «сотрудничество» — 3 курс выше на 3% высокого уровня; шкала «компромисс» — 3 курс ниже на 7% (высокий уровень); шкала «избежание» — 3 курс ниже на 17% (высокий уровень); шкала «приспособление» — 3 курс выше на 14% (высокий уровень).

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла).

Определение уровня доброжелательности личности к окружающим людям. Тест имеет 8 вопросов, на каждый из которых выбирается вариант ответа: а или в. При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении – в 0 баллов.

Студенты 1 курса

2)А.К.

5

3)Б.С.

6

4)Б. К.

1

5)Г. Я.

5

6)К.К.

5

7)К.С.

5

8)К.М.

5

9)К.Н.

5

10)К.Т.

4

11)К.Ю.

5

12)К.В.

1

13)Л. К.

5

14)Л.А.

5

15)Н.И.

7

16)Н. Н.

3

17)Н. О.

1

18)П. Ю.

8

19)П. Л.

3

20)П.О.

3

21)С.И.

4

22)С.А.

3

Ф. И.

Уровень доброжелательности

23)С. О.

5

24)С.А.

6

25)С.Н.

6

26)Т.О.

8

27)Ф.А.

5

28)Ф. И.

8

29)Ц. А.

4

30)Ю. Ю.

6

Высокий уровень – 27%.

Средний уровень – 63%.

Низкий уровень – 10%.

Студенты 3 курса

2)Б. К.

4

3)В. Д.

8

4)Д. Я.

4

5)Е.Т.

4

6)К.А.

3

7)К.А.

4

8)К.М.

6

9)К. И.

3

10)М. В.

6

11)М.Л.

6

12)М.М.

5

13)М. А.

6

14)М.О.

7

Ф. И.

Уровень доброжелательности

15)Н. Т.

4

16)П.А.

5

17)Р.Ю.

5

18)Р.Н.

8

19)С. К.

3

20)С. Л.

7

21)С.О.

7

22)Т.А.

4

23)Т.Н.

4

24)Х.А.

5

25)Ш.Н.

2

26)Щ. Д.

5

27)Щ.Н.

3

28)Ц.Н.

1

29)Ч. В.

7

30)Я. Ж.

4

Высокий уровень – 33%.

Средний уровень – 57%.

Низкий уровень – 10%.

На 6% возрастает доброжелательность у студентов 3 курсов. Индивидуальные особенности развиваются и сохраняются. Внутренне человек остаётся самим собой. Самовосприятие и интернальность по тесту Роджерс, Даймонд, как уже было замечено не изменяется у студентов 1 – 3 курсов. Внешне приобретают новые навыки взаимодействия именно с актуальным окружением. Об этом свидетельствует приобретённое качество доминирование (Роджерс, Даймонд), как способ бытия.

Методика исследование восприятия индивидом группы

(Залюбовская Е.В.).

Методика состоит из 14 вопросов. Варианты: а, б и в. Методика позволяет выявить три типа направленности (восприятия индивидом группы): 1)индивидуалистический, 2)коллективистский, 3)прагматический.

Шкала индивидуалистическая направленность – позволяет выявить степень восприятия группы через личностные принципы и ценности.

Шкала коллективистическая направленность – измеряет степень зависимости принятия индивидуального решения от мнения группы.

Шкала прагматическая направленность – степень соответствия цели индивида интересам группы.

Студенты 1 курса

6

5

2)А.К.

2

9

3

3)Б.С.

7

6

1

4)Б.К.

5

7

2

5)Г.Я.

4

4

6

6)К.К.

4

7

3

7)К.С.

4

8

2

8)К.М.

9

3

2

9)К.Н.

4

3

1

10)К.Т.

4

7

3

11)К.Ю.

4

9

4

12)К.В.

5

5

4

13)Л.К.

5

5

3

14)Л.А.

6

6

2

15)Н.И.

2

10

2

16)Н.Н.

6

5

3

Ф. И.

1

2

3

17)Н.

6

6

2

18)П.Ю.

6

6

2

19)П.Л.

3

7

4

20)П.О.

4

9

1

21)С.И.

6

6

2

22)С.А.

3

7

4

23)С.О.

3

9

2

24)С.А.

4

9

1

25)С.Н.

6

4

3

26)Т.О.

3

9

2

27)Ф.А.

5

5

4

28)Ф.И.

3

9

2

29)Ц.А.

7

5

2

30)Ю.Ю.

6

5

3

Индивидуалистическая направленность

Высокий уровень – 3%.

Средний уровень – 44%.

Низкий уровень – 53%.

Коллективистическая направленность

Высокий уровень – 27%.

Средний уровень – 60%.

Низкий уровень – 13%.

Прагматическая направленность

Средний уровень – 7%.

Низкий уровень – 93%.

Студенты 3 курса

4

8

2)Б.

6

4

4

3)В.

3

5

6

4)Д.

3

8

3

5)Е.Т.

3

7

4

6)К.А.

3

8

3

7)К.А.

4

6

4

8)К.М.

3

9

2

9)К.И.

6

4

4

10)М.В.

3

7

4

11)М.Л.

3

8

3

12)М.М.

6

5

2

13)М.А.

4

7

3

14)М.

8

5

1

15)Н.Т.

6

6

2

16)П.А.

2

9

3

17)Р.Ю.

0

10

4

18)Р.Н.

3

7

4

19)С.К.

5

8

1

20)С.Л.

5

8

2

21)С.О.

4

7

3

22)Т.А.

4

8

2

23)Т.Н.

7

5

2

24)Х.А.

6

7

1

25)Ш.Н.

3

5

1

26)Щ.Д.

7

4

3

27)Щ.Н.

8

2

4

Ф. И.

1

2

3

28)Ц.Н.

8

4

2

29)Ч.В.

2

9

3

30)Я.Ж.

7

3

4

Индивидуалистическая направленность

Средний уровень – 43%.

Низкий уровень – 57%.

Коллективистическая направленность

Высокий уровень – 13%.

Средний уровень – 64%.

Низкий уровень – 23%.

Прагматическая направленность

Средний уровень – 7%.

Низкий уровень – 93%.

Высокий уровень индивидуалистической направленности у студентов 3 курса отсутствует. Коллективистическая направленность снижается на 14% по высокому уровню (3 курс).

Прагматическая направленность не изменяется.

Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман).

Методика позволяет выявить рабочую и общежитейскую направленность индивида. Общежитейская направленность состоит из: 1)жизнеобеспечение; 2)комфорт; 3)общение. Рабочая направленность: 1)общая активность; 2)творческая активность; 3)социальная полезность.

Студенты 1 курса

2

3

Раб.напр.

1

2

3

1)А.С.

12

22

22

16

22

28

2)А.К.

16

17

23

15

30

23

3)Б.С.

16

20

20

15

28

12

Ф.И.

Общ.напр. №1

2

3

Раб.напр.

1

2

3

4)Б.К.

8

9

23

5

24

16

5)Г.

10

11

17

6

9

6

6)К.

11

18

22

14

22

17

7)К.

2

6

16

4

6

12

8)К.М.

10

20

15

8

15

13

9)К.Н.

17

24

20

14

22

19

10)К.

14

17

25

15

30

23

11)К.

12

14

18

6

11

9

12)К.

10

20

14

17

19

18

13)Л.

7

10

20

11

13

9

14)Л.А.

7

12

15

6

22

10

15)Н.И.

9

13

20

6

21

20

16)Н.

13

17

21

12

25

18

17)Н.О.

7

20

18

14

21

14

18)П.Ю.

6

20

24

19

25

15

19)П.Л.

19

22

21

16

26

17

20)П.О.

25

12

19

14

21

20

21)С.

16

26

22

16

26

18

22)С.А.

8

18

22

15

23

17

23)С.О.

17

22

20

15

22

19

24)С.А.

13

18

22

14

24

25

25)С.Н.

18

17

23

15

24

17

26)Т.

13

17

21

20

28

30

27)Ф.А.

15

25

21

15

29

23

28)Ф.И.

7

4

7

10

13

9

29)Ц.

17

18

24

14

18

15

30)Ю.Ю.

9

18

20

8

20

16

Общежитейская направленность.

1)Жизнеобеспечение.

Высокий уровень – 37%.

Средний уровень – 36%.

Низкий уровень – 27%.

2)Комфорт.

Высокий уровень – 70%.

Средний уровень – 17%.

Низкий уровень – 13%.

3)Общение.

Высокий уровень – 84%.

Средний уровень – 13%.

Низкий уровень – 3%.

Рабочая направленность

1)Общая активность.

Высокий уровень – 43%.

Средний уровень – 30%.

Низкий уровень – 27%.

2)Творческая активность.

Высокий уровень – 77%.

Средний уровень – 13%.

Низкий уровень – 10%.

3)Социальная полезность.

Высокий уровень – 33%.

Средний уровень – 40%.

Низкий уровень – 27%.

Студенты 3 курса

2

3

Раб.напр.

1

2

3

1)Б.А.

17

24

18

16

21

12

2)Б.К.

6

12

21

9

20

12

3)В.Д.

8

8

19

9

11

8

4)Д.Я.

12

15

18

12

29

23

5)Е.

9

12

21

8

20

16

6)К.А.

14

15

25

9

23

14

7)К.А.

7

15

21

15

22

19

8)К.

11

15

18

15

26

19

9)К.

16

14

20

17

21

14

10)М.

6

12

15

11

19

8

11)М.

15

16

22

17

23

17

12)М.

9

7

8

13

15

8

13)М.А.

6

16

20

5

14

9

14)М.О.

15

21

17

18

28

20

15)Н.Т.

16

15

24

17

26

21

16)П.А.

16

18

22

10

18

15

17)Р.

14

26

25

19

23

22

18)Р.Н.

9

12

17

13

17

20

19)С.К.

11

13

17

15

23

16

20)С.

8

14

22

10

15

8

21)С.

11

19

23

16

25

21

22)Т.А.

16

24

25

18

25

20

23)Т.Н.

17

17

18

9

17

16

24)Х.

18

25

23

22

31

22

25)Ш.Н.

22

22

21

19

20

20

26)Щ.Д.

13

12

15

9

9

19

Ф.И.

Общ.напр. №1

2

3

Раб.напр.

1

2

3

27)Щ.Н.

9

14

18

11

10

5

28)Ц.Н.

7

7

13

7

12

6

29)Ч.В.

10

14

24

14

19

11

30)Я.

18

18

25

14

23

22

Общежитейская направленность.

1)Жизнеобеспечение.

Высокий уровень – 44%.

Средний уровень – 33%.

Низкий уровень – 23%.

2)Комфорт.

Высокий уровень – 60%.

Средний уровень – 33%.

Низкий уровень – 7%.

3)Общение.

Высокий уровень – 87%.

Средний уровень – 10%.

Низкий уровень – 3%.

Рабочая направленность

1)Общая активность.

Высокий уровень – 43%.

Средний уровень – 30%.

Низкий уровень – 27%.

2)Творческая активность.

Высокий уровень – 67%.

Средний уровень – 20%.

Низкий уровень – 13%.

3)Социальная полезность.

Высокий уровень – 44%.

Средний уровень – 23%.

Низкий уровень – 33%.

Общежитейская направленность.

Жизнеобеспечение у студентов 3 курса повысилось на 7% (высокий уровень).

Комфорт понизился на 10% (высокий уровень).

Общение повысилось на 3%.

Рабочая направленность.

Общая активность осталась неизменной. Творческая активность у студентов 3 курса понизилась на 10% (высокий уровень).

Социальная полезность возросла на 11%.

Личностный опросник Айзенка.

Тест (личностный опросник) Айзенка направлен на диагностику двух параметров личности, нейротизм и экстраверсию-интроверсию. Этот тест интерпретируют как направленный в первую очередь на диагностику темперамента человека.

Студенты 1 курса

Холериков — 63%.

Холерико – меланхолический – 3%.

Меланхолик – 13%.

Флегматик – 7%.

Сангвиник – 3%.

Сангвинико – холерический – 3%.

Сангвинико – флегматический – 7%.

Сангвиник:

Холерик: нестабильная личность, обидчив, возбуждён, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса – склонность к истерико – психопатическим реакциям.

Флегматик:, Меланхолик:

Студенты 3 курса

Сангвиник – 23%.

Сангвинико – холерический – 7%.

Меланхолик – 7%.

Флегматико – меланхолический – 3%.

Флегматик – 3%.

Холерик – 57%.

В данной выборке студентов 1 – 3 курсов преобладает холерический тип темперамента.

«Тест Торренса».

В настоящее время используется для измерения креативного мышления.

Требуется дорисовать 6 рисунков.

Студенты 1 курса

4

2)А.

5,6

2

3)Б.

9,8

5

4)Б.

8,8

4

5)Г.Я.

9

3

6)К.К.

7,8

3

7)К.С.

9,8

5

8)К.

9,2

4

9)К.Н.

9,2

4

10)К.Т.

5,9

2

11)К.Ю.

6,7

2

12)К.В.

8,7

4

13)Л.

6,1

2

14)Л.

9,4

4

15)Н.И.

8,2

4

16)Н.Н.

6,7

3

17)Н.О.

8,9

4

18)П.Ю.

8,6

2

19)П.

8,8

3

20)П.О.

9,5

4

Ф.И.

Оригинальность

Уникальность

21)С.

9,7

5

22)С.А.

9,1

5

23)С.О.

6,6

2

24)С.

7

4

25)С.

7,8

2

26)Т.

8,8

4

27)Ф.А.

8,2

4

28)Ф.И.

8,9

3

29)Ц.А.

6,7

1

30)Ю.

8,4

4

Оригинальных.

Высокий уровень – 73%.

Средний уровень – 27%.

Уникальных.

Высокий уровень – 53%.

Средний уровень – 20%.

Низкий уровень – 27%.

Студенты 3 курса

4

2)Б.

9,7

5

3)В.

8,5

4

4)Д.Я.

8,8

3

5)Е.Т.

1

6

6)К.

8

2

7)К.

9,8

5

8)К.

7,6

3

9)К.

7

2

Ф.И.

Оригинальность

Уникальность

10)М.

1

6

11)М.

6,7

4

12)М.М.

6,1

3

13)М.А.

9,3

4

14)М.О.

9,9

5

15)Н.Т.

9,7

5

16)П.А.

7,4

3

17)Р.

9,2

5

18)Р.

8,9

3

19)С.

7,7

2

20)С.

9,6

5

21)С.

6

1

22)Т.

8,9

4

23)Т.

9,2

5

24)Х.

8,5

3

25)Ш.Н.

8,4

3

26)Щ.Д.

7,5

3

27)Щ.Н.

8,4

3

28)Ц.Н.

6,2

3

29)Ч.В.

9,1

4

30)Я.Ж.

7,7

1

Оригинальных.

Высокий уровень – 76%.

Средний уровень – 17%.

Низкий уровень — 7%.

Уникальных.

Высокий уровень – 30%.

Средний уровень – 53%.

Низкий уровень – 17%.

Оригинальность у студентов 3 курса выше на 3% высокого уровня. А

уникальность выше на 23% высокого уровня.

Выводы по практической части

Исходя из полученных данных по тесту «Социально – психологическая адаптация» (Роджерса, Даймонда) мы видим, что студенты 1 курсов более адаптированы, чем студенты 3 курсов.

Это связано с тем, что каждый студент начинает стремиться к доминированию. Высокий уровень у студентов 3 курсов по доминированию выше на 27%, чем у первокурсников. Интернальность и самовосприятие не изменяются. Снижается на 3 курсе уровень адаптации, принятие других и эмоциональная комфортность.

По тесту Томаса шкала «соперничество» у 3 курса превышала на 20% (высокий уровень) результаты по 1 курсу; шкала «сотрудничество» — 3 курс выше на 3% высокого уровня; шкала «компромисс» — 3 курс ниже на 7% (высокий уровень); шкала «избежание» — 3 курс ниже на 17% (высокий уровень); шкала «приспособление» — 3 курс выше на 14% (высокий уровень).

По тесту «Исследование восприятия индивидом группы» коллективистическая направленность на 3 курсе снижается на 14% по высокому уровню.

Методика Мильмана: комфорт понизился на 10% (высокий уровень); творческая активность у студентов 3 курса понизилась на 10% (высокий уровень).

В данной выборке студентов 1 – 3 курсов преобладает холерический тип темперамента.

Заключение

Итак, мы увидели, что личностные черты имеют значение для адаптации индивида в социуме.

  1. Черты личности влияют на степень адаптационного поведения.

Гипотеза подтверждается.

  1. Черты личности не влияют на степень адаптационного поведения.

Гипотеза опровергается.

Успешность социальной адаптации зависит от характеристик индивида и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс психологической адаптации.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/adaptatsiya-lichnosti-k-gruppe/

  1. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.,1987.

  2. Кряжева, И. К. Социально – психологические факторы адаптированности личности/И.К. Кряжева: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М, 1980. – 24 с

  3. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1986.

  4. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. М.,1990.

  5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.

С 69 Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.

  1. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., ВЛАДОС,1995.

  2. http :// www . bestreferat . ru / referat -150678. html

  3. http :// bibliofond . ru / view . aspx ? id =472118

  4. http://psylab.info/Методика_диагностики_социально-психологической_адаптации_К._Роджерса_и_Р._Даймонда

  5. http://psychometrica.ru/index.php?hid=50&met_info=129

  6. http://vsetesti.ru/302/

  7. http://vsetesti.ru/213/

  8. http://vsetesti.ru/202/