Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами

Контрольная работа

Международно-договорная система в области военно-технического сотрудничества

1.2 Особенности порядка заключения международных договоров в области военно-технического сотрудничества

1.3 Правовые основания возникновения обязательности международных договоров в области военно-технического сотрудничества и вопросы ратификации

1.4 Вступление в силу международного договора

2.Роль ВЭД в социально — экономическом развитии России.

1. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами

1.1 Международно-договорная система в области военно-технического сотрудничества

Международные договоры о военно-техническом сотрудничестве подписываются в соответствии с решением Президента РФ на основании представления Правительства РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут заключать международные договоры межведомственного характера по вопросам военно-технического сотрудничества в целях реализации международных договоров РФ о военно-техническом сотрудничестве при условии, что возможность заключения таких договоров предусмотрена международными договорами Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве. Решения о проведении переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера по вопросам военно-технического сотрудничества принимает Правительство РФ.

По предмету регулируемых отношений международные договоры о военно-техническом сотрудничестве можно разделить на следующие виды: 1) двусторонние соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о военно-техническом сотрудничестве; 2) соглашения между Правительством РФ и правительствами государств-участников СНГ о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности; 3) двусторонние соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств по отдельным вопросам военно-технического сотрудничества; 4) внешнеполитические соглашения по контролю над поставками обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения в иностранные государства.

В настоящее время во исполнение решений Президента РФ Правительство РФ заключило международные договоры о военно-техническом сотрудничестве с Анголой , Болгарией , Венгрией , Гамбией , Германией , Грецией, Италией, Индией, Йеменской Республикой Камбоджей, Катар, Кипром ,Китаем ,Колумбией (1996 г.), Кувейтом (1993 г.), Лаосом (1997 г.), Малайзией (1997 г.), Монголией (1997 г.), Намибией (1996 г.), Объединенными Арабскими Эмиратами (1993 г.), Перу (1996 г.), Польшей (1996 г.), Сирией (1994 г.), Словакией (1997 г.), Словенией (1996 г.), Францией (1994 г.), Эквадором (1997 г.), Эритреей (1997 г.), Эфиопией (1995 г.), ЮАР (1994 г.), Белоруссией (1993 г.), Казахстаном (1994 г.), Молдавией (1997 г.), Таджикистаном (1994 г.), Туркменистаном (1995 г.), Узбекистаном (1995 г.), Украиной (1993 г.), Хорватией (1998 г.), Зимбабве), Алжиром, Конго, Чад , Кабо-Верде , Гвинея и др.

8 стр., 3697 слов

Роль и место военно-технического сотрудничества в экономике и ...

... страны-экспортеры для продвижения продукции военного назначения (ПВН) собственного производства на иностранные рынки. Следует также отметить важность военно-технического сотрудничества и экспорта вооружений для ... Службой внешней разведки России и Федеральной службой безопасности России, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации и Минюстом России. Аккумулирование ...

В заключенных международных договорах определены основные направления военно-технического сотрудничества между Правительством РФ и соответствующим иностранным государством. Так статьей 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 4 февраля 1994 г. предусмотрено, что стороны в соответствии со своим национальным законодательством будут оказывать содействие российским и французским предприятиям, организациям и учреждениям в области военно-технического сотрудничества по следующим направлениям: подготовка предложений и выработка рекомендаций по совместному проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военно-технической области; подготовка предложений и рекомендаций по организации совместного производства новых и модернизации ранее разработанных систем вооружений; определение потребностей и организация при необходимости взаимных поставок вооружения, военной техники и услуг; координация действий по совместной реализации в третьих странах произведенной на основе кооперации военной продукции.

Существенными условиями международных договоров о военно-техническом сотрудничестве являются обязательства сторон: по защите информации, полученной в ходе реализации соглашений, и что она не будет использоваться в ущерб интересам сторон; отказ от передачи и реэкспорта третьим странам военной продукции, полученной в ходе сотрудничества; разрешению споров по толкованию и выполнению соглашений путем переговоров между сторонами; соблюдение процедуры прекращения действия соглашения.

В области производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности Российская Федерация присоединилась к Соглашению о принципах обеспечения вооруженных сил государств-участников СНГ вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1992 г.).

Правительство РФ заключило двусторонние соглашения*(244) о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности с Белоруссией (1994 г.), Казахстаном (1994 г.), Украиной (1995 г.), и Кыргызстаном (1992 г.).

Названными соглашениями предусмотрен более упрощенный порядок совершения внешнеторговых сделок в отношении продукции военного назначения, чем с другими иностранными государствами, без применения мер нетарифного регулирования и специальных решений Правительства РФ.

К международным договорам, регулирующим отдельные направления военно-технического сотрудничества, можно отнести Соглашение Правительства РФ с Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности (1994 г.); с Финляндией Соглашение о поставках специмущества в 1996-98 г.г. и расчетах за это имущество (1996 г.).

35 стр., 17453 слов

Становление и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества

... ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 1.1 Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества Прообраз ШОС - механизм «Шанхайской пятерки», изначально получил развитие на базе укрепления доверия и сокращения военной ... в Шанхае и Москве подписали «Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах» и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в ...

Необычно Соглашение между Правительством РФ и Правительством США об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из Российской Федерации в Соединенные Штаты Америки. В силу наличия мощного военно-промышленного комплекса, в США существует значительные ограничения на импорт военной продукции из иностранных государств. Этим обстоятельством обусловлен ограниченный характер названного соглашения. Соглашением предусмотрен запрет на экспорт в США любого огнестрельного оружия и боеприпасов, кроме указанных в приложении.

Российская Федерация является участником многостороннего соглашения в области контроля над экспортом обычных вооружений и товаров двойного назначения — специального международного режима: Вассенаарские договоренности, который объединяет 33 государства. 12 июня 1996 г. на встрече государств-участников Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения принято решение о введении в действие Вассенаарских договоренностей по контролю за экспортом обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения с сентября 1996 г.*(245).

Цель Вассенаарского соглашения — не допустить дестабилизирующих накоплений обычного оружия и конкретных технологий двойного назначения и тем самым содействовать укреплению региональной и международной безопасности и стабильности. В рамках данного соглашения страны-участницы обмениваются информацией и обсуждают политические подходы. Однако они не имеют права принятия коллективных решений. Решения принимаются государствами-членами самостоятельно и реализуются на основе национальных процедур*(246).

В соответствии с этим режимом регламентируется передача информации государствам-участникам Вассенаарских договоренностей о поставках обычных вооружений, определенных Регистром обычных вооружений ООН, в государства, не являющиеся участниками Вассенаарских договоренностей. Государства-участники обмениваются информацией о поставках каждые 6 месяцев. На первоначальном этапе развития Вассенаарских договоренностей эта информация включает в себя название государства-импортера, данные о количестве поставленных в указанное государство за отчетный период обычных вооружений по категориям Регистра обычных вооружений ООН и сведения о моделях и типах этих вооружений. Информация передается по дипломатическим каналам с учетом требований, установленных в РФ для передачи такой информации, а также при обязательном согласии импортеров на предоставление такой информации. Информация о поставках является конфиденциальной на всех этапах ее сбора, обработки и передачи. В пределах РФ информация о поставках регистрируется под грифом «секретно»*(247).

1.2 Особенности порядка заключения международных договоров в области военно-технического сотрудничества

международный правовой договор военный

Статьей 14 Закона о ВТС установлен порядок заключения международных договоров в области военно-технического сотрудничества.

20 стр., 9564 слов

Современное состояние социального прогнозирования в Российской Федерации

... особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации. Цель курсовой работы предопределила решение следующих задач: социальное прогнозирование показатель российский описать предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования, факторы и принципы социального прогнозирования; рассмотреть социальное прогнозирование ...

Указанный порядок имеет определенные отличия от порядка, установленного Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации»*(248).

Так, частью 1 статьи 14 Закона о ВТС определено, что только Президент Российской Федерации принимает решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества по представлению Правительства РФ. Т.е. принятие решения Правительством РФ о проведении переговоров в области ВТС не допускается*(249).

Такой подход является отражением принципа исключительного ведения Президента РФ в области военно-технического сотрудничества.

Статьей 11 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлен принцип, что решение о подписании международного договора принимает государственный орган, принимающий решение о проведении переговоров. В области военно-технического сотрудничества установлен иной порядок. Решение о проведении переговоров о заключении международных договоров в области ВТС принимает Президент РФ, а решение о подписании указанных договоров — Правительство РФ.

Отличается также порядок заключения международных договоров межведомственного характера. Частям 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что решение о проведении переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера принимает Правительство РФ, а решение о подписании указанных договоров — руководитель соответствующего федерального ведомства. Правительство РФ принимает такое решение только по вопросам, имеющим важное значение для государственных интересов Российской Федерации. Именно важность вопросов военно-технического сотрудничества обусловило применение вышеназванного порядка в отношении международных договоров межведомственного характера в области военно-технического сотрудничества. В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о ВТС международные договоры межведомственного характера по вопросам военно-технического сотрудничества заключаются только, если возможность заключения таких договоров предусмотрена международными договорами в области военно-технического сотрудничества. Речь идет о международных договорах, заключаемых, как Президентом РФ, так и Правительством РФ по вопросам, относящимся к его ведению. Решения о проведении и о подписании указанных договоров принимаются Правительством РФ.

1.3 Правовые основания возникновения обязательности международных договоров в области военно-технического сотрудничества и вопросы ратификации

Частью 2 статьи 14 Закона о ВТС определено, что международные договоры в области ВТС подлежат ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В более общем плане речь идет о юридических условиях действия международных договоров в области военно-технического сотрудничества в российской правовой системе.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Включение международных договоров в правовую систему Российской Федерации не снимает проблемы их действия в правовой системе.

Такая постановка проблемы обусловлена приверженностью российской доктрины принципу дуализма в вопросе о соотношении международно-правовой системы и национально-правовой системы, которой последовательно следует российская правовая наука. Основополагающими принципами «доктрины дуализма» являются:

46 стр., 22770 слов

Анализ источников правового регулирования социального обеспечения ...

... их защитить. Выбор темы дипломной работы - «Анализ источников Правового регулирования социального обеспечения граждан в Российской Федерации. Международная система сохранения прав в области социального обеспечения» - обусловлен ее актуальностью. Сфера социального обеспечения - это основа человеческого ...

  • в правовой действительности международное право и национально-правовые системы существуют как самостоятельные правовые системы;
  • международное право и национальные правовые системы находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга;
  • нормы международного права не действуют автоматически в сфере действия внутригосударственного права; их действие в национальной правовой системе возможно только в порядке и на условиях, установленных внутригосударственным правом.

В российской доктрине определены юридические условия действия норм международного права во внутригосударственной сфере*(250).

К ним относятся:

  • признание обязательности международного договора;
  • вступление в силу международного договора;
  • его опубликование;
  • отсылочные нормы к международному праву.

Статьей 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлены способы выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем:

  • подписания договора;
  • обмена документами, образующими договор;
  • ратификации договора;
  • утверждения договора;
  • принятия договора;
  • присоединения к договору;
  • применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Часть 2 статьи 14 Закона о ВТС нельзя рассматривать как определение конкретной формы выражения согласия на обязательность международного договора в области военно-технического сотрудничества только одним путем — его ратификацией. Обязательность указанных договоров может быть выражена всеми другими способами, указанными в статье 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». «Способ выражения согласия: не влияет на степень обязательности договора для России, но от него прямо зависит: соотношение юридической силы норм договора и внутреннего права в случаях коллизий их другу другу»*(251).

Необходимость ратификации международных договоров в области военно-технического сотрудничества устанавливается в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», в соответствие с которой обязательной ратификации подлежат договоры:

  • а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
  • б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
  • в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

— д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

4 стр., 1949 слов

Основы конституционного строя Российской Федерации

... было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ. Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации: 1) государственная целостность; ...

1.4 Вступление в силу международного договора

Вступление в силу международного договора имеет важные правовые последствия, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международный договор подлежит выполнению с момента вступления его в силу для Российской Федерации. Необходимо четкое разделение двух правовых явлений: согласие на обязательность международного договора и его вступление в силу, которые имеют четко определенное содержание. Признание обязательности международного договора не означает наличие его юридической силы. Международный договор вступает в силу после выполнения тех условий, которые оговорены в самом договоре, как юридические факты, наступление которых порождает его юридическую силу.

Так, Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации о совместной стандартизации, модернизации и материально-техническом обеспечении самолета МИГ-29 в интересах третьих стран вступило в силу с даты его подписания .Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. вступит в силу с даты получения Секретариатом Совета коллективной безопасности четырех письменных уведомлений, подтверждающих выполнение участниками Соглашения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Необходимой внутригосударственной процедурой для России стала ратификация данного Соглашения в форме федерального закона*(252).

Ратификацией Россия подтвердила обязательность для нее указанного Соглашения, но само Соглашение еще не вступило в силу

Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на субъекты, а через них — на результаты их деятельности. Содержание управления определяет его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и др.), а также уровнем(государственным, региональный, отраслевой)предприятия. Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает многообразие отношений и находиться под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов .Характер управления, его методы, принципы определяются конкретными экономическими, политическими, социальными условиями соответствующего этапа развития страны.

Усиление централизованного государственного управления ВЭД и монополизации этой сферы относится к 1930-м гг. , когда существовало н6езначительное количество всесоюзных экспортно-импортных объединений, каждое из которых было монополистом- экспортёром или монополистом-импортером того либо иного товара.

Государственное управление, основанное на принципе монополии, осуществлялось административными методами. При таком управлении производитель не был заинтересован в экспортной деятельности. Стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным, н было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей.

14 стр., 6969 слов

Источники и движущие силы развития общества

... постоянно действующую детерминанту движения и развития. К движущим силам общественного развития относят весьма разнообразные общественные явления: социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение ... общества, как и общества в целом, имеет свои объективные законы развития, определяющие характер, ритм, направленность, масштаб последующих изменений. Иначе говоря, ...

Прямые связи между производителями и потребителями практически отсутствовали; не было четкой концепции ВЭД с отражением стратегических целей, приоритетов, средств их достижения, что тормозило развитие этой сферы деятельности , а подчас наносило прямой ущерб государственным интересам.

В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в целом и ВЭД в частности меняется: оно принимает форму регулирования, т.е. создание определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использованием главным образом экономических методов.

В исследованиях экономистов западных стран большое значение уделяется разработке практических рекомендаций по усилению роли государства и повышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке. В этом отношении представляет интерес книга известного американского ученого М. Портера, который отводит государству главную роль в создании условий для усиления конкретных преимуществ нации в мировом хозяйстве.

Необходимость государственного регулирования ВЭД признана и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД в интересах национальной экономики.

Функцией государственного регулирования является прежде всего разработка концепций развития ВЭД. Концепция (стратегия) — это общий замысла внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определении целей развития, задач, направления достижения результатов и эффективности указанной сферы.

В современных условиях внешнеэкономическая политика — это система мероприятий государственной власти, направленных на более благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач её социально- экономического развития. Каждая страна решает эти задачи в соответствии с конкретно- историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве ведут сейчас борьбу за сохранение своих позиций.

Границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой- правилами международных организаций. Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД являются:

  • Стимулирование национальных экспортов;
  • Осуществление различных организационных мер для укрепления позиций национальных экспортов на мировых рынках;
  • Содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами;

— С обострением конкуренции на мировом рынке расширяется арсенал использование замаскированных средств поддержки своих экспортов. Таким образом, выход российских экспортов на рынке любой страны предполагает хорошее знание не только норм права, но и реальной практики государства по поддержке своих производителей и ограничению проникновение импортеров

4 стр., 1957 слов

Социально-трудовые отношения и их регулирование на примере государственного ...

... подсистемами (сферами) деятельности и отношений между людьми. Теоретические основы социально-трудовых отношений Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Социально-трудовые отношения как система ...