ПРИЛОЖЕНИЕ: Отчет по результатам социологического исследования «Уровень популярности и основные характеристики аудитории радио «Свежий ветер» в городе Первоуральске Свердловской области
В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации — количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.
Цель данной работы — рассмотрение методов и процедур «количественного» подхода к социальной информации.
Для этого предполагается решение следующих исследовательских задач: описать три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов.
Метод опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.
Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной и устной формой общения с респондентами, — анкетирование или интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Также достоинство метода – широта охвата различных областей социальной практики. Однако, информация, полученная от респондентов, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в сознании. Поэтому не всегда является возможным уравнение между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей. Всегда важно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса.
Опрос как метод сбора информации в социологическом исследовании
Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) ... исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте[6]. Контрольные вопросы используются ... и закрытого вопроса. Например, на вопрос "Как Вы думаете, что значит "добиться успеха ...
1.1АНКЕТИРОВАНИЕ
анкетирование.
Групповой опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается.
Социологическая анкета
Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:
- по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
Вопросы о фактах сознания
- по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);
Закрытым вопросом, Открытые вопросы
Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь применяет вопросы в косвенной форме. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.
- по функции (основные и неосновные)
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
1.2 ПОЧТОВЫЙ ОПРОС, Почтовый опрос
Также позитивным свойством почтового опроса является возможность респондента выбирать удобное для него время заполнения анкеты.
Недостатки почтового опроса – неполный возврат анкет.
Начинают опрос с лёгких вопросов, интересных по содержанию. Близкие по содержанию вопросы формируют в блоки. Существует некоторая отрицательная связь между объёмом анкет и уровнем их возврата. Тем не менее, бывает целесообразнее повысить интерес опрашиваемого к анкете путём использования ряда дополнительных вопросов, нежели сокращать её. Рекомендуется печатать анкету в типографии, использовать привлекательные название и оформление.
Одновременно с рассылкой анкет в том же конверте высылается сопроводительное письмо, где, обращаясь к респонденту по имени и отчеству или фамилии, повторяют просьбу об участии в почтовом опросе, подробно излагают цели исследования, подчеркивают его практическую направленность, приводят адрес и телефон исследовательской организации. Вместе с анкетой также отправляют конверт с напечатанными на нём обратным адресом, в нём респондент будет возвращать заполненную анкету исследователю.
Примерно через 2-3 недели после отправки анкет высылаются напоминания.
1.3ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
прессовый опрос
В силу пассивности процедуры вовлечения потенциальных респондентов в опрос в прессовом анкетировании невысок возврат анкет.
Решающие факторы формирования финальной выборочной совокупности, то есть того массива опрашиваемых, с которым имеет дело социолог, — это тема исследования, конструкция и оформление прессовой анкеты, специфика временного момента публикации.
Социологическая информация и методы ее сбора
... связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, ... искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой. Интервью - это, прежде всего ...
1.4ИНТЕРВЬЮ
Ещё один тип метода опроса – интервью.
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
Для получения одного и того же объёма информации при исследовании метода интервью исследователь должен затратить больше времени и средств, чем при анкетировании.
В прикладной социологии различают три вида интервью:
- формализованное;
— В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной интервьюера. Обычно преобладают закрытые вопросы. В интервью с открытыми вопросами предусмотрена несколько меньшая степень стандартизации поведения респондента и интервьюера.
- фокусированное;
- Имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, последствий, причин.
Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.
- свободное.
Применяется в случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет её конкретное содержание. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Группы опрашиваемых обычно невелики, их ответы фиксируются с максимальной точностью.
Если данные об исследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива должны быть максимально «очищены» от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондента, то прибегают к такому метода сбора информации, как наблюдение.
Важнейшее достоинство наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.
Недостатки метода сводимы к двум группам:
- объективные (независимые от наблюдателя);
— Сюда относят прежде всего ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с осторожностью и при соблюдении многих требований. Отметим также высокую трудоёмкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
- субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).
На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несохожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведении и так далее. Также на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определённого ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее.
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... Наблюдение — наблюдения Опрос — метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта. Опрос — лучший способ сбора информации описательного характера. Как метод маркетингового исследования ...
Есть примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них конкретизируются программа и научно-организационный план наблюдения. В этот перечень входят:
- a) наблюдаемые – количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;
- b) обстановка – место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонении в поведении участников наблюдаемой группы;
- c) цель деятельности группы – случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определённых формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа;
- совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;
- d) социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;
- e) частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, её уникальность или типичность.
Разновидности метода наблюдения классифицируются по нескольким основаниям:
- по степени формализации (структурализованное и неструктурклизованное);
структурализованного наблюдения
- в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включённое и невключённое);
Включённым наблюдением
- по месту проведения, условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное);
Наблюдение называется полевым , если оно протекает в естественных для наблюдаемых условиях. В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации. Когда ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения.
- по регулярности проведения (систематическое и несистематическое).
Систематическое наблюдение
Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.
Анализ документов
официальные
Большую пользу может принести изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, они являются незаменимым источником изучения общественного мнения, сознания, установок.
целевое назначение
К первой группе относятся все документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнение и поведение респондентов; справки различных организаций; статистическую информацию.
первичную
Самостоятельные этапы анализа документов – отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Опорой в этом служит программа исследования.
Приступая к работе, определяют надёжность самого источника документа и достоверность его содержания.
Внешний анализ
качественный анализ
Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда недалеко и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода – в углублённом логическом исследования содержания документа.
Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современных цифровых технологий привели к становлению формализованного, качественно-количественного изучения документов. При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую целостность единой концепцией, замыслом. Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. При этом главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально значимая тема, отображённая в операционных понятиях. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследователя – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа.
деятельностный (проблемный) подход.
Обязательный инструментарий осуществления формализованного анализа документов – бланк кодировки. Он составляется в соответствии со схемой операционных понятий, содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные действия.
Наряду с выполнением функции самостоятельного исследования изучение документов широко применяется в ходе подготовительного этапа для сбора предварительной информации о характере объекта и предмета анализа, а также сопоставления результатов исследований, произведённых в разное время.
В данной работе описаны три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных:
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов.
1Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл авторов. Под ред. Ф.Э.Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпакс, 1996 – 184 с.
2Харчева В. Основы социологии: Учебник. – М.: «Логос»; Высшая школа, 1999 – 302.: ил
3Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.: ил.
4www.wikipedia.ru
Отчет по результатам социологического исследования «Уровень популярности и основные характеристики аудитории радио «Свежий ветер» в городе Первоуральске Свердловской области , март 2009
Объем выборочной совокупности, исходя из задач исследования, был определен в 350 человек. Фактически в опросе приняло участие 368 респондентов. Репрезентативность выборки была обеспечена, благодаря соблюдению следующих правил:
- Состав обследуемых респондентов был определен по соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
- Данные по составу генеральной совокупности опирались на данные отдела статистики г.
Первоуральска по состоянию на 01.01.2008 года.
— Объем выборочной совокупности был определен на основании правила В.И. Паниотто, который определяет выборку для совокупности более 100.000 – в 400 единиц (см. «Стратегия социологического исследования» В.А. Ядова, с.118).
В этом случае допускается 5% ошибка выборки.
- При условии квотной выборки (отбираем респондентов по 2 показателям – пол и возраст), которая отражает структуру генеральной совокупности, этот порог может быть несколько снижен (в нашем случае до 350 чел.).
Для обеспечения большей представительности выборки, был организован 2-ступенчатый отбор респондентов. 1 этап — территориальный (составлен список из 14 «точек», микрорайонов, где должен был проходить опрос), 2 этап – отбор респондентов, соответствующих плану выборки по полу и возрасту.
Точками опроса являлись магазины и торговые центры в ряде районов города, в которых было опрошено: ул. Емлина – 21 чел.; пр.Космонавтов – 31 ч.; в центральном районе (ул.Ватутина и пр.Ильича) – 41 ч.; в районе кинотеатра «Восход» — 26 ч.; в «Корабельной роще» — 35 ч.; на Хромпике — 25 ч.; в 8-ом микрорайоне – 36 ч.; 7-ом микрорайоне – 44 ч.; на Веере – 20 ч.; Динасе– 22 ч.; Талице – 19 ч.; пос. Магнитка – 19 ч.; Шайтанке – 14 ч.; Билимбае – 15 ч.
План выборки
Возраст и пол | Всего чел. По данным отдела статистики на 01.01.08 г. | % по столбцу от общего населения города старше 15 лет |
Всего объем выборки 350 чел. (чел.) |
% по столбцу от общего числа мужчин или женщин в выборке |
Мужчины | 71777 | 44% | 154 | 154 ч.-100% |
15-24 года | 12147 | 8,9 | 31 | 20 |
25-44 | 23019 | 16,86 | 59 | 38 |
45-64 | 18215 | 13,3 | 46 | 30 |
Старше 65 лет | 6826 | 5 | 18 | 12 |
Женщины | 87237 | 56% | 196 | 196 ч.-100% |
15-24 года | 11909 | 8,7 | 31 | 16 |
25-44 | 24577 | 18 | 63 | 32 |
45-64 | 23875 | 17,5 | 61 | 31 |
Старше 65 лет | 15888 | 11,6 | 41 | 21 |
ИТОГО | 159014 | 350 |
Какие радиостанции предпочитают слушать жители г.Первоуральска? Насколько популярно радио «Свежий ветер»? Каковы особенности аудитории этой местной радиостанции?
Одна треть респондентов (30%) вообще не слушает радио, другая треть (29%) слушает в основном радио «Свежий ветер», одна пятая (18%) доля респондентов слушает разные радиостанции, в том числе «Свежий ветер». Отдают предпочтение иным радиостанциям (без прослушивания 88 FM) – 10% участников опроса и 13% респондентов слушают домашний радиоприемник (3-х программное радио, радиоточку).
рейтинг популярности
Насколько постоянна эта аудитория? Сколько времени она посвящает радиоэфиру?
% по столбцу | ||
Слушаете ли Вы радио «СВЕЖИЙ ВЕТЕР» |
Да, постоянно | 20,4% |
Время от времени | 23,6% | |
Редко | 9,5% | |
Нет не слушаю | 43,8% | |
Нет ответа | 2,7% |
Данные таблицы подтверждают, что более-менее регулярно радио 88 FM слушают 44% респондентов, еще 10% являются «редкими» радиослушателями. С учетом «редких» слушателей наш рейтинг может подрасти до 54%. Перевести радиослушателей из категории «редких» в «постоянные» — задача и искусство менеджеров радиостанции.
Попытаемся проанализировать мнение и оценки радиослушателей разных аспектов работы радио «Свежий ветер».
Распределение мнений о работе радио «Свежий ветер» среди тех радиослушателей, кто слушает 88
Нет ответа | Устраивает полностью | Что-то нравится, что-то нет | Не устраивает совсем | Затрудняюсь ответить | |
Музыкальная подборка | 2 | 43 | 44 | 9 | 2 |
Работа ведущих | 2 | 62 | 30 | 3 | 3 |
Тематика программ, рубрики | 4 | 52 | 28 | 4 | 12 |
Подборка новостей | 3 | 70 | 18 | 1 | 7 |
В целом доминируют положительные оценки радиостанции «Свежий ветер». Для планирования деятельности радиостанции необходимо учитывать поведенческие особенности и привычки аудитории, в частности время прослушивания радио. Изучению этого момента и был посвящен один из вопросов анкеты.
% по столбцу, от опрошенных по всему массиву |
% по столбцу, от ответивших, от тех, кто слушает радио |
||
В какое время вы обычно слушаете радио? |
Утром и днем, целый день, с утра до вечера, в рабочее время | 24 | 52 |
В разное время, случайно, в автобусах, машине | 8 | 18 | |
Вечером | 7 | 14 | |
Утром и вечером | 3 | 6 | |
Только утром | 3 | 8 | |
Другое (ночью, в саду, очень редко) | 1 | 2 | |
нет ответа ( не слушают радио) |
56 |
— |
Внимание порядка 20% радиослушателей направлено на радио в вечернее время, тогда как в утренние часы регулярно слушают радио до 14% респондентов от всех радиослушателей. Таким образом, размер нашей аудитории колеблется в зависимости от времени суток. Первая волна – утром, далее идет «постоянная» аудитория. Это те, кто слушает радио на рабочих местах (офисы, торговые центры, автомобилисты).
И вторая волна притока радиослушателей во время вечернего эфира.
Социально-демографические характеристики радиослушателей радио «Свежий ветер» Возрастные особенности радиослушателей (в процентах по строке)
Программы каких радиостанций Вы слушаете более-менее регулярно? | Возраст радиослушателей | ||||||
До 25 лет | От 25 до 35 лет | От 36 до 45 лет | От 46 до 55 лет | От 56 до 65 лет | Старше 65 лет | ||
Только «Свежий ветер» | 36 | 22 | 15 | 16 | 6 | 4 | |
«Свежий ветер» и другие радиостанции | 37 | 33 | 10 | 13 | 7 | 0 | |
Разные радиостанции без «СВ» | 15 | 16 | 18 | 29 | 15 | 6 | |
Радиоточка | 2 | 2 | 4 | 9 | 23 | 59 | |
Не слушаю радио | 9 | 14 | 16 | 19 | 20 | 23 |
Примечательно, что с увеличением возраста, доля наших радиослушателей уменьшается. Максимальное их число приходится на возраст до 25 лет, высокий уровень популярности и в возрастной категории 25-35 лет.
Итак, более половины слушателей радио «Свежий ветер» — это люди в возрасте до 35 лет (до 60%), еще одна треть нашей аудитории – представители зрелого возраста (36-55 лет) и одну десятую долю аудитории составляют люди старше 56 лет.
Кого больше среди радиослушателей – представительниц женского пола или мужчин? Кто чаще проводит время на волнах радиоэфира со «Свежим ветром»?
мужчины несколько чаще слушают
Однако именно мужчины более непостоянны, они чаще переключают радиостанции, спектр их «любимых» радиостанций больше, чем у представительниц женского пола. Мужчины более категоричны в своих мнениях, их в 2 раза больше среди тех, кто вообще не слушает «Свежий ветер».
уровень образования влияет очень незначительно на предпочтения радиослушателей
уровень материального положения
Так, среди тех кому «денег хватает только на питание и предметы первой необходимости» не слушают радио – 40%, кому «денег не хватает даже на питание» -50%, тогда как в остальных категориях граждан по материальному достатку «не слушающих радио» от 15 до 20% респондентов.
Что же касается аудитории радио «Свежий ветер», обозначенная выше тенденция находит проявления и в данном случае. Чем менее материально обеспечены, тем реже встречаются среди слушателей радио 88 FM.
Основная категория слушателей оценили свое материальное положение
Итак, материальное положение большинства радиослушателей оставляет желать лучшего, наша аудитория — отражение общей социальной картины в обществе. Однако, данный факт свидетельствует о том, что всякого рода розыгрыши призов, скидок, бесплатных билетов и т.п. будут находить живейший отклик и активную поддержку у нашей аудитории.
Результаты обработки данных исследования не выявили сколько-нибудь значимого влияния социального положения работающего респондента на его решение слушать или нет радио 88 FM. Социальный состав радиослушателей следующий.
Социальное положение работающих радиослушателей станции 88
Рабочие, служащие |
Специа- листы |
Руководители среднего звена | Руководитель предприятия, подразделения, ИП | Нет ответа | |
Радиослушатели «Свежего ветра» |
50 | 14 | 9 | 5 | 21 |
Добавим, что руководители предприятий, индивидуальные предприниматели в целом, радио слушают реже. Именно эта категория оказалась самой многочисленной из тех, кто «Свежий ветер» слушает «редко» — 19%, таких редких радиослушателей среди других категорий (рабочих, специалистов и т.п.) насчитывается не более 10%. Очевидно, что занятость, степень включенности и ответственности за свое дело оставляет минимум времени для всякого рода развлечений, в т.ч. для прослушивания радио. В категорию «нет ответа» (21%), в вышеприведенной таблице, попали студенты, домохозяйки и пенсионеры.