Скажите, у Вас есть совесть? Думаю, что почти все на этот вопрос ответят положительно.
Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство (Словарь Даля)
Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом (Словарь Ожегова)
Совесть — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. (Энциклопедический словарь)
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т.н. «угрызений совести».
Существует три вида совести, каждый из которых составляет своего рода духовное поле.
Первый вид — личная совесть — является узкой и ограниченной по своему масштабу. Эта совесть определяет различия между «хорошим» и «плохим». Она служит способом установить для некоторых право на принадлежность [группе] и лишить этого права других.
Второй вид совести — коллективная — шире по своему охвату, и представляет также интересы тех, кто исключен из действия личной совести. В силу этого она часто находится в противоречии с личной совестью. Коллективная совесть также имеет свои ограничения, поскольку она включает в себя только членов группы, которой она управляет.
Третий вид совести — духовная — преодолевает ограничения других видов совести, которые созданы в процессе разделения обществом на «хорошее» и «плохое», и в которых одни рассматриваются как «принадлежащие», в то время как другие исключаются.
Но как не крути, без совести никуда. Совесть… А какой вы ее себе представляете? Такая дама в белоснежном одеянии, томный взгляд из-под вуали, нет, совесть, скорее всего капризная девчушка, с озорным характером, растрепанными волосами и канапушками на носу. А хотите, я опишу, как выглядит моя совесть? Во — первых, моя совесть бесполая. Ничего смешного. Когда я сталкиваюсь с трудностями и испытаниями, моя совесть принимает мужской облик, потому что надо проявить твердость, решительность или холодный расчет. Но совесть мгновенно меняется, когда ярко светит солнце, когда за собой не чувствуется никаких проступков, и я знаю — моя совесть чиста. Но она так, же может стать суровым учителем и постоянно держать в страхе, когда я переступаю через нее и плохо усваиваю уроки. И внешность моей совести меняется в зависимости от моих поступков. Я часто не в ладах из-за того, что она во всех моих делах видит, где я хочу схитрить.
Долг и совесть как регуляторы нравственной практики людей
... совести. Цель работы: изучить долг и совесть как регуляторы нравственной практики людей. Задачи работы: рассмотреть долг; дать определение долга; рассмотреть совесть; долг и совесть; рассмотреть вина и раскаяние. 1. Долг. Определение долга 1.1 Роль сознания долга в жизни личности ... понятию морального сознания, как долг, который, как писал И. Кант "есть необходимость совершения поступка из уважения ...
Я люблю совесть за то, что Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла. Как хорошо быть человеком с совестью, а не бессовестным. Человек, имеющий у себя Совесть, имеет тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. нравственный этический совесть моральный
Я люблю совесть, потому что понимаю, что без нее — хаос, гибель, вырождение. Всегда свои поступки сверяю с внутренним голосом, хотя очень часто поступаю неправильно. Но хотя бы есть эталон, стержень, ограничитель. Человек без совести — это человек без тормозов, которые неспособен адекватно существовать в обществе. Хотя муки совести — одни из самых горестных…
Если совесть не является природным инстинктом то, как объяснить её происхождение? Наличие совести свидетельствует о Боге Творце, который при создании человека, сотворил его по своему образу и подобию (Бытие 1:27), вложив в его сердце свой Святой Закон (способность различать добро и зло) и стремление поступать по истине. Но грех испортил Божий образ и подобие в человеке. Повреждённая грехом совесть стала менее чувствительна, утратив способность и силу поступать в соответствие с требованиями внутреннего Закона Божия — совести. И чем более умножался на земле грех, тем слабее в человеке звучал голос его совести. Если бы человек не был повреждён и испорчен грехом, ему не нужен был бы письменный Закон Божий. Он бы полагался на свою совесть, которая руководила бы всеми его поступками так, как это угодно Господу. Но испорченная грехом совесть перестала быть стандартом нравственности, а омрачённый страстями после грехопадения человек перестал слышать голос совести. Поэтому и возникла необходимость в письменном Законе. При помощи Закона Господь начал заново «настраивать» совесть человека, делая её чувствительной и способной различать добро и зло.
Совесть-это внутренний орган нашей души, который дает нам весть о правильности наших поступков. Ценен именно тем, что это не внешнее воздействие, а наше собственное, внутреннее. Вот моя совесть часто говорит мне, что думаю я одно, а поступаю далеко не всегда согласно своим мыслям. Почему? Потому что природа обычная человеческая. Но я не хочу, чтобы совесть моя спала. Пусть говорит, это понуждает меня стараться приводить мысли и дела к одному знаменателю.
Совесть, долг, честь в нравственной личности
... человека, голос «другого я». Отсюда делаются два противоположных вывода относительно природы совести. Один состоит в том, что совесть -- это голос Бога. Другой состоит в том, что совесть -- это обобщенный и ... следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек относится ... требовании. долг моральный сознание честь Поэтому неправильно понимать долг ...
Мы на своем опыте переживаем действие личной совести, чувствуя себя хорошо, когда у нас «чистая» совесть, и, чувствуя себя плохо, когда совесть «нечистая». Внимательно наблюдая за собой, мы можем заметить, что «нечистая» совесть возникает тогда, когда мы думаем, чувствуем или делаем нечто, что не соответствует ожиданиям или требованиям тех людей или групп, к которым мы хотим принадлежать, или даже от которых зависит наше выживание. Это значит, что наша совесть находится на «страже» тесной связи со значимыми людьми или группами людей. Личная совесть постоянно следит за тем, не представляют ли наши мысли, желания, знания или действия опасность для наших связей и не угрожают ли они нашей принадлежности. И когда совесть находит, что мы можем быть отвергнуты людьми, от которых зависим, возникает страх, что наша принадлежность подвергается серьезной опасности. Этот страх ощущается как «муки совести».
С другой стороны, когда мы думаем, желаем и действуем в согласии с тем, что от нас ожидают и требуют значимые люди и группы, то чувствуем, что можем быть уверены в своей принадлежности. Чувство безопасности от принадлежности дает легкость, покой, защищенность и воспринимается как «чистая совесть». Таким образом, личная совесть соединяет нас с теми людьми и группами людей, кто важен для благополучия и играет существенную роль в нашей жизни. Соединяя нас только с определенными людьми и группами, личная совесть одновременно исключает других. Этот вид совести имеет первостепенное значение в детстве. Дети делают все, чтобы оставаться принадлежащими системе, без которой они могут не выжить.
Рассматривая историю развития этической мысли, очевидно, что в разное время совесть и её истоки трактовались различным образом. Наиболее известными являются следующие два толкования совести: как голос «внутреннего Я» человека, внутренний контролёр или голос Бога внутри человека; как голос общества, внутренний закон, сформированный под влиянием общественного мнения.
Тема совести прослеживается во многих художественных произведениях.
Тема совести в драме А.Н. Островского «Гроза»
Тема совести в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина
Тема совести в произведениях Н.А. Некрасова
Рассмотрим тему совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
О невозможности жить в грехе, о неминуемом пробуждении совести, о самом страшном для человека, о душевных муках, эта книга.
«Действие современное, в нынешнем году… Молодой человек, исключенный из студентов университета… живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения». Способ, выбранный им для этого, — убийство и ограбление. Но, после совершения преступления, продолжает автор: «…неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, не подозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце… и он кончает тем, что принужден сам на себя донести, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям… Закон правды и человеческая природа взяли свое…».
Проявление характера в деятельности человека
... человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на ... (статья 4 Конституции РФ). Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ). Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ). Многообразие ...
«Главная мысль» теории, ее философские истоки видятся Раскольникову в следующем: «… люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенный), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар… для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь…» Абсурдность этой теории подчеркивается тем, что Раскольников не может вразумительно ответить ни на один из посыпавшихся на него вопросов: «Чем же бы отличить этих необыкновенных от обыкновенных?», «Много ли таких людей, которые других-то резать право имеют?», «Что если произойдет путаница, и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду?». Ужас этой теории заключается в том, что она «кровь по совести разрешает». Ее ложность будет доказана страшным опытом главного героя.
Душа есть у каждого человека. Он должен представить ее перед лицом Божьим на Страшном Суде незапятнанной. И поэтому, считает Достоевский, никто не должен переступать «через кровь», переступать нравственный закон ради какой бы то ни было теории. Муки совести — расплата за содеянное. Расплата неминуема: от лика Божьего не убежать, не убежать от своей совести. И наказание совестью страшнее самого ада, да и есть он сам.
Я хочу поздравить вас всех с тем, что у вас имеется совесть и это замечательно.…
Пожелать, чтобы она всегда была чистой, духовной. Была тайником, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способностью распознавать качество поступка.
Желаю, чтобы при помощи Закона Божьего совесть человека настраивалась, становясь более чувствительной и способной различать добро и зло.
Пусть совесть говорит, это понуждает нас стараться приводить мысли и дела к одному знаменателю.
И чтобы никогда не произошло наказание совестью.
Приобретая совесть, вы становитесь обладателем тормозов, которые способны адекватно вам существовать в обществе.
Приобретя совесть, у вас будет голос «внутреннего Я» человека, внутренний контролёр или голос Бога внутри вас; как голос общества, внутренний закон, сформированный под влиянием общественного мнения.