Социальный мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) — это технология наблюдения и анализа изменений социального объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в т Объективные предпосылки и возможности проведения мониторинга заключаются в органическом единстве прошлого, настоящего и будущего, прерывности и непрерывности развития, усиливающихся взаимосвязях — материального и нематериального, экономического и социального, экологического и материального и др. Мониторинг — технология управления, отличающаяся повышенной наукоемкостью; он предполагает наличие квалифицированных специалистов, способных к теоретическому переосмыслению сложных явлений. Его применение сопряжено со все более масштабным использованием новейших научных сведений о глобальных природных, геополитических процессах, о социально-экономических и научно-технических тенденциях. мониторинг социальный управленческий
Мониторинг появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.
Мониторинг в настоящее время может быть представлен как: специфическая технология управления; способ контроля над ситуацией, выявления причин расхождения между сущим и должным во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципального образования, а также организации; фактор снижения риска при разработке стратегии, при подготовке к хозяйственной деятельности.
1. Социальный мониторинг как функция управления
Социальный мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.
Анализ социально-экономического развития муниципального образования ...
... терминов. В дипломной работе при рассмотрении вопросов управления программами развития муниципальных образований больше внимания также уделено анализу объективных закономерностей ... как целостную социально-экономическую систему, применительно к которой будут рассматриваться вопросы комплексного социально-экономического развития. Вопрос комплексного социально-экономического развития муниципальных ...
Социальный мониторинг — достаточно новая форма научно-практической активности, цель которой состоит в получении и обработке информации о состоянии системы и тенденциях ее развития. Эта цель достигается посредством использования некоторых групп явлений, параметров, факторов, входящих в понятийную форму «мониторинговые индикаторы», формирующуюся по критериям комплексности, интегративности отражения результирующего состояния основных причинных взаимодействий в их количественных и качественных взаимосвязях. Однако в последнее время она стала чрезвычайно популярной и активно используется для изучения общественного мнения, уровня жизни населения, социально-политической ситуации в регионах. Это объясняется потребностями общественной практики, характеризующейся динамикой общественных перемен, а следовательно, неэффективностью разовых исследований, а также его организационными преимуществами, связанными с возможностью комплексной и однозначной интерпретации параметров изучаемого процесса или явления, доступных измерению и обработке.
В настоящее время понятие «социальный мониторинг» трактуется по-разному в зависимости от различного видения его сущности: экологический, экономический, социологический, психологический. В научной литературе сделаны первые попытки осмыслить методологические и методические основы данного способа организации социальных исследований.
Однако пока еще нет такой работы, которая дала бы целостное представление о социологическом мониторинге, тем более раскрыла бы его специфику, связанную с социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Социальная сфера общества представляет собой сложную систему, в которой в значительной степени присутствуют элементы непредсказуемости, неопределенности, связанные с корреляционной, вариативной зависимостью следствия от причины, включением в социальные взаимодействия мыслительной деятельности индивидов. Все это определяет характер ее развития как вероятностный.
Важной предпосылкой создания социального мониторинга стало всестороннее изучение социальной сферы. Увеличение степени ее изученности позволяет с большей точностью сформировать группы показателей, образующих в своей сущности единый смысловой ряд и характеризующих специфику социального воспроизводства и его динамику. А значит, получать более точную информацию о состоянии объекта наблюдения, с максимальной точностью оценивать вероятность наступления возможных тенденций и явлений в итоге более эффективно воздействовать на социальную сферу с целью повышения или понижения вероятности наступления конкретных событий, тех или других направлений развития.
Мониторинг социальной сферы выступает как особая информационная технология, позволяющая получать информацию о социальном воспроизводстве населения во всем многообразии взаимодействия всех ее компонентов как системы с целью оперативного оценивания и прогноза возможных ее состояний и выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия.
В концептуальном плане он отражает все многообразие процессов и явлений, протекающих в социальной сфере, направлен на обеспечение системного подхода к анализу социальной безопасности населения. Он открывает возможности прогнозирования тенденций развития социальных отношений и процессов в обществе или регионе, разработки на этой основе научно обоснованных программ социального развития, социальной защиты населения и повышения потенциала социальной сферы. Это представляется сегодня значимым, поскольку в условиях системного кризиса с еще большей силой возникает потребность в этой деятельности.
Управление социальным развитием региона
... социальными процессами. Объектом исследования является социальная сфера региона (на примере Республики Марий Эл). Предметом исследования является система управления и, в частности, механизм реализации функции управления социальным развитием региона. ... и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. В работе были применены следующие основные группы источников: ...
2. Сущность и принципы социального мониторинга
Именно социальный мониторинг обеспечивает эффективное управление социальными процессами и явлениями.
Объекты социального мониторинга
Например, развитие малого предпринимательства может способствовать формированию среднего класса.
Основные принципы мониторинга:
§ полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;
- § сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
- § сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Социальный мониторинг связан с непосредственным изучением социального наблюдения в его естественных условиях.
информацию для анализа
Особый интерес представляет мониторинг развития малого предпринимательства и влияние этого процесса на решение проблем занятости. Малое предпринимательство является важнейшим компонентом проводимых в России экономических реформ и может определять основные контуры социально-экономического развития не только страны в целом, но и регионов.
В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и самозанятости.
Социальный мониторинг позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, появления. Он дает представление о действиях людей в определенных социальных ситуациях.
Мониторинг предполагает изучение фактов, событий, результатов, связанных с объектом наблюдения.
Систематическое наблюдение
При организации социального мониторинга можно ориентироваться на систему показателей, учитывающих сущность его островных объектов.
Показатели объединяются в следующие подсистемы (блоки):
- § государственное управление;
- § расходы на социальные нужды;
- § политическая статистика;
- § население и социальная стратификация;
- § социальная инфраструктура;
- § образ жизни.
Таким образом, объектом социального мониторинга являются люди, различные характеристики их поведения и деятельности.
3. Социологические исследования как источник получения управленческой информации
Методикой социологического исследования называют тактику
исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и др.
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования могут предоставить широкую базу данных ... относят организации и фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — туристические агентства, ... своих менеджеров в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система представляет ...
Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ).
Можно выделить методологические, методические и организационно- технические процедуры, общей целью которых является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе…
Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.
Методический раздел программы социологического исследования является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.
В двадцать первом веке человечество сформировалось в высокоразвитое, интеллектуальное общество, в котором превосходно развиты различные социальные структуры. Но, как и раньше, перед ним продолжают возникать всевозможные проблемы. Например, потребность оценить мнение общественности относительно какого-либо продукта или услуги. Появляется резонный вопрос, каким образом это сделать? Для рациональной реализации данной задачи нужно хорошо понимать саму суть проблемы, ее причины. Для этого и существуют социологические исследования.
Проведение социологических исследований состоит из нескольких этапов : подготовительный этап, основной и завершающий. Первый этап социологического исследования содержит в себе разработку программ исследования. Второй этап включает в себя само проведение социологических исследований. И третий этап социологических исследований, это анализ и обработка данных, а так же формирование определенных выводов.
Виды социологических исследований подразделяются на разведывательные социологические исследования, описательные исследования и аналитические исследования . Первый вид исследований считается наиболее простым. Второй вид социологических исследований является более сложным видом. При нем происходит более обширный охват респондентов и применяется обработка машинами. Третий вид социологических исследований, это самое глубокое и сложное исследование, которое помогает рассматривать динамику исследуемого явления.
4. Показатели и индикаторы социального мониторинга
Общесоциальные индикаторы, используемые при проведении мониторинга, весьма многообразны. С точки зрения экономики наибольший интерес имеют данные об экономической активности населения, самореализации людей в труде, старения (или омоложения) населения и др.
В качестве пороговых мониторинговых индикаторов используются также данные о генетических изменениях (увеличение на 1-3% ежегодно врожденных уродств свидетельствует о том, что роковая черта пройдена); сокращении продолжительности жизни (пороговое значение обычно принимается за 70 лет); характере и динамике заболеваний населения; превышении допустимых коэффициентов загрязнения среды; потреблении отдельных видов продуктов.
Социологические исследования в социально-экономических и политических процессах
... социологических исследований в России В 1920-е годы активно изучались изменения условий труда и жизни рабочих, изучались бюджет и структура досуга работников, воспроизводство населения и образование детей, другие важные социальные ...
Установлено, например, что относительно безопасное для генофонда потребление алкоголя составляет до 8 л чистого спирта на человека в год. В России его потребление более чем вдвое больше; это неминуемо отразится на будущих поколениях россиян, хотя и по-разному в различных регионах страны. Предметом мониторинга служит также структура потребления домашних хозяйств. Согласно оценкам, если из бюджета семьи ежемесячно тратится на питание 80% средств, то со временем может наступить деградация человека как личности и т. п.
Перспективным является использование индекса развития человеческого потенциала, индикаторов предпринимательского и инвестиционного климата на территории страны. Эти показатели достаточно сложны. Индекс развития человеческого потенциала, в частности, включает показатели: прогнозируемая при рождении продолжительность жизни; процент грамотного взрослого населения; количество обязательных лет обучения в школе; количество людей с высшим образованием на 1000 человек и др.
Относительно широко распространен мониторинг благосостояния населения на основе анализа потребительской корзины. В разных странах и регионах она различается существенно — и по набору товаров, услуг, и по стоимости.
Мониторинг данного вида позволяет количественно оценивать такие категории, как бедность, нищета, прожиточный минимум и др. Анализ процессов маргинализации позволил, в частности, выделить среди тех, кто ниже черты бедности, различные группы и слои, относительно которых требуется проводить специфические меры социальной защиты, поддержки, а также стимулирования к самообеспечению.
Экономическим и политическим центром страны осуществляется мониторинг политических процессов, международных экономических связей и отношений, статуса России в мировом сообществе, а также отслеживается динамика развития регионов страны, оценивается мера развития и стагнации отдельных из них, действенность помощи по вертикали, основные характерные социальные и экономические процессы в регионах, соответствие индикаторов и показателей предельным уровням и др.
В регионах реализуются все основные виды общественных отношений и жизнедеятельности. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть глобальных (общемировых) и национальных процессов, однако при этом оно осуществляется с учетом региональных особенностей.
Специфическими объектами мониторинга в регионах являются:
- демографические процессы, в том числе естественное движение населения;
- состояние воздушного и водного бассейнов;
- качество питьевой воды;
- радиационное загрязнение;
- транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и др.
Предметом экономического мониторинга регионов все более становятся:
- экономическая динамика в целом;
- устойчивость предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими новых рыночных позиций;
- криминализация экономических структур;
- изменение трудовой мотивации населения;
- движение финансовых потоков и финансового обеспечения, прежде всего, отраслей специализации и социальной сферы;
- состояние технологического потенциала и др.
5. Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов
Необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни населения и его основных задач предполагает организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны органов местного самоуправления.
Прогнозирование и планирование развития социальной сферы РФ (на ...
... доходов и защищенности населения. Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов и методологических основ планирования и прогнозирования в социальной сфере РФ, а также ... и планирование социальной сферы является точкой отсчета в работе по управлению региональным развитием. Обоснованный прогноз служит базисом для определения цели социально-экономического развития государства (или ...
Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных.
Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих:
- здоровье населения;
- уровень жизни населения;
- образ жизни населения;
- социально-экономический потенциал территории и т. д.
Информационной основой социально-экономического мониторинга территории могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием населения, за обеспечением санитарно — эпидемиологического благополучия среды обитания человека и т.п.; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.д.
Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование, обновление и актуализацию показателей.
Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга; правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности.
Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном состоянии системы социально-экономического мониторинга территории должны обеспечивать местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с тем, учитывая практически повсеместный бюджетный дефицит, следует использовать возможности привлечения и других источников финансирования. Так, например, информационный фонд мониторинга территории муниципального округа включает множество самых разнообразных данных, которые могут быть полезны для различных субъектов хозяйствования как на данной территории, так и за ее пределами, в том числе и за рубежом.
Социальный мониторинг — инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к социально- экономической политике.
В России в настоящее время существует достаточно большое число исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических
Государственное управление как социальное явление
... содержание государственного управления как вида социального управления; рассмотреть основные проблемы государственного управления в России; проанализировать современные концепции и проекты оптимизации и ре-формирования государственного управления. Актуальность темы заключается в изучения государственного управления как социальное явление в том, что государственное управление ...
проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них:
1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ)
2.Всероссийское панельное исследование
3.Бюджетное исследование Госкомстата
4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи, опубликованный Министерством труда и социального развития
5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС)
Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все проводимые исследования в социально- экономической сфере России.
Заключение
Предметное поле мониторингового наблюдения представляется как динамично функционирующая совокупность социальных отношений определенного качества и содержания, возникающих между взаимодействующими субъектами. При этом его пространство охватывает различные уровни структурной организации управления социальной жизнью субъектов и позволяет проследить влияние на складывающиеся взаимоотношения между людьми, их социальное самочувствие, социальную ситуацию в обществе, регионе и обеспечивает комплексный, многоуровневый подход к формированию методического инструментария мониторинга.
Можно выделить пять основных функций социального мониторинга:
диагностическую, прогностическую, проективную, планирования, просветительскую.
Социальный мониторинг обеспечивает оперативное, повторяемое и регулярное получение актуальной информации из материалов статистики, опросов, наблюдения о жизнедеятельности различных социальных субъектов, о состоянии социальной сферы общества, региона, а также дает возможность систематически наращивать и интегрировать исходные данные. Такой спектр социальной информации позволяет адекватно воспроизвести динамику социальной жизни населения, дать конкретные предложения и рекомендации, принять верное административное и управленческое решение. Он обеспечивает высокий уровень оперативности анализа процесса социального воспроизводства, предвидения и прогноза при небольших расходах материальных и интеллектуальных ресурсов.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/sotsialnyiy-monitoring/
1. Удальцова М.В. Социология управления: учебное пособие. — М.: ИНФРА+М, 2000.
2. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2007.
3. Ильин Г.И. Социология и психология управления: учебное пособие / под ред. Г.С. Колесникова. — М.: Академия, 2010.
4. Клементьев Д.С. Социология управления: учебное пособие / под ред. д.ф.н., профессора Д.С. Клементьева. — М.: Изд+во МГУ, 2010.
5. ЭСМ. Экономика. Социология. Менеджмент: — http://ecsocman.hse.ru.