Социальное государство и социальное благополучие

Контрольная работа

На начальных этапах эволюции общества хозяйственный прогресс связан с резко выраженным неравенством, давлением одних слоев на другие.

Зарождающиеся, да и современные рыночные отношения далеко не всегда обеспечивают равенство своих агентов.

Индустриальная революция XVIII-XIX в.в. мощно стимулировала развитие рыночных отношений. Расцвет их сопровождался расширением личной свободы, усилием внимания к социальной справедливости. Все это породило в индустриальных странах тенденцию к сглаживанию социального неравенства.

Подтверждением этому — формирование и рост в этих странах так называемого среднего класса — это та часть населения, которая имеет стабильный и достаточно высокий уровень доходов.

В общем, современная модель рыночной экономики предполагает определенное социальное выравнивание. Тут надо иметь в виду, что общественное сознание, во- первых, поднялось до понимания того, что рынок — это компромисс между его участниками. Последние самостоятельны, по собственной инициативе противостоят друг другу ( поскольку имеют противоположные интересы ), но и существенно зависят друг от друга : их интересы могут реализоваться только в результате “встречного” удовлетворения потребностей. Во-вторых, при насыщенности рынка и жесткой конкуренции, производители товаров и услуг заинтересованы в высоких доходах потребителей.

Необходимо, однако, отметить: рынок и полное равенство несовместимы.

Это обусловлено, во-первых, персональными различиями участников рынка (различия имеют социальную, биологическую и социологическую природу).

Во- вторых, — сущность самих рыночных механизмов: противоречиями процессов формирования рыночных стоимостей и рыночных цен, особенностями купли — продажи рабочей силы и т.п.

Итак, современные развитые рыночные отношения создают возможности относительного социального равенства. Однако их практическая реализация требует определенных целенаправленных действий, основанных на некоторой совокупности принципов. Эти действия и представляют собой социальную политику, или социальные аспекты экономической политики государства.

Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории “свобода” применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок такова: Свобода без ответственности не существует. Она дает шансы нести совместную ответственность (путем социального выравнивания) по отношению к тем гражданам, которые слабы или лимитированы в своих трудовых возможностях. Рыночная экономика дает каждому шанс (в рамках его способностей), но в то же время, ограничивает возможность (с учетом свободы, прав и интересов сограждан) полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой, в том числе ее социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами.

3 стр., 1315 слов

Социальная политика государства (6)

... социальной защиты общества, социальной справедливости в рыночной экономике, распределения доходов в обществе. В связи с этим ставится ряд задач: 1.1 Сущность социальной политики государства Социальная политика государства размеры социальных ... Принципиально важно, что закрепленные в Конституции гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов - Всеобщей декларации ...

Институциональное построение государственной власти таково, что она призвана принимать во внимание запросы всего населения. Однако учесть интересы каждого жителя невозможно, они обобщаются до уровня социальных групп ( степень значимости этих обобщенных интересов зависит от меры их репрезентативности в обществе. Таким образом, с одной стороны, экономическая политика должна быть ориентирована на сознание правовых и институциональных условий для самореализации групповых интересов, с другой,- сочетать их в рамках общего курса.

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе.

1. Социальное государство.

Социальное государство — это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством. Первые признаки социального государства стали проявляться с конца XIX в. в форме деятельности правительства по борьбе с бедностью и улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливают пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как к «ночного сторожа», задача которой — охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благосостояния. Основные направления социальной политики американского государства были определены «новому курсу» президента Ф. Рузвельта — программой выхода из страны из глубокого экономического кризиса 1929-1933 гг, названной «великой депрессией».

Компетенция современного социального государства гораздо шире и распространяется на такие сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, система социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и т.д. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально незащищенным группам, программы по созданию новых мест работы и развития системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на «достойное проживание», право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале — примерно одинаковы для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных задач.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её ... всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты. Комплексность обеспечивается: единством ...

Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса в обществе. В перераспределения помощи от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидов, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан.

Эффективность социального государства происходит в зависимости от факторов, среди которых выделяют:

  • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределения средств на социальные программы;
  • согласие основных политических сил о необходимый набор социальных программ, которые будут реализовываться государством, достижения подобного консенсуса позволяет сохранить правопреемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
  • развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.

Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства сроками социальной справедливости, эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, является важной составной частью их программ.

Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ней такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышении налогов, что в итоге негативно отражается на частной инициативе и может стать тормозом экономического развития. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.

Действительно, в последние годы страны Запада столкнулись с некоторыми проблемами в реализации государством своих социальных функций. Среди причин можно выделить и спад экономики некоторых стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к дебюрократизации управления. К этому следует добавить демографическую изменившуюся ситуацию в большинстве стран: увеличение доли пожилых людей относительно остального населения. Обеспечение их права на достойное существование требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое решение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи, создавая негосударственные формы социального страхования и социальной поддержки.

2. Социальное благополучие.

Социальное благополучие – что же это такое? Можете ли вы купить это, можете ли вы научить себя этому или это нечто такое, чему вы учитесь на протяжении всей своей жизни и что, возможно, ослабевает при заболевании психическими недугами?

13 стр., 6311 слов

Платон и Аристотель о государстве и обществе

... преданию, в день своего рождения Платон умирает. платон о государстве и обществе Античная политическая мысль характеризуется пристальным вниманием к исследованию ... тысячи лет назад, интересно само по себе. Несомненно, рассказывать об Аристотеле и Платоне, как ученых, очень непросто в том смысле, ... философа о важнейших человеческих проблемах очевидно. 2. Платон жизнь платона В 428 г. до н.э., в самый ...

Я верю в то, что мы все обучаемся этому всю свою жизнь с самого детства, проходя различные ситуации, принимая жизненные вызовы, испытывая разнообразные влияния и устанавливая социальные отношения и связи.

Все начинается с нашей семьи, развивается в яслях и детском садике, в школе, на работе, в институте, с друзьями, знакомыми и в разных благоприятных и неблагоприятных жизненных ситуациях.

Нет двух одинаковых детств, с одинаковыми и равномерно распределенными испытаниями. Но, тем не менее, вы можете иметь хорошую и социально благополучную жизнь. Для этого необходимо внимательно изучить всю свою жизнь, а также текущую ситуацию, и решить, хотите ли вы что-либо в ней изменить. От этого все и зависит.

В процессе изучения образа жизни возникает необходимость в разработке укрупненных интегральных показателей, позволяющих охарактеризовать образ жизни (его структуру и динамику) как единство условий, сознания и деятельности социальных субъектов. Учеными предложено несколько вариантов системы показателей образа жизни.

На основе анализа объективной и субъективной информации, полученной в результате реализации программы исследования, были определены три основных интегральных показателя образа жизни: 1) общественная активность, проявляемая субъектом во всех сферах деятельности; 2) культура образа жизни, воплощенная в деятельность, поведение и общение.

Методологической основой анализа образа жизни служат положения марксизма о материалистическом понимании истории, первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, ленинская теория отражения.

Социальное благополучие выступает в качестве интегрального показателя роста материального благосостояния и качества жизни. Необходимость разработки показателей социального благополучия определяется научными и практическими задачами дальнейшего совершенствования образа жизни. Социальное благополучие — это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

Основными детерминантами социального благополучия людей выступают:

  • уровень развития производительных сил;
  • система экономических отношений, характеризующая место и роль субъекта деятельности в системе производства, распределения и потребления;
  • участие в управлении производством и общественными делами коллектива, региона, страны в целом;