Особенности поведения мужчин и женщин и различные виды деятельности

Контрольная работа

Различие в поведении мужчин и женщин давно интересовало ученых да и самих представителей противоположного пола, это одна из интереснейших проблем человечества. Почему мужчины ведут себя так, а женщины совершенно по – другому: почему в каких – то ситуациях женщины просто «изводят» себя, а мужчины в такой же ситуации ведут себя совершенно спокойно; почему они по — разному воспринимают окружающий мир – в общем, мне очень интересна данная тема, хочется найти объяснение этим особенностям поведения.

В свой работе я расскажу об особенностях поведения мужчин и женщин в разных обстоятельствах; о том, какова у мужчин и женщин стратегия преодоления трудных жизненных ситуаций, какие способы психологической защиты используют те и другие, каковы установки мужчин и женщин на взаимоотношения с внешним миром; как мужчины и женщины распределяют свое время; какие пагубные пристрастия типичны для представителей того и другого пола, кто из них чаще проявляет отклоняющееся и преступное поведение.

Таким образом, цель моей работы: проанализировать мужское и женское поведение и посмотреть, какие факторы оказывают на это влияние.

Задачи моей работы заключаются

  • описать особенности мужского и женского поведения;
  • сравнить их;
  • показать, какие механизмы действуют при выборе той или иной формы поведения.

Материалом для работы послужили данные из литературных источников; основная литература: «Курс лекций для студентов» Л. Б. Соколовской и «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» Е. П. Ильина.

Личность только тогда

развивается полноценно,

когда не нарушается

половая идентификация.

1. Как формируется пол

Прежде чем говорить об особенностях поведения мужчин и женщин, следует понять как формируется пол человека.

Между мужчинами и женщинами существуют различия, которые имеют эволюционное обоснование и во многом инстинктивную природу.

(Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 90) Как известно, эти различия есть не только во внешности – они проявляются и в характере и в поведении.

Пол человека, а значит и свойственное этому полу поведение закладывается при внутриутробном развитии. Пол определяется строением половой железы (яичка или яичника), которые образуются на 4-8 неделе у плода. С третьего формируются «половые центры», которые в дальнейшем регулируют «мужское» и «женское» поведение человека. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 88)

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ...

Возможность программирования и по мужскому и женскому типу несет в себе и головной мозг Определенные структуры мозга определяют половое поведения. Так, гипоталамус, в котором расположены половые центры, не только дифференцируется под влиянием зародышевых гормонов, но и сам является психоэндокринным органом; его пренатальная программа, ориентированная на мужское и женское поведение, определяет характер его реакции на половые гормоны пубертатного периода, а эта реакция, в свою очередь, вызывает соответствующее половое поведение. При отсутствии или недостатке в этот период зародышевых андрогенов половая дифференциация автоматически происходит по женскому типу (патологическое влияние экологии или нездоровый образ жизни матери).

С другой стороны, если мать в период беременности принимает препараты, стимулирующие появление тестостерона, то женский эмбрион может «маскулинизироваться» (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 88)

Второй период действия гормонов на пол происходит во время полового созревания. Эти два момента характеризуются особой интенсивностью формирования биологического пола человека.

В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества: закладываются представления о том, какими являются или должны быть мужчина и женщина. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 94)

2. Теории пола

В. А. Геодакян создает эволюционную теорию пола, в которой говорится о том, что в природе есть два пола, каждый из которых специализируется в своем направлении. Женский пол филогенетически более устойчивый (ригидный), но зато онтогенетически более пластичный; ему соответствует консервативное поведение (сохранение свойств вида).

Мужскому полу соответствует прогрессивное поведение (приобретение видом новых свойств); это передовой отряд популяции, берущий на себя функцию столкновения с новыми условиями существования, и если они достаточно сильны, то формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству. Соединение того и другого естества повышает эволюционную устойчивость вида. Итак, женщины обеспечивают филогенетическую память вида, а мужчины — временную, онтогенетическую; мужчины осуществляют поиск, а женщины — совершенствование. Наличие различий признаков у мужских и женских особей называется половым диморфизмом. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 90 — 91)

Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на мозговые системы. Различные исследования подтвердили связь биологического пола и психологического поведения, в результате было выделено 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом и несвойственных женщинам:

11 стр., 5035 слов

(РУДН) « Психология» : « Влияние темперамента на поведение в ...

... решить следующие задачи: рассмотреть понятие и причины конфликтов; рассмотреть стратегии поведения при межличностном конфликте; рассмотреть понятие и характеристики основных типов темперамента; ... зарождение предпосылок для конфликта на более глубоком уровне. 1.2. Стратегии поведения при межличностном конфликтеПути решения межличностных конфликтов показывают намерения участников конфликта, ...

1. Наступательное эротическое поведение: от мужчины ждут инициативы.

2. Агрессивное поведение: мужчине свойственно инструментальное отношение к миру, при котором постоянно нужно что-то разрушать, чтобы построить новое.

3. Пространственная ориентация: мужчины лучше, чем женщины воспринимают пространство, удаленность, скорость.

4. Территориальное поведение: мужчинам свойственно «помечать» и охранять свою территорию. Это относится и к разбрасыванию вещей в квартире и их «забыванию».

5. Выносливость к боли: у мужчин ниже болевой порог, т.е. они более чувствительны.

6. Медленное усвоение оборонительных условных рефлексов: мужчинам более свойственно нападать, а не защищаться, в связи с чем у мальчиков есть проблема в детском коллективе, вызванные неумением дать сдачу.

7. Слабое проявление эмоциональных реакций: мужчины склонны скрывать, а не демонстрировать переживания, которые от этого не становятся менее сильными, но проявляются либо в поведении, либо в психосоматических заболеваниях.

8. Настойчивость при выполнении задания без подкрепления: мужчинам свойственно ломиться в «закрытые ворота».

9. Более слабая связь с ближними родственниками, чем у женщин.

10. Периферизация: тяга к созданию «групп» по интересам.

11. Поиск приключений, новых и сложных раздражителей: мужчины устают от однообразия, поэтому иногда бывают склонны хорошее, но известное поменять на непонятное и новое, отсюда — секрет их неожиданных на первый взгляд увлечений.

12. Тяга к соперничеству, опасностям, охоте: в силу чего мужчинам не только важно добиться поставленной цели, но и обойти соперников; победа без борьбы не приносит им удовлетворения. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 91 — 92)

3. Особенности поведения мужчин и женщин и различные виды деятельности.

3. 1 Пол и учебно-воспитательная деятельность

Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное — учитывает ли их половые особенности при подаче учебного материала и воспитании. В ходе опросов было выявлено, что негативные характеристики приписывались мальчикам значительно чаще, чем девочкам: мальчики в глазах учителей чаще неряшливые, молчаливые, возбудимые, упрямые, нетерпеливые, с излишне высоким самомнением; девочки же более старательные, застенчивые, владеющие собой, ловкие, боязливые, нерешительные. (http://www.iworld.ru/ attachment.php?barcode=978531800459&at=exc&n=0)

Многие авторы отмечают различия в характере познавательных интересов мальчиков и девочек: девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам — естественно-научного. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 115) Очевидно, что интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира (http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978531800459&at=exc&n=0)

79 стр., 39413 слов

Ценностно-ориентационная сфера у андрогинных и мускулинных мужчин ...

... Р.Сарсембаева, Сергей Ушакин и многие другие. В данной работе предметом обсуждения является тема осознанных стратегий поведения и их взаимосвязь с индивидуально-психологическими особенностями личности ( ... другие разрабатывали различные аспекты половых различий. Э.С.Чугунова установила различия личностных структур мужчин и женщин. Сейчас изучение гендерных отношений развивается очень быстро и ...

Как справедливо отмечают Г.М.Хасан и Б.И.Бреслав в определенный возрастной период «слабый пол» становится явно сильнее «сильного», поскольку девочки в своем развитии на год-полтора опережают мальчиков. Более раннее половое созревание девочек приводит к явному рассогласованию их психологических установок и ожиданий с установками мальчиков. Девочки хотят, чтобы к ним относились уже не как к бесполым существам, а мальчики же не могут на это ответить в силу физиологического и психологического полового инфантилизма, естественно присущего этому возрасту. При совместном обучении исчезает романтическая любовь с идеализированным образом возлюбленного, а значит исчезает и глубина чувств. Ведь глубина чувств возможна только, если есть идеалы (расхождение между реальным и воображаемым) для самосовершенствования любящих друг друга девушек и юношей. (Л. Б. Соколовская «Курс лекций для студентов» с. 115)