Контрольная работа : «Личность и общество» (8 класс)

Контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Личность и общество».

8 класс

1 – вариант.

Часть I .

1. Учёные-обществоведы определяют общество как

1) весь мир в многообразии его форм и проявлений

2) неотъемлемую часть природы

3) единство живой и неживой природы

4) обособившуюся от природы часть мира

2. Что от­ли­ча­ет че­ло­ве­ка от жи­вот­но­го?

1) на­ли­чие фи­зио­ло­ги­че­ских по­треб­но­стей

2) за­бо­та о потом­стве

3) спо­соб­ность к со­зна­тель­ной де­я­тель­но­сти

4) при­спо­соб­ле­ние к при­род­ной среде

3. Что от­но­сит­ся к гло­баль­ным про­бле­мам че­ло­ве­че­ства?

1) кри­зис пе­ре­про­из­вод­ства

2) гло­ба­ли­за­ция ми­ро­во­го хо­зяй­ства

3) за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды

4) пе­ре­ход в пост­ин­ду­стри­аль­ную фазу раз­ви­тия

4. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1) искусство, наука 2) производство, распределение

3) выборы, референдум 4) группа, этнос

5. Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти про­ис­хо­дит под вли­я­ни­ем:

1) при­род­ных спо­соб­но­стей 2) соб­ствен­ных убеж­де­ний

3) со­ци­аль­но­го окру­же­ния 4) при­род­но­го окру­же­ния

6. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) использование в одежде искусственного меха

2) ратификация Конвенции о правах ребёнка

11 стр., 5021 слов

Социально-экономическое развитие Казахского общества в XVIII-XIX вв

... ства сеют хлеб, используя труд бедняков-байгушей, лишившихся скота, из-за куска хлеба сделавшихся рабами», — констатировал в середине XIX в. И. Ф. Бларамберг'. Привилегированные слои казахского общества ... внутренними социально-экономическими пред­посылками. Вследствие процессов концентрации скота у небольшой части индивидов и разорения малоимущих скотоводов, обедневшие общинники были вынуждены ...

3) ликвидация последствий урагана

4) ограничение охоты в тюменских лесах

7. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному

8. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.

Б . Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ин­ди­ви­ду­аль­но­сти?

А. Каж­дый че­ло­век яв­ля­ет­ся яркой ин­ди­ви­ду­аль­но­стью.

Б . Ин­ди­ви­ду­аль­но­стью можно на­звать че­ло­ве­ка, ко­то­рый от­ли­ча­ет­ся твор­че­ским под­хо­дом к жизни.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. В государстве П. были проведены фрагментарные усовершенствования в экономической и социальной сферах, однако кардинального изменения социально-экономической ситуации в стране не произошло. К какому виду социального прогресса относятся данные изменения?

1) технический прогресс 2) культурный прогресс

3) революция 4) реформа

11. Установите соответствие между глобальными проблемами и их видами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца . – 2 б.

12 . В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства тра­ди­ци­он­но­го и ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства и от­ли­чия тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства от ин­ду­стри­аль­но­го. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия: – 1 б.

1) раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти

2) на­ли­чие норм об­ще­ствен­ной жизни

37 стр., 18027 слов

Город Омск в экономической, политической и духовной жизни казахского ...

... жизнью Омска, оставил свои личные впечатления о жизни казахского общества в рассматриваемом регионе, опираясь на ... годы в виде сборников избранных сочинении. Так, книга "Алихан Букейхан. Избранное" ... темы можно рассматривать в двух аспектах: проблема истории города как колониального оплота царизма и как центра становления части казахской национальной интеллигенции. Город Омск, располагаясь на ...

3) при­зна­ние прав и сво­бод граж­дан

4) со­зда­ние куль­тур­ных цен­но­стей

13. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. В ответ запишите только цифры — 2 б.

«Общество возникло на определённом этапе развития __________ (1).

Оно — часть природы и вместе с тем ка­чественно отличается от неё. Общество представляет собой сложную __________ (2), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. Условно общество возможно подразделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную, взаимосвязанные, но в то же время обладающие определённой самостоятель­ностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя __________ (3) выполняет важную роль в жизни общества, всё же её основой является __________ (4).

В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. В то же время те же люди являются носителями форм общественного __________ (5).

Таким образом, все указанные __________ (6) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное обще­ство с определённым обликом».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз . Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потре­буется для заполнения пропусков.

1) политика

2) природа

3) структура

4) сознание

5) сфера

6) экономика

7) свобода

Часть II .

Начнём

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач , газет , фильмов и других средств массовой информации ( СМИ ). Содержание , представленное в СМИ , оказывает глубокое воздействие на процесс социализации , способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения . В самом деле , некоторые исследователи считают , что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико , как влияние родителей . Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс . часов на просмотр телепередач ( сюда входят , помимо всего прочего , около 350 тыс . рекламных объявлений ).

14 стр., 6667 слов

Общность и общество в учении Ф. Тённиса

... ценностное суждение: общность по сравнению с обществом, по мысли Тенниса, представляет собой высший способ ассоциации. Теннису явно не нравилось современное громыхающее, суетливое и сумасшедшее общество, а ... Наиболее полное освещение образ жизни, взаимодействие и поведение людей получили в его главном труде <Общность и общество. Рассмотрение коммунизма и социализма как эмпирических культурных ...

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения ? Некоторые эксперты утверждают , что они лишь подкрепляют идеи , уже завоевавшие популярность : люди всегда выискивают , воспринимают и запоминают в первую очередь те факты , которые подтверждают их собственные мысли . Другие считают , что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей , поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий , как чтение и общение между собой .

В школе обучают не только чтению , письму и арифметике , но и дают представление об общественных ценностях . Школа представляет собой общество в миниатюре . Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения ; школа стремится объединить детей , противодействует проявлениям антиобщественного поведения .

14 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них — 2 б.

15 . Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора. — 2 б.

____________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

19 –18 баллов– оценка «5» 17 – 14 баллов – оценка «4»

13 – 9 баллов – оценка «3» менее 9 баллов – оценка «2»

Контрольная работа по теме: «Личность и общество».

8 класс

2 – вариант.

Часть I .

1. Об­ще­ство в ши­ро­ком смыс­ле слова озна­ча­ет:

1) есте­ствен­ную среду оби­та­ния че­ло­ве­ка

2) груп­пу людей, объ­единённых об­щи­ми ин­те­ре­са­ми

3) ста­дию ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия на­ро­да

4) всё че­ло­ве­че­ство в про­шлом, на­сто­я­щем и бу­ду­щем

2. Что свой­ствен­но и че­ло­ве­ку, и жи­вот­но­му?

1) ин­стинк­ты и ре­флек­сы

2) со­зна­тель­ная ак­тив­ность

3) це­ле­на­прав­лен­ная де­я­тель­ность

4) сло­вес­ная речь

3. Глобальная экологическая проблема выражается в:

1) организации заповедников и заказников

2) распространении наркомании и алкоголизма

3) истощении природных ресурсов

4) угрозе новой мировой войны

4. Что от­но­сит­ся к эко­но­ми­че­ской сфере жизни об­ще­ства?

1) про­из­вод­ство ма­те­ри­аль­ных благ

2) ор­га­ни­за­ция го­су­дар­ствен­ной вла­сти

3) со­зда­ние про­из­ве­де­ний ис­кус­ства

4) раз­ра­бот­ка и при­ня­тие за­ко­нов

5. Со­ци­аль­ной сущ­но­стью че­ло­ве­ка обу­слов­ле­на его по­треб­ность в:

1) еде 2) тепле 3) про­дол­же­нии рода 4) са­мо­ре­а­ли­за­ции

6. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

2) принятие закона об охране природы

3) организация биосферного заповедника

4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

7. В стра­не Р. ак­тив­но развивается мас­со­вое промышленное производство, уве­ли­чи­ва­ет­ся численность ра­бо­че­го класса. Тру­дя­щи­е­ся борются за свои по­ли­ти­че­ские и со­ци­аль­ные права. К ка­ко­му типу об­ще­ства относится стра­на Р.?

1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному

8 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.

Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих по мере взросления человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А . Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б . Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как:

1) личность 2) администратора

3) интеллигентного человека 4) профессионала

11. Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца . – 2 б.

12 . В приведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства че­ло­ве­ка c жи­вот­ны­ми и от­ли­чия че­ло­ве­ка от животных. Выберите и за­пи­ши­те в таб­ли­цу сна­ча­ла по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а затем черт различия. – 1 б.

1) уме­ние пла­ни­ро­вать деятельность

2) по­треб­ность в пище и воде

3) на­ли­чие сознания

4) спо­соб­ность к чув­ствен­но­му познанию

13. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. В ответ запишите только цифры — 2 б.

«Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее даром __________(1) и __________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного __________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека — его биологическое начало и его социальную сущность. Человек, с одной стороны, часть __________(4), и его формирование подчиняется всем природным __________(5).

Он, как и другие природные существа, должен постоянно удовлетворять свои физиологические __________(6) (есть, пить, спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеж­дой. Но человек не только биологическое существо, он еще и существо социальное (иными словами — общест­венное)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз . Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) сознание

2) речь

3) труд

4) закон

5) природа

6) потребность

7) мышление

Часть II .

Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.

(По А. Печчеи)

14 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них — 2 б.

15 . Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки.) — 2 б.

_____________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

19 –18 баллов – оценка «5»

17 – 14 баллов – оценка «4»

13 – 9 баллов – оценка «3»

менее 9 баллов – оценка «2»

Контрольная работа по теме: «Личность и общество».

КЛЮЧ

п/п

1 – вариант.

2 – вариант.

Часть I .

1

4

4

2

3

1

3

3

3

4

4

1

5

3

4

6

4

1

7

4

2

8

3

1

9

2

1

10

4

1

Часть II .

11 — 2 б.

2431

3132

12- 1 б.

2413

2413

13 -2 б.

231645

723546 (273546)

Часть III .

14 – 2 б.

1) факторы формирования личности;

2) СМИ и социализация;

3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь;

4) школа и формирование личности ребёнка.

1) наступление человека на основные виды растений и животных;

2) рост потребностей человеческого общества;

3) научно-техническая революция.

15 – 2 б.

Могут быть указаны следующие факторы по тексту:

1) возраст;

2) интеллектуальный уровень;

3) пол;

4) вес;

5) окружающая среда;

6) культура;

7) СМИ,

8) школа.

Автор оценивает состояние различных компонентов природной среды следующим образом:

1. «Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья.»

2. «Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд.»

3. «Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.»

Критерии оценки:

19 –18 балл – оценка «5»

17 – 14 баллов – оценка «4»

13 – 9 баллов – оценка «3»

менее 9 баллов – оценка «2»