Эволюция человека

Контрольная работа

АНТРОПОГЕНЕ́З — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Антропогенез изучает происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития. Учение об антропогенезе — раздел антропологии, центральная проблема эволюционной антропологии, при изучении которой используются данные ряда естественных и общественных наук о человеке и Земле.

Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:

  1. структурные преобразования мозга
  2. увеличение мозговой полости и головного мозга
  3. развитие двуногого передвижения
  4. развитие хватательной кисти
  5. опущение гортани
  6. уменьшение размера клыков
  7. появление менструального цикла
  8. редукция большей части волосяного покрова.

homo sapiens

Современные люди, которые по зоологической классификации относятся к виду Homo sapiens (человек разумный), впервые появились около 40000 лет назад. Мы ходим прямо, в вертикальном положении, наши руки умеют изготовлять сложные инструменты, мы разработали язык звуковых символов и пользуемся им для общения между собой. Мы живем в сложных социальных группах. Мы разработали целую систему взглядов на людей, природу и общество и передаем знания нашим детям, которых учим и правилам поведения.

Первый опознанный экземпляр неандертальца был найден в 1856 году, за три года до опубликования «Происхождения видов». На момент выхода книги не было известно никаких других ископаемых, подтверждающих эволюционное происхождение человека и человекообразных обезьян от общего предка. Хотя неандерталец является независимым видом из рода людей, с тех пор было найдено множество скелетов промежуточных форм между древними антропоидами и человеком.

Поскольку общий предок человека и шимпанзе передвигался на четырёх конечностях, а мозг у него был не больше чем у шимпанзе, согласно теории Дарвина в процессе эволюции должно было развиваться прямохождение, а также должен был увеличиться объём мозга. Таким образом, должен был существовать один из трёх вариантов промежуточной нормы:

6 стр., 2575 слов

Внимание человека, способы его тренировки и развития

... выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания. В своем реферате я использовала работы таких авторов, как Ж. Годфруа, Р.С. Немов, В.С. Кузин и других. 2. Внимание 2.1. ... человека, и, прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище. 3. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. ...

  1. Промежуточный размер мозга, развивающееся прямохождение.
  2. Размер мозга примерно как у шимпанзе, развитое прямохождение.
  3. Большой мозг, прямохождение не развито.

«Я настаиваю, чтобы вы или кто-нибудь иной указал мне такую черту… с помощью которой можно было бы отличить человека от обезьяны. Сам я совершенно определенно такой черты не знаю. Но если бы я назвал человека обезьяной или наоборот, то был бы неминуемо отлучен от церкви. Однако как натуралист, я, быть может, обязан поступить именно так.»

Карл Линней.

foramen magnum

Позднее были найдены останки

Homo habilis

Согласно Дарвину, «в ряду форм, незаметно переходящих одна в другую от какого-либо обезьянообразного существа до человека в его современном состоянии, было бы невозможно точно указать, которой именно из этих форм следует впервые дать наименование „человека“». Именно с этой проблемой и столкнулись современные палеонтологи, вынужденные делить найденные останки гоминид на разные роды.

Речь идет об увеличении объема мозга, его развитии. Логично предположить, что с развитием мозга у человека и развиваются новые способности. А именно, появляется интеллект.

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — в широком смысле, совокупность всех познавательных функций индивида. В более узком смысле — мышление, высший познавательный процесс.

Интеллект и различия в умственных способностях людей изучаются с середины XIX века. Среди первых исследователей, занимавшихся этими вопросами, были Фрэнсис Гальтон, Чарльз Дарвин и Поль Брока. Первые работы по изучению умственных способностей мужчин и женщин основывались, в основном, на случайных, несистематизированных наблюдениях. У Дарвина в «Происхождении человека» встречаются такие сравнения: «Мужчина смелее, агрессивнее, энергичнее и изобретательнее женщины. В абсолютном измерении мозг мужчины больше, хотя соотношение величины мозга и массы тела в полной мере не выяснено. У женщины лицо круглее; Она созревает раньше, чем мужчина». С развитием психологии и статистических методов стали накапливаться систематизированные данные о связи интеллекта и пола, хотя до сих пор не существует согласия о том, что такое интеллект и насколько объективны способы его измерения.

Существует точка зрения, что на начальном этапе антропогенеза возникновение тех или иных форм социальных структур не зависело от интеллекта, это было типичным проявлением самоорганизации. Возможно. Но со временем интеллект стал играть все большую роль в процессе эволюции общественных структур. Более того, по мнению ряда авторов, самим источником социальной эволюции являются модели мира (продукты интеллектуальной деятельности), создаваемые людьми и определяющие пути, на которых в социальных действиях индивиды реализуют свои интересы (Конт, М. Вебер, Сорокин).

3 стр., 1126 слов

Мышление человека и интеллект

... развивает свой интеллект. И мышление, и интеллект являются с давних пор отличительными и важнейшими чертами человека. Люди, имеющие физические дефекты не перестают быть людьми, а потерявший ... творческое мышление и репродуктивное мышление, где намек на творчество отсутствует. По степени произвольности мышление может быть произвольным, когда человек контролирует мыслительный процесс и непроизвольным, ...

О социальном аспекте эволюции человечества также надо сказать, что из всей совокупности факторов социальной эволюции, выделяемых учеными, бо льшая часть сама подвержена влиянию интеллекта. В нижеприведенном списке курсивом отмечены факторы, которые порождаются деятельностью интеллекта в той или иной степени (курсив мой В.П.) :

Демографический фактор, Спонтанные изменения естественной среды, Изменение внешней социальной среды, Немутационное варьирование сочетаний генов в генотипах особей популяции, Собственно мутации, Квазибиологические социокультурные мутации, Конфликт интересов

«Механизм развертывания потребностей»

Исследовательская активность, Самофункционирование социальных систем определенного типа.

эволюции человечества

О механизме влияния интеллекта на эволюцию человечества можно в целом сказать следующее. Эволюции человечества присущи три типа механизмов: адаптационные механизмы, механизмы бифуркационного типа, механизмы обратной связи [3].

Акты интеллектуальной деятельности проявляют себя в адаптационных механизмах и механизмах обратной связи и, как следствие, воздействуют на эволюцию человечества (на биологическую и социальную составляющие).

Так как же именно интеллект человека вмешался в естественный отбор?

биологической

Homo sapiens

В то же время, как мы увидим далее, интеллектуальное воздействие на эволюцию человечества (в основном через инновационную деятельность) подвело человечество вплотную к новому этапу его эволюции, в том числе — и эволюции человеческого тела.

По какому же принципу идет эволюция человечества теперь? Что нас ждет? Ответы на эти и многие другие вопросы ищет трансгуманизм — новейшее мировоззрение, ставящее во главу угла именно вопрос о влиянии интеллекта на эволюцию человечества: как на эволюцию самого человека, так и на эволюцию общества, если угодно эти два взаимопроникающие процесса разделять.

Homo sapiens