Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи, сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логическую операцию.
Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.
Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижение этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.
Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:
- замороженные финансовые средства;
- расходы на содержание специально оборудованных помещений;
- оплата труда специального персонала;
- постоянный риск порчи, хищения.
Наличие запасов — это расходы. Однако отсутствие запасов — это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:
- потери от простоя производства;
- потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
- потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам.
Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.
Японцы образно сравнивают запасы с поднявшимся уровнем воды. Плавание становится спокойным, снижается риск, не нужен опытный лоцман, уходят многие проблемы, связанные с управлением судном.
Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.
2. Необходимость создания материальных запасов
Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.
Лекция – важнейшая форма преподавания философии: содержание, ...
... в высшей, так и в средней школе. Лекция – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение современной лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, ... предполагает поиск средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей, вычленить и провести через всю лекцию ключевые, ведущие идеи, положения. Речь ...
Возможность колебания спроса, Сезонные колебания спроса некоторых видов товаров., Скидки за покупку крупной партии товаров, Спекуляция.
- издержки административного характера, связанные с поиском поставщика, проведением переговоров с ним, командировками, междугородными переговорами и т.п.;
- издержки на транспортировку заказа.
Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.
Вероятность нарушения установленного графика поставок
В производстве незапланированная остановка процессов наиболее опасна для предприятий с непрерывным циклом производства.
Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия., Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению.
В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.
Возможность немедленного обслуживания покупателей.
- произвести заказанный товар;
- закупить заказанный товар;
- выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.
Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.
Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей., Упрощение процесса управления производством.
Перечисленные причины свидетельствуют о том, что предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.
Следует отметить, что в большинстве перечисленных случаев вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления и доставки заказа магазина сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.
Логистическая организация процессов позволяет без повышения уровня запасов снизить издержки, связанные с производством единицы изделия, свести к минимуму простои производства из-за отсутствия запасных частей, а также выполняет ряд других функций запасов.
3. Планирование материальных ресурсов
Известно, что выпуск продукции напрямую связан с тем, насколько хорошо и ритмично предприятие снабжается сырьем или комплектующими, насколько рационально используются складские площади, и, наконец, насколько ее выпуск связан с заказами клиентов или потребностью рынка. Изменение оптимального соотношения любой из этих составляющих влечет за собой те или иные проблемы. Перебои с поставками сырья влекут за собой простои в выпуске продукции, поступление большего, чем необходимо, количества материалов может повлечь за собой необоснованные потери.
Именно с целью оптимального управления производством от поставки сырья и комплектующих до удовлетворения запросов конечных потребителей были сформулированы принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы легли в основу метода или концепции MRP (Material Requirement Planning) — «Планирование материальных ресурсов»: производственная деятельность описывается как поток взаимосвязанных заказов;
Определение потребности предприятия в закупаемых ресурсах
... время с момента подачи заказа до момента поставки продукта. Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребностей в конечном продукте. Если ...
- при выполнении заказов учитываются ограничения ресурсов;
- обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов;
- заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков;
- движение заказов «увязывается» с экономическими показателями;
- выполнение заказа завершается к тому моменту, когда он необходим.
Метод планирования материальных ресурсов декларирует какие процессы учета и управления должны быть реализованы на предприятии, в какой последовательности они должны выполняться, содержит конкретные рекомендации о том, как они должны выполняться, то есть алгоритмы.
Кроме того, развитие вычислительных средств и их доступность привели к появлению на Западе автоматизированных систем, реализующих этот метод управления.
На рисунке 1 показаны процессы, которые должны быть реализованы при использовании такого подхода к управлению предприятием.
Рисунок 1.
Метод планирования материальных ресурсов включает в себя составление проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство необходимых материалов-комплектующих. Другими словами, его применение позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность.
4. Развитие концепции
В дальнейшем метод «Планирование материальных ресурсов» был дополнен положением о формировании производственной программы в масштабах всего предприятия и контроля ее выполнения на уровне подразделений. Появился метод или концепция MRP II (Manufacturing Ressurs Planning) — «Планирование ресурсов предприятия». Основная суть этого метода сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю.
В последние годы сочетание планирования материальных и финансовых ресурсов предприятия привело к появлению метода ERP (Enterprise Resource Planning) — «Расширенное планирование ресурсов». Суть его состоит в получении результатов производственного и сбытового планирования в денежном выражении, а процессы управления предприятием направлены на оптимизацию бизнес-процессов, идущих внутри предприятия: приём заказов, планирование производства, поставки, само производство, доставка и администрирование.
За последние годы (25 лет) методы управления «Планирование материальных ресурсов» (MRP), «Планирование ресурсов предприятия» (MRP II) и «Расширенное планирование ресурсов» (ERP) стали практически общепризнанным мировыми стандартами, используемым предприятиями для организации эффективного управления.
На рисунке 2 показаны процессы, реализующиеся при использовании метода «Расширенное планирование ресурсов» (ERP) в управлении предприятием.
Рисунок 2.
Метод планирования материальных ресурсов включает в себя составление проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство необходимых материалов-комплектующих. Другими словами, его применение позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность.
Одним из следующих шагов в развитии методов управления стал подход CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) — «Планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка». При его реализации планирование деятельности предприятия осуществляется не от возможности предприятия производить товары или услуги, а от потребностей рынка в них. В процесс управления предприятием явно включается маркетинг. Таким образом, этот метод позволяет интегрировать взаимоотношения «потребитель — предприятие» с внутренними бизнес-процессами предприятия.
Если первые три из перечисленных выше методов дают ответ на вопрос как организовать производство чего-либо с минимальными издержками и позволяют оценить эффективность управления по степени использования ресурсов, вовлеченных в производство, то последний метод позволяет решить задачу, что должно быть произведено для увеличения сбыта и оценивать эффективность управления уже по степени стабильности, устойчивости, надежности занятой предприятием позиции на рынке.
5. Инструменты управления
Для многих российских предприятий актуальными являются вопросы: как создать (организовать) саму систему управления и какую информационную систему выбрать для автоматизации управления?
Все выше перечисленные методы дают ответ на первый вопрос, причем их действенность, что очень важно, проверена временем. Вероятность изобрести что-либо оригинальное, «с учетом российской специфики», скорее всего приведет к потере времени и денег. По мере все более глубокого вхождения России в цивилизованный рынок, российским предприятиям имеет смысл максимально быстрыми темпами перенимать лучший мировой опыт, при этом не забывая и о своем собственном, и внедрять передовые технологии и системы.
Идея плановой экономики, присущая СССР, была не так уж и плоха. Однако, вмешательство государства в дела предприятий на слишком низком уровне не может быть эффективным в рыночных условиях. После распада Союза наметился крен в совершенно другую сторону: было забыто какое бы-то ни было планирование. Предпринимались и попытки создания автоматизированных систем управления предприятием, но опять в глобальном масштабе — создание АСУ экономикой вцелом, что приводило к появлению громоздких и плохо работающих программ.
Большинство современных автоматизированных систем управления предприятием в той или иной степени реализуют принципы описанных выше методов.
Некоторые отечественные и западные системы управления предприятием, представленные на российском рынке приведены в Табл.1.
Таблица 1
Примечание:
(*) — в указанных системах методы «Планирование ресурсов предприятия» (MRP II) и «Расширенное планирование ресурсов» (ERP) не реализованы или реализованы не в полном объеме.
О реализации на программном уровне метода «Планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка» (CSRP) авторам не известно.
Все системы автоматизации управления различаются по функциональным возможностям, стоимости и срокам внедрения. Однако, любая из них является лишь средством, инструментом, помогающим автоматизировать процесс управления предприятием. Эффективность использования каждой из них зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо на предприятии поставлены сами процессы учета, планирования и управления. И здесь неоценимую пользу может принести привлечение внешних консультантов.
6. Планирование МТО участка по производству распашных ставен на 2004г.
Производство распашных ставен — одно из направлений деятельности моей фирмы.
Основываясь на данных по основным позициям за 2003г. МТО участка распашных ставен оценивалось в размере 640000 руб. Учитывая предполагаемый рост объема продаж (~ 20%) и рост цен, можно запланировать объемы закупок основных позиций, приведенных в табл.2.
Таблица 2
Наименование |
Труба 60×40 |
Труба 40×25 |
Оцинкованная сталь 1.5 |
Замки |
|
Количество |
8.1 тонна |
4.73 тонны |
598 листов |
342 |
|
Стоимость |
170213 руб. |
99427 руб. |
480732руб. |
51300 руб. |
|
Итого |
801672 руб. |
||||
Рис.3 Динамика распределения заказов.
Из анализа темпов освоения производством основных позиций (из табл.2), динамики распределения заказов (рис. 3) и специфики производства, следует, что запас материальных средств на складе должен быть равен минимальной поставляемой партии.
Это обоснованно следующим:
- Предприятие и поставщики находятся в Москве, сроки поставок материалов 1 — 3 дня.
- Запасов, находящихся на складе, предприятию хватит на 10 дней.
- Срок исполнения заказа 30 рабочих дней.
- Возможность в любой момент обратиться к другому поставщику с такими же условиями.
- Наличие собственного транспорта.
- Солидарные с другими участками предприятия расходы по содержанию складов и складского персонала.
Вывод: в 2004г. материальных ресурсов по основным позициям будет приобретено на сумму 801672 руб. Минимальный запас на складе должен быть равен:
- Труба 60×40 — 1 тонна;
- Труба 40×25 — 1 тонна;
- Оцинкованный стальной лист 1.5 — 77 листов;
Замки — 150 штук
Это обеспечит минимальные расходы и бесперебойную работу участка распашных ставен
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/planirovanie-potrebnostey-materialnyih-resursov/
1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
2. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2000.