Педагогические условия развития личности ребенка в раннем возрасте

Контрольная работа

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: «Ребенок родится, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуляния у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7-8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих ленетивных слогов образует первые 10-12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми он активно пользуется, увеличивается незначительно, к 1 г.5 мес. у ребенка лишь 30-40 слов. В 1 г.5 мес. — 1 г.7 мес. происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен 300 — 400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словаря (к 3 годам — 1200-1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления». Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство

7 стр., 3209 слов

Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни

... обсуждении проблемы психической депривации в детском возрасте речь идет о неудовлетворении потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и культуре в широком смысле слова. Психологи считают, ... в накоплении знаний о мире, становлении личности ребенка. Но особенно значим период с 2 до 6 лет. Однако в жизни следует стремиться к тому, чтобы в любом ...

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы, как психолога, так и педагога. Далее остановимся на них подробнее.

I Теоретические основы развития детей раннего возраста

Ранний возраст — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связаны с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстрее.

Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение — естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию [2, с.375].

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов — кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заряжаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

В развитии ребенка раннего возраста все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами).

12 стр., 5639 слов

«Развитие графической деятельности у детей младшего школьного ...

... детей младшего школьного возраста В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития ... 1.1. Понятие графической деятельности Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки ... И.С. Якиманская) психологи. По данным зарубежных и отечественных психологических работ, около 80% ...

Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам».

В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша; несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие и хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании, особенно в семье: мать, отец, бабушка и другие взрослые. И если действия их не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях, — малыш не понимает, как же он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто являются виновниками неуравновешенного поведения детей.

Ранний возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Особенности развития детей раннего возраста

В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, происходит становление второй сигнальной системы, развивается речь, совершенствуется сенсорика.

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни очень легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов).

Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечает Н.М. Аксарина, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и Друг с другом. Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей [27, с.286].

6 стр., 2757 слов

История развития педагогики раннего возраста

... детей раннего возраста, параллельно шла разработка содержания и методов воспитания, что способствовало становлению педагогики раннего возраста как науки. Развитие системы общественного воспитания детей раннего возраста ... освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Жизнь детей пронизывают сказки, песни, танцы, ритмика, театрализованные представления, различные ...

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы, как психолога, так и педагога.

Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать савочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (савочки, лопатки, удочки с магнитом и пр) [12, с.75].

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период — от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

2 стр., 964 слов

Психологические аспекты воспитания детей раннего возраста на ...

... воспитания детей раннего возраста на основе работы ДОУ с семьей. 1.1. Воспитание детей раннего возраста Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. ...

В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка — его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково — Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь, Зайка и пр. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляет важное направление работы педагога.

Все перечисленные задачи являются общими для педагога.

Таким образом, развитие детей раннего возраста — самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых.

Именно в это время опыт взаимодействия с родителями, другими членами семьи, детьми и взрослыми влияет на развитие ребенка.

Потребности детей раннего возраста в охране здоровья, питании, безопасной обстановке, психосоциальном и познавательном развитии должны удовлетворяться координированным и взаимосвязанным образом так, чтобы каждый из компонентов подкреплял другой и ни один не оставался без внимания.

Чрезвычайно важно для развития нравственных понятий формирование эмоционального опыта ребенка раннего возраста. Вся информация должна быть пронизана чувствами. Понятия о добре и зле, счастье и горе, и даже понятие о светлом утре, жарком лете, опасной поездке, уютной комнате и старом диване складываются только тогда, когда ребенок непосредственно наблюдает проявления чувств и эмоций, характеризующих эти понятия.

2 стр., 895 слов

Культурно-досуговая деятельность детей

... учреждениями досуговая сфера стала составной частью общего процесса формирования "нового человека". Одним из итогов этого процесса стала трансформация как общественного, так и индивидуального сознания. Цель организации досуга детей Досуг – деятельность ...

Для развития и воспитания детей раннего возраста необходимо комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

К основным задачам развития детей раннего возраста относятся:

охрана и укрепление психофизического здоровья, формирование компетенций, необходимых для жизни;

создание благоприятных условий для протекания сенситивного периода сенсомоторного и речевого развития ребенка;

воспитание положительного отношения и базового чувства доверия к людям (первичные основы морали), культивирование положительных нравственных чувств детей;

эмоциональное развитие;

активизация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.

Для успешного развития детей раннего возраста необходимы определенные педагогические условия, о которых пойдет речь в следующем параграфе.

II Педагогические условия развития детей раннего возраста

Условие — это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия — это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.

В отечественной педагогике выделено несколько уровней педагогических условий развития детей раннего возраста. Рассмотрим их подробно.

Первый уровень условий — характеристики ребенка (детей) детерминирующие успешность воспитательного процесса.

Возникла схема, центр которой занимает ребенок как цель всего воспитательного процесса (см. Приложение 5).

Следующий уровень условий — непосредственные обстоятельства воспитания — собственно классические педагогические условия — характеристики:

содержания и организации деятельности детей (ребенка),

межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения,

отношений педагогов с детьми (педагога с ребенком),

вхождения ребенка в объединение,

взаимодействия детского объединения (образовательного учреждения) с окружающей средой.

Деятельность ребенка (детей) в качестве педагогического условия может представлять собой как организационную, так и содержательную характеристику. Например, по А.В. Мудрику: познание, общение, предметно-практическая, духовно-практическая, спорт, игра (представленность видов деятельности или их взаимосвязь).

Определяющими являются также такие свойства детской деятельности как креативность — репродуктивность, направленность на себя или во вне, соответствие деятельности возможностям ребенка (сложность — простота), общественная значимость и т.п. К организационным особенностям деятельности ребенка относятся также состав участников, способы организации: уровень и взаимосвязь совместности и индивидуальности детских (детско-взрослых) занятий.

10 стр., 4810 слов

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда

... данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно-образовательного процесса. Хозяйственно бытовой труд включает в себя ... "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства" К. Ушинский. Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно ...

Характеристики внутренней среды детского объединения (образовательного учреждения) » касается состояния межличностных отношений участников воспитательного процесса (педагог-ребенок, ребенок — ребенок), определяет характер предметно-эстетической среды детско-взрослого сообщества, знаково-символической составляющей быта воспитателей и воспитанников. Этот компонент обладает такими признаками: степень гуманистичности, свободы, творчества, наличие «ниш для самореализации», состав участников воспитывающей общности (возраст, пол, социальный статус и проч.).

В ряде диссертационных работ указывается на открытость внутренней среды для изменения самим воспитанником.

Свойства взаимодействия с окружающей средой могут быть рассмотрены как степень открытости или автономности образовательного учреждения (детского объединения) для внешних воздействий. Примером автономности учреждения и объединения могут быть летний детский лагерь, психологический тренинг и т.д.

Обозначим место второго и четвертого уровней педагогических условий. Второй уровень представляет собой своего рода проекцию обстоятельств воспитательного процесса на субъективный мир воспитанника. Другими словами в качестве педагогических условий может рассматриваться субъективное восприятие ребенком деятельности, отношений, взаимодействий и других обстоятельств воспитательного процесса. Так как без указания объекта отношения, эти самые отношения раскрыть достаточно сложно, мы и пропустили третий уровень вперед второго.

Здесь принципиальна субъективная картина собственных занятий: наличие личностного смысла, осознание общественной значимости результатов созидания, удовольствие от процесса, восприятие собственных действий как проб, роли и функции во взаимодействии, обеспечивающем эту деятельность. Определяющим становится подготовленность ребенка к решению задач. В исследованиях костромской научной школы большое внимание уделяется идее включенности личности в деятельность (принадлежит В.В. Рогачеву, затем стала широко эксплуатироваться в научных исследованиях костромских исследователей).

Понятие «включенность» — трактуется как личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности. Включенность в социальную деятельность понимается как фактор формирования субъективно-личностных отношений, из которых складывается «субъективно-личностное пространство», не всегда совпадающее с «пространством» общественных отношений, в которое личность включена объективно.

Состояние включенности характеризуется интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности (В.В. Рогачев).

14 стр., 6628 слов

Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной ...

... идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины 19 - начала 21 вв., особенности ее развития, реализации на практике отечественного образования? Объект исследования. Концепции русской национальной школы. Предмет исследования. Процесс развития идеи русской национальной школы в ...

Четвертый уровень условий — «педагогическая деятельность как управление жизнедеятельностью детского объединения». Анализ гипотез в кандидатских диссертациях по педагогике позволяет выделить следующие варианты формулировки педагогического условий:

педагогическая деятельность по осуществлению отбора и селекции воспитанников;

педагогическая деятельность по управлению деятельностью воспитанников (отбор содержания, форм, организация и т.д.);

педагогическая деятельность, предусматривающая управление межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, бытом детско-взрослого воспитательного сообщества;

педагогическая деятельность — управление взаимодействием воспитательной организации (детского коллектива) с внешней средой;

педагогическая деятельность представляющая собой непосредственное взаимодействие воспитатель — воспитанник;

педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога;

педагогическая деятельность, способствующая повышению субъективной значимости для воспитанника деятельности, отношений, общения.

В качестве примера яркого проявления педагогического условия «4-1» может быть названа диссертационная работа Т.А. Пояровой, где среди педагогических условий имеется такая формулировка: «процедура отбора будет иметь комплексный характер и опираться на научные критерии одаренности» Здесь педагогическая деятельность только непосредственно воздействует на характеристики ребенка: селекция (отбор) определенных категорий детей, в данном случае, одаренных. В то же время, непосредственное взаимодействие это и индивидуальная педагогическая помощь, поддержка и проч. В четырех случаях педагогическая деятельность воздействует на ребенка опосредованно — через деятельность, его отношения к этой деятельности, организацию внутренней среды или взаимодействия с внешней. Можно говорить о таких элементах педагогической (управленческой) деятельности как диагностика (мониторинг), планирование, организация, анализ. Значит четвертый уровень воспитательного процесса это и методы воспитания и педагогическая технология (как минимум совокупность идей и инструментов).

Не очень прозрачной выглядит формула «педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога». Попробуем проиллюстрировать следующим примером: «педагог осознает и реализует себя в качестве носителя культурного образца». Оговоримся, что одно и то же явление можно описать через действующий в рамках воспитательного процесса фактор (особых отношений в детских коллективах), а можно через педагогическую деятельность, направленную на корректировку действия фактора, обуславливающего возникновение этого фактора и т.п.

6 стр., 2821 слов

Анализ статьи «Методы организации учебно-творческой деятельности ...

... в разнообразные формы и виды профессиональной проектной деятельности дизайнера, в рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. В процессе обучения должны создаваться условия, побуждающие студента к самостоятельному творческому ... [4]. Исходя из этого, основная задача метода состоит в активизации творческого мышления; "в необходимости повышения уровня системности, который может быть ...

Пятый уровень педагогических условий может быть обозначен как — ресурсное обеспечение воспитания — это характеристики:

кадрового обеспечения (свойства субъекта педагогической деятельности),

материального обеспечения деятельности детей (оборудование),

пространственно-временных параметров воспитательного процесса,

сознательно измененных свойств среды, окружающей образовательное учреждение,

нормативно-правового обеспечения воспитательного процесса,

программно-методического обеспечения воспитания,

PR — обеспечения воспитательного процесса.

Остановимся поподробнее на характеристике субъекта педагогической деятельности. Необходимо различать индивидуальный и групповой (коллективный) варианты субъекта. Основное состояние субъекта педагогической деятельности — готовность (подготовленность) к решению определенного рода профессиональных задач, наличие у него смыслов осуществления деятельности, способность продемонстрировать образцы (показать пример), референтность педагогов для детей. Здесь возникает проблема очевидности гипотезы, действительно, кто будет возражать, что какой-либо педагогический процесс будет эффективным (успешным, результативным), если педагог будет подготовлен и прочее. Более оригинальным выглядит следующее положение «педагог владеет значимым для воспитанников видом деятельности, организует ее в формах, адекватных их восприятию».

Рассматривая групповой (коллективный субъект педагогической деятельности) следует отметить такие его характеристики как интегративность — внутреннее ценностно-методологическое деятельностное единство, способность к взаимодополнению, взаимозаменяемости и т.п. (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, В.В. Рогачев и др.).

Матрица педагогических условий развития детей раннего возраста представлена в приложении 6.

Содержание педагогического процесса предусматривает новую роль педагога, как режиссера совместной деятельности и предполагает реализацию следующих функций:

прогнозирования, проектирования и конструирования педагогического процесса;

осуществления преемственных связей между наукой и практикой;

создания вокруг себя атмосферы радости, оптимизма, веры;

объективной диагностики его результата;

выстраивания перспективы развития каждого ребенка на основе диагностики его достижений.

Проектирование педагогического процесса осуществляется посредством циклограмм по видам деятельности — познавательной, игровой, трудовой, продуктивно-творческой, речевой, оздоровительной и календарного плана воспитательно-образовательной деятельности.

При организации педагогического процесса должна обеспечиваться обратная связь для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка.

Особенности организации педагогического процесса раннего детства.

Педагог:

Создает разумный двигательный режим (игры, танцевальные движения, физические упражнения).

Поддерживает у детей стремление к самостоятельности. Расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей.

Помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений.

Поощряет познавательную деятельность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов. Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

Наблюдает, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт.

Поддерживает стремление ребенка к положительным поступкам, способствуя тем самым становлению положительной самооценки.

Делает игру содержанием детской жизни, раскрывает малышам многообразие мира игры, посредством совместной игры, создания игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями.

Обеспечивает правильное восприятие ребенком простейших трудовых процессов.

Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе детей.

Организует игровое построение образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.

Организация педагогического процесса построена на принципе «сквозного» развития ребенка, т.е. комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности, в процессе движения и активного исследования предметного и окружающего мира.

Педагогический процесс выстраивается на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со взрослым (воспитателем, психологом, родителем и т.д.).

День жизни малыша строится, как взаимосвязь разных видов деятельности [16, с.99].

Педагогический процесс обеспечивает интеграцию эмоциональной, волевой и познавательной сторон развития ребенка. Ребенок в педагогическом процессе воспринимается как личность, имеющая право на сохранение своей автономности, самобытности, уникальности.

Таким образом, педагогические условия в развитии детей заключается в поддержке внутренней чувствительности (сенситивности) ребенка от 0 до 3 лет, развитии умения ориентироваться в своем окружении и владеть своей моторной системой; характер взаимодействия взрослого с ребенком, в совместной деятельности, предметно-развивающая среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы, помогающая формировать первичный социальный опыт на основе личного опыта и непосредственного взаимодействия с предметами, вещами и явлениями окружающего мира [29, с.386].

В процессе развития детей раннего возраста необходимо:

использование инновационных подходов к организации педагогического процесса;

регламентацию требований к отбору содержания, его уровню и качеству;

ориентацию медико-педагогической работы на сохранение здоровья ребенка;

обеспечение условий для реализации социальной ситуации развития.

Педагогические условия развития детей данного возраста предусматривают взаимосвязь сенситивных периодов развития детей от рождения до семи лет и их влияние на цели воспитания, обучения.

Заключение

Ранний возраст — особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание необходимо обратить на развитие речи. Для того, чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего возраста, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда ребенок подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

Сенсорное развитие детей — основа познания мира.

Ловкость рук и самовыражение — первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Итак, основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются с детства. Конкретные задачи, содержание и методы воспитания детей на каждом возрастном этапе определяются особенностями их развития. Все стороны воспитания — физическое, умственное, нравственное, эстетическое осуществляются воспитателем в педагогическом процессе, как бы соединяясь в единое русло.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Изучена психолого-педагогическая литература по теме развития детей раннего возраста, в ходе эксперимента мы выполняли необходимые для речевого и сенсорного развития детей раннего возраста условия, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе, соблюдали нормы и правила межличностного общения, использовали игры и упражнения, направленные на речевое и сенсорное развитие детей. Нами также были подобраны методики для диагностики уровня развития детей раннего возраста.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-lichnosti-rebenka-v-rannem-vozraste/

1. Арсентьева, В.П. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника [Текст] / В.П. Арсентьева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. — № 5. — с.80 — 85.

2. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М.Л. Баранова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3. Барташникова, И.А., Барташников, А.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. — Харьков: Фолио, 1999. — с.144 — 153.

4. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] /Т.Г. Богданова. — М.: Роспедагентство, 1994. — 68 с.

5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — с.421.

6. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1996.

7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Академия, 2000. — с.30.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1999. — с.58 — 66.

9. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Академия, 2000. — с.71.

10. Гаврина, С.В., Кутявина, Н.Л. Логика [Текст] /С.В. Гаврина, Н.Л. Кутявина. — М.: ВЛАДОС, 2002. — с.20 — 23.

11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: Каро, 2005.

12. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] /В.В. Зеньковский. — М.: Просвещение, 1996. — с.244 — 289.

13. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика [Текст] /В.П. Зинченко. Ч.1. Живое знание. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — 296 с.

14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Нисканен А.Г. — М.: Академия, 2002. — с.9 — 11.

15. Каменская, Е.Н. Основы психологии [Текст] /Е.Н. Каменская. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2003. — с.154.

16. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2001. — с.49 — 50, 153.

17. Лелюх, С.В., Сидорчук, Т.А. Хоменко, Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников [Текст] / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук. — Ульяновск: Фолио, 2003. — с.65.

18. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — с.590.

19. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л.Ф. Обухова. — М.: Академия, 1995. — 498 с.

Приложение

Для речевого развития можно разработать серии «Говорилки».

«Говорилки» — занятия по развитию речи детей раннего возраста способствовали обогащению речи малышей, расширение детского словаря. Развивающие занятия с детьми мы проводили один раз в неделю, мы контролировали процесс развития речи испытуемых, занимались правильной постановкой звуков. Речь детей становилась богаче, увеличивается словарный запас.

Через рисунки маленькие дети познавали мир, общались с нами, передавали свое состояние без слов. Рисование пальчиками вызывает восторг любого малыша. А радостные эмоции — это путь к здоровой психике. Все дети любят рисовать и совершенно уверены, что могут рисовать. Задача взрослых — не разубеждать их в этом.

На занятиях «Рисовалки» дети учились:

правильно держать в руке кисточку, карандаш, мелок, рисовать красками (акварелью, гуашью), штриховать карандашами и мелками, делать аппликации отрывным способом, лепить из пластилина, узнавать цвета и геометрические фигуры, их форму и размер.

Занятия проходили 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия — 25 мин.

Подробное календарное планирование занятий по развитию детей раннего возраста представлено в приложении 4.

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента мы провели целенаправленную работу по развитию речи и сенсорному развитию детей раннего возраста.