Факторы, обуславливающие возрастные особенности
Прежде всего, говоря о возрастных особенностях, нужно раскрыть само понятие возраста.
Возраст — это продолжительность периода от момента рождения организма до настоящего или любого другого определенного момента времени. Так обычно понимается календарный возраст, при котором не учитывается факторы развития организма. Но у детей с одинаковым календарным возрастом, могут быть выявлены абсолютно разные уровни развития и темпы возрастных изменений. Поэтому применительно к данной теме корректнее употребить понятие «биологического» возраста.
Биологический возраст — это понятие, отражающее морфологического и физиологического развития.
Различия между календарным и биологическим возрастом позволяют определить функциональные особенности ребенка. Так, среди детей семи обнаруживается один или несколько, более высокий, сильный и ловкий. Это означает, что «биологически» он старше остальных.
Биологический возраст определяется совокупностью особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних факторов и наличие, или отсутствие, патологических изменений. педагогический школьник возрастной
Но любой ребенок, равно как и взрослый, имеет также социальный возраст. В книге А. А. Реана «Психология человека от рождения до смерти» социальный возраст определяется как степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста. Т.е. возраст как уровень социальных достижений индивида в сравнении со средним уровнем людей такого же возраста. Например, один из учеников начальной школы был выбран в учредительный совет за усердие и ответственность, хотя туда принимают только учеников средней и старшей школы. Таким образом, его социальный возраст увеличился по сравнению с возрастом его сверстников.
В каждом их своих возрастов, ребенок проходит определенные стадии развития. Применительно к моей теме, уместно говорить о возрастной периодизации. Она обусловлена тем, на каждом этапе возрастного развития ребенок приобретает что-то новое, качественно отличающееся от других особенностей.
Итак, этапы возрастной периодизации:
- младенческий возраст (до 1 года),
- ранний детский возраст (от 1 года до 3 лет),
- преддошкольный возраст (от 3 до 5 лет),
- дошкольный возраст (от 5 до 7 лет),
- младший школьный возраст (от 7 до 11 лет),
- подростковый возраст (от 11 до 15 лет),
- ранняя юность, или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).
16 стр., 7748 слов
Особенности развития организма ребёнка от рождения до семи лет
... ребенка с возрастом, связаны с развитием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Они создают предпосылки для развития определенных движений в каждом возрастном ... систолическое давление в возрасте трех лет составляет 103 мм рт.ст., 4 года-104, в 5 лет-105, в 6 лет-106 мм ... детей младшего и дошкольного возраста в пределах 85-105 уд/мин, старшего 78-99 уд/мин, причем у девочек на 5-7 ...
В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, возрастных противоречиях и существенных новообразованиях. Каждый возрастной период отличается особой характеристикой, он подготавливается предыдущим периодом, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для наступления следующего периода. В рамках каждого возраста наблюдаются свои отличительные особенности. Это определяется наследственно заложенными качествами, факторами внешней среды, волей, характером каждого индивида и т.п.
Бесконечно разнообразны конкретные условия жизни, деятельности и воспитания — бесконечно разнообразие и индивидуальных особенностей личности. Поэтому возраст не имеет точных и определенных характеристик и не является абсолютной и неизменной категорией. Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Но учитывают индивидуальное развитие каждого.
Подводя итоги этого пункта, будем говорить о возрастном развитии. Оно обуславливается биологическим, социальным и календарным возрастом на каждом этапе возрастной периодизации. Оно строится на плавном переходе из одного этапа в другой, на взрослении человека. Это удивительный путь, от рождения до становления взрослого человека ребенок проходит, опираясь на руки родителей, воспитателей, учителей, наставников, на каждом этапе приобретая новые знания и умения. Эти приобретения определяется его физическим, физиологическим, психологическим развитием. Они необходимы ему, чтобы понять мир вокруг себя, адаптироваться и социализировать в нем. Это и есть факторы возрастного развития.
2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, Л.И. Айдарова, Ю.А. Полуянов и др. Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание ученых потому, что он еще не до конца исследован, так как исторически выделился совсем недавно, с введением обязательного и всеобщего неполного и полного среднего образования.
Задачи и содержание среднего образования пока до конца не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными.
Младшим школьным возрастом называется возрастной промежуток с 6-7 до 10-11 лет. В это время происходят значительные изменения со стороны анатомо-физиологического аппарата: укрепляется скелетно-мышечная система, однако окостенение скелета ещё не заканчивается; крепнут мышцы и связки, увеличивается их объем и мышечная сила.
Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому детям легче выполнять размашистые движения, чем мелкие, требующие точности. Окостенение фаланг заканчивается к 9-11 годам, запястья — к 10-12, поэтому младшие школьники нередко с трудом справляются с письменными заданиями, не могут писать быстро и слишком долго.
Относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность. Интенсивно растет сердечная мышца, после 7 лет значительно увеличивается вес головного мозга, особенно лобных долей, которые играют большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности.
Психологические особенности младшего школьного возраста
... функций детей. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 7 – 11 летнем возрасте, ... картинками, наглядное пособие, шутка учителя — все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого ... возрастной период, когда начал функционировать механизм порождения речи и ребенок был готов овладеть ею, у ребенка ...
Изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: торможение становится более заметным, чем у дошкольников, однако склонность к возбуждению ещё очень велика, поэтому младшие школьники зачастую очень непоседливы.
Психологические новообразования данного возрастного периода.
Ребенок в возрасте 7 лет сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всех его отношений с окружающей действительностью. Ведущей деятельностью в это время становится учебная, которая существенно изменяет мотивы поведения ребенка.
Основными новообразованиями в этом периоде являются:
- a) развитие мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому на уровне конкретных понятий);
- b) появление произвольности всех психических процессов (кроме интеллекта): внимания, памяти, воли, а также произвольности поведения (т.е.
возможности в определенной степени деятельность и аргументировать её);
- c) формирование самооценки на основе оценивания учителем и достигнутых результатов в учебе;
d) кроме того происходит:
- формирование внутреннего плана действий (выполнение действий про себя — умственных действий);
- усвоение новых знаний и навыков (письмо, чтение и пр.);
- расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель).
3. Учет возрастных особенностей в работе учителя — классного руководителя
Педагоги не должны забывать о глубокой детской потребности в позитивном образе самих себя. Эта потребность — фундамент воспитания Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С. А. Смирнова м. Академия 2000г. Стр 194..
Эту мысль я считаю главной в работе учителя младших классов.
По моему мнению, работе с возрастной группой младших школьников учитель — классный руководитель должен соблюдать следующие указания:
1. Учитывать индивидуальные особенности ученика.
Да, у детей младшего школьного возраста есть сходных анатомо-физиологические, психологические особенности, но это не значит, что обучение и воспитания для всех должны быть одинаковым.
2. Не вешать на учеников «ярлыки».
Учитель должен в любом ребенке видеть положительные стороны, и помогать ему, преодолеть трудности адаптации в школе. А также воспитать в нем лучшие человеческие качества.
3. Воспитывать коллектив учащихся.
Дети в этом возрасте делают только маленький шажок в большой школьный мир. Задача учителя организовать детей, связать их в единое целое межличностными отношениями и контролировать их (связи), оформить класс.
4. Исключать излишнюю требовательность по отношению к ученикам.
Психолого–педагогические условия формирования профессиональной ...
... В их работах педагогическая культура понимается как важная часть общей культуры учителя, выражающаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. В настоящее время проблема формирования профессионально-педагогической культуры учителя начальных классов актуальна как никогда, ...
Есть учителя, которые более или менее сознательно настаивают на том, что ученики никогда не должны допускать ошибок. Тем самым они косвенно принуждают «ребят занять оборону», чтобы «не допустить ошибки». В результате у многих детей формируется комплекс неполноценности, падает их самоуважение. Кроме того, стратегия «не допустить ошибки» препятствует развитию творческих способностей в ежедневной учебной работе.
5. Принимать ребенка таким, какой он есть.
Со всеми его «минусами» и «плюсами».
6. Осуществлять систему «обратной связи» с родителями.
Учитель — классный руководитель должен активно включать в педагогический процесс родителей учащихся. Ведь они — тыл ребенка. Они могут и обязаны помочь своим детям в адаптации и социализации среди сверстников, в обучении и выполнении домашнего задания. А также помогать учителю понять своего ребенка.
7. Организовывать перерывы на уроках.
Дети, в силу особенностей в младшем школьном возрасте очень непоседливы. Им трудно концентрировать внимание на чем-либо в течение долго времени. По этому, необходимо давать им отдыхать, делать разминку, даже посередине занятия.
8. Формировать у детей позитивный облик.
Студенты должны знать и думать, что они хорошие. Тогда они будут стремиться к лучшему.
9. Не поощряйте лесть и подобострастие.
Иногда педагог берет конформизм и готовность к положительным качествам ребенка и ставит это в пример. Это негативно сказывается на климате в коллективе.
10. Кричать на студентов непедагогично.
Учитель — классный руководитель не имеет права кричать на учеников, а тем более применять физическую силу.
11. Не применяйте наказания, унижающие достоинство учащихся.
В качестве наказания нельзя использовать тяжелый физический труд, оскорблять детей, унижать их честь и достоинство бойкотами, исключениями из коллектива и различных обществ и т.д.
12. Обучайте на положительном примере.
Отрицательные примеры могут быть причиной искажения восприятия окружающего мира. Личность и поведение учителя также должны указывать на положительные примеры.
13. Придерживайтесь простого, «легкого» и увлекательного обучения.
Используйте наглядные пособия, интерактивные доски в обучении, сокращайте игровое обучение (особенно в 1-м и 2-м классе), старайтесь заинтересовать детей знаниями.
14. Учите детей самообслуживанию, работе и дисциплине.
Ни дисциплины, ни порядка. Необходимо учить детей целеустремленности, пунктуальности.
На бизнес-уроках ставьте интересные и увлекательные задания и обязательно учитывайте и оценивайте достижения каждого. Общественно полезная работа тоже.
Обязанности учителя — классный руководитель также несет ответственность за то, чтобы научить ребенка уметь помогать самому себе: в классе, в столовой, во время перемены и т.д.
При работе с маленькими детьми важно понимать, что они дети. Умение понимать свое нетерпение, желание познать мир, неспособность работать подолгу, а иногда и прихоть, плохое поведение и умение найти причину этого — основная задача учителя — классного руководителя.
Практическое задание
Образовательная, образовательная и деловая ценность младшего школьника.
Прежде чем устанавливать причинно-следственные связи, я решил определить значение термина «трудовая деятельность».
Исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии ...
... психологии. Учителя имеют большие возможности влиять на формирование личности ученика, но реализация этих возможностей во многом определяется личностью самого учителя. Как активное связующее звено между учителем и детьми, сочувствие учителя ...
Работа — это набор операций и функций, выполняемых людьми, жестко закрепленных во времени и пространстве.
Выбрав этот вид деятельности для младших школьников для описания развития, обучения и образовательного развития, я понял, что не могу описать эту проблему, основываясь только на теории. Поэтому я ходил в школу в своем селе, которую однажды окончил. Там мне разрешили заниматься на рабочем месте в начальной школе 2 класса «А» в течение одной недели. Но мне этого показалось мало, и я наблюдал за детьми на переменах и в столовой.
В классе было 10 девочек и 12 мальчиков. Команда была очень дружной, ребята старались друг другу помогать. Они делились ластиками, ручками, линейками или клеем для аппликаций.
В течение недели я видела, как дети лепят котиков из бумаги, осваивают технику оригами, лепят из соленого теста, украшают цветочные горшки бусинками и трубами.
В столовой девочки каждый день накрывали обеденные столы для всего класса, а дети иногда помогали расставлять книги в библиотеке.
На уроках оригами учитель использовал интерактивную доску, где видеоурок транслировался со специализированного сайта.
В библиотеке мальчики с удовольствием раскладывали книги по полкам в алфавитном порядке, а девочки записывали их на карточках.
Это были шумные дети, которые впитывали все, как губки, рвущиеся на помощь и радостные новым открытиям.
На основании своих наблюдений я провел анализ образовательной, воспитательной и развивающей ценности трудовой деятельности в начальной школе.
Я заметил, что некоторые дети делают домашнее задание лучше, чем их сверстники. Поговорив с ними, я заметил интересную особенность: дети, которые привыкли работать дома, лучше учатся. Это значит, что у школьников сформировался правильный образ работы и ее социальной потребности.
Один из великих сказал: «Работа облагораживает человека». И ребенок тоже, добавляю я. Эволюционное значение произведения очевидно. Он способствует всестороннему развитию личности, так как требует от ребенка работы в команде.
Ребенок развивает индивидуальные навыки (например, складывание оригами), но в то же время учится поддаваться коллективным потребностям (потребность в помощи в библиотеке).
Потому что он начинает понимать, что работает в команде, а это значит, что он ее часть. Трудовая жизнь развивает у детей чувство принадлежности.
Образовательное значение труда заключается в применении теоретических знаний на практике, что позволяет в полной мере усвоить материал. Главная проблема школы — формализм. Он толкает ребенка к «зубрежке», простому заучиванию сухих формулировок, что в значительной мере снижает творческий потенциал.
Когда же ребенок применяет свои знания на практике, он начинает думать, а в последствие, творить, что заставляет работать его мозг, с целью приложения теоретических знаний к практически поставленной задаче.
В образовании важен результат. Для ребенка он тоже важен. Особенно его оценка. Ведь он четко понимает, что его занятие имело задачу, и теперь имеет вполне ощутимую реализацию. Оценка его труда (а обычно, она позитивная) придает ребенку уверенность в себе, своих знаниях и умениях. И пробуждает желание заниматься трудом и в дальнейшем.
А желание учиться и трудиться, которое ребенок развил в себе самостоятельно, и готовность к этому труду и будет конечным результатом образования на этой стадии.
Психология и педагогика профессиональной деятельности
... личности; 2. профессионализацию как определенную степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью. Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в ... и плохом стрессе. Однако по мере развития цивилизации жизни и деятельности людей возрастает, все более нарастает негативное ... рекомендации по курсу «Основы психологии и педагогики» / В.П. Каширин – М., 1997 г.
Известно, что такие качества, как мужество, ответственность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают в трудовой деятельности.
В процессе труда, дети начинают понимать, что дав обещание что-либо сделать, они обязаны это сделать. Иначе это повлечет за собой негативные последствия.
Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, в трудовой деятельности как бы испытываются. Проверяется их необходимость. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
В заключении хотелось бы сказать, труд — это фактор развития эволюции. Человеческой и производственной. И эти маленькие люди растут и развиваются, играя и трудясь, даже не догадываются, что своими руками они строят свое будущее.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/sravnenie-raznyih-vozrastnyih-grupppsihologiya/
1. Бродская С.Л. Возрастная психология в ответах и вопросах. М.: Кронус. 2006г. Стр.128-135.
2. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение .1985г. Стр. 183-190.
3. Подласый И.П. Педагогика М.: Владос. 1996г. Стр. 72-80
4. Педагогика. Педагогическая теория, система, технология. 4-е издание М.: Академия. 2000г. Стр. 192-200.
5. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. 2002 г.
6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н\Дону: Феникс. 2004г. Стр. 133-135
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).
М.: Гардарики. 2005г. Ср. 224-238.