Методы познания личности партнера

Контрольная работа

В настоящее время в психологии активно применяют методы математической статистики и математического анализа. Но, несмотря на математизацию и компьютеризацию процесса исследования личности, многие методы естественных и точных наук не годятся для изучения таких явлений, как агрессия, чувство симпатии или антипатии, поведение человека в коллективе. В этом случае традиционные методы сбора научной информации не утратили своей актуальности. К ним относятся самые разнообразные методы, в т. ч. и самые известные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос.

Умение правильного познания личности партнера очень важно для эффективного взаимодействия с человеком. Проблема эффективного использования методов познания не потеряла своей актуальности и по сей день. Наблюдателю приходится выделять в большом наборе признаков наиболее существенные, уметь их систематизировать.

гЛАВА 1. позНАНИЕ паРТНЕРА

1.1. Познание в процессе общения

«Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.»1

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.

Личное восприятие — получение и обработка одним субъектом общения информации о другом — ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступатъ не только отдельные личности, но и целые группы людей. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:

1) «Я — Он» — восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;

2) «Я — Они» — восприятие индивидом группы как единого целого;

3) «Мы — Они» — восприятие одной группой другой группы.

4) «Мы — Он» — восприятие группой индивида.

Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окружающим. «Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствует формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя.»2

4 стр., 1978 слов

Восприятие и взаимопонимание людей

... и в других людях. Самоосведомленность связана с нашими собственными восприятиями, взглядами, чувствами и желаниями; внешняя осведомленность означает осознание чувств и эмоций других людей. Если человек ... ли помогут нам достичь взаимопонимания. Также при общении ... партнера, и в результате наше общение будет более глубоким и честным. Человек, умеющий правильно общаться Умеющий правильно общаться человек ...

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтному поведению.

ГЛАВА 2. НАБЛЮДЕНИЕ

2.1. Наблюдение как метод познания

Под психологическим наблюдением следует понимать организованное, систематическое, преднамеренное и целенаправленное восприятие разнообразных проявлений личности.

Научное наблюдение имеет ряд отличий от житейского, оно нацелено на точность и объективность, и должно удовлетворять ряду важных требований:

Различают 2 вида научного наблюдения:

Только при совместном использовании двух этих видов наблюдения можно получить наиболее полную информацию об объекте. Действительно ценную информацию можно получить лишь в том случае, если наблюдатель ведет наблюдение систематически – непрерывно или по определенной системе, позволяющей воспринимать объект многократно и в самых разнообразных условиях.

Также при наблюдении за собеседником следует учитывать, что в разных условиях, в разных системах человеческих отношений, в разных эмоциональных состояниях один и тот же человек может вести себя по-разному. Волевые, эмоциональные и интеллектуальные процессы в деловом общении проходят у человека иначе, чем наедине с собой. Наше поведение меняется в зависимости от того в какой среде мы находимся, оно будет одним среди друзей и другим в кругу лиц, которых мы видим впервые. Поведение человека зависит и от того, насколько он заинтересован в общении. Поэтому необходимо наблюдать за человеком, когда он находится наедине с собой, в процессе общения с другими людьми, и в его прямом контакте с наблюдателем.

По мимо этого в практике применяются включенное и дистантное наблюдения:

Также используются различные научно-технические средства, с помощью которых можно выявить и зарегистрировать те или иные психические явления. Результаты подлежат регистрации с помощью устройств записи. Зафиксированное таким образом явление может быть неоднократно воспроизведено, анализ будет основан на многочисленных фактах.

Большое значение имеют условия, при которых происходит процесс межличностного общения. К этим условия относятся: расстояние между партнерами; время, в течении которого длятся контакты, освещенность, температура воздуха, а также социальный фон общения (наличие или отсутствие свидетелей).

Наблюдателю важно уметь исключить ситуативные помехи, правильно выбрать место и время общения и создать благоприятные условия для наблюдения.

Особое место при изучении и оценке личности занимает первое впечатление. Это восприятие человека на чувственном уровне в виде штампа «приятный — неприятный». При этом следует помнить, что всегда возможны ошибки в оценке личности по первому впечатлению.

2.2. Ошибки первого впечатления

Стереотипизация

Определенной группе людей принадлежат социальные стереотипы. Отдельный человек пользуется стереотипами лишь в том случае, если он относит себя к данной группе. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Впоследствии любые воспринимаемые признаки человека – цвет кожи, стиль одежды, религиозные символы и т.д. – могут привести к неправомерным обобщениям в результате проекции стереотипов на отдельную личность.

2 стр., 933 слов

Почему люди зависят от мнения окружающих? (2 варианта)

... все время делать то, что идет вразрез с поведением большинства. Он тоже зависим от него. Таким образом, мнение окружения формирует самооценку человека, поэтому он так зависим от того, «что люди ... флиртовал с ней весь вечер, чем вызвал ревность ... так давно искал. Счастье заключалось в прощении. ... заберет сына, и Сережа окажется пасынком в ... Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?..» — ...

К наиболее распространенным стереотипам относятся: этнические, национальные, профессиональные, возрастные, статусные ( педантичность англичан, легкомыслие французов ).

Стереотипные суждения часто высказываются о людях с полным телом, определенной манерой одеваться, бородой и даже имеющих определенные имена.

Очень сильное влияние на формирование социальных стереотипов оказывают средства массовой информации. Приученные к определенным условностям, мы уже уверены, что все уголовники зловеще спокойны или надрывно истеричны, а физики задумчивы и носят очки.4

Мнение других людей

Часто оценка человека зависит от чужого мнения о нем. Встречая человека, мы воспринимаем его черты и поведение сквозь призму чужого, далеко не всегда объективного мнения. Достоверность чужих мнений о человеке повышается в случае обобщения независимых характеристик. Исходя из оценки не одного, а нескольких знакомых данного человека, можно составить усредненную его характеристику. Иногда мнения о человеке сильно разнятся, это дает важную информацию – данный человек очень непрост.

Разновидностью анализируемой ошибки может выступать слепая вера в авторитеты, ведь человек как объект познания очень сложный. Любое знание о том или ином человеке является приблизительным, любое мнение – относительным.

Вера в «первый взгляд»

Повсеместно бытует убеждение, что первое впечатление — самое верное, на самом деле это далеко не так. Много лет, чтобы человек не делал – все преломляется через призму первого взгляда. Но первое впечатление не объективно, а опирается на наши собственные подсознательные ожидания.

Психическое состояние

Человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает симпатию, и наоборот. Пример: если у нас плохое настроение и мы смотрим на дерево, то мы обращаем внимание на уродливые наросты на стволе, а если хорошее – то на зеленую листву. Подобное может случиться и при восприятии конкретного человека.

Упрощение

Наша психика устроена так, что подсознательно происходит отбор и фильтрация поступающей извне информации. Мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те сведения, которые имеют для нас наибольшее значение. Поэтому в поведении каждого человека мы учитываем лишь часть его особенностей, но зато производим бессознательную обработку и синтез всех этих данных.

Проекция

Суть ошибки в том, что другому человеку мы приписываем собственные чувства или мысли, выдавая желаемое за действительное.

Идеализация

Форма самообмана, при которой акцентируются физические и моральные достоинства человека и игнорируются его недостатки.

2.3. Наблюдатель. Развитие наблюдательности

В наше время большинство психологов считают, что качества влияющие на наблюдательность могут быть развиты и усовершенствованы.

«Известный психолог, Г. Олпорт, в свое время выделил качества, обеспечивающие точность наблюдений: возраст (свыше 30 лет) и разнообразный социально-коммуникативный опыт; сходство (между наблюдателем и наблюдаемыми); инсайт (знание самого себя, учет собственных слабостей и возможных ошибок восприятия; сложность (наблюдатель, как правило, не способен понять более сложного человека, чем он сам); отрешенность (лучше воспринимать другого бесстрастно, вне социальных оценок); высокий интеллект (способствует пониманию и эффективному предсказанию наиболее вероятного поведения собеседника).»5

5 стр., 2139 слов

Метод наблюдения в социальной работе

... в разных странах (в том числе в России) рабочим на заводах. Классический пример использования включённого наблюдения для сбора основной информации – работа Уильяма Уайта (1936 – 1939гг.), который и ввёл этот метод наблюдения в ...

Конан Дойл — всемирно известный шотландский и английский писатель — автор детективных произведений о сыщике Шерлоке Холмсе дает рекомендации начинающим, как достичь высокого умения наблюдать и делать выводы из своих наблюдений. «Прежде чем обратиться к моральным и интеллектуальным сторонам дела, которые представляют наибольшие трудности, пусть исследователь начнет с решения более простых задач. Пусть он, взглянув на первого встречного, научиться сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть.

По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибу брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки – по таким мелочам нетрудно угадать его профессию. И можно не сомневаться, что все это, вместе взятое, подскажет сведующему наблюдателю верные выводы»

Осмыслить увиденное можно если включить его в уже сложившийся познавательный опыт человека, увиденное нужно уметь систематизировать, классифицировать и обобщать.