Место философии в духовной культуре человечества

Контрольная работа

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировозренческтих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Это значит, что в философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если внутреный мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, — бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Выработанная философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека, причел прогресса нелинейного и небезусловного. Культура – наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы её норм и ценностей, степени их укоренённости в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сферы; типа в взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения; ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том , что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) ее бытие и возвысит (или унизит) его дух.

10 стр., 4975 слов

Биосоциальное развитие человека будущего

... сети Интернет. Глава 1. Биологическое и социальное в развитии человека Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующегося разумом и ярко выраженной ... биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной ...

Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу. В отличии от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура ведь не несет в себе непосредственной пользы. Роль философии вернее всего будет сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта?, картины Рафаэля?, книг Л.Н.Толстого? По-видимому, в данном случае требуется иные мерки и оценки.

Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к творческому понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научит мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рождать фантазии, а философия – делать высокие обобщения. Вот почему она есть, по словам И.Канта, « законодатель человеческого разума». Короче говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.

Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость («добрый разум») как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, что бы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Мудрость – это знание вечных истин, которые необхомые человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же правильно поступает в жизни.

Такова, если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, значения – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.

Философская культура личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания своей духовно- практической деятельности. Философская культура – это не только умение формирмулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особенного рода мироощущения и мировосприятия. Мыслить по философски – означает воспринимать мир как единое многоликое и живое целое, а себя – как частицу этого великого целого, активного созерцателя и участника продолжающегося миро творения. Философская культура является необходимым компонентом духовного мира современного человека.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Культура третьего тысячелетия характеризуется и как информационная культура. Это ведущее направление научно-технического прогресса. Для специалистов в области как информатизации, так и других специальностей должны стать неотъемлемыми чертами аналитического склада ума, сочетающийся с развитием «синтетической способности суждения» (понятие И.Канта); способность к абстрагированию и та высшая конкретность мышления, мыслительных методов, которая позволяет увидеть предмет, явления, процесс во всех их взаимосвязях в развитии; выработка алгоритмов действий и умение перенести в новые условия. Авторы, исследующие формирование трудовой и профессиональной культуры (Б.А. Эренгросс, И.И. Зарецкая) отличают возрастание значимости так называемой проективной культуры, связанной с развитием продуктивной способности воображения и выражающейся в возможности конструирования и моделирование реальности, идеальных объектов, проведения «мыслительных экспериментов» (так А. Эйнштейн открыл теорию относительности).

9 стр., 4389 слов

Проблема человека в античной философии

Проблема человека в античной философии - проблема многоаспектная, не имеющая общей единообразной формулировки. Если рассматривать все ... личностного аспектов рассмотрения проблемы человека в трудах античных философов; предотвращение упрощенного представления о философских концептах данного исторического периода. 1. Проблема человека в философии Древней Греции Античная Греция положила начало ...

Здесь незаменима роль искусства как формы познания.

Профессионализм как качественная характеристика деловой активности человека представляет собой не только утилитарную ценность, но и прежде всего социальную. Профессиональное самоопределение и превращение прогрессии в форму индивидуальной жизни — важней шее механизмы формирование человеческой личности, как активного, деятельного, а значит, ответственного субъекта. Основанные на этом поступки «со знанием дела» — единственный путь к обретению свободы творчества, преодоления разорваности и противоречивости сущности и существования человека.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/mesto-filosofii-v-duhovnoy-kulture-i-ee-znachenie/

1. Антология мировой философии. — М, 1970.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991.

3. Карсавин Л.П. О личности. Религиозно-философские сочинения. В 2 т. — М., 1987.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. — Волгоград, 1996.

5. Современная философия науки. Хрестоматия. — М., 1994.