Основные закономерности психического развития

По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Он же различает внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые [11].

Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени [2].

Значение и роль функции обусловливают ее долговечность. Так, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность – дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции [22].

Приведенные факты подтверждают вывод П. К. Анохина об опережающих темпах созревания жизненно важных функций человека.

Второй важной закономерностью психического развития является его неустойчивость. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Третьей важной закономерностью является сенситивность развития. Сенситивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

8 стр., 3706 слов

Ы по медицине Морально-этические проблемы методов вспомогательной ...

... явлениях. Несомненно, что для исследования ряда проблем закономерностей развития человека необходимо ис­следовать материал, который предоставляется ... этических аспектов определения предельного возраста эмбриона, допустимого для использования в эксперимен­те, ведущие эмбриологи мира называют, как правило, период ... которым эмбрион че­ловека, развившийся при ЭКО, обладает правом на жизнь и поэтому ...

Б. Г. Ананьев понимал сенситивность «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и как следствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга» [3].

Сенситивность возрастная – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.

Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Еще одной важной закономерностью является кумулятивность психического развития. Под кумулятивностью развития понимается накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример – последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

Следующая важная закономерность психического развития – дивергентность- конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции – дивергенцию и конвергенцию. Дивергентность развития – это многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения. Конвергентность развития означает сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения. В данном случае дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция – его свертывание, усиление избирательности.

Заключение

Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что развитие психики и поведения рассматривается современной наукой как процесс, детерминированный сложными отношениями биологических и социальных факторов. Более высокий социальный уровень вклю­чает и подчиняет себе биологический, который является основой социального. При соотношении этих двух уров­ней происходит диалектическое снятие (но не устранение) биологического более высоким, социальным, уровнем. В соответ­ствии со структурами и законами высшей, более сложной социальной системы осуществляется преобразование качеств низшего уровня, в определенных пределах сохраняющего свою са­мостоятельность.

Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. В возникновении и развитии таких высших форм психики, как человеческое сознание, биологическое и социальное слиты воедино. При этом социальные отношения в психическом развитии играют ведущую роль. Ведущими и определяющими факторами психогенеза являются совместная предметная деятельность и общественно-трудовые отношения.

4 стр., 1866 слов

Роль обучения в развитии личности

... что обучение происходит только при общении людей друг с другом. Рассмотрим основные характеристики обучения и факторы, влияющие на данный процесс. Основная часть Роль обучения в развитии личности В современной ... Так как прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, то именно исследованию различных сторон психических процессов были посвящены работы многих психологов и ...

Таким образом, в развитии психики человека природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются и иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое. При этом взаимообусловливающие отношения биологического и социального в развитие психики человека определяет его особое положение в природе и качественно отличает от других организмов.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/mehanizmyi-psihicheskogo-razvitiya-rebenka/

Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. – М.: Наука, 1989. – С. 110-133.

Аверин В. А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003. – 516 с.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество / Ред. Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохов, Ю. М. Забродин. – М., 1988. – 280 с.

Биологическое и социальное в развитии человека / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. – М., 1977. – 360 с.

Брушлинский А. В. Психология субъекта. – СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – 460 с.

Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие. – М.: Книжный дом Университет, 2000. – 336 с.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.

Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики: 4-е издание. – М., 1981. – 480 с.

Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.

Немов Р. С. Психология: Кн. 1. Основы общей психологии. – М.: Владос, 2006. – 688 с.

Немов Р. С. Психология: Кн. 2. Психология развития. Психология образования. – М.: Владос, 2006. – 608 с.

Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 448 с.

Парыгин Б. Д. Социальная психология: учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2000. – 512 с.

Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

Психология / Под ред. А. А. Крылова. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

Радугин А. А. Психология и педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2002. – 356 с.

Реан А. А. Общая психология и психология личности. – М.: АСТ, 2009. – 639 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 712 с.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. – 256 с.

Талайко С. В. Психология личности: Курс лекций. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 476 с.

Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.

6 стр., 2554 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил — главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные могут чрезмерно ... можно связать с чувством ответственности мужчины за содержание своей семьи. Глава 2. Социальный портрет безработного в России За последнее время в России практически не изменился уровень ...

Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 6-20.