По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Он же различает внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые [11].
Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени [2].
Значение и роль функции обусловливают ее долговечность. Так, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность –
Приведенные факты подтверждают вывод П. К. Анохина об опережающих темпах созревания жизненно важных функций человека.
Второй важной закономерностью психического развития является его неустойчивость. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
Третьей важной закономерностью является сенситивность развития. Сенситивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических
Ы по медицине Морально-этические проблемы методов вспомогательной ...
... явлениях. Несомненно, что для исследования ряда проблем закономерностей развития человека необходимо исследовать материал, который предоставляется ... этических аспектов определения предельного возраста эмбриона, допустимого для использования в эксперименте, ведущие эмбриологи мира называют, как правило, период ... которым эмбрион человека, развившийся при ЭКО, обладает правом на жизнь и поэтому ...
Б. Г. Ананьев понимал сенситивность «как временные комплексные
Сенситивность возрастная – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.
Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Еще одной важной закономерностью является кумулятивность психического развития. Под кумулятивностью развития понимается накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример – последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического
Следующая важная закономерность психического развития – дивергентность-
Заключение
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что развитие психики и поведения рассматривается
Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. В возникновении и развитии таких высших форм психики, как человеческое сознание, биологическое и социальное слиты воедино. При этом социальные отношения в психическом
Роль обучения в развитии личности
... что обучение происходит только при общении людей друг с другом. Рассмотрим основные характеристики обучения и факторы, влияющие на данный процесс. Основная часть Роль обучения в развитии личности В современной ... Так как прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, то именно исследованию различных сторон психических процессов были посвящены работы многих психологов и ...
Таким образом, в развитии психики человека природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются и иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/mehanizmyi-psihicheskogo-razvitiya-rebenka/
Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. – М.: Наука, 1989. – С. 110-133.
Аверин В. А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003. – 516 с.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество / Ред. Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохов, Ю. М. Забродин. – М., 1988. – 280 с.
Биологическое и социальное в развитии человека / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. – М., 1977. – 360 с.
Брушлинский А. В. Психология субъекта. – СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – 460 с.
Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие. – М.: Книжный дом Университет, 2000. – 336 с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.
Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики: 4-е издание. – М., 1981. – 480 с.
Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
Немов Р. С. Психология: Кн. 1. Основы общей психологии. – М.: Владос, 2006. – 688 с.
Немов Р. С. Психология: Кн. 2. Психология развития. Психология образования. – М.: Владос, 2006. – 608 с.
Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 448 с.
Парыгин Б. Д. Социальная психология: учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
Психология / Под ред. А. А. Крылова. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
Радугин А. А. Психология и педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2002. – 356 с.
Реан А. А. Общая психология и психология личности. – М.: АСТ, 2009. – 639 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 712 с.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. – 256 с.
Талайко С. В. Психология личности: Курс лекций. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 476 с.
Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
Психологические и социальные особенности личности безработного человека
... только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил — главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные могут чрезмерно ... можно связать с чувством ответственности мужчины за содержание своей семьи. Глава 2. Социальный портрет безработного в России За последнее время в России практически не изменился уровень ...
Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 6-20.