Конформизм как социально-психологическое явление

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Вопрос 22. Понятие, виды и особенности массовидной психики.

Массовидные формы поведения — совокупность действий людей, возникающих в результате их взаимодействия вне организованных групп (где нет руководства и других черт группы и коллектива).

6 стр., 2548 слов

Влияние референтных групп на поведение потребителя

... влияния референтных групп на поведение потребителей являются: 1. Нормативное влияние; 2. Ценностно-ориентированное влияние; 3. Информационное влияние. 1. Нормативное влияние. Влияние референтных групп ... уровня ... влияние имеет место, когда потребность в психологической близости с группой приводит к принятию индивидом её норм, ценностей или правил поведения. Вследствие этого возникает подчинение группе. ...

Основные признаки массовидных форм поведения:

  • поведение неадекватное ситуации;
  • схожесть поступков.

Разновидности массовидных форм поведения: толпа; паника; слухи; мода; зрелище, психологическое заражение.

Толпа — контактная неорганизованная общность людей, объединенная высоким уровнем конформизма.

Классификация толпы:

1. Случайная толпа (зеваки).

2. Экспрессивная (совместное переживание радости или горя).

3. Конвенциальная (с совместными интересами, например, зрители футбольного матча).

4. Действующая толпа (разновидности: экстазическая, спасающаяся, агрессивная, стяжательная, повстанческая).

Паника — эмоциональное состояние проявляющееся в импульсивных действиях, возникающее как следствие либо недостатка информации о пугающей ситуации, либо ее искажения.

Разновидность паники — ажиотаж — массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью.

Причины паники и ажиотажа: страх, неуверенность, отсутствие групповой организации,

Окончание паники — по мере выхода из нее отдельных членов.

Слухи — массовое проявление веры в искаженную информацию. Пути возникновения слухов: непреднамеренный, преднамеренный. Прекращение слухов: блокада активных членов, контрслухи (пропаганда).

Мода как массовидное явление — неадекватное изменение поведения, связанное со «слепым» копированием чего-либо, при сниженной оценки целесообразности измененного повеления.

Зрелище — неадекватно эмоциональное восприятие действия на специально организованном мероприятии под влиянием фактора публичности. Основные виды зрелищ: искусство, спорт. В спорте, в отличии от искусства:

  • все происходит на самом деле, в искусстве — отраженная действительность;
  • действия неповторимы;
  • импровизация;
  • более свободное поведение зрителей.

Психологическое заражение — массовый психоз, протекающий на бессознательном уровне, которым могут быть заражены целые народы (например, поиском «врагов» народа).

Массовые коммуникации (через средства массовой коммуникации -СМИ).

Социальные функции СМИ:

  • информационная;
  • пропагандистская (манипулятивная);
  • воспитательная.

СМИ обладают крупномасштабным действием. Если СМИ только выдают факты и не побуждают к размышлению над причинами и следствиями этих фактов, то они создают малосведущую личность, склонную к участию в массовидных явлениях. (Например, СМИ утверждают, что при социализме образование и медицинское обслуживание были бесплатными. Но если учителя и врачи получали зарплату, то кто-то им платил. Кто? Население. Просто было другое распределение денежных средств).

Вопрос 23. Конфликты, понятие

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Виды конфликтов

Конфликты бывают весьма разнообразными, и их можно классифицировать по различным признакам

7 стр., 3209 слов

Психология поведения толпы

... группу, которая в 1971 году преобразовалась в первую на территории СССР кафедру общественной психологии. Цель данной работы изучить психологические особенности толпы. Задачи – определить, как формируется толпа, ... продовольственных складов, осаждение учреждений (например банков), в небольших количествах ... 3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание ...

Конфликты можно классифицировать в виде типологии и систематики. Существуют конфликты с участием человека: социальные и внутриличностные, а также зооконфликты.

Социальные конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты.

Внутриличностные конфликты: между «хочу» и «не хочу»; «могу» и «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и «не нужно»; «нужно» и «не могу».

Конфликты можно также классифицировать в зависимости от их масштабов, последствий, длительности, характера противоречия, лежащего в их основе, интенсивности, степени конструктивности, сферы жизнедеятельности, в которой они происходят, и т.д.

Так как конфликт – это динамичный процесс, то он может видоизменяться в зависимости от длительности, глубины и стадии, на которой он находится. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний — во внутренний.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта.

К субъектам конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

Вопрос 24. Психологические особенности больших групп.

Большая группа – это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность.

Особенности больших социальных групп:

  1. Постоянно развиваются и совершенствуются;
  2. Имеют свои сугубо специфические интересы;
  3. Они вырабатывают набор своих социальных норм для себя и для всех своих членов и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешнее воздействие;
  4. Они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую ролевую

Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп).

Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода.

Рассмотрение психологии больших групп даже как рядоположенной проблемы социальной психологии не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами.

7 стр., 3425 слов

Социальная психология «Общие проблемы малой группы в социальной психологии»

... -е годы в соци­альной психологии США, где позже стали раздаваться голоса о переоценке значения малых групп в ущерб исследованию соци­ально-психологической стороны массовых социальных процессов. Таким образом, ситуация в этой ...

Вопрос 25. Психология межгрупповых отношений.