Психология межгрупповых конфликтов

Актуальность работы. Проблема групп, их поведения по отношению к другим сложившимся группам, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, – важнейший вопрос многих общественных наук, поскольку становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для любого социально-психологического исследования крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Проблема отношений занимает в современной конфликтологии большое место. Анализ межгрупповых отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

При изучении и практическом рассмотрении механизмов того или иного межгруппового конфликта необходимо учитывать их основные особенности. Так, при существовании нескольких механизмов в каждом конкретном конфликте доминирующим будет определенный механизм.

Целью работы является изучить межгрупповые конфликты, способы управления межгрупповыми конфликтами, и механизмы их возникновения.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

Объектом работы является общество, каждая социальная группа, которая в той или иной степени подвержены конфликтам.

Предметом работы является система принципов управления конфликтами.

Методы исследования: как пример приводится исследование группы ученых во главе с американским психологом М. Шерифом. В эксперименте приняли участие 22 не знакомых друг с другом одиннадцати-, двенадцатилетних мальчиков, которых разделили на две группы и отправили в бойскаутский лагерь порознь.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Межгрупповой конфликт.

1.1 Особенности межгрупповых конфликтов.

Наш жизненный опыт свидетельствует: конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые и большие. Разновидностей таких групп в обществе существует огромное множество. Из объективно складывающихся социальных общностей обычно выделяют:

3 стр., 1454 слов

Социальная работа с детьми-инвалидами

... познакомиться с опытом социальной работы с детьми инвалидами. Объект моей курсовой работы, социальная работа с детьми инвалидами. Предмет особенности работы с детьми инвалидами. Главный и основной метод курсовой, это изучение нормативно-правовых актов, учебников и справочников по соответствующей теме. Структура и объем работы – курсовая состоит из ...

  • группы, возникающие на основе разделения труда (социально-профессиональная дифференциация людей);
  • группы, основанные главным образом на различии их отношения к средствам производства (классы);
  • группы, основанные на базе общности языка, территории, культурных особенностей (этносы, нации);
  • социально-демографические группы (дифференцируются по полу, возрасту, семейному положению);
  • территориальные группы (город, село, регион) и т.д.[3,141-142]

Каждый из нас непременно является членом сразу нескольких социальных групп, которых постоянно изменяются (меняется возраст человека, его убеждения, размер его собственности).

А поскольку интересы различных групп, как правило, не совпадают и отношения между ними конфликтны, то любой индивид на протяжении всей жизни постоянно оказывается втянутым во многие большие и малые, серьезные и несерьезные межгрупповые конфликты.

Немало социальных групп возникает и благодаря сознательным, целенаправленным усилиям людей: политические партии, профессиональные союзы, молодежные объединения и т.п.

Современная конфликтология накопила некоторые знания по вопросу межгрупповых конфликтов, правда, надо признать, в основном они заимствованы из социальной психологии и социологии.

Не смотря на одинаковые источники конфликтов и их структуру (субъекты, отношения, объект) межгрупповые конфликты имеют кардинальное отличие от межличностных конфликтов или иных.

Существуют специфические особенности межгрупповых конфликтов:

  • объективный характер развертывания;
  • институциализация конфликта;
  • при разрешении конфликтов преобладает направленность на институциональные изменения, а не на изменение поведения участников;
  • появление дополнительных источников конфликта в виде самой принадлежности к той или иной социальной группе;
  • способность вовлекать в «силовое поле конфликта» массы людей, независимо от их желания и даже осознания сути и целей конфликта;
  • наличие структурного насилия;
  • заведомо большие издержки существования и разрешения конфликтов;
  • существенно большая инерция сохранения конфликтной ситуации, даже если ее основания угасают [3,143]

Таковы в целом главные особенности межгрупповых конфликтов. Они ясно показывают, что при попытках объяснения сущности конфликтов между социальными группами нельзя напрямую пользоваться схемами анализа конфликтов межличностных. Слишком много здесь мощных дополнительных факторов, превращающих межгрупповой конфликт в качественно особое явление социальной жизни.

1.2 Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

Вся человеческая история есть история межгрупповых конфликтов: политических, национальных, религиозных и пр. Конфликты – это своеобразный способ развития человечества. Современные межгрупповые конфликты заметно отличаются от конфликтов, которые были ранее. Во-первых, потому, что практически любое нынешнее общество гораздо более разнородно, дифференцирование, чем прошлое. Социальная структура на основе разделения труда усложняется, различных социальных групп образуется много больше и, значит, вероятность конфликтов между ними возрастает. Во-вторых, неуклонно растет население Земли, а количество биоресурсов, потребных для нашего существования, ограничено. Поэтому конкуренция за дефицитные ресурсы неизбежно увеличивается. С увеличением количества конфликтов, способы их решения должны технологизироваться и отлаживаться, становиться более цивилизованными и рациональными. О степени совершенства методов разрешения конфликтов можно судить по их последствиям. Но странная вещь – если взять наиболее острые межгрупповые конфликты (военные), то по количеству жертв последнее столетие просто не имеет себе равных в истории. Люди с невиданным доселе энтузиазмом истребляют друг друга и никак не могут остановиться. И что более всего озадачивает – в этом не видно никакого рационального смысла. Почему же такой безумный вид имеет его сегодняшняя история?[13; с 2]

3 стр., 1012 слов

Биологическое и социальное в человеке

... биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются ...

Со времен Просвещения (XVII– XVIII вв.) мы привыкли считать, что при благоприятных социальных условиях и соответствующем воспитании человек конфликты должны уменьшаться. Но кто ж тогда несет ответственность за все злодейства истории? Как правило, это некие анонимные «другие» – государство, тираны, деспоты, тоталитаризм, административно-командная система, олигархи и т.д. Большинство же людей вполне не отвечают за бесчисленные жертвы репрессий, войн, экономические кризисы, ухудшение экологии и пр. Но тогда, выходит, что большинство из нас – взрослые несмышленыши, которые просто не ведают, что творят. А всей историей заправляют так называемые «сильные личности», по большей части злодеи. Вряд ли мы согласимся с такой уничижительной оценкой наших возможностей. Но тогда придется признать наличие каких-то скрытых, неочевидных факторов, закономерностей, мотивов нашего поведения, которые «подливают масло» в огонь социальных конфликтов. [12 с.8]

Поиском таких закономерностей в XX в. активно занималась социальная психология. Ей удалось открыть ряд интересных явлений межгруппового взаимодействия, с помощью которых существенно прояснилась и природа межгрупповых конфликтов.

Психология межгруппового конфликта

Социальная психология обнаружила множество факторов воздействия группы на индивида, деформирующих его поведение.[8,c.354-390]

В их числе:

  • социальная фасилитация;
  • социальная леность;
  • деиндивидуализация;
  • групповая поляризация;
  • огруппление мышления;
  • групповой фаворитизм;
  • групповое давление и т.д.

Эти характеристики влияния групп означают следующее.

1. Социальная фасилитация (от англ. facility – легкость, благоприятные условия) – эффект усиления доминирующих реакций в присутствии других. То есть даже простое присутствие кого-либо другого может повышать энергичность наших действий (в том числе и конфликтных).

Так, школьник перед классом выжимает из силомера несколько больше, чем в одиночку. Обучение простым навыкам в группе, как правило, идет успешнее и т. д.

2. Социальная леность – тенденция людей уменьшать свои усилия, если они объединяются с другими для достижения обшей цели, но не отвечают за конечный результат

3. Деиндивидуализация – утрата индивидом в групповых ситуациях чувства индивидуальности и сдерживающих норм самоконтроля. Обезличенность, анонимность индивида в группе могут «отпускать социальные тормоза». Чем больше группа, тем сильнее деиндивидуализация и тем вероятнее проявление актов насилия, вандализма и прочих асоциальных действий.

4 стр., 1863 слов

Группа и ее роль в развитии человека как личности

... освоена социальной психологией. Вместе с тем обозначение фокуса социально-психологического исследования личности («личность в группе») предполагает изучение процесса смыслообразования в контексте таких феноменов, как социальное сравнение, социальное оценивание и т.д. Подобно личностному смыслу, «групповой ...

4. Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление первоначального мнения индивида, склонного принять рискованное или, наоборот, осторожное решение. Групповое обсуждение не усредняет мнений индивидов, а напротив – смещает их к одному из возможных полюсов. Если группа людей изначально настроена, допустим, вложить деньги в какое-либо рискованное предприятие, то после дискуссии на данную тему это стремление только усилится. Свойство группы поляризовать имеющиеся тенденции может приводить и к усилению агрессивных намерений группы.

5. Огруппление мышления – тенденция к единообразию мнений в группе, которая часто мешает ей реалистично оценивать противоположную точку зрения.

6. Групповой фаворитизм – предпочтение своей группы и ее членов только по факту принадлежности к ней. Подобная пристрастность выявлена у людей всех возрастов и национальностей. Правда, в культурах коллективистского толка она меньше, чем в культурах индивидуалистического плана.

7. Конформизм как, результат группового давления – тенденция изменять поведение или убеждения в результате реального или воображаемого воздействия группы. Если нам, к примеру, предложат сравнить длины двух отрезков (один из которых немного короче другого), то в одиночку мы уверенно дадим правильный ответ. А вот если несколько человек вокруг нас будут утверждать нечто прямо противоположное, мы очень сильно задумаемся, и вероятность того, что наш ответ будет правильным снизится процентов на 40 (как это показано в классических экспериментах американского психолога Соломона Аша).

С более сложными и важными идеями мы, быть может, поупрямимся больше, но избежать группового давления вообще, конечно, не сможем в принципе.[21; с.36-45]

Все эти характеристики группового поведения людей подтверждены экспериментально. Следовательно, их обоснование можно считать достаточно надежным. Правда, если строго подходить к этой проблеме, надо отметить, что все эти факторы группового влияния экспериментально зафиксированы только для относительно небольших групп. Безоговорочное распространение их на группы большие уже не может быть стопроцентно надежным. Но в том, что отмеченные факторы в той или иной степени проявляются и на уровне больших социальных групп, трудно сомневаться.