Морально-этические проблемы профессиональной деятельности практического психолога

Контрольная работа
Содержание скрыть

Психология — это наука о человеке, о самом сущностно человеческом, о его душе. Человек в переводе с латинского — это «homo». Но и слово «гуманный» (от латинского — «humanus», то есть человечный) также происходит от слова «человек». Отсюда несложно сделать вывод: психология — это наука о человеке и о человечном, то есть о гуманном. Изначальная связь психологии и этики определяется самой историей возникновения и развития психологии как науки о душе. Еще в незапамятные времена этическая направленность философии и психологии буквально пронизывала все мировоззренческие системы, а само познание души было связано со стремлением стать лучше, приблизиться к этическому идеалу. К сожалению, впоследствии этическая направленность психологического знания стала уступать место чисто прагматическим подходам (что проявилось не только в бихевиоризме), когда психологическое знание стало использоваться и как средство манипуляции над человеком, и как средство ущемления его достоинства.

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта — развивающим или разрушающим личность клиента — зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

Психолог способен воздействовать на сознание и психику своего клиента, а это большая ответственность.И чтобы не допустить оплошностей в своей работе, психологу необходимо знать этические принципы в своей деятельности и уметь применять их на практике.

Я считаю, что выбранная мною тема очень актуальна и важна в работе психолога. В данной моей работе я изложу главные аспекты морально-этических проблем профессиональной деятельности практического психолога.

1. Этика профессиональной деятельности психолога

При рассмотрении основных аспектов этики практического психолога можно выделить следующие уровни:

1. Правовой уровень.

2. Моральный уровень.

3. Нравственный уровень. Данный уровень предполагает ценностно-смысловую зрелость самого психолога, его нравственные и личностные качества. На этом уровне можно выделить две основные плоскости: это отношение психолога с клиентом и отношение психолога к самому себе.

В профессиональной деятельности психолога существуют этические принципы, которые психолог обязан придерживаться и не отступать от них в своей работе.

40 стр., 19743 слов

Управление учебно-воспитательной работой в профессиональной образовательной ...

... является смыслом деятельности профессиональной образовательной организации (профессиональная деятельность); ) разработки эффективных методов управления системой учебно-воспитательной работы в личной профессиональной деятельности. Исходя из этих проблем, вытекает цель выпускной квалификационной работы: разработать модель управления учебно-воспитательной работой на уровне заместителя директора ...

Принцип профессиональной компетентности.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи необходимо уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей — психиатрами, психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ научных данных и практического опыта. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. Он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

1. Принцип «Не навреди!»

2. Принцип научной обоснованности и объективности.

3. Принцип уважения клиента.

4. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Выше перечислены основные этические принципы, которые должен знать и применять практический психолог в своей профессиональной деятельности. Психолог не может называться «психологом» ,если не будет учитывать в своей работе данные общие этические законы. В настоящее время разрабатываются специфические этические принципы, которые важно учитывать при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

2. Морально-этические проблемы в работе практического психолога

Любой практический психолог в своей профессиональной деятельности сталкивается с морально-этическими проблемами, которые наиболее чаще, чем в других профессиях встречаются в работе психолога. То, насколько правильно и профессионально психолог может справиться с данной проблемой, насколько грамотно он выйдет из неловкого положения- будет говорить о его профессиональных качествах и успешности в своей профессии. Можно выделить несколько наиболее типичных этических проблем и «соблазнов»:

1. Соблазн власти.

2. Проблема ответственности психолога.

3. Соблазн самокрасования на работе.

4. Соблазн следования «методическим модам»., Проблема «подношений» за оказываемые консультационные услуги., Проблема чрезмерного экспериментирования.

7. Соблазн работать «до упаду». Психолог настолько одержим своей работой, что забывает о собственных интересах, о своем здоровье, о своих родных и близких. Такой психолог будет раздавать свои телефоны и координаты и позволяет беспокоить его в выходные и праздничные дни, дабы не показаться «черствым». Примечательно, что с синдромом «эмоционального сгорания» педагога одни авторы (Х. Дж Фрейденберг, К. Кондо) связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие авторы (Е. Махер), наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии . Известный психотерапевт А. С. Спиваковская на своих лекциях говорила , психолог не должен глубоко погружаться в проблемы своих клиентов, если он не обеспечил себе « тылы», которые бы обеспечили ему выход из проблем консультируемого человека в свою обычную жизнь.

Соблазн спекуляции на том, что нет общепринятых оценок эффективности консультационной работы., Проблема «позднего прозрения» клиента., Проблема «сапожника без сапог».

11. Проблема отсутствия в стране общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения. Известно, что наиболее характерной чертой подросткового возраста является подражание кому-либо, перенимать лучшие, с точки зрения клиента, качества с других людей. Если раньше в России существовало четкое разграничение, кто плохой, а кто хороший, то в настоящее время эти границы существенно размылись. Так, например, богатый «новый русский» может быть как эталоном для подражания, так и «антигероем». Одни считают, что для того, чтобы стать тем самым «новым русским», надо иметь определенные таланты и незаурядные способности, а другие, в свою очередь, придерживаются мнения ,что такой статус достался преступным путем. Простая констатация и даже осознание существующих этических проблем не может удовлетворить психологов-практиков , которые сами часто требуют способов разрешения этих проблем.

6 стр., 2702 слов

Профессиональная этика бухгалтера. Этические нормы

... целях обеспечения упорядоченной коммерческой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Этические нормы поведения бухгалтеров предназначены для определения их деятельности на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение порученной работы в общественных интересах. ...

Здесь собраны наиболее часто встречающиеся проблемы психологов-практиков, однако, сам этический характер данных проблем достаточно деликатен, поэтому невозможно составить единый шаблон поведения все практических психологов и подстраиваться под него. Иногда в практике психологов возникают такие ситуации, когда психолог вынужден поступиться профессиональной этикой во благо самого же клиента или людей, его окружающих. Профессионализм практического психолога в основном и состоит из его умения находить правильные решения в трудных ситуациях, находить ответы на сложные нравственные вопросы и достойно поступать в критических и уникальных ситуациях, для которых нет и не может быть какого-то единого рецепта.

3. Этический кодекс практического психолога

На I съезде Официального общества психологов в Мадриде в мае 1984 года Руководящий совет ООП принял на себя обязательства по созданию этического кодекса для профессиональных психологов, исходя из предварительного проекта, представленного съезду профессором А.Ф. Бардажи. На рабочем совещании в январе 1987 г., в котором приняли участие представители многих психологических ассоциаций и учебных заведений, в проект были внесены различные изменения и дополнения, после чего он широко обсуждался научной общественностью. Окончательный вариант был распространен среди всех членов ООП и рекомендован Официальной коллегии психологов Каталонии . Приведём фрагмент этического кодекса:

  • введение ,

общие принципы деятельности психолога

о профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами

о вмешательстве

Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

1 стр., 481 слов

«Этический кодекс педагога- психолога» материал

... Этика, в современном мире является важной составляющей всех человеческих взаимоотношений. Этика педагога психолога ... возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и ... педагог психолог должен понимать, что принципы этой профессии призваны обеспечить: решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; защиту людей, с которыми психологи ...

о получении и использовании информации:

о гонорарах и оплате труда

или вела к недобросовестной конкуренции. Однако, в виде исключения, психологи могут оказывать профессиональные услуги бесплатно тем клиентам, которые остро в них нуждаются, но не в состоянии оплатить. этический профессиональный психолог кодекс

Взимание платы за услуги психолога не зависит от успешности вмешательства или от определенного исхода действий психолога.

законодательные гарантии

Нарушения правил, устанавливаемых настоящими стандартами, должны доводиться до сведения Комитета по этике. После того, как обе стороны будут выслушаны, событие обсуждено и Комитетом по этике рекомендовано решение, Управляющий комитет ООП должен принять резолюцию о соответствующих дисциплинарных санкциях.

В случае если психолог окажется перед противоречием в различных требованиях настоящих стандартов или закона, он должен подойти к разрешению противоречия ответственно, уведомив заинтересованные стороны и Комитет по этике.

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения на базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т.е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентация на которые делает людей напротив, несчастными, наносит им вред. Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее применение к нему мер принуждения. В отличие от этого юридический кодекс опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в её структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике.

Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения.

Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это — философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В философии, например, существует и давно разрабатывается специальный раздел, который так и называется — «этика». В нём даётся научное определение морали, рассматриваются её истоки, основные нравственные категории, их преобразование в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе определённые нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т.е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально-психологической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социально- или национально-специфический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения.

9 стр., 4336 слов

Личностные особенности психолога-консультанта

... консультирования, прогнозирования вариантов развития, психопрофилактика и психокоррекция. И КАК ОБРЕСТИ СВОЕ ЛИЦО В нашей стране в настоящий момент действует с 1988 г более 40 документов, регламентирующих работу практических психологов, ... человек, он великодушен к людям, Легко формирует активные группы, тактичен, дипломатичен в общении. 3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности ...

Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идёт речь.

кодексах профессиональной этики практических психологов

1.Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.

3.Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.

4.Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности).

Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.

7.Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

8.В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.

9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10.В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

12.Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально неподготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

84 стр., 41614 слов

Теоретические и методические основы психологического изучения ...

... менеджера по психологическому изучению и отбору ... отбора персонала в организации; 3. исследовать основы психологического изучения персонала организации, психологической ... менеджер по персоналу - чаще всего человек, выполняющий задачи обучения, подбора персонала, разработки и реализации программ первоначальной адаптации новых сотрудников, «заражения» новых людей корпоративным духом, консультирования ...

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.

14.Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.

Заключение

Таким образом, практическая психология — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно — психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально — этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, изложенный выше, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них — соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/eticheskie-problemyi-professionalnoy-deyatelnosti-psihologa/

1. Елизаров А.Н. «Основы индивидуального и семейного психологического консультирования»: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2003.336стр.

2. Кочюнас Р. «Основы психологического консультирования.» — М.: «Академический проект 1999.

3. Меновщиков В. Ю., «Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями». — М.: 2005.

4. Немов Р. С. «Основы психологического консультирования»: Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

5. Немов, Р. С. «Психология». М., Владос ИМПЭ им. Грибоедова, А. О., 2001.

6. Немов, Р. С. «Психология». М., Владос ИМПЭ им Грибоедова, А. О., 2002.

7. «Основы этических знаний» под ред. профессора Росенко, М.Н.. Изд. «Лань», 1998.

8. «Этические стандарты для психолога». Мадрид, Испания, 1987// Вопросы психологии. — 1990. — №5. — С.158-162.

9. Шостром Э. «Основы консультирования и психотерапии».г.Москва «эксмо», 2002г., 604 стр.

10. Эткинд А. М. «Психология практическая и академическая :расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания», Вопр. Психологии.1987

11. Абрамова Г. С. « Практическая психология» ,Екатеринбург, 1999г., 500 стр.

12. «Введение в практическую социальную психологию» под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой.Москва,1997 г.

19 стр., 9144 слов

По психологии :«Диагностика актуальных проблем социально-психологической ...

... ­ной. Психологическая коррекция этих нарушений требует отдельной и достаточно кро­потливой работы и подразумевает отнюдь не теоретический уровень знакомства про­фессионального психолога с основами практической психологии. Такой подход к диагностике ...