Единица развитой формы игры:
Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.
Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры
Каково происхождение игры?
Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества
Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:
- звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)
- двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)
- оружие (лук, стрелы и т.д.)
- образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)
- веревочка, из которой делают разнообразные фигуры
Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.
НО: нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.
Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина
Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?
Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.
Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.
У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!
С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослого и детей">деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.
Глава 3: Теории игры
- Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк
Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:
- Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.
- У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.
- В жизни каждого существа есть детство.
- Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.
- Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.
мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом
«Использование игры как средства развития ребенка»
... окружающей жизни. Игра – средство всестороннего развития ребенка. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, ... Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. Игрушка. Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, ...
Ф. Бойтендайк:
- Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)
двигательные игры животных (Гроос) – не игры.
- В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения
- Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими
Критика теории К. Грооса
Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.
Развитие в фило- и онтогенезе:
ориентировочная деятельность исследовательская
- Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях
Дж. Селли: особенности ролевой игры
Преобразование ребенком
себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем
В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.
З.Фрейд:
- В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:
- Общество и человек являются антагонистами
Игра, по З. Фрейду может использоваться:
- Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)
- Как терапевтическое средство
К.Левин и С. Слиозберг:
Жизненное пространство личности
Слои различной
степени реальности
переход осуществляется
через замещение
Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.
ИТОГ:
- Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет
- Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно
- Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец
- Отечественные подходы
К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.
М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»
П.П. Блонский:
Виды деятельности, понимаемые как «игра»
Мнимые игры |
Строительные игры |
драматизация |
Подвижные игры |
Интеллектуальные игры |
Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д. |
Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.) |
Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры) |
Драматизация + бег |
Шашки, шахматы, ребусы и т.д. |
Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста
- Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
- В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
- Всякая игра есть игра по правилам
- Игра требует от ребенка действий
- Игра – источник развития
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/elkonin-d-b/
По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию
Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе
Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.
Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением
Ф. И. Фрадкина:
Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное
Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».
Предпосылки для перехода к ролевой игре:
- В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением
- Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных действий
- Происходит обобщение действий и их отделение от предметов
- Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим название себя именем взрослого
- происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий
- возникает тенденция действовать самостоятельно, но по образцу взрослого
Глава 5: Развитие игры в дошкольном возрасте
Общая характеристика развития игры: