Методы измерения в социологии

Эссе

Отношение математики и социологии. Что такое эмпирические и математические системы. Привести примеры наблюдаемых и латентных переменных.

Социологический опрос — это один из инструментов сбора информации об изучаемом объекте с целью приращения нового научного знания. А что такое опрос по своей сути? Мы просим респондента ответить на вопрос о нем самом, т.е. что-то вспомнить, отрефлексировать по этому поводу, дать оценку самому себе о событиях зачастую давно минувших дней, свои мысли выразить словами и поведать нам. То есть мы как бы заранее предполагаем, что респондент всё делает (живет) осознаваемо, осмыслено, объективно, себя и других оценивает адекватно, якобы он сначала думает, а затем действует. Но психологи определили, что человек сначала что-то делает, затем оправдывает свои действия. К чему я об этом? Можно ли данные полученные в ходе опроса рассматривать как верную логическую посылку и строить выводы? Это просто размышления…

Существует определенный математический формализм, который способен частично отражать определенную часть социальной действительности, возможно успешное применение различных математических методов для описания проблем и ситуаций в социологии [1, с.19], но применять только математические методы в социологии, конечно недостаточно, семантический (смысловой) применить тоже придётся.

Но как можно применить математические методы при измерении умственных, творческих способностей, удовлетворенностью жизнью, как измерить национальное чувство или счастье? И что вообще такое измерение?

Измерение — это процесс соотнесения эмпирической системы с некоторой числовой системой [1, с.58]. И проходит в два этапа — сначала строим эмпирическую систему, потом математическую (числовую) модель эмпирической системы.

Эмпирическая система (ЭС) — это совокупность реально существующих (наблюдаемых, эмпирических) объектов с соотношением между ними, например, совокупность читателей студенческой газеты. ЭС отражает представления исследователя об изучаемой социальной реальности. Если соотношения между объектами, можно выразить в виде некоторых отношений, то имеем ЭС с отношениями (ЭСО), например, отношение читателей студенческой газеты к обличающей статье некоего автора К., причем каждый из читателей имеет свой взгляд на эту статью.

2 стр., 874 слов

Место социологии в системе наук об обществе и человеке

... система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология ...

Когда исследователь строит модель этой ЭСО, он строит абстрактную модель части соц. реальности, а затем работает с данной моделью. Этот процесс называется моделирование. В ходе моделирования социолог кодифицирует объекты ЭСО, используя шкалирование, которое помогает избежать влияния мировосприятия исследователя.

Математическая (числовая) система (ЧС) — это совокупность математических объектов, чаще всего чисел. Если числа задаются в виде некоторого отношения объектов, то это числовая система с отношениями. Например, студентка Алла крайне негативно отнеслась к статье К., а доцент Иванов высоко оценил содержание статьи К. ЧСО выглядит так:

измерение математический социологический опрос

Алла = «А» = 1<5 = «И» = Иванов,

где «А» ? «И».

Построение ЧСО осуществляется по строгой логической последовательности:

1. Определили объекты ЭСО (Маша, Саша, Паша, Даша, Яша).

2. Кодифицировали их (Маша = «М», Саша = «С», Паша = «П», Даша = «Д», Яша = «Я»).

3. Изучили их отношение к какому-либо процессу, явлению, феномену (очень плохое, скорее плохое, безразличное, скорее хорошее, очень хорошее).

4. Присвоили этим отношениям коэффициенты (очень плохое — 1, скорее плохое — 2, безразличное — 3, скорее хорошее — 4, очень хорошее — 5).

5. Сравнили коэффициенты отношений (1<2<3<4<5).

ЭСО

ЧСО

Сравнение коэффициентов отношения

объекты

отношение

код объекта

коэффициент отношения

1С<2П<3Д<4Я<5М

Саша

очень плохое

С

1

Паша

скорее плохое

П

2

Даша

безразличное

Д

3

Яша

скорее хорошее

Я

4

Маша

очень хорошее

М

5

Выдвинуто четыре типа таких числовых систем, которые обусловили четыре соответствующие шкалы (или уровня) измерения: шкала наименований (номинальная), порядка (ординальная или порядковая), интервалов (интервальная) [1, с.59].

Номинальная шкала включает в себя класс переменных, значения которых можно разделить на группы, но невозможно проранжировать (упорядочить).

Для обозначения в номинальной шкале могут быть использованы:

  • слова естественного языка (например, географические названия, собственные имена людей и т. д.);
  • произвольные символы (гербы и флаги государств, эмблемы родов войск, всевозможные значки и т. д.);
  • номера (регистрационные номера автомобилей, официальных документов, номера на майках спортсменов).

При обработке экспериментальных данных, зафиксированных в номинальной шкале, непосредственно с самими данными можно выполнять операции проверки их совпадения или несовпадения. Можно подсчитать количество значений переменной, например, количество респондентов, проживающих в каждой стране.

Порядковая шкала включает в себя класс переменных, значения которых можно не только разделить на группы, но и проранжировать (упорядочить) в зависимости от выраженности измеряемого свойства. Характерной особенностью порядковых шкал является то, что отношение порядка ничего не говорит о дистанции между сравниваемыми классами. Поэтому порядковые экспериментальные данные, даже если они изображены цифрами, нельзя рассматривать как числа. Пример порядковой шкалы:

Порядковая шкала устанавливает отношения последовательности в понятиях больше-меньше. Упорядоченные шкалы применяются при опросах общественного мнения, когда нужно высказать отношение или оценку [2].

Пункты порядковой шкалы могут быть представлены в виде:

Вполне согласен, Пожалуй согласен, Затрудняюсь оценить, Пожалуй не согласен, Совершенно не согласен

Интервальные шкалы применяются в сравнении отдельных шкал, они называются шкалами высокого типа, количественными, числовыми. В то время как номинальные и порядковые шкалы — это шкалы низкого типа, качественные, нечисловые. Принадлежность к порядковой или номинальной ограничивает выбор математических инструментов.

Процесс получения значений наблюдаемой переменной, называется прямым измерением или измерением при сборе информации. Помимо задачи анализа связей между переменными, довольно актуальными для социологии являются также задачи нахождения латентных переменных [3, с.148]. Латентные переменные измеряются косвенным путем с помощью определённых преобразований наблюдаемых переменных, которые поддаются адекватной интерпретации, в результате измерения при анализе данных.

Примеры наблюдаемой переменной:

  • семейное положение — разведён(-а), одинок(-а) женат/замужем; вдовец/вдова,
  • возраст;
  • соц.

статус — пенсионер, служащий, рабочий, студент, военнослужащий, безработный;

  • образование и т.д.

Латентной переменной примеры: экономическая удовлетворённость домохозяйства; мотивация для получения высшего образования; удовлетворённость местом работы, которая зависит от множества факторов; причины нежелания вступления в брак молодыми людьми и т.д.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/esse/sotsialnoe-izmerenie-nauki/

1. Методы измерения в социологии. Осипов Г.В. Москва : Наука , 2003.

2. http://study.sfu-kras.ru/ Электронные курсы СФУ в системе дистанционного обучения Moodle, курс Информационные технологии в социальных науках, лекция 1.

3. Рабочая книга социолога.