Дошкольный период представляет собой один из важнейших периодов человеческой жизни – именно в это время закладывается человеческая личность. Именно поэтому важно начать обучение правилам поведения на дороги именно в возрасте, соответствующем старшему дошкольному возрасту. На наш взгляд это идеальный возраст для получения таких знаний – до этого возраста ребенок еще слишком мал, а позже он пойдет в школу и вскоре начнет самостоятельно добираться от дома до школы и обратно.
Именно на дошкольное учреждение вкупе с семьей ложится ответственная задача обучения ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это крайне важная и ответственная задача, которой сейчас, к счастью, уделяется должное внимание. Раньше же в российских школах данная проблема рассматривалась лишь мельком. Тем не менее, изучение и развитие данной темы по-прежнему остается актуальным, потому в современном городе постоянно растет уровень количества автомобилей и транспортных средств, а вместе с ним и рост дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых нередко становятся сами дети.
Объектом исследование является особенности формирование знаний правил дорожного движения у старших дошкольников.
Предметом исследования являются правила дорожного движения и безопасного поведения на дороге.
Целью данной курсовой работы является определение способов, при помощи которых правила дорожного движения и безопасного поведения на дороге могут быть наилучшим образом усвоены старшими дошкольниками.
Задачи исследования является следующее:
- изучение особенностей восприятия окружающего мира старшими дошкольниками и того, как они усваивают знания;
- исследование теоретических основ и наработок других исследователей и авторов по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге;
- разработка собственных методов обучения правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах старших дошкольников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении определяется актуальность исследования, его объект и предмет, а также задаются цели и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы обучения старших школьников правилам дорожного движения и правилам безопасности на дороге. Во второй главе разрабатываются собственные методы обучения правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге старших дошкольников, обеспечивающие более эффективное усвоение жизненнонеобходимых знаний. В заключении делаются выводы по результатам проведенного исследования.
Психология обеспечения безопасности дорожного движения
... дорогах, на опасных участках их. Между тем нахождение их на постах само по себе дисциплинирует участников дорожного движения; избирательный подход в принятии мер к нарушителям правил дорожного движения. Водители ... на аварийности, * слабость понимания роли знаков дорожного движения и разметок дорог в формировании психологии водителей (они сплошь и рядом выставляются малообоснованно, наблюдается ...
Обучение старших дошкольников правилам поведения на дороге
Прежде чем начать обучать старших дошкольников основам правильного поведения на дороге, важно понять, какие знания на эту тему у них уже есть. Для этого стоит провести беседу с группой или лучше отдельно с каждым ребенком, в ходе которой детям с использованием наглядного иллюстративного материала, в игровой форме будут задаваться вопросы, позволяющие выявить уровень их знаний на тему правил поведения на дороге. Например, можно задать детям следующие вопросы:
- Для чего предназначена улица?
- На какие части делится улица?
- Как называют людей, идущих по улице?
- Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
- Где люди могут переходить проезжую часть?
- Что означают цвета светофора?
- Кто следит за порядком на дороге?
- Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?
- Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
- Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?
- Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?
- Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью? [8]
Однако на наш взгляд лучше всего будет, если детям будут заданы вопросы в игровой манере, которые позволят в полной мере раскрыться детской психике, которая еще не сформирована логически, а больше оперирует образно и при помощи воображения. Для этого можно сформировать ситуации на основе сценок с использованием сказочных героев и/или героев из мультфильмов:
- Буратино спешит в гости к Мальвине. Он хочет перейти дорогу, где установлен светофор. На светофоре загорается желтый свет. Что должен делать Буратино?
- Буратино и Мальвина отправляются в театр на автобусе. Вдруг перед ними освобождается место. Кто должен занять свободное место? Почему?
- Буратино попал в сказочную страну, в которой много машин, но нет светофоров. Где и как он сможет перейти дорогу?
- Мальвина и Буратино, а также их друзья вышли на улицу, чтобы поиграть в мяч. Где они смогут это сделать?
- Мальвина очень спешила на сказочный бал-маскарад и поэтому перебежала дорогу на красный свет светофора. Находившийся рядом милиционер остановил ее. Как ты думаешь, что он ей сказал? Почему он ее остановил? И т.п.
После получения ответов от каждого ребенка, необходимо проанализировать полноту, глубину и обобщенность знаний высказываний детей при ответах на заданные вопросы. После этого уже можно делать выводы о том, какой уровень знаний имеет каждый конкретный ребенок на данную тему. Так, автор лекции «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах» выделяет три уровня осведомленности детей о правилах поведения на дороге – низкий, средний и высокий [8].
Каждый из этих уровней характеризуется следующими знаниями:
- Низкий уровень. Старший дошкольник знает, какой транспорт передвигается по дороге. Он может назвать его части; неплохо ориентируется в пространстве. Он обладает общими знаниями о назначении светофора, о том какой транспорт передвигается по автодороге и железной дороге. Также он знаком с работой шофера, машиниста.
- Средний уровень . Старший дошкольник знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, на улице, в транспорте; а также о правилах поведения на зимней дороге, кроме того, он осведомлен о назначении каждого цвета светофора. Он понимает, что нельзя ходить по проезжей части, что для пешеходов предназначены тротуары. Он понимает, для чего нужен светофор и неплохо ориентируется в пространстве. Он умеет различать виды транспорта и знает основные особенности их передвижения. Он понимает, для чего нужен специализированный транспорт (пожарная машина, полицейская машина, скорая помощь).
46 стр., 22648 слов
Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей ...
... конфликтов у дошкольников в игровой деятельности и тем, что возникновение конфликта обычно рассматривают как симптом неблагоприятных отношений, а педагогическая работа направлена на подавление конфликтов. Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту дошкольников, ...
Он знает как правильно себя вести в общественном транспорте. Он знает, какие правила безопасного поведения нужно соблюдать на дороге. Ему уже рассказали о том, что движение машин может быть двусторонним и односторонним и о том, что проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Он информирован о том, что на проезжей части существует «островок безопасности», и понимает, для чего он предназначен. Кроме того, такой ребенок знает, в каком городе живет и какой у него адрес, а также знает безопасный путь от детского сада до дома.
- Высокий уровень . Старший дошкольник, который имеет высокий уровень знаний на тему правил поведения на дороге, информирован об особенностях труда водителей различного вида транспорта, а также о правилах поведения водителей на дороге. Он знает о том, что на дороге есть «островок безопасности», и понимает как происходит движение транспорта на перекрестке. Он знает, что такое так называемый «регулируемый перекресток» и об особенностях работы регулировщика. Он информирован о правилах знаком передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Данный старший дошкольник знает, в каком городе он живет, какой адрес имеет, а также знает, как безопасно добраться из детского сада до своего дома.
Он знает, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Он знает, а также может назвать и объяснить назначение информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса». «Перекресток», «Место стоянки»; запрещающих знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; имеет представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи». Он информирован о предназначении поста ГИБДД на дороге, а также понимает особенности работы сотрудников ГИБДД. Данный старший дошкольник умеет различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие дорожные знаки.
Таким образом, старший дошкольник, который отличается достаточно объемными и обобщенными знаниями и представлениями обо всем, что имеет отношение к транспорту и движению по улицам города машин и людей, на наш взгляд, вряд ли когда-либо попадет в дорожно-транспортное происшествие (если только в исключительном случае).
Мы уверены, что высокий уровень знаний о правилах поведения на дороге представляет собой определенного рода идеальным вариантом, который сможет уберечь ребенка от несчастья на дороге. Тем не менее, в соответствии с последними статистическими данными, такими знаниями обладают всего 5 % старших дошкольников [6, c.12].
Культура поведения в общественных местах
... много пользы окружающим нас людям. Правила поведения в общественных местах Общественные места. Сегодня редко можно наблюдать ... если он не знает дороги или за дверью темно? В таком случае хозяин ... культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета. Многие современные правила поведения ...
В то же самое время отсутствие необходимых знаний может привести к трагедии. Как говорит С.Н. Пидручная, «чаще всего дети гибнут и получают увечья на дорогах, из-за отсутствия у них элементарных знаний, умений и практических навыков поведения, слабого физического развития, недостаточной телесной ловкости и неумения ориентироваться в пространстве, отрицательного примера взрослых, несформированности нравственно-этических норм поведения и положительного эмоционального отношения к соблюдению Правил дорожного движения, что позволяют нам говорить о необходимости формирования основ культуры безопасности поПравилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» [6, c. 11-12].
Именно поэтому в последнее время большое внимание уделяется обучению детей правильному поведению на дороге. На наш взгляд, это намного важнее (по крайней мере, на данном этапе жизни маленького человека), чем математика, чтение или любые другие предметы, ведь это уже сейчас может спасти жизнь старшему дошкольнику. Именно поэтому, на наш взгляд, важно очень серьезно подойти к обучению дисциплинированному поведению на улице, которое важно проводить в системе. Как говорит ……, «знания, сообщаемые детям, я постепенно усложняю, уточняю и дополняю. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов» [1].
Во время работы важно тщательно подобрать соответствующий дидактический материал: пособия, трафареты, схемы, модели, альбомы, детскую литературу, иллюстрации. Все это должно стимулировать у старших дошкольников познавательную активность. Однако, как говорит …., «среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации» [2].
Во время обучения старших дошкольников правилам поведения на дороге крайне желательно использовать презентации. «Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, так как возможности программы PowerPoint позволяют сочетать текстовый материал с видеоизображениями, а также музыкальным и звуковым сопровождением. Анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1, 5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу» — говорит Змиевская Е.А. [2]
Обучение старших дошкольников культуре безопасности по правилам дорожного движения
Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности ...
... инициативы, творчества, изобретательности. В процессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществить следующие задачи: а) учить детей согласовывать движения с характером музыки, наиболее ... и вызывают усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с инициативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, ...
На данном этапе развития общества, уделяется огромное внимание дошкольному образованию и его возможностям в социализации ребенка, а также в его подготовке к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно-этическому, художественно-эстетическому и эмоциональному благополучию. Вместе с тем, в педагогической науке проблеме формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения уделяется крайне мало внимания, ее обычно не рассматривают как предмет самостоятельного исследования, кроме того, понятие «культура безопасности» не получило общепринятого определения. В данном случае, по мнению С.Н. Пидручной, «необходима теоретическая разработка этого понятия, данные эмпирических исследований» [6, c. 2-3].
Культура безопасности представляет собой общую культуру человека. Ученые под этим термином понимают определенное интегральное понятие, которое подразумевает, что человек обладает физическими силами; интеллектом; высокими нравственно-этическими нормами поведения; художественно-эстетическими идеалами; положительным эмоциональным восприятием на соблюдение Правил дорожного движения и отрицательным — на их несоблюдение; знаниями, умениями и навыками, позволяющими распознавать, предвидеть опасные ситуации и избегать их, видеть пути их устранения. «Исходя из определения культуры безопасности, нами выделены компоненты, необходимые и наиболее приемлемые при формировании основ культуры безопасности: знания, умения и навыки по теме исследования, физическое, интеллектуальное, нравственно-этическое, художественно — эстетическое развитие, эмоциональное восприятие. Знания, умения и навыки как составляющие культуру безопасности могут формироваться непроизвольно, стихийно, а также под целенаправленным педагогическим влиянием, сохраняться в памяти и оказывать конкретное воздействие на управление поведением в сложных ситуациях на дороге. Сформированные основы культуры безопасного поведения являются основой для дальнейшего совершенствования культуры безопасности личности, формирования нравственно-этических норм поведения» — говорит С.Н. Пидручная [6, c. 11].
В 2006 — 2012 годах была принята Федеральная Целевая Программа «Повышение безопасности дорожного движения», в которой выделяются первоочередные направления деятельности: проведение исследований и разработка системного проекта, комплекса программ, учебно-методических материалов, требований к содержанию деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, включая апробацию и научно-методическое сопровождение внедрения; проведение научных исследований и разработка государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам по вопросам обучения навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах; проведение системных исследований, направленных на выявление закономерностей возникновения дорожно-транспортных происшествий. Однако, как говорит С.Н. Пидручная, «формирование основ культуры безопасности невозможно без общей культуры человека, без совокупности достижений человеческого общества в общественной и духовной жизни, без знаний, умений и практических навыков, умственного развития, нравственно-этических норм поведения, эмоционального восприятия окружающего мира и художественно-эстетических идеалов» [6, c. 10].
Дорожный этикет. Дорожный этикет
... Этика — это нормы и правила поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении. Правила дорожного движения — это правила поведения участников дорожного движения. Практически все пункты Правил дорожного движения ... машину. Это и есть предупредительность. 1. О безопасности дорожного движения. Федеральный закон. Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 ...
Разработанная С.Н. Пидручной программа обучения старших дошкольников культуры безопасности по Правилам дорожного движения, делится на несколько блоков. Для первого блока характерны:
- приоритет игровой деятельности ребенка, при котором игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и источником практических навыков ребенка, своеобразным носителем культурных ценностей в формировании основ культуры безопасности;
- принципы интегрирования, которые обеспечивают взаимосвязь между всеми разделами программы и формами работы при формировании основ культуры безопасности. На равных основаниях в воспитательно-образовательную деятельность включаются разделы, однако культура безопасности всегда играет приоритетную роль.
- системность воспитательно-образовательной деятельности по формированию основ культуры безопасности должна проводиться на протяжении всего учебного года, в системе «от простого к сложному», а последующие знания должны базироваться на уже имеющихся знаниях;
- доступность — знания, умения и навыки по безопасному поведению на улицах и дорогах должны соответствовать возрастным особенностям ребенка, быть для них простыми и понятными;
- последовательность, при которой новые знания, умения и навыки, с которыми знакомит детей воспитатель, должны опираться на уже имеющиеся знания;
- достоверность, индивидуальный подход, стандартизация знаний, соответствие и целостность, сезонность знаний, взаимодействие «детский сад — семья» и др.
Во втором блоке описываются педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию основ культуры безопасности: благоприятный психологический климат в детском саду и группах, учет возрастных особенностей и специфики обучения, обогащение социального опыта, формирование образно-ассоциативного мышления, подбор учебно-дидактического материала, использование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных методов работы.
В третьем блоке выделяют компоненты культуры безопасности: знания, умения и навыки по Правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно-этическое, художественно-эстетическое развитие, эмоциональное восприятие, обуславливающие потребность в культуре безопасности и способствующие безопасной жизнедеятельности ребенка [6, c. 13-14].
С.Н. Пидручная также разработала компоненты культуры безопасности , для которых характерны:
- Знания, умения и навыки по Правилам дорожного движения: ребенок обладает устойчивыми знаниями о дорожном регулировании (дорожной разметке, дорожных знаках, сигналах светофора и сигналах регулировщика), о правилах перехода проезжей части дороги, о ситуациях-ловушках, о безопасном поведении на автобусной остановке, при посадке и выходе из транспорта, в транспорте.
- Физическое развитие: ребенок уверен в своих силах в своих силах, телесной ловкостью, умении ориентироваться в пространстве и на различные ориентиры, умении контролировать свои действия, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.
- Интеллектуальное развитие: у ребенка развито внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, что позволяет ему осуществлять умственную деятельность: сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи («Зеленый мигающий сигнал светофора, я не успею перейти дорогу, значит нельзя начинать переходить — это опасно, нужно подождать следующего зеленого сигнала и только тогда переходить!» и др.), делать выводы.
- Нравственно-этическое развитие: у ребенка развиты гуманные чувства, навыки культурного поведения и социально-общественных качеств, уважительно и ответственно относится к взрослым, сверстникам, к соблюдению Правил дорожного движения, понимает ответственность за свое поведение, за свою жизнь и жизнь других людей; справедливо оценивает свои поступки и поступки других людей.
- Художественно-эстетическое развитие: ребенок может различать «плохо — хорошо», восхищаться поступками положительных героев и желанием им подражать, осуждать поведение и поступки отрицательных героев; умением передать свое отношение, впечатление от прочитанного произведения или увиденного в окружающем мире в рассказе, беседе, в рисунке.
- Эмоциональное восприятие: ребенок эмоционально реагирует на события и поступки людей в окружающем мире — положительно на соблюдение Правил дорожного движения и отрицательно на их несоблюдение; восприимчив к человеческому горю, умеет жалеть и сочувствовать взрослым и сверстникам.
«В содержании воспитательно-образовательной деятельности по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста, представленном в программе «Культура безопасности по Правилам дорожного движения в детском саду», включены все компоненты культуры безопасности, которые интегрировались во всей воспитательно-образовательной деятельности, на каждом занятии по Правилам дорожного движения, экскурсиях, играх и в индивидуальной работе с детьми. В технологиях представлены методы, использованные в воспитательно-образовательной деятельности по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста: приоритета игровой деятельности, интегрирования, наглядно-практические, проблемно-поисковые, творческие, игровые, наблюдения, словесные: беседы, диалоги, обсуждения, интервьюирование» — пишет С.Н. Пидручная [6, c. 14].
Физическая культура». «Основы рационального питания и контроль за весом тела
... физическое развитие, и если к этому времени не было каких-либо нарушений в питании или серьезных болезней, масса тела ... к голоданию. Наиболее эффективное и безопасное для здоровья средство против ожирения – специальное диетическое питание при избыточном ... – это питание здорового человека, построенное на научных основах, способное количественно и качественно обеспечить потребность организма в ...
Четвертый блок данной программы представляет собой результат — сформированность знаний, умений и навыков по ПДД, позволяющими распознать, предвидеть опасные ситуации и избегать их, видеть пути их устранения. Всегда соблюдать Правила дорожного движения.
Во время занятий четвертого блока ребята смогут выполнять следующие действия:
- индивидуальную работу, во время которой дети делились своими свежими впечатлениями, рассказывать о своем пути в детский сад, обменивались своими наблюдениями, осуждать пешеходов и водителей, которые нарушали Правила дорожного движения и создавали опасные ситуации на дороге, и таким образом осуществлять процесс познания окружающего мира и эмоциональное восприятие;
- художественно-эстетические виды деятельности, которые позволяли передать свои эмоциональные впечатления и свое отношение к происходящему от увиденного в окружающем мире в рисунках, лепке, обыграть объекты изодеятельности, чтения, пения, танца (цвет, композиция, движение, звук, слово), проявлять творчество, трансформировать свои впечатления в создании новых образов, что способствовало эффективному усвоению учебного материала и благоприятному эмоционально-психологическому климату и группе;
- занятия по Правилам дорожного движения (интегрированными), в которых главными составляющими содержания представлены знания, умения и навыки по Правилам дорожного движения, а другие составляющие (игра, ознакомление с окружающим, развитие речи, изодеятельность, художественная литература и др.), дополняют и усиливают эффект формирования основ культуры безопасности, тем самым способствуют более глубокому усвоению знаний, умений и навыков по безопасной жизнедеятельности;
- экскурсии, которые дают возможность использовать наглядно-практические методы работы, а наблюдение нарушений Правил дорожного движения пешеходами и водителями, обеспечивает раскрытие проблемы учебных задач, мотивацию на изучение и соблюдение Правил дорожного движения, способствует прочному и осознанному усвоению детьми Правил дорожного движения;
- игры (сюжетно-ролевыми, подвижными, настольными, развивающими и др.) содержание и сюжет которых — это отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающего мира, они помогают ребенку углубить свои знания социума, усовершенствовать умения и практические навыки, раскрывают правила, нравственно-этические нормы поведения и ценности, регулирующие взаимоотношения.
- досуговая деятельность, которая включает игры, танцы, пение, чтение стихов, ритмические упражнения, обыгрывание различных сценок-ситуаций по Правилам дорожного движения («Светофор», «Поездка в зоопарк», «Красный. Желтый. Зеленый» и др.), способствующих более эффективному запоминанию и усвоению основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения;
- участие в конкурсах и выставках детских рисунков по тематике исследования, давало детям эмоциональное вдохновение, воспитывало чувство ответственности и коллективизма, способствующих творческому развитию, эмоциональному восприятию; встречи с инспекторами ГИБДД, вызывали у детей чувство восхищения и желание подражать им: хорошо знать Правила дорожного движения, бороться с нарушителями этих Правил, тем самым сохранять жизнь и здоровье себе и другим людям, стимулировали изучение детьми Правил дорожного движения, нравственную жизненную позицию, эмоциональное восприятие чужого горя;
- взаимодействие с родителями, заключалось в активном приобщении и участии их в работе по формированию основ культуры безопасности: участвовали в вечерах развлечений, досугах для детей, присутствовали на встречах с инспекторами ГИБДД, на занятиях по Правилам дорожного движения, принимали участие в экскурсиях, выставках, конкурсах, что способствовало формированию ответственного отношения детей к изучению учебного материала, к своим знаниям, умениям и навыкам по Правилам дорожного движения, желанию детей не нарушать Правилам дорожного движения.
- работа с педагогами включала проведение консультаций, семинаров, семинаров-практикумов, педсоветов, посещение открытых занятий, тестирование, подготовку методических рекомендаций и пособий, что повышению квалификации воспитателей, усовершенствовало их знания культуры безопасности по Правилам дорожного движения и способствовало повышению эффективности их работы с детьми по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста [6, c. 14-17].